В июне 2012 года состоялось наше очередное путешествие в ЮВА. В этот раз выбор наш пал на Борнео. Но для начала немного скучной информации, из которой станет понятен наш маршрут и бюджет.
Маршрут:
Москва – Сингапур – Кота Кинабалу – Сандакан – Сукау – Сепилок – Сандакан – Кота Кинабалу – Кота Белуд – Кота Кинабалу – Сибу – Капит – Кучинг – Сингапур.
Программа:
10.06.2012 - прилет в Сингапур в 15:50.
11.06.2012 – в 17:40 вылет в Кота Кинабалу.
12.06.2012 – в 07:05 вылет в Сандакан, переезд в Sukau Green View.
13.06.2012 – Сукау.
14.06.2012 – в 09:00 переезд в Сепилок.
15.06.2012 – в 08:15 перелет Сандакан – Кота Кинабалу; трансфер в ресорт Маньяна, недалеко от г. Кота Белуд.
16.06.2012 –во второй половине дня переезд в Кота Белуд.
17.06.2012 – рынок в Кота Белуд; переезд в Кота Кинабалу; в 19:30 перелет Кота Кинабалу – Сибу.
18.06.2012 – в 05:45 лодка Сибу Капит; поездка в лонгхауз.
19.06.2012 – в 11:30 лодка Капит – Сибу; в 18:30 перелет Сибу – Кучинг.
20.06.2012 – Кучинг; пещера Fairy Cave.
21.06.2012 – в 8:30 переезд в Бако.
22.06.2012 – Бако.
23.06.2012 – в 10:30 переезд Бако – Кучинг.
24.06.2012 – Кучинг; крокодиловая ферма.
25.06.2012 – в 9:40 перелет Кучинг – Сингапур; Сингапурский зоопарк; в 23.05 вылет в Москву.
Основные траты на двоих за 16 дней:
Перелеты – 1 945,54 USD,
а именно (цены на одного, в USD):
Москва – Сингапур – Москва (Lufthansa) – 732,00;
Сингапур – Кота Кинабалу (Air Asia) – 93,36;
Кота Кинабалу – Сандакан – Кота Кинабалу (Air Asia) – 53,41;
Кота Кинабалу – Сибу (MASwings) – 71,00;
Сибу – Кучинг (Air Asia) – 23,00;
Кучинг – Сингапур (Air Asia) – 66,85.
Проживание - 359 USD (872 ринггита и 77,75 USD),
а именно:
Сингапур: Frangrace Hotel Elegance – 77,75 USD (через Агоду) ;
Кота Кинабалу: Megah D'Aru Hotel – 128 ринггит (включая трансфер в /из аэропорта, через Букинг.ком) ;
Сепилок: Sepilok B&B – 68 ринггит;
Кота Белуд: Manana – 90 ринггит;
Кота Белуд: Kota Belud Travelers Lodge – 70 ринггит;
Сибу: Li Hua Hotel – 70 ринггит;
Капит: New Rejang Inn – 68 ринггит;
Кучинг: Fata Hotel – 68 ринггит (272 за 4 ночи)
Бако – 53 ринггита (106 за 2 ночи)
Развлекаловка, нац. парки и пр. – 506 USD (1470 ринггит и 40 сингапурских долларов),
а именно (выборочно, цены на одного):
Программа 3 дня / 2 ночи в Сукау, Sukau Green View (включая ранний трансфер из Сандакана, проживание, питание, все речные круизы и прогулки) – 440 ринггит;
Вход в Sepilok Discovery Rainforest Centre – 20 ринггит;
Вход в реабилитационный центр орангутанов в Сепилоке (с фотокамерой) – 40 ринггит;
Поездка в лонгхауз в Капите на полдня – 195 ринггит;
Вход в Бако – 20 ринггит;
Прогулка по реке в Кучинге – 19 ринггит;
Вход на крокодиловую ферму – 16 ринггит;
Вход в зоопарк в Сингапуре – 20 сингапурских долларов.
