Меня практически не интересуют ни туристические достопримечательности, ни культурные особенности, ни история посещаемых мною стран. Все что мне от них нужно это определенная субъективная эстетика, которая создает иллюзию комфорта, независимо от реальных условий твоего существования. Короче, бытовуха, которая не угнетает, а окрыляет.
Едва ли мои записи смогут быть полезны кому-либо в планировании путешествия, а уж профессиональным путешественникам и участникам тревел-форумов лучше вообще воздержаться от их прочтения, как от заведомо поверхностных и дилетантских.
N1 Манчжурия
Когда-то давно в музыкальной школе я учил вальс На Сопках Манчжурии, невольно представляя себе эти прекрасные романтические места, как иллюстрации к книжкам о коварных мандаринах и третируемых ими красавицами в кимоно. С прекрасными дворцами, садами, каменными тропинками, луной в пруду и прочим набором милых не пошлых штампов. Но музыкальная школа с тех пор забыта, как страшный сон, впрочем, вместе с общеобразовательной. Теперь вот и тот светлый набор клише, который ассоциировался в моей голове с чудесным (но сложным для криворуких) романсом, тоже придется забыть.
Манчжурия нынче представляет из себя несколько улиц, которые археологи будущего не смогут раскопать и отчистить без припадков дикого хохота. Фантастический, почти гротескный памятник торгово-экономическим отношениям России и Китая в сфере ритейла и мракобесия.
Ни одно русское меню даже в самом задроченном ресторане самого убогого захолустья мира не вызовет у вас даже намека на улыбку, после пешей прогулки по Манжули. Бесконечные вывески и реклама хоронят великий и могучий Русский язык под тяжелой плитой оптово-розничной конкуренции. Рукотворные памятники потреблядству установлены на улицах в виде изваяний, приравнивая шоппинг к подвигам солдат, защищавших в прошлом эти земли во время многочисленных кровопролитных сражений.
Какая бы то ни было самобытность и аутентичность тоже, разумеется, самым подлым образом принесена в жертву кооперации. В итоге блюда китайской кухни подают в ресторанах с названиями Российских поселков городского типа или Русских имен, что отбивает всякую охоту туда заходить. С уличной едой, город, на мой взгляд, тоже испытывает явные проблемы. Впрочем, вкусно, а иногда и одновременно вкусно и недорого поесть мне конечно тоже довелось. Слава Будде. Или КПК..
Надо отдать должное довольно жизнерадостной городской расцветке. А ради создания иллюзии наличия архитектурных стилей, на зданиях присутствует совершенно неимоверное разнообразие внешней лепнины. Что-то вроде пряничной готики.
Я бы еще понял, если бы все это было построено ради чего-то действительно прекрасного и вечного, однако тот ширпотреб, что нещадно сбагривается местными магазинами не менее вырвиглазен чем их названия. Куда отправляются и кем потом используются бесконечные баулы закупаемые нашими соотечественниками, так и останется загадкой для моей наивной и невежественной космополитичной души.
Так что не вижу смысла перечислять плюсы и минусы ибо специфика города подразумевает лишь транзитное пребывание, так что это было бы равносильно перечислению плюсов и минусов почившего (или еще нет?) рынка в Лужниках. Город можно посетить если вы житель приграничных областей, чтобы просто сменить декорации для пьянки, или в качестве одной из точек большого пути, чтобы помыться и привести себя в порядок.
Завтра же с утра пойду за билетом. Куда не знаю. Все равно. Сюда я больше не ездок. Если конечно же Нелегкая однажды не сделает меня одним из жителей приграничных регионов.
N2 Поезд Манчжурия-Харбин
Решил отправиться в Харбин в надежде, что совместная Российско-Китайская история способна порождать нечто куда-более грандиозное, чем бутафорские торговые города. Также я однажды видел клевый ролик на Ютюбе, где чуваки закидывались водкой в местном ледяном баре. Летом ни о каких ледяных барах мечтать не приходится, но города где есть ледяные бары не могут быть плохими.
