Маршрут.
Выглядел примерно так
Пекин (北京). 3 ночи.
1. Прилет, прогулка по городу (Колокольная и Барабанная башни, хутуны, парк Бэйхай, холм Цзиншань).
2. Участок стены Jinshanling
Датун (大同市). 2 ночи. Гроты Yungang.
Пинъяо (平遥古城). 1 ночь. Храм Shuanglin Si, Pingyao Ancient City
Сиань (西安). Терракотовая армия
Чэнду (成都) 3 ночи.
1. Статуя Будды в Лэшане
2. Research Base of Giant Panda Breeding, Jinsha Site Museum, Qingyang Palace
Синьпин (兴平) 1 ночь. Холм Лаожай, Бамбу на реке Ли.
Яншо (阳朔) 2 ночи. Бамбу на реке Юлун.
Дачжай (大寨梯) 2 ночи. Рисовые террасы
Фэнхуан (凤凰) 1 ночь. Старый город
Чжанцзяцзе (张家界) (город) 1 ночь. Гора Тяньменьшань.
Чжанцзяцзе (парк) 2 ночи.
1. Отель в парке Аватара
2. Прогулки по парку
Улинъюань (武陵源) 1 ночь. Пещера Желтого дракона
Гонконг 4 ночи. Прогулки по Гонконгу и Макао
Это итоговый маршрут, напишу немного, как он получился. Сразу решил делать маршрут не закольцованным и однозначно включил Пекин. Поскольку вылет и прилет были из Владивостока, то вторым подходящим городом для окончания/начала маршрута могли стать Гонконг или Шанхай. Соответственно искал наиболее выгодные по времени и цене способы добраться в/из этих городов на юг континентального Китая, куда-нибудь в окрестности Гуйлиня или Гуанчжоу. В итоге нашел сравнительно недорогой, подходящий по времени перелет Чжанцзяцзе-Гонконг от HK Express.
Здесь основные моменты начали проясняться, купил авиабилеты и стал набрасывать остальные точки маршрута, исходя из расположения желаемых достопримечательностей. Помимо Пекина и Гонконга, в качестве основных мест для посещения отметил на карте Чэнду и район Гуйлиня и стал “нанизывать” промежуточные остановки.
Долго сомневался, выбирая между Сианем и Пинъяо. По времени вместе они не умещались, в итоге выбрал Пинъяо.
Следующая проблема – участок Дачжай-Фэнхуан. Существует несколько способов проделать этот путь, которые хорошо описаны в одном из лучших отчетов о Китае на форуме (Путешествие в Южный Китай: Гуанчжоу - Синьпин - Яншо - Гуйлинь - Дачжай - Ченъян -Фэнхуан - Фужун (парк Красные скалы) - Чжанцзяцзе - Гуанчжоу). Я выбрал прямой автобус Гуйлинь-Фэнхуан, как самый простой вариант. Но проблема в том, что этот автобус идет один раз в день, причем всегда он ходил в 11:00, но недавно появлялась информация, что его перенесли на 15:00. Если он идет в 11:00, то есть вероятность не успеть на него из Дачжая, если выезжать в этот же день. Тогда нужно выезжать в предыдущий день и ночевать в Гуйлине. Если же он в 15:00, то можно на него успеть и в этот же день, минуя ночевку в Гуйлине, но прибытие в Фэнхуан будет достаточно поздним, около 21:00. Ответов по расписанию этого автобуса я так и не нашел, запросы в хостелы Гуйлиня и Дачжая ничего не дали. Поэтому здесь была небольшая неопределенность, и все отели далее я бронировал с возможностью отмены, по крайней мере, за день до заезда, чтобы сориентироваться уже на месте и изменить планы.
Сюрпризы начались практически сразу. Сначала Уральские линии перенесли рейс в Пекин на два дня позже. Я, если честно, был в шоке, никогда с таким не сталкивался. Решив, что мне с этой авиакомпанией не по пути, быстренько затребовал у них свои денежки обратно и купил билеты с неудобным ночным прилетом у Авроры. Затем на сутки ранее перенесли рейс HK Express. Здесь уже не было времени и сил переформировывать все брони и менять планы, так что пришлось убрать один день в Чжанцзяцзе, день который планировалось потратить на гору Тяньменьшань. И добавить ночь в таком дорогущем Гонконге.
Затем не получилось купить билет на единственный поезд Пинъяо-Чэнду и пришлось ехать с пересадкой через Сиань. При этом на отрезок Пинъяо-Сиань остались только билеты бизнес-класса. Из-за семичасовой пересадки на Пинъяо оставалось совсем мало времени, зато на маршруте появилась терракотовая армия.
Ну и в качестве бонуса за все страдания – благодаря персоналу хостела в итоге удалось преодолеть путь Дачжай-Фэнхуан на автобусе (который, кстати, отправлялся все-таки в 11:00) за один день, не заезжая в Гуйлинь. Тем самым сработала задумка с отменой отеля в Гуйлине, перебронированием отеля в Фэнхуане на день раньше, что позволило вернуть на законное место Тяньменьшань.