Переезды – 192 USD (505 ринггит и 36 сингапурских долларов),
а именно (выборочно):
Такси Сепилок – аэропорт Сандакана – 40 ринггит;
Трансфер аэропорт Кота Кинабалу – Маньяна (включая лодку) – 90 ринггит;
Трансфер из Маньяны в Кота Белуд (включая лодку) – 70 ринггит;
Такси аэропорт Сибу – отель – 35 ринггит;
Маршрутка Сибу – аэропорт – 2х10=20 ринггит;
Такси аэропорт Кучинга – отель – 26 ринггит;
Лодка в Бако и обратно – 37,60 ринггит;
Такси отель – аэропорт Кучинга – 26 ринггит.
Питание (кафе, перекусы на улице, вода, пиво, виски из дьюти фри и т.д.) – 381 USD (840 ринггит и 140 сингапурских долларов).
Сувениры – 112 USD (229 ринггит и 48 сингапурских долларов).
Прочие некласиффицируемые расходы – 59 USD (160 ринггит и 7,3 сингапурских доллара).
ИТОГО: 3 554,00 USD
За четыре месяца до начала путешествия, когда направление (ЮВА) и даты были уже определены, но конкретное место ещё не было выбрано, нам вдруг подвернулось спецпредложение от Люфтганзы на билеты до Сингапура с короткими пересадками во Франкфурте менее чем за 44 000,00 рублей на двоих. Немного поразмыслив, мы решили, что из Сингапура легко достижима Индонезия (в частности Суматра, на которую мы всё ещё мечтаем вернуться), Малайзия материковая и Борнео, а также и Филиппины, то есть те страны, где как раз летом сезон. Поэтому сначала мы купили билеты, и уже потом стали думать, куда же держать путь дальше. Поскольку в нашем распоряжении было всего 16 дней, мы решили особо сильно не распыляться, и отправиться на Борнео, посмотрев по дороге и Сингапур.
День 0.
9 июня. Вылет.
Итак, 9 июня 2012 года мы погрузились в самолет, летящий во Франкфурт, и с этого начались наши приключения.
Первой неприятностью, которая подстерегала нас, стала задержка с вылетом нашего рейса. Не сильно, всего лишь на час. Но учитывая, что между рейсами во Франкфурте у нас было лишь 1 час 20 минут, это сыграло значительную роль. При посадке во Франкфурте, в самолете объявили номера рейсов, пассажиры которых вынуждены будут ночевать в аэропорту, вместо того чтобы лететь дальше в Италию, Австрию и другие страны Европы. Про наш рейс на Сингапур ничего сказано не было.
Войдя по рукаву в здание огромного франкфуртского аэропорта, мы помчались по его нескончаемым коридорам к нужному нам выходу. Когда мы, взмыленные, примчались к пункту досмотра, наш ждал очередной сюрприз – 4 бутылки виски, купленные в дьюти фри в Москве и запечатанные в пакет, мы не могли пронести дальше, поскольку куплены они были не в еврозоне. Времени спорить у нас не было (мы всё надеялись успеть на рейс), но и сдаваться просто так мы тоже не собирались. В итоге нам был выдан сопровождающий, который привел нас к стойке вылета, чтобы договориться там о том, чтобы виски полетел в багаже.
Но на стойке выяснилось, что наш рейс уже улетел. Следующий рейс Люфтганзы на Сингапур – через сутки, что нас совершенно не устраивало. Ведь в этом случае мы не успеваем на наш рейс в Кота Кинабалу. Но девушки любезно распечатали нам новые посадочные, отметили что-то на них, и отправили нас с ними в другой терминал. Сопровождающий помог донести нам наши 4 бутылки до выхода из зоны, вернул нам их и распрощался. Мы же галопом понеслись в терминал, из которого только что уже бежали.
Неудивительно, что история с виски повторилась и на следующем пункте контроля. Только сопровождающего нам уже никто не давал, а виски просто предложили оставить у таможенников. Времени у нас было в обрез и спорить мы не стали. Вместо этого мы сдали «нелегальный» вискарь, пулей метнулись в ближайший дьюти фри, где и узнали у продавщиц, что в Сингапур нас со спиртным всё равно не пустят. Времени думать у нас уже не было, мы плюнули на чертов виски и поторопились на посадку. И, надо сказать, правильно сделали, поскольку успели минут за 10 до закрытия ворот.
