Необходимое вступление.
Всё как обычно началось с желания провести отпуск максимально продуктивно. Т.е. как обычно хотелось тёплого ласкового моря, белого песочка, дешёвой и вкусной местной еды и выпивки, сёрфинга (кайтсёрфинга) и какой-никакой культурной программы.
В связи с этим, был рассмотрен ряд стран ЮВА. После долгих и продолжительных дискуссий выбор пал на Филиппины. Эту страну мы хотели посетить еще во время наших прошлогодних метаний с выбором страны для отдыха. Но поскольку в прошлый раз отпуск был в ноябре – была вероятность дождей, тайфунов, цунами и в космосе чёрных дыр. В этот раз мы собирались накрыть новогодние каникулы, а в это время на Филиппинах вроде бы как поспокойнее. Хотя стабильности не хватает! Буквально за пару месяцев до поездки террористы захватили отель. Но поскольку мы не собирались жить в шикарных пятизвёздных апартаментах, то это нам не грозило.
Из предыдущих кратких изысканий мы знали
1. На Филиппинах есть места с шикарным сёрфингом
2. На Филиппинах есть места с шикарным кайтбордингом.
3. На Филиппинах есть что посмотреть
4. Ну и само собой – про Боракай слышали все.
Т.е. по всем параметрам это был как раз наш ларёк и мы принялись усиленно готовить путешествие.
Подготовка.
1. Перелёт. Рассматривалось множество вариантов со стыковками в разных городах ЮВА. По началу лидировал вариант с перелётом Финэйром, но чисто случайно я увидел банер Трансаэро на Невском, позвонил и выяснил, что у них отличная цена на перелёт до Шанхая. В итоге перелёт СПб-Шанхай-СПБ обошёлся нам в 21 600 руб., что по тому курсу было порядка 860$.
Далее был найден дешёвый перевозчик до Филиппин. Им оказался Cebu Pacific. Билеты Шанхай-Манила-Шанхай обошлись нам в 201$. Скажим прямо, стыковка между рейсами была не очень удобная, поэтому по дороге туда было решено зависнуть в Шанхае на пару дней на встречу НГ и далее рвануть на Филиппины. По дороге обратно прилетали в Шанхай в 12 ночи при вылете из Шанхая в 14-40. Решили пока не заморачиваться и по обстановке решить что с этим делать – то ли ехать тусить в ночной Шанхай, то ли поспать недалеко от аэропорта.
Ну и собственно на Боракай мы тоже летели Cebu Pacific. Точнее мы летели до Kalibo и далее стандартный трансфер. Поскольку у нас собралась большая группа, и собиралась она не сразу, то где-то за пару недель до вылета Cebu Pacific стала летать и в Caticlan (что избавляет от 2-х часового трансфера от Kalibo до Caticlan). Но поскольку мы банда, то решили лететь все вместе. Билет Манила-Калибо-Манила обошёлся в 70$.
Итого по билетам порядка 1150$
2. Проживание. С гостиницами был напряг. Во-первых, кроме Боракая было крайне тяжело найти списки отелей. Во-вторых, те отели, что были найдены и отобраны в качестве кандидатов отвечали на запросы раза с третьего, что несколько напрягало. Ну и в-третьих, и в главных, практически все отели требовали предоплаты от 50 до 100%, что категорически не входило в наши планы.
Проще всего оказалось с Шанхаем. Сайт www.elong.net позволяет без проблем бронировать отели в Китае по низким ценам, не требуя предоплаты, по заданным условиям (цена, район проживания и т.п.). Хотелось жить в центре (the Bund), не дорого, но комфортно. На картинках понравился отель Chuangye. В нём выбрали номера покомфортнее за 40$. Красота!
Далее в нашей программе стоял сёрфинг в районе города Сан Фернандо. А точнее в Сан Хуане. Вот тут был полный пиндык. Район абсолютно нетуристический. С горем пополам удалось нарыть 6 отелей. На наши запросы откликнулось 2: Нормис (http://www.normi2s-beach.com/main/) и Сёрфрусалка (http://www.littlesurfmaidresort.com/). Первый на картинках выглядел неплохо, стоил дешевле, поэтому решено было забронировать его. Тем более второй просил предоплату. Сделано!
