Часть 3. о. Палаван: Пуэрто-Принцесса и Эль НидоБюджетная дорога до Эль Нидо (далее ЭН) - лежит через город Пуэрто-Принцесса (ПП). Там основной аэропорт, куда летает airAisa и Cebu Pacific (может ещё кто-то). Ещё есть аэропорт около самого ЭН, но туда билеты из Манилы около 100$ вместо 20$ до ПП. Далее вы берёте трансфер до ЭН (500-600песо) и через 4-5 часов будуте на месте. По пути 1 остановка минут 20, у ресторанчика, где цены ниже чем в ЭН или ПП.
Деньги лучше менять в Маниле или ПП.
Про ПП: (информация)
1. Как выйдете из аэропорта вам сразу будут предлагать трансфер за 600, туры ABCD на ЭН, либо подземную реку или светлячков в ПП ну и скидку конечно же. - Можно послушать, разузнать - покупать не рекомендую.
2. Идём прямо - там трициклисты будут предлагать подвести (обычно 50 песо), тур по ПП. Некоторые из них - так же сотрудничают с компаниями которые занимаются трансфером/экскурсиями. (ниже в отчете есть контакт Тото (имя) - который мне помог)
3. Если вам нужен
паром до Илойло - то их 2: Montenegro(намного больше паромы) и Milagrosa(могут отменить из-за шторма). Отправляются в разные дни. Билеты на них покупаются в разных местах(Монтенегро - около причала, а милагросса ~ 1км в сторону аэропорта).
4. Если вам нужен ночлег близкий к аэропорту - я остановился здесь (800песо) + хороший wifi, легкий завтрак.
5. Трансфер в ЭН есть и в 18.00 (мб и позже).
План:
- По прилёту - купить билет на паром до Илойло, найти трансфер до ЭН
- Провести 6-7 дней в ЭН
- (изменился)Вернуться в день когда отчаливает паром и сразу уплыть. (В плане не было Бохола, но был путь от Илойло до Себу, через о. Негрос(там вулкан) и Ослоб (см отчёт Екатерины)).
Пуэрто Принцесса (туда)
Как я писал, на стоянке трицикличтов - я встретил Тото.
Пока был обед в одной из паромных компаний - мы прокатились по набережной, я пофотографировал. Решено было плыть на пароме Милагросса, потому что в те 2 дня когда я мог приехать из эль Нидо - был только их паром. По факту - он незначительно дешевле (там есть несколько категорий билетов, я смотрел с открытой палубой(tourist)). Был бы выбор - я бы покупал Монтерегро все же: менее подвержены шторму, вроде быстрее.
Тото предложил купить билет у его "партнёров", с которыми он договорится за 500 вместо 600(ценник по городу). Итого я выиграл 200 на дороге туда обратно. Доставили прямо к отелю.
Очень понравился этот человек, потому взял его контакты, что на обратном пути пригодилось.
В путешествии руководствуюсь принципом - не скапливать добро в себе, а если тебе делают добро - благодари тоже, потому я ему дал 150 вместо 50 (оба остались в плюсе) и пообещал что на форуме путешественников оставлю его контакты, чтобы ему больше "работы" было Будете ему звонить или увидитесь, скажите что Юри (это по-английски) порекомендовал
Эль НидоЭН - это очень маленький густонаселенный пункт, пляж занимают лодки которые возят туристов в Туры (ABCD), отелей нет, но есть места где можно
остановиться не дорого. Для ленивого отдыха не рекомендую, рядом легко найти места поспокойней/живописней (CorongCorong или Napcan Beaches). Однако как мне показалось - это отличное место если вам нужен лишь ночлег, а днём - приключения.