Оставаться в Манчжурии было уже скучно, но билетов в плацкарт не оказалось. Только сидячие и стоячие места. Стоячие, блядь, места. Как в автобусе или метро, только на 15 часов. Уже было подумал сразу брать билет на Пекин, но потом решил не заниматься читингом, а то окажусь в Гонг-Конге уже на следующей неделе. А то и сразу еще где позлачнее. Короче взял сидячий билет, узнав таким образом о Китае куда больше, чем можно вычитать в путеводителях или посещая его всю жизнь в составе экскурсионных групп.
На вокзале, перед выходом на перрон, я был единственным белым. Масса народу успело засвидетельствовать мне этот факт, заглядывая прямо в лицо с расстояния, указывающего на отсутствие в стране такого понятия, как личное протранство.
Собственно, начиналось все достаточно не плохо. В вагоне было много свободных мест и люди разваливались на креслах как это обычно делается в хвосте самолета. За окном сквозь мрак можно было разобрать проплывающие мимо полустаночки-миллионники, большинство из которых строится скорее впрок. Удобно расположившись в кресле, и почитывая книгу я любезно улыбался и здоровался с наблюдающими за мной соседями по вагону. Так было до Хайлара.
На станции Хайлар, которая даже в темное время поразила меня своими размерами, вагоны заполнились под завязку. Развалиться теперь стало негде, а часть людей вообще лишилась своих уютных уголков, так как являлась обладателями тех самых стоячих билетов. Далее количество таких пассажиров только прибавлялось, логично достигнув к конечной станции уровня заполненности подмосковной электрички, причем в час пик.
Какой-то старичок попытался наладить со мной коммуникацию под предлогом того, что я якобы занял его место. При этом он умудрился несколько раз до меня дотронуться, видимо из чисто спортивного интереса. Как до желе. Его, естественно, тут же осадили окружавшие меня пассажиры, взяв таким образом по старой китайской традиции заботу обо мне всю жизнь.
Через несколько часов захотел для смены обстановки и чтобы дать ногам кого-нибудь из стоящих пассажиров небольшой тайм-аут, сходить в вагон-ресторан. Баулов с дошираками и прочей снедью я с собой не ношу, а попить чайку, почитывая книжечку было бы ой как здорово. Особенно среди всего этого вертепа. По пути убедился в полном отсутствии на данном маршруте или как минимум в этом классе людей своей расы. Однако увидел негра, который солидарно поздоровался со мной взглядом, полного понимания нашего привилегированного положения.
К слову о привилегиях. Из вагона-ресторана меня тут же выгнали, по так и оставшейся загадкой для меня причине. То ли билет моего класса совсем не представляет возможности черни находиться в компании плацкртогоспод даже за наличные, то ли еда закончилась и все остальное тоже. Так что пришлось быстро вернуться обратно, разочаровав таким образом парня, который уже мирно посапывал на моем месте.
Также, по пути видел много выпивающих компаний. Видимо тоже старинная китайская традиция.
Между тем, это далеко не единственный способ поспать для обладателей счастливых стоячих билетов. По части использований свободных пространств нищие китайцы могут давать уроки самым знаменитым дизайнерам интерьера. Для организации спального места в ход идут и специальные приспособления типа раскладных табуреточек, и подручные средства вроде чужих тапок и багажа.
Через несколько часов настал таки мой звездный час. Видимо, коллектив в Китае действительно не пустой звук, поэтому инициативу проявлять не принято. Но как только кто-то проявил, то все считают необходимым присоединиться. В итоге я на какое-то время стал обезьянкой в зоопарке для освоивших технику селфи китайцев различного пола и возраста. Меня просили позировать, разворачивали в профиль и анфас подобно полицейским маг шотам и даже просили переодеться для разнообразия. Еще предложили замутить большое селфи со всеми на мой айфон, но я сказал что он сел, так как уже предварительно многих втайне зафоткал и боялся спалиться. Неудобная бы получилась ситуация.
Достойного разговора конечно не получилось, так как никто из них не говорил по английски, однако путем тыкания в путеводитель и прочих нечленораздельных жестов, удалось обьяснить откуда я еду, куда и зачем. Вру конечно. Обьяснить "зачем" при таком раскладе просто нереально.