Далее перебирались в Манилу и сразу же улетали на Боракай. С отелями на Боракае все отлично. Есть куча сайтов, с описаниями всех отелей, их контактами и т.п. (мне больше всего помог http://www.boracayisland.org/). Но на Боракае цена за дабл ниже 50$ (тем более в пиковый сезон) – редкость. Кстати, только с боракайскими отелями столкнулся с ситуацией, когда цена указывается за место в номере, а не целиком за номер. Надо очень внимательно смотреть условия! А то выбрал я отель Sheridan. 43$ стоит. Красота. А когда прислали подтверждение – оказывается там цена за место. Т.е. дабл соответственно стоит 86$. А это уже нифига не красота. Плюс все требуют предоплату. Плюс не хотят брать деньги по карте (у них очень дорогие платежи по карточным системам – примерно 5-7% от стоимости перевода). Из общего списка отелей было разослано запросов в 70 отелей. Откликнулось порядка 10. По картинкам и цене понравился Tonglen (http://www.boracaytonglen.com/about_us.html). Сначала заряжали ценник 70$ за номер, потом сторговался на 50$. Сделали им предоплату на 5 дней пребывания (общее время на Боракае предполагалось 10 дней), решив, что если понравится, то продлим, а если нет, то за 5 дней всяко найдём на месте варианты.
Далее улетали обратно в Манилу. Там у нас было 2 ночи-3 дня на шопинг, тусыч и прочие мероприятия. Без оплаты (точнее с минимальной) удалось забронировать отель в Макати – Prime Tower (http://www.secure-guestv4.com/V5A/rooms ... tel_id=373). По ошибке забронировал отель не на январь, а на декабрь. Сильно грозили снять с карты всю стоимость проживания за ошибку. Но поскольку их вина тоже присутствовала, то удалось отбрехаться. Перебронировали на правильные даты.
Ну собственно и всё, что бронировали из Питера. Как уже говорил, еще была ночь на обратном пути в Шанхае. Мы решили её всё-таки провести в объятиях Морфея. Поскольку самолёт прилетел в 12 ночи, то нам удалось найти в аэропорту только 1 агента гостиниц. Поскольку 2 здания гостиниц прямо напротив аэропорта оказались недостроены, то мы обратились к услугам этого агента. Наиболее слабые уехали в гостиницу 4* в 5 мин. от аэропорта за 81$ за номер. Более стойкие узнали про вариант в 10 мин. от аэропорта за 41$ за номер. Как оказалось, это была лучшая гостиница за всё время нашего путешествия!
3. Виза. Была получена однократная китайская виза за 2000 руб в агентстве Грин Крест (там же покупали и билеты до Шанхая) на перелёт туда, для встречи НГ. Кстати нас там сильно стращали, что на обратную дорогу тоже нужна виза. Но мы не поддались на их разводки, а изучили данные с сайта www.awd.ru по визовому режиму. Дабы не платить лишних денег за визу скажу здесь еще раз. Виза в Китай НЕ НУЖНА, если в течение 24 часов вы покинете страну и у вас есть на руках билет на этот перелёт из Китая. Это т.н. транзитная виза. Она ставится по прилёту в Китай. С такой визой вам совсем необязательно сидеть в аэропорту. Никаких ограничений по перемещениям нет. Если у вас достаточно времени между самолётами, можете смело ехать тусить в город.
Филиппинская виза на срок до 21 дня с недавних пор для россиян не нужна. Т.е. по прилёту ставится бесплатный штампик и вы свободны. Везде бы так!
Ну собственно на этом основная информационная часть заканчивается. Дальше идут голые эмоции с небольшим количеством полезной информации.
Шанхай
Всё началось с того, что в путешествие нас собралось 13 человек. Возможно причина наших неудач кроется в другом, но это подозрительное совпадение наводит на размышления.
Вылет из Петербурга по расписанию должен был состояться в 22-45. Поскольку перелёт предстоял долгий, а некоторые из нас боятся летать, то мы провели ряд предполётных мероприятий в местном дьюти фри. По факту выяснилось, что самолёт задерживается на 2 часа. Данный факт негативным образом повлиял на нашу подготовку. Дело дошло до того, что к моменту посадки 2-х наших особо буйных товарищей не хотели пускать в самолёт, грозя снять их с рейса. Но героические действия наших верных боевых подруг увенчались успехом. Успех стоил нам отнятого на весь перелёт спиртного и официального поручительства в благопристойном поведении на борту самолёта вышеозначенных буянов.