Что я делал 7 дней:
1. Тур А
2. Каякинг в сторону Corong Corong и дальше
3. Тур В
4. Аренда скутера, посещение водопадов(водостёков), Напкан
5. Каякинг в сторону "Helpcopter Island" (Paradise Beach, Pasandian Cove, Dilumacad Isalnd) - попал в непогоду
6. Аренда скутера, Напкан, Corong-Corong (дале КК)(закат)
7. Лаз на горы (Cliff climbing), Аренда скутера, еду до
северной точкиПолезная информация: (считаем 1$ = 50 песо)1. Аренда скутера - 600(торг 550) песо . Заправляешь самостоятельно. Бак (~2.5л = 125песо) - хватит доехать до севера острова и назад ~100км(с запасом).
Для аренды просят оставить паспорт в залог. У меня категория В. Видел 1 раз патрульного, но не остановили, а остановили других, без шлема. Но у них вообще не было прав. Сказали в отеле оставили. Полиция тут (на курорте) лояльна к туристам, если они не нарушают. Один раз я сам остановился, ко мне из ниоткуда подошёл милиционер и предложил помощь.
Это был мой 1 опыт езды на двухколёсном моторном транспорте. Как сказал один турист мне: На велосипеде умеешь ездить - здесь тоже самое. (речь про скутер с автоматикой (без сцепления и передач))
2. Аренда каяка - 600 песо - весь день. Просят вернуть в 16-17 часов (до заката). Я договаривался, что встречу закат в море, метров 600 от берега(т.к. в ЭН его не видно) и сразу приплыву. Итого возвращал ~18.30 (когда смеркалось)
3. ТурABCD - Самый крутой, говорят, С, потом А. Я был на А - очень понравилось, потом был В, но восторга не испытал, т.к. места разные, а картинка одинаковая. Ещё не нравится, когда тебя возят как кота в мешке - люблю находить/доходить/доплывать сам, тогда даже пустяк кажется находкой. Цены на них от 1000 до 1300. Маски дают бесплатно, только предупредите на суше что вам нужна.
4. Налог! Если вы поедите хоть в один тур - вы обязаны заплатить налог (около 200 песо). Платится он 1 раз и действует 10 дней. Если планируете несколько туров - обязательно требуйте, чтобы вам выдали квитанцию с номером об уплате налога.
5. Есть ещё предложения турE - это по острову. Не вижу смысла его брать, если вы арендуете скутер.
6. Есть zipLine (depelted island - конец) стоит 500 сидя и 700 суперменом. Крупнейшая на Палаване. Пожалел денег, т.к. на о. Бохол больше.
7. Водо-пады(-стёки): Bulalacao Falls и Nagkalit-Kalit Falls - в январе - они не произвели на меня никакого впечатления. Очень слабые. Получил удовольствие от прогулки к ним(20 и 40 мин соответственно). Еще и дорога к первому плохая. Если времени в обрез - не советую тратить, если любите гулять среди облагороженных джунглей - вперёд. Вход платный (менее 50 песо)
8. Пляж Napcan - это рай. Советую посетить как можно раньше, чтобы скорректировать планы на следующие дни. Закат изумителен(поднимайтесь на горку слева), но оставаясь на закат - вы подписываетесь ехать в темноте.
Лайвхак: Туда можно добраться на крыше "автобуса" за копейки. Для этого необходимо выйти из города на трассу. Назад: много туристов приезжает на скутерах/мотоциклах - можно попросить подбросить до дома (большинство разъезжаются с 16.30 до 17.30).
9. Вокруг ЭН много островов на которых множество безлюдных пляжей. Ни раз натыкался на пляж где загорало 2-4 девушки топлес.
10. (Романтично) Можно взять палатку, каяк на 2 дня и уплыть на один из таких пляжей вдвоём с ночёвкой. Не забудьте еду и воду!11. (Опасно) Cliff climbing - Это вам предложат залезть на гору которую вы видите из любой точки города. Причём группы стартуют в 4-5 утра ("фонарик в зубы"), чтобы встретить рассвет, только рассвет не всегда приходит (облачно).
Никакой страховки. Всё своими руками и ногами. Вы должны понимать всю опасность данного действа. Если есть сомнения - лучше не лезть. Если мокро - точно не лезьте. Стоит около 300-400 песо. К завтраку вы вернётесь и можете даже успеть на тур.