Следующим моим действием, приковавшим ко мне пристальное внимание оказалась заваренная мною овсянка. Казалось, вопросы: что это такое и как это вообще можно есть, еще долго будет преследовать пытливые умы китайского лоу-миддл-класса.
За несколько часов до пункта назначения количество стоячих пассажиров в проходах увеличилось до критического. При этом многие незадачливые пассажиры без зазрения совести берут в такие путешествия маленьких детей. Оказалось, что и взаимовыручка для Китайцев тоже не последнее слово. Всем детям тут же выделялось место, а лишившиеся его по доброте душевной пассажиры, чередовали отсидку на оставшихся местах по своему рода графику. Честно, говоря не совсем понимаю родителей, которые ставят в такое неловкое положение соседей по вагону, заведомо зная, что кому-то ради их чада, так или иначе придется постоять. Никто из них не выглядел так, как будто покупал билет на последние деньги, если конечно у них не принято одевать в поезд свои лучшие вещи.
На протяжении всего маршрута за окном проплывали эпичнейшие стройки и разработки, за которые не было бы стыдно ни в одну из памятных пятилеток. Мимо одного из не запущенных пока в эксплуатацию, акведуков недалеко от города qiqihaer поезд ехал на протяжении, как мне показалось, не одного десятка минут. Полагаю причиной его строения стала болотная местность. Надо будет справиться еще об этом в Википедии.
Таким вот веселым получился мой первый опыт путешествия китайскими железными дорогами. Полный впечатлений и мечтающий о кровати после практически бессонных ночи и дня, я оказался в славном городе Харбине.
N3 Харбин
Я уже было морально подготовился ко всем потенциальным трудностям, как на меня свалилась очередная удача в виде китаянки средних лет, которая сидела неподалеку в вагоне поезда и была свидетельницей всего происходившего со мной накануне.
Она на очень плохом английском объяснила что она из Пекина и возвращается с путешествия по России, где посетила множество городов, включая столицу и транссиб. Кази-Хостел, в котором она собиралась остановиться в Харбине, был первым в моем списке на проверку, так что мы решили отправиться на поиски вместе. Она сказала что я могу называть ее Лидия, так как ее китайское имя запоминать бесполезно.
В Харбине нет метро и основным транспортом являются автобусы. Вся информация по маршрутам, как я вскоре выяснил, достаточно подробна написана на остановках, но, естественно, только на китайском. Мобильного интернета с картами к этому моменту у меня еще не было. Поэтому находка говорящего на местном языке попутчика избавила меня от множества лишних трудностей, и в перспективе повлияла на большую часть моего путешествия, как это обычно и бывает в жизни.
Прокатившись на автобусе и прогулявшись несколько минут по шумным, но милым и полным разнообразными закусочными улочкам, мы благополучно добрались до Кази-Хостела. Персонал молодежных хостелов по всему миру, к счастью, обычно хоть сколько-нибудь говорит на английском, и, разузнав про цены и варианты, я решил на первую ночь взять себе отдельный номер, чтобы как следует отдохнуть после безумной и бессонной ночи в поезде.
Правда, перед сном моя новая знакомая позвала меня пойти куда-нибудь поесть, так как время уже было как раз обеденное. Закусочных в районе хостела оказалось великое множество, так как он находится совсем не далеко от пешеходной улицы, которая является одной из главных достопримечательностей города. Мы зашли в первое попавшееся приличное заведение, где наелись выбранными Лидией китайскими блюдами, так как собственных предпочтений в Китайской кухне у меня к тому моменту еще не сформировалось. Хочу заметить, что в подавляющем большинстве заведений в Китае, меню сопровождается картинками, кроме совсем уж уличных заведений, но там вообще вся еда изначально выставлена перед тобой и остается только тыкать пальцем. Порции тоже оказались огромными, хотя, как мне объяснили, они будут уменьшаться по мере моего продвижения на Юг. (Этого уменьшения я так к счастью и не ощутил).