Вот так с шутками и хорошим настроением мы прилетели в Шанхай. По дороге в город решили воспользоваться волшебным поездом Маглев. Это поезд на магнитной подушке. Он развивает скорость более 400 км в час и дорога от аэропорта до окраин Шанхая занимает 15 минут. Билет стоит 50 юаней с человека. А если учесть, что до центра потом всё равно придётся ехать на такси (порядка 70 юаней за машину), то данный путь очевидно не является самым дешёвым, но в любом случае, забавным.
По прилёту сразу бросилась в глаза феноменальная работа шанхайских кондиционеров. По идее, Шанхай значительно южнее Питера, но это не помешало установиться в данной широте непонятным холодам. Мы, конечно, видели прогнозы и были готовы к тому, что на улице будет лёгкий минус. НО. Мы никак не были готовы к тому, что такой же минус будет практически во всех помещениях в Шанхае. Дело в том, что система отопления в Шанхае в домах отсутствует. Поэтому, когда мы зашли в свой номер в отеле, то температура в комнате была не сильно выше, чем на улице. Это мягко говоря шокировало. Как выяснилось, обогрев помещений осуществляется кондиционерами с функцией обогрева. Сами понимаете, что кислорода в комнате это не прибавляло, до и температуру комфортной всё равно назвать нельзя было.
Аналогичная ситуация была и в шанхайских магазинах. Холод стоял дикий. Честно сказать, я не понимаю, почему шанхайские ритейлеры не делают отопление в магазинах! Это же колоссальные убытку в зимний сезон! Ну кому захочется хотя бы что-то примерять в магазине, где мягко говоря дубак.
При этом поражает то, что обслуживающий персонал отелей и магазинов, в силу того, что они вроде как на работе и не имеют права быть в верхней одежде работают в таком дубаке как ни в чём ни бывало! Может им грелки в штаны пихают или по другому как градус поднимают – не знаю.
Пару слов о местном такси. Понятно, что НИ ОДИН таксист не говорит по-английски. При этом, вы можете сколько угодно долго произносить название своего отеля хоть по-английски, хоть по-китайски – они вас всё равно не поймут. Для целей перемещения интуристов по Шанхаю используются бумажки, которые есть во всех отелях, на которых написаны стандартные фразы туристов типа «отвезите меня туда-то или сюда-то». На нашу беду, ВСЕ таксисты, которым мы пихали такие бумажки оказались дальнозорки и ни фига не видели что на бумажках написано. Очков, разумеется у них с собой тоже не было. Поэтому процесс перемещения на такси всегда был весьма трудоёмким. В остальном же китайские такси очень дёшевы, таксисты – почти не парят со счётчиком и не наматывают бесполезные круги. Но поскольку мы кА известно были неудачники, то поймав 3 такси от Маглева до отеля, 2 такси приехали вместе, а 3-е такси где-то через час со счётчиком в 150 юаней. Но слава богу, что хоть доехали.
Отель оказался в целом неплохой. Расстраивало то, что не работал лифт, шёл какой-то ремонт и холод, о котором я уже говорил. Завтрака не было. Комнатка, хоть и повышенной комфортности, но маленькая. С ужасом думаю, что за комната была бы, если бы заказали стандартный номер. На ресепшене очень критично относятся ко времени чек-аут. Поскольку мы д.б. выехать из отеля 1 января в 12 часов, то разумеется, мы этот срок нагло проспали. На что нам справедливо было предъявлено оплатить по полсуток за номер. В общем, наши гламурные друзья после жуткого холода зашли погреться в приличный отель и там и остались жить. Но более стойкие товарищи презрев невзгоды остались в базовом лагере.
В Шанхае за короткий срок были осмотрены Жемчужина востока (местная телебашня), старый город ну и разумеется квартал в районе The Bund. Все эти места что называется must see. Из ночной жизни можно отметить клуб BabyFace, в который мы перебрались отмечать российский Новый Год, поскольку все остальные места были закрыты.