Самолет оказался австралийской компании Qantas. Думаю, мало кто о ней слышал, поскольку из России он не летает, но могу сказать что это, пожалуй, лучшая авиакомпания, с которой мы путешествовали. В развлекаловке не было фильмов на русском языке (что и понятно), зато за время полёта нас успели закормить, я продегустировал замечательное австралийское пиво, и приземлились в Сингапуре мы вовремя.
День 1.
10 июня. Сингапур.
Довольно быстро пройдя все формальности и получив транзитную сингапурскую визу на 96 часов, мы обнаружили дьюти фри, в котором наконец-то купили наши законные 4 бутылки виски, которые никто у нас отбирать впоследствии не собирался.
А следующее, что мы обнаружили – это то, что багаж наш так и не прилетел. Ну что же, очередной сюрприз.
Довольно быстро найдя офис Lost luggage мы объяснили всю ситуацию, подолждали минут 10 пока работница всё выяснит, и получили уверение, что багаж наш завтра прибудет в Сингапур, и нам могут доставить его в отель до 11 часов утра. Нас такой вариант не очень устраивал, поскольку не хотелось привязываться к отелю на всё утро. Всё-таки осмотр Сингапура входил в наши планы. Поэтому мы сообщили, что завтра сами заберем наши рюкзаки в аэропорту, тем более что в 17:40 на следующий день должны были лететь в Кота Кинабалу.
Помимо заверений, что с нашим багажом всё будет хорошо, мы также получили компенсацию от авиакомпании в размере 100 сингапурских долларов на каждого, то есть почти 160 американских долларов на двоих. Учитывая этот факт, а также то, что в дальнейшем нам не пришлось таскаться с вещами по городу, могу сказать, что потеря нашего багажа не являлась проблемой, а, скорее, оказалась удачей. Полученных денег нам хватило на ближайшие сутки в Сингапуре и даже осталось на зоопарк в самом конце нашего путешествия.
Итак, около 18 часов вечера мы, наконец-то, покинули здание сингапурского аэропорта. На монорельсе мы добрались из нашего терминала 1 в терминал 2, сразу нашли станцию метро, расположенную прямо в аэропорту, где купили карточки EZ-Link для оплаты общественного транспорта, которыми в дальнейшем и пользовались. Карточка стоит 12 долларов (здесь и далее имеются ввиду, конечно же. Сингапурские доллары), из которых 7 лежит на счету, а 5 являются невозвратными. Не знаю, насколько выгодно покупать такую карточку, если едешь в Сингапур на 2 дня, но что это удобно – это точно.
Минут через 40 мы приехали на требующуюся нам станцию Bugis. Вооружившись картой, которые в изобилии лежат на стойках в аэропорту, мы отправились на поиски нашего отеля Frangrace Hotel Elegance, находящегося в Литтл Индии, и забронированного нами через Агоду за 78 долларов США. От Бугиса до отеля мы шли минут 15, вдыхая долгожданный тропический воздух.
Отель оказался неплохим за свои деньги (всё-таки не надо забывать, что Сингапур – это дорогой город), но номер без окна. Зубная паста и мыло в номере присутствовали, а зубные щётки были нами тиснуты в самолете, так что мы не очень огорчились отсутствию у нас наших вещей. Возникли только две проблемы. Первая - это то, что розетки в Сингапуре и Малайзии трёхштырьковые. Я обычно тщательно готовлюсь к предстоящим поездкам, но момент с розетками как-то прошёл мимо меня. Вопрос этот правда мы решили довольно быстро, купив рядом с нашем отелям в одной из лавок у индуса один единственный переходник, а брать с собой в путешествия обычный тройник давно вошло у нас в привычку.
А вторая проблема – это заляпанная в самолете едой и уже весьма несвежая моя белая футболка с Элвисом, в которой ходить по улицам было стыдно. Но и этот вопрос решился, путем покупки первого сувенира за поездку, а именно футболки за 6 долларов с надписью «Singapore» и изображением символа города, Мерлиона.
Пока мы решали эти насущные проблемы мы прошлись туда и обратно по Jalan Besar, главной улице Литтл Индии.