Далее, я впервые столкнулся с теми самыми пресловутыми китайскими гостеприимством и принципиальностью, которые еще не раз потом меня ставили в тупик. Моя попутчица наотрез отказалась от того, чтобы я оплатил наш счет и настояла на том, что это сделает она, так как это она меня позвала, и вообще я в Китае гость. Когда я говорю настояла, я подразумеваю именно настояла, с соответствующими эмоциями и далеко не формальной непреклонностью. Так что мне оставалось лишь смириться. Особенно учитывая то, что как мне показалось, она чувствует себя неловко за то, что не может на должном уровне поддержать мои незамысловатые разговоры.
Ближе к вечеру я сходил прогуляться по пешеходной улице, перекусил и выпил кофе в местном Старбаксе, спокойно наблюдая как толпы китайцев всех возрастов наслаждаются чудесным летним вечером. После я вернулся в холл хостела, чтобы поймать вай-фай и выпить пива, прикидывая чем мне заняться в Харбине. Ни одного сколько-нибудь европейского лица вокруг не наблюдалось. Появившаяся Лидия тоже начала копаться в телефоне, занимаясь планированием, иногда стараясь наладить со мной уже привычную нам коммуникацию, полную неловкостей и недопониманий. Это привлекло внимание сидевшего рядом парня, который вызвался быть переводчиком, а заодно и составить нам компанию, так как он прибыл в Харбин из Пекина на несколько дней в отпуск. То, что туризм в пределах своей страны с непременным посещением многих обязательных мест, является основным и самым распространенным видом отпусков в Китае мне еще только предстояло узнать. Как впрочем и то, что львиная доля встречаемых нами людей на улицах людей это тоже именно китайские туристы.
Фред оказался моим ровесником, работающим менеджером среднего звена в одной из многих процветающих местных. Прекрасный английский, чувство юмора и интерес к происходящим в мире геополитическим процессам выявляли в нем представителя того самого класса молодых китайских белых воротничков, которые стараются достойно пользоваться результатами многолетнего тяжкого труда, реформ и преобразований, что связаны с новейшей историей Китая.
Проблем с коммуникацией больше не было и мы стали втроем планировать наши завтрашние приключения.
Утром мы обильно позавтракали в маленькой дим-самной напротив хостела. Мои друзья съели по два огромных дим-сама с мясом и по порции какой-то бобово-злаковой субстанции, которую назвали классической утренней кашей. Мне она не особо понравилась, при том, что я практически всеяден. Фред сказал, что они специально много едят на завтрак, чтобы зарядиться энергией на весь день. Это однако не помешало им вскоре с не меньшим энтузиазмом еще подзарядиться за обедом и ужином.
Первым делом было решено разобраться с моими пластиковыми карточками и купить мне местную сим-карту с правильным пакетом интернета, чтобы он везде был доступен и хватило на весь месяц моего планируемого пребывания в Поднебесной. До этого я читал на форумах и в блогах, что подобных чудес в Китае не существует, но оказалось что это скорее всего проблема недопонимания путешественников и персонала салонов связи. Так как теперь у меня был прекрасный бесплатный личный переводчик, меня эта проблема благополучно миновала.
Пройдя по всем ближайшим отделениям банков и банкоматам при них, опытным путем было установлено, что снимать деньги с моих карточек возможно только в крупных государственных заведениях, типа Bank of China. Меня это вполне устроило, так как друзья заверили что проблем с поиском их отделений у меня нигде не возникнет.
Далее мы в складчину взяли такси отправились в Старый Город, где можно погулять среди частично сохраненных, а частично отреставрированных исторических кварталов, где до сих пор присутствует атмосфера давних эпох. Причем, как ни странно, намного лучше она ощущается в не отреставрированном районе местного рынка, где по настоящему живут и торгуют местные жители и нет лоска соседствующих торговых и выставочных галерей, созданных специально для туристов.
Я очень люблю азиатские рынки со всеми их запахами, суетой и кучей экзотической еды, которая зачастую выглядит совсем не съедобной. Так что прогуляться там, пробуя различные новые закуски, было для меня настоящим удовольствием.