12. (сытно) Место где поужинать в ЭН - мне оч понравилось
IBR cafe. Правда некоторым несли долго порции, но мою курицу готовили всегда быстро. Там курицы двойная порция - потому заказывайте 2 риса (это был мой обед и ужин). Показалось отличным соотношение цена/качество
13. Если у вас чего-то нет для плаванья - там много магазинов, где нормальные цены. Я купил водонипроницаемый мешок (необходимость при каякинге и турахABCD)
14. Самое неприятное - везде где был более менее или хороший коралл(как в турах так и при каякинге) - везде были медузы или планктон, которых не видно, но ты весь колешься. Ничего опасного, главное не чешите. через 5-10 минут пройдёт.
Думаю спец майка решила бы этот вопрос. Ноги особо не жалило. (Мой опыт: майка [url]обязана плотно прилегать к телу[/url], иначе медуза заплывёт внутрь - это во много раз хуже чем без майки). На Напкане и КК медуз не наблюдал.
В общей массе про мои приключения:ТурыТур А и B - Очень красиво, но приключений мало. Покатали, покормили... Один раз съездить стоит, второй - дело спорное.
Встретил Хосе, который оч активный гид(на фото с кокосом) и мужичка который рубленные кокосы продаёт(чуть подальше)
Я принес зрелый кокос, упавший на пляже, а они меня угостили молодым кокосом. Так подкрепились и познакомились (к слову это было самое красивое место где мне довелось быть)
Каякинг: (до этого был опыт на байдарках)Вдоль острова был очень непринуждённый легкий каякинг и волнение моря я лишь ощутил выплыв к КК. На пути назад ветер был не в мою пользу и пришлось поднажать - мышцы давали о себе знать, но на утро полностью восстановился.
Второй заход, меня сразу насторожил, т.к. в бухте где стояли все лодки были волны(до этого волн не было). Чел сказал - всё ок, плыви - и я поплыл. К середине дня ветер поднялся и волны тоже. В голове сидело, что я хочу добраться до Вертолёт-остров. Добрался, волны меня выкинули на берег. Там я встретил все того же чела с кокосами. Они попытались уплыть, но не удачно. Киль погнуло, мотор оторвало, содержимое лодки раскидало.
Пришла моя очередь. Но вот не задача, в воду зайти теперь сложно, т.к. волна накрывает тебя с лодкой. Долго я наблюдал за поведением моря и вроде выстроил стратегию как надо... одному не получилось, первую проскочил волну, но она мена отодвинула к острову и вторая меня перевернула с лодкой. Думаю дальше... Уже время поджимает чтобы приплыть с закатом. Один из ребят предлагает мне помощь и мы идём на "место старта". Я несу нос, он за хвост. Я ему рассказываю стратегию: Ждем большую волну, за ней ещё одна большая, потом может третья и бежим. Чтобы вбежать когда волна отходит - надо начать бежать на саму волну, когда она на пике. Пришла большая... два... три - бежим, а там четвёртая, я бегу назад и за мной она разбивается... Он говорит - "давай в море!" А мне уже не хочется . Борюсь со страхом и все ж опять в море и ура! десяток гребков и опасность позади. Впереди ~8км волнистого моря и ветер... GPS показал что средняя скорость была 3.5 км/ч, хотя когда плывёшь посреди моря совсем не чувствуешь что движешься... Если остановиться перевести дух, вот тогда заметно движение назад. Доплыл я через ~2 часа, лег на землю и вспомнил лишь 1 день который был сложнее этого. Вот это было приключение! Руки поднимались с трудом. Но к моему удивлению сутра я ощущал лишь легкий дискомфорт в мышцах (Думаю это из-за жаркого климата и мышцы постоянно прогреты).