Насладившись очарованием двухэтажных домиков, и, поплутав ещё немного, вышли к небольшому торговому центру около метро Little India. На втором этаже все те же индусы продавали какие-то шмотки, а вот на первом расположился довольно большой фудкорт, где мы вкусно и недорого поели (блюда примерно по 4,5 доллара) и познакомились в сингапурским Tiger Beer (6 долларов за большую бутылку и 3 доллара за банку).
Ну, теперь, решив все проблемы, можно отправиться и город посмотреть. От метро Литтл Индии мы доехали по прямой до Clark Quay, прогулялись вдоль реки Сингапур, прошли по кондиционированной улице, вышли к Мэрлиону, полюбовались Марина Бэй, дошли до метро City Hallи без пересадок поехали на Bugis. Так закончился первый день нашего путешествия.
День 2.
11 июня. Сингапур – Кота Кинабалу.
Из-за потери багажа накануне, нам пришлось внести небольшую корректировку в планы и на этот день. Дело в том, что наш рейс в Кота Кинабалу должен был вылететь в 17:40, и, с учетом того, что рейс международный, а нам надо ещё и багаж забрать, в аэропорт мы запланировали приехать к 2 часам дня. Поэтому, дабы не терять драгоценное время, встать мы решили пораньше.
С другой стороны, в отсутствии шмоток тоже был свой плюс – мы могли смело сдавать номер, брать свои немногочисленные пожитки с собой и уже не зависеть от вещей во время прогулки по Сингапуру.
В 8 утра Литтл Индия нам представилась абсолютно не такой, как накануне. Вчера вечером здесь было море народу, шла бойкая торговля, на улицах было не протолкнуться, а сегодня улицы были пусты и, что удивительно, чисты. Некоторые из немногочисленных кафешек ещё только начинали открываться. Решив, что позавтракаем попозже, мы ещё раз прогулялись по пустынной Малой Индии, сделав в этот раз упор на посещение индуистских храмов.
Как ни странно, как раз в храмах народ присутствовал. Перед входом в храмы, как и положено, надо было разуваться, и это стало для нас проблемой. Ведь наши сандалии остались в багаже и на нас были кроссовки с носками. Ну, да не беда.
Погуляв по Малой Индии мы, от станции метро Farrer Park отправились в район, без которого не обходится, как мне кажется, ни один крупный город Азии, а то и мира, а именно в Чайна Таун, который начинается у одноименного метро.
Китайцы оказались более ранними пташками, нежели индусы. Здесь уже вовсю работал рынок с сувенирами, а также несколько кафе.
Что интересно, в Чайна Тауне находится самый старый индуистский храм Сингапура Sri Mariamman.
Вообще, Сингапур поразил своей многонациональностью и мультикультурностью. В отличии от других стран ЮВА, которые мы посетили, в метро и на улицах наблюдается огромное многообразие лиц, отличающихся как цветом, так и чертами. Зачастую видишь, как сингапурцы общаются между собой на английском. Индуисты, буддисты и мусульмане прекрасно уживаются рядом, а старые здания гармонируют с небоскребами.
На следующей фотографии, сделанной в китайском квартале (о чём говорят иероглифы слева), на правой стороне улице соседствует мечеть и индуистский храм. За ними виднеются корпуса бизнес-центра.
После прогулки по национальным кварталам, мы решили оставшееся время посвятить классическим видам Сингапура и пройтись по тем местам, где были вчера вечером, но посмотреть на них с другого ракурса и под другим освещением.
Вдоволь нагулявшись, мы отправились в аэропорт.
Да, придумка пустить ветку метро прямо в аэропорт – это просто гениально. Это даже удобнее, чем скайтрейн в Бангкоке. Вообще, Сингапур произвел впечатление «города для жизни». Здесь всё сделано для людей, для их удобства. Не только в метро – везде. Единственная ложка дёгтя – это, наверное, светофоры. Уж слишком редко загорается зеленый, и слишком уж ненадолго. Довольно сложно успеть перейти улицу за один присест. Обычно, когда ты оказываешься на разделительной, он переключается на красный. Но это всё мелочи и придирки.