Там же мне в первый и единственный раз за все путешествие повстречался китайский ледибой. Выглядел(а) он(а) достаточно мужественно, однако одет(а) была вызывающе даже по Тайским меркам. Сопровождал ее наглухо забитый татухами (что тоже оказалось большой редкостью) китаец достаточно мрачного вида. Ледибой, глядя на меня, умело состроил страстное выражение лица, а когда мы сблизились провел по мне рукой от шеи до пояса. Китаец на это только усмехнулся. В каких бы ни отношениях эти двое не состояли, ревности в них точно не было место. Убедившись, что неприятности мне не угрожают, я попытался выглядеть очарованным и ляпнул какой-то комплимент и проследовал далее за своими друзьями, которых эта сценка немало позабавила. Ледибой тоже пошел своей дорогой, вместе со спутником, оглядываясь и посылая мне воздушные поцелуи.
Следующим пунктом нашего путешествия была Гоголь-Стрит. Особо там делать оказалось нечего, поэтому мы решили пообедать в одном из местных заведений. Система по которой китайцы питаются в компании проста: каждый берет по блюду, а потом все едят из любого стоящей на столе. Учитывая размеры порций это самый оптимальный вариант, чтобы попробовать как можно больше, а не давиться целым тазом одной и той же еды. Правда как по мне, так лучше бы сделали порции в пару раз меньше и сбавили цену хотя бы на треть. Наешься в любом случае, а заплатить меньше всегда приятно. Не уверен что такой вариант устроил бы самих китайцев, так как едят они очень много. Целая культура еды. Каждый вечер рестораны забиты большими компаниями людей, которые варят хот-поты и болтают без остановки. Тут мое внимание привлекла пара ребят, которые, судя по количеству бутылок у них на столе, уже приговорили по три литра местного пива и явно не собирались останавливаться на достигнутом. А время было еще только чуть за полдень. Да и день скорее всего был рабочим. Так что за них можно было только порадоваться.
Короче мы в очередной раз объелись китайскими блюдами и отправились в пешую прогулку от Гоголь стрит по живописной зеленой набережной реки протекающей среди типичных для китайских городов бесчисленных небоскребов.
Нам надо было добраться до вокзала, чтобы взять билеты на поезд до Пекина. Мы с Фредом решили уже на следующий день отправиться в Пекин на всемирно известном Буллет-трейне, который с комфортом домчит нас туда всего за 8 часов. Я хотел перепробовать как можно больше вариантов размещения в поездах, поэтому сразу согласился на подобный вариант, несмотря на то, что он в добрых пару раз дороже стандартного плацкарта.
Как обычно, пришлось потратить какое-то время в очереди на вокзале, после чего мы вернулись в хостел счастливыми обладателями заветных билетов. Я перебрался в общую комнату на 6 или 8 человек, среди которых были одни лишь китайцы. Некоторые приехали на каникулы или в отпуск, а некоторые жили тут месяцами, обучаясь на каких-то курсах. Условия вполне приличные. Кровать, зарядка, сейф. Быстро привыкаешь. Насколько это возможно чистые умывальники, душевые кабинки с горячей и теплой водой. Туалеты двух видов: классический европейский унитаз и типичный китайский стульчак, по типу тех что были распространены в общественных туалетах Советского Союза. К нему тоже быстро привыкаешь, особенно учитывая, что роскошь в виде европейского унитаза можно встретить далеко не везде. Бывают и навороченные стульчаки с дополнительными комфортными наворотами чтобы, например, не разбрызгивалась моча.
Я слегка привел себя в порядок и спустился в холл к друзьям, чтобы ничего не делая посидеть перед ужином. Мы быстро оказались в компании еще нескольких молодых китайских туристов и туристок, которые беспрерывно трещали на своем языке, обсуждая, как мне перевел Фред, местные достопримечательности и другие города, в которых им довелось побывать этим летом.
Я сразу обратил внимание на симпатичную девушку, которая болтала практически не затыкаясь и была центром всеобщего внимания. Удивительного в этом ничего не было, так как до этого момента, проведя среди огромного количества народа в Китае уже несколько дней, я совершенно не видел красивых девушек. Китаянки абсолютно не привлекательны. Ухоженные и даже в какой-то степени милые в своих попытках выглядеть стильно, они все равно остаются какими-то неэстетичными и непропорциональными. То же самое и с китайцами. Людей, по внешнему виду которых можно было бы сказать, что они занимаются спортом, я видел очень мало. Тем не менее, города полны вот такими ничем не примечательными нелепыми парочками, которые выглядят вполне счастливо и непринужденно.