Таким вот выстраданным получился маршрут. Для меня он получился чуть более активным, чем я привык. Никогда еще не было столько переездов в такой короткий срок. Поэтому решено было ехать только с ручной кладью, и где-то это помогало, а где-то наоборот ограничивало.
Также, я очень не люблю ночные переезды. Просто не высыпаюсь и потом весь день хожу вялый, никакого удовольствия. Поэтому все переезды только днем. Но если брать ночные поезда, то маршрут можно сделать еще более активным, добавив время на Пинъяо (именно там мне его немного не хватило), либо на Сиань, либо добавив такой интересный городок, как Фужун.
По итогу могу сказать, что маршрут мне очень понравился, для первого посещения Китая в самый раз. Да, он банальный и охватывает лишь “верхушку”, но он позволяет увидеть и старые китайские города, и мегаполисы, и удивительные природные достопримечательности, и потрясающие рукотворные объекты древнего Китая. Кроме того, он захватывает и север Китая, и юг, а как по мне, субъективно, они очень отличаются, в том числе по климату, еде, местным жителям.
Бюджет.
В принципе, имея маршрут, распланировать бюджет довольно просто, основные цены хорошо известны и написаны на форуме или сайте https://www.travelchinaguide.com, очень полезном ресурсе о Китае. Приведу раскладку, что вышло у меня.
Виза 3300 р. + 2000 р. за пересылку документов.
Транспорт
Авиа (стоимость одного билета)
Владивосток-Пекин, а/к Аврора, 8200 р.
Чжанцзяцзе-Гонконг, а/к HK Express, 9300 р.
Гонконг-Владивосток, а/к Аврора, 12300 р.
Итого 29800 р.
Поезда (стоимость одного билета, в юанях)
Пекин-Датун 100
Датун-Пинъяо 120
Пинъяо-Сиань 440
Сиань-Чэнду 260
Чэнду-Яншо 370
Итого 1290 юаней.
Эти билеты были куплены заранее, еще дома. Все остальное оплачивалось в Китае, в юанях.
Автобусы (стоимость одного билета, в юанях)
Такси Аэропорт Пекин - отель 20
Шатл Аэропорт Пекин – город Пекин 30
Пекин - Участок стены Jinshanling и обратно 100
Такси в Датуне 100 (400 с машины)
Чэнду - Статуя Будды в Лэшане 105
Яншо - Дачжай 90
Дачжай - Луншен 20
Луншен - Фэнхуан 150
Фэнхуан – г. Чжанцзяцзе 80
г. Чжанцзяцзе - Улинъюань 20
Улинъюань - г. Чжанцзяцзе 20
Такси г. Чжанцзяцзе - аэропорт Чжанцзяцзе 20
На метро, такси и автобусы по городу - около 200 юаней.
В Гонконге пользовались картой Octopus, проездили 150 HK$ + 270 HK$ паром до Макао и обратно.
Итого 955 юаней и 320 HK$.
Отели (стоимость номера при двухместном размещении, в юанях)
Пекин
169 Hotel Beijing, 1 ночь, 203
Leo Hostel, 2 ночи, 648
Датун
Datong GreenIsland Youth Hostel, 2 ночи, 306
Пинъяо
Fly by Knight Pingyao Courtyard, 1 ночь, 151
Чэнду
Chengdu Mrs Panda Hostel, 4 ночи, 373
Синьпин
Yangshuo Xingping This Old Place International Hostel, 1 ночь, 99
Яншо
Yangshuo Show Biz Youth Hostel, 2 ночи, 246
Дачжай
Dragon’s Den Hostel 2 ночи, 252
Фэнхуан
Rose Courtyard, 1 ночь, 155
Чжанцзяцзе
Zhangjiajie Yijiaqin Hotel, 1 ночь, 128
Zhangjiajie Potato Inn, 2 ночи, 316
Wulingyuantuniu Youth Hotel, 1 ночь, 120
Гонконг
Comfort Hostel, 1 ночь, 370 HK$
Kew Green Hotel Wanchai Hong Kong, 3 ночи, 2400 HK$
Итого около 1500 юаней и 1400 HK$ с человека.
Достопримечательности.
Пекин
Парк Бэйхай 海公园) 10
Участок стены Jinshanling 金山岭 (вход 65, канатка 40)
Датун
Гроты Yungang 云冈石窟 120
Пинъяо
Храм Shuanglin Si 双林寺 35
Сиань
Терракотовая армия 秦陵兵马俑 150
Чэнду
Статуя Будды в Лэшане 樂山大佛 (Вход 80, прогулка на кораблике 70)
Research Base of Giant Panda Breeding成都大熊猫繁育研究基地 53
Jinsha Site Museum 80
Qingyang Palace 青羊宫 10
Синьпин
Бамбу на реке Ли 90
Яншо
Бамбу на реке Юлун 160
Дачжай
Въезд 95
Подъемник к смотровой 100
Чжанцзяцзе
Тяньменьшань天门山260
Парк Чжанцзяцзе 张家界国家森林公园 248
Лифт Байлун白龙天梯72
Канатка Тьенцзы 72 天子山索道
Пещера Желтого дракона 100 黄龙洞
Итого 1910 юаней.