СкутерПросто супер! Очень понравилось колесить по тропикам с изумительными видами. Трафика почти нет. Боковой ветер иногда напрягал (потому что мало опыта). Как раз в тот день когда я остался на закат на пляже Напкан - я и упал со скутера (также это был первый день езды). Причина - яма на дороге, которую я заметил очень поздно (фары жесть как слабые). Дорога была гравийная и скорость не большая. Успел затормозить сколько смог и начал уводить скутер в сторону. Завалился на скорости ~10км/ч. Легко отделался: небольшая ссадина. Судя по царапинам, скутер уже падал, потому в ЭН я лишь купил воду и смыл песок с царапин + плюс темнота - сделали своё дело и ребята ничего не заметили.
Совет: выбирайте скутеры с царапинами и фотографируйте!.
Фото с того заката (Этого чела из Берлина видел в Батаде и каково моё удивление было встретить его за тысячи километров от туда):
Также на скутере можно встречать закаты на пляже КК и немного дальше (где зип лайн), 10 минут и вы там. (фото с "чуть-чуть дальше")
Поездка на север острова выдалась замечательной, проезжал много деревушек и прочих мест, где туристы - редкое я явление, люди открыты, с каждым можно поговорить. На самом севере - мужчина мне предлагал пройтись со мной по окрестностям и рассказать (но я слишком долго ехал до севера, и боялся не успеть до заката вернуться. Очень жаль!). Также готов был поделиться бензином! Одним словом - филиппинцы - очень классные!
Восхождение на гору (Cliff climbing)Я люблю лазить по горам и слышал от многих что ходили туда... вот и я решил. Договорился с гидом на 4.30 утра и... проспал. Пришёл в 5 - его нет. Спросил, как я могу найти кого-нить - и тут чел говорит - у меня есть знакомый... приходит через 5 минут с мужичком который занимается сборкой мусора. Он мне: "Ну у меня нет лицензии". Я: "Погнали!" Начав восхождение - я понял что за бред я творю. Я совершенно не вижу ничего кроме того, что мой тусклый фонарик освещает. Скалы очень острые и стоять на них неприятно и сложно. Поднялись. Уже рассвело. Красиво. Но небо затянуто. Спускаемся и тут пошел дождик. Мокрые скалы намного скольже сухих. Будьте осторожны.
Этот мужичок говорит: а тебе интересны пещеры? - я: да! - "У моего брата во дворе есть вход". Пошли к его брату, разгребли хлам, прикольно внутри. совсем другая температура/влажность. Наверное поразило больше , что я единственный турист кто туда лазил. Рассказал, что они из пещер добывают слюну(или не совсем слюну) птиц из старых гнёзд. Она очень полезна и дорогая.
Пуэрто Принцесса (обратно)
По стечению обстоятельств, я провёл в этом городе больше времени чем планировал (на обратном пути был план плыть на пароме до Илойло, который отменили из-за шторма). Пришлось срочно ехать в аэропорт, т.к. с интернетом большие проблемы, где офисы авиакомпаний. Там мне удалось купить только на завтрашний рейс. С жильём выручил меня Тото, который показал мне не дорогой отельчик и не далеко от аэропорта. На следующий день Тото завез меня обратно в аэропорт.
Городок оставил впечатление спокойного места, но без особого восхищения.
Немного про пляж:
После ЭН - пляж в ПП (Pristin) просто никакой: водоросли, мутная вода, лодки стоят и ещё платный вход! Я пришёл почти к закату и договорился за 10-20 песо. Девочка на кассе сказала что так нельзя, т.к. она должна мне выдать билетик стоимостью 50. Я спросил - контролёры есть? И сразу добавил - просто возьми деньги себе(билета не надо) и пусти меня. Я всего на часок и уйду. На этом и договорились.
Была вода спокойная, думал поплаваю как в бассейне, но 50 метров отплыл, а водоросли не кончаются (знакомая сказала, что она плавала дальше и там ок). Познакомился с ребятами из Манилы, они пригласили на ужин, где я и попробовал крокодила. (Вкуснее чем курица! Странно что люди сравнивают).
На подземную реку я не попал, т.к. на след. день у меня самолёт был днём и я рисковал не успеть на рейс (который потом задержали на пол часа). Другие развлечения в городе(светлячки...) мне показались не столь интересными.