Так вот, я отвлекся. Фред сказал что я должен обязательно познакомиться с этой девушкой, так как она ко всему прочему очень хорошо говорит по английски. Он успел все это выяснить, пока я устраивался на своем новом месте. Она сказала что я могу называть ее Бэйб, так как почти так ее и зовут если перевести. Я сказал, что я бы в любом случае именно так ее и называл.
Таким образом к наша компания пополнилась еще одним человеком и мы решили пойти ужинать на рынок на пешеходной улице.
Они снова накупили еды намного больше чем кто-либо способен съесть и заставляли меня все перепробовать. Я придумал хитрый способ не чувствовать себя должным, принеся всем пива. Всем было весело, мы прогулялись до памятника Сталину в парке Сталина и прокатились на корабле. После чего сидели на улице и думали чем заняться на следующий день, так как специально взяли билеты на поезд ближе к вечеру. У Бэйб уже был билет в Сиань на следующий день, но она сказала что сдаст его и постарается взять билет на наш поезд, чтобы вместе со мной потусоваться в Пекине. Я подумал что это была самая лучшая идея, которая только могла прийти ей в голову.
На следующий день Бейб с утра отправилась разбираться со своими билетами, а мы втроем продолжили выполнять культурную программу, решив посетить музей. Собственно, не помню как он назывался, но вход туда был бесплатный и там можно было посмотреть на что угодно, начиная от скелетов древних ящеров и амуниции первобытных войнов, заканчивая образцами экстази и рисунками современных китайских художников. Много внимания было уделено так же влиянию России в развитии Харбина. По музеям я хожу крайне редко, но в этот раз с радостью поддержал своих новых друзей и неплохо провел время среди экспонатов.
Китайцы пока еще не очень искушены в плане путешествий. Поэтому все их вылазки, как правило, состоят из определенного списка туристических мест, которые обязательно необходимо посетить. Я же с радостью взял на себя роль сопровождающего и просто получал удовольствие от своего путешествия. Потом к нам присоединилась Бейб, и мы еще погуляли по городу, укрываясь порой от дождя в местных торговых центрах, прежде чем устроились на ланч.
Взять билеты непосредственно на наш рейс Бейб не удалось. Однако удалось взять на рейс через три часа после нашего, что в любом случае было большой удачей, так как надеяться в Китае купить билет на поезд (даже на скоростной) день в день, это не самая лучшая идея. В связи с этим решили действовать следующим образом: мы с Фредом прибываем в Пекин и он едет к себе домой. Я же остаюсь ждать Бейб на вокзале в каком-нибудь кафе, а потом мы вместе с ней едем в хостел на такси. Корректировать этот план пришлось уже непосредственно на месте, но до этого я еще надеюсь дойти.
Мы с Фредом забрали наши рюкзаки из хостела, я попрощался с Лидией, так как она пока не собиралась ехать домой в Пекин и планировала после Харбина провести еще несколько дней где-то на побережье. За временем следил Фред. Он же и определял сколько времени нам потребуется чтобы вовремя добраться до вокзала. Однако он явно планировал, что мы легко и быстро поймаем такси. С этим же сразу возникли проблемы. Ни один таксист не хотел нас сажать, когда узнавал куда именно нам надо ехать. Вокзал с которого уходят Буллет трейны был не тем, на который мы прибыли пару дней назад. В итоге, прежде чем какой-то таксист все-таки согласился нас довезти, на поиски было потрачено не менее 40 минут и мы начали нервничать, что не успеем на поезд, так как этот же водитель обрадовал Фреда еще и тем, что добраться до этого вокзала в это время проблематично. Что косвенно объясняло почему таксисты так настойчиво не хотели иметь с нами дело.
К счастью нам удалось добраться до вокзала как раз впритык и даже успеть сделать пару фоточек с легендарным поездом на перроне. Далее оставалось только удобно расположиться в мягких регулируемых креслах, непринужденно болтать и наслаждаться проносящимися за окном захватывающими пейзажами Поднебесной.