На пищу не духовную, а материальную ушло около 1300 юаней и около 300 HK$.
На сувениры, сигареты и другую мелочь по 550 юаней.
Итого, 18 дней в Китае и 4 дня в Гонконге обошлись в 35300 р.,7500 юаней и 2000 HK$ с человека.
6500 юаней покупали в России, т.е. в итоге еще осталось по 300 юаней, которые в Гонконге поменяли на гонконгские доллары.
Хотелось бы еще отметить некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание.
VPN. Про то, что сервисы Google не работают в Китае можно прочитать во всех отчетах. Обойти это можно с помощью VPN сервисов. Я тоже запасся приложениями в количестве пяти штук и думал, что с легкостью обойду великий китайский файрвол, но случился облом. От Пекина до Чэнду ни одно из приложений стабильно не работало. Только в Яншо все стало нормально, и начали грузиться запрещенные сайты и сервисы. Возможно, это зависит от провайдера. В общем, нужно искать именно те приложения, которые будут работать в посещаемых регионах Китая.
Карты. Все советуют offline карты maps.me. И правда, практически весь маршрут прошли с ними, указаны все дорожки и тропинки, даже в парках. Но пару раз указывали неправильный путь, и пригодился мой резервный вариант – карты Baidu. Все-таки не зря я мучился с ними. Карты только на китайском, чтобы ставить метки нужно зарегистрироваться. Можно скачивать регионы и пользоваться в режиме offline, только маршруты без интернета строить не получится. Мы симку с интернетом не купили - в аэропорту ночью не нашли и в дальнейшем на глаза как-то не попадалась, а специально не искали. Но я заранее построил в картах маршруты общественного транспорта между предполагаемыми точками нашего перемещения, было очень удобно.
Для ориентирования в метро использовал программу “Китай метрополитен”. Там сразу можно закачать разные города и строить маршруты offline.
Для вызова такси есть приложение Didi. Мы ни разу не вызывали, использовали только чтобы посмотреть примерные цены.
Еда. Не могу про это молчать. Я очень люблю “русскую” китайскую кухню. Ну, то есть то, что у нас называют китайской кухней. И я испытывал настоящий шок, читая в отчетах, что это все обман и в Китае такое никто не ест, мол, там все жутко острое и непонятное. Совет “есть, там где местных много” не факт, что сработает – нет уверенности, что вы будете есть то, что едят местные.
На самом деле, в тех местах, где мы были - а это в основном либо крупные города, либо очень туристические – с едой все неплохо. От Пекина до Чэнду вообще все было отлично – часто есть меню на английском, либо с картинками, либо официанты переводят с помощью приложений на смартфонах. Иероглиф 不要辣 не пригодился, мучились мы в основном не от остроты, а от сладости. По мере продвижения на юг становилось хуже, но не критично – пища острее, понимание названий блюд совсем ушло. Обычно кушали мы в каких-нибудь дешевых лапшичных или бюджетных кафе, где за цену от 15-25 юаней в целую гору риса или лапши подкладывают несколько прозрачных кусочков мяса. Иногда, с разным успехом, покупали уличную еду, иногда, для экономии времени, кушали около вокзалов в сетевой едальне Мистер Ли. Не очень вкусно, но сытно – за 30-40 юаней можно взять комбо набор с основным блюдом с мясом, салатиком и напитком.
В поезд покупали разводную лапшу, колбасу (сладкая гадость), какое-то мясо в пакетах (сладкая гадость), какой-то фасолевый суп в банках (сладкая гадость). В общем, в поездах мы экспериментировали – смотрели, что там с видимым удовольствием едят китайцы и потом покупали то же самое. В основном это, конечно, не доедалось.
Для большего погружения, я выписал основные блюда, которые нужно обязательно попробовать в каждом регионе. Вот их ходили есть в более-менее приличные кафе. Стоили они подороже, но были достаточно большие, чтобы брать одно на двоих. Я не являюсь экспертом в “китайской” китайской кухне, поэтому просто выписал названия из первого попавшегося путеводителя, так что, скорее всего, это такие специальные туристические блюда. Вообще, я покушать местную еду очень люблю, но постараюсь сильно рассказами о еде не увлекаться.
Что еще хотелось бы отметить.
Обязательно носите с собой паспорт, его требуют для входа в некоторые достопримечательности. Иногда может подойти и копия, видели как и с ней пропускали.
Сохраняйте все билеты, они могут понадобиться при выходе из некоторых достопримечательностей или вокзалов.
Сверяйте расписание, время работы достопримечательностей непосредственно перед поездкой. Там все так быстро меняется, постоянно что-то закрывается/открывается на ремонт, реконструкцию.
Ну и, пожалуй, на этом все, и так как-то длинно вышло. Поэтому дальше просто по дням опишу, где были, что видели, что делали.