Сам НГ в Шанхае отмечается как-то вяло. В центре было выступление какие-то групп с кучей народу и вялым феерверком. После этого, в 12-30, все эти дикие толпы народа куда-то резко рассосались и улицы почти опустели. Как назло, мы захотели перекусить. Найти подходящий кабак оказалось делом непростым. После длительных переходов по морозному Шанхаю было найдело некое кафе. Но начавшаяся там феерическая драка, как-то поубавила нам аппетит. Опять неудача. Пришлось искать другое кафе. Еле нашли другую забегаловку, которая уже закрывалась, но нам сделали исключение. Разумеется там было холодно. Разумеется все блюда, что мы заказывали – перепутали. И это при том, что процесс заказа в китайских кафе – это и так большая лотерея. Никогда не знаешь какой будет вкус у заказанного блюда. В целом, если не шиковать, если повезёт, то можно неплохо поесть на 100-200 юаней на одного.
Резюмируя, хочется сказать, что в целом Шанхай отличный город, но туда надо приезжать в тёплое время года.
Сан-Хуан
Вылет в Манилу из Шанхая был запланирован на 0-30 в ночь с 1 на 2 января. Самолёты Cebu Pacific приятно поразили своим качеством. Всё чистенькое, новенькое. Разумеется, на борту бюджетных авиалиний кормят за деньги. Поэтому рекомендуется покушать заранее. Перелёт длился 4 часа. Рано утром мы наконец то прибыли в жаркую Манилу. Поскольку мы прибыли рано утром, то начались проблемы с трасфером в Сан-Хуан. Поскольку у нас было много вещей, решили ехать на арендованном транспорте (автобус или такси) дабы не ехать сначала на автобусную станцию и потом ехать на рейсовом автобусе. Но всё было не так гладко. Оказалось, крайне трудно найти автобус на 13 человек. В аэропорту есть несколько стоек официального такси с узаконенными ставками. До Сан-Хуана ставка была 7500 песо за машину. Прикинув, что нам надо 4 машины – слегка расстроились. Пошли искать альтернативный транспорт. Никто из опрошенных нами микроавтобусов ехать в Сан-Хуан не захотел. Потом всё-таки нашёлся микрик на 12 мест за те же 7500 песо. В итоге, распихались в этот микрик и 1 такси. Дорога до Сан-Хуана занимает 6-7 часов. Причём, если сначала это шикарное шоссе, то потом, большая часть дороги – это просёлки, средняя скорость движения по которым вряд ли больше 30 км/ч. Учитывая, что мы вылетели ночью, в самолёте не спали и еще 7 часов по филиппинским просёлкам, то на место мы приехали ужасно помятые и уставшие.
Отель также не располагал к получению удовольствия от отдыха. Построен он был очень давно. В связи с этим впечатление производил удручающее. Горячая вода в номере обеспечивалась за счёт электрической насадки на душ. Из 5-ти номеров, такая насадка работала только в одном номере. Сама ванная крайне маленькая. Некуда положить даже все ванные причиндалы. В комнате какой-то запах. Мебель старая, рассохшаяся. Бассейн – настолько грязный, что в него страшно окунаться. Ресторан на берегу – за колючей проволкой (уж не знаю от кого она). Питание – ужасное. Можно есть только завтрак. На наше счастье, в отеле оказались добрые люди, которые посоветовали нам переехать в другой отель P&M Final Option. После его осмотра, несмотря на дороговизну (более 50$ за дабл) мы не раздумывая туда переехали, за исключением наших друзей-коробчунов. В новом отеле хозяином был немец, который клятвенно пообещал, что если не будет горячей воды, то за номер можно будет не платить. Да и вообще, отель был новый, чистый и уютный. В общем, не пожалели.
Вообще же Сан-Хуан вовсе не туристическое место. Точнее, иностранцев тут крайне мало. Поэтому люди тебя везде встречают улыбками. Однако улыбки мало влияют на туристическую инфраструктуру. Там банально особо негде питаться. Боле-мене приличные кафе – при отелях. Соответственно, не дёшевы. Плотно покушать на двоих – 600-800 песо. Несмотря на близость моря, сифуд достаточно простой и без изысков.
Проблема поменять деньги в банке. Не везде это возможно. Банкоматы тоже не везде работают.