Процесс получения нашего багажа занял немного больше времени, чем мы планировали. Дело в том, что наши вещи оказались в другом терминале. Но, не смотря на это, вещи свои мы получили в целости и сохранности и на рейс свой замечательно успели.
До свидания, Сингапур! Жди нас снова через пару недель!
***
В аэропорту Кота Кинабалу, штат Саба, Борнео, Малайзия, мы приземлились вовремя, что было даже странно для Air Asia, которой мы летели. Приземлились мы в крохотном терминале 2, поэтому сразу после попадания в здание аэропорта не шли куда-то долго по трэвелаторам и не бегали по коридорам, а практически сразу и без лишни х вопросов получили сначала штампы в паспорта, позволяющие находится на территории Малайзии в течении месяца, а потом и багаж.
Понимая, что в Кота Кинабалу мы приедем поздно, аэропорт находится далеко от города, с общественным транспортом в аэропорту напряженка, а на такси тратиться не хочется, ещё в Москве, через букинг.ком, мы забронировали номер в Megah D'Aru Hotel за 41 доллар США, включающий трансфер в и из аэропорта. При этом, правда, мы абсолютно не были уверены, что кто-то нас будет встречать, поскольку переписка с отелем насчет трансфера никакого результата не дала, а найти представителя отеля в таком маленьком терминале мы и не чаяли. Однако, у выхода на улицу обнаружился человек с табличкой, на которой красовалось название нашего отеля. Мы так обрадовались, что даже не прочитали, что там у него написано дальше. Как выяснилось через 10 минут, когда мы подъехали к отелю, на табличке были имена каких-то итальянцев, которые летели нашим рейсом, и которых и должен был встретить наш водитель.
На ресепшене нежданно-негаданно нарисовалась очередная проблема: мы забыли купить ринггитов в аэропорту. За отель мы расплатились по карточке, но вот как бы нам теперь ещё и поужинать? Ладно, для начала кинем вещи и примем душ, а там будет решать проблемы по мере их поступления.
Отель оказался неплохим, с кондиционером, горячей водой и бесплатным вай-фаем, который, правда, ловился только в непосредственной близости от входной двери, и то с другой стороны. Номера просторные. В стоимость, помимо трансфера, входил также и завтрак, но ресторан открывался только с 7 утра, а у нас в 7:05 уже вылет в Сандакан. При этом, договорившись о трансфере в аэропорт на завтрашнее утро на 5 часов, мы, естественно, забыли о том, что хорошо бы попросить завтрашний завтрак взять с собой.
Всё дело в том, что головы наши были заняты не тем, как мы будем завтракать завтра, а тем. Как мы будем ужинать сегодня. Ресторан в отеле карточки не брал, близлежащие тоже, а найти работающий обменник в 9 вечера на Борнео – очень маловероятно. К счастью, на ресепшене нам рассказали, что недалеко, рядом с полицейским участком, находится 7/11, в котором есть АТМ. В этом 7/11, который без наводки мы бы и не нашли, мы сняли денег на первое время (300 ринггит), и отправились в открытый фудкорт, который приметили, пока искали 7/11. Заказав лапшу с курицей кальмары-гриль с рисом (за всё около 10 ринггит) мы наконец-то сами убедились, что с пивом на Борнео проблемы. Ислам. На Яве и на Суматре, при этом, таких проблем не наблюдалось. Пришлось мне возвращаться в 7/11. Пиво здесь обнаружилось, но по цене около 14 ринггит за большую бутылку. Однако. Причем, как мы поняли позже, даже это было удачей, поскольку в дальнейшем во всех 7/11 (правда, уже в Кучинге) пиво не продавалось вообще никакое. Впоследствии, правда, мы научились покупать пиво на Борнео, причем по значительно более низким ценам. Но об этом позже.
Итак, поужинав мы вернулись в отель, где занялись уже привычным нам делом по предыдущим поездкам, а именно перепаковкой вещей. Дело в том, что путешествуя вдвоем и летая Air Asia, мы заявляем багаж только на одного пассажира, перепаковываем вещи в мой большой рюкзак, а Ира свой полупустой везет как ручную кладь. Естественно, что после всех этих сборов, спать нам оставалось около 3-х часов.
Продожение будет.