Такси отсутствует как класс. Всё передвижение либо на трициклах, либо на джипнях (такие местные маршрутки). Проезд на джипне стоит сущую безделицу – 7-15 песо. Трицикл раза в 3-4 дороже.
Сами филиппинцы крайне нерасторопны. Не понимаю, почему они так популярны у москалей как домработницы. На Филиппинах сразу следует принять принцип маньяны. Если это не сделать, то вернёшься не отдохнувшим, а издёрганным и замордованным филиппинским сервисом. Немного поясню. Вы можете заказать пиво в кафе и легко прождать его минут 40. Это нормально. Обед можно ждать часа 1.5. Оптимальным решением для маньяны является заказ всего заранее. Т.е. вроде как есть еще не охота, а обед уже надо заказать и пойти купаться. Как раз когда проголодаешься – его минут через 15 принесут.
Также постоянно надо проверять счета. В первый же вечер в нашем отеле нам стоко всего насчитали, что волосы стали дыбом. И это при том, что с нами постоянно суетился хозяин. Хотел как лучше. Я понимаю, нас было много и счетов тоже было много. Но они запутались капитально. При этом, почему-то запутались в свою сторону! А после расчёта не донесли деньги в кассу и за нами еще 2 дня бегали какие-то официанты и говорили что мы не доплатили. Хорошо хоть хозяин нам поверил и не снял денег второй раз. Хотя стоит отметить, что он нас всё-таки обманул. Но об этом позже.
Поскольку местные кафе - никакие, то рекомендуется съездить в Сан-Фернандо на местный рынок и купить там свежего сифуда. Вам его приготовят в любом кафе за смешные деньги. Сам рынок – это отдельное шоу. Просто рекомендую сходить, если кто не видел азиатских рыбных рынков. Куча диковинных рыб. Дают попробовать какие-то непонятные штуки. Кило гигантских креветок – 240 руб, крабы – 120 руб/кг, устрицы – 60 руб за ведро (примерно 1.5 дюжины) В целом – забавно посмотреть и поторговаться. Так вот об обмане немца. Он банально упёр часть наших продуктов, что мы принесли на готовку. Мы, конечно, и так всё не смогли съесть (накупили от жадности по дешёвке кучу всего), но лучше бы мы его угостили сами, чем банальная кража.
Сёрфинг
Вообще-то мы ехали в Сан-Хуан не жрать сифуд, а кататься на сёрфе. Если вы посмотрите на карту, то увидите, что Сан-Хуан находится на берегу Южно-Китайского моря. Посему гигантским волнам там взяться неоткуда. Но с другой стороны и мы не профики в этом деле, поэтому труба нам пока еще ни к чему. Сразу скажу, что из 5 дней в Сан-Хуане нормальная волна была 2 дня и еще 1 день боле-мене. В остальные дни – практически флэт.
Стоимость проката лонг-борда – 400 песо в день. Инструктор – столько же. На побережье несколько станций. Везде надо торговаться. Одна из станций – в отеле куда мы сначала хотели поселиться. Другие станции у отеля Little Surfmade. Основной спот – возле цементного завода. Это примрно 20 минут на джипне от отеля. Банальный бич-брейк. Если волна есть, то она достаточно длинная и мощная. Лично я в первый же день не пропустил не одной волны (в отличие от Бали, где даже после 2-х недель удавалось ловить максимум каждую вторую). В отличие от того же Бали тут отсутствует опасное противотечение, которое утаскивает тебя в море. Поэтому сёрфить, да и просто купаться весьма приятно. Инфраструктура на берегу отсутствует. В целом, можно зайти к аборигенам в туалет и купить у них пиво или перекусить тем же что едят они. Но лучше брать еду с собой. Есть еще спот у Little Surfmade. Но там волна покороче. Правда, чуть правее катаются местные. Там риф-брейк и при удаче с погодой приходят вполне хорошие сеты.
Боракай.
Вспоминая свой утомительный переезд из Манилы до Сан-Хуана, было принято решение обратно не пожалеть денег и полететь самолётом из Сан-Фернандо. Внутри Филиппин летает авиакомпания Asian Spirit с небольшими винтовыми самолётиками. Бронировать можно карточкой, через Интернет. Цивилизация, бляха!!! К несчастью, на нашу дату все места были забронированы. Зато нашлись места на вылет из города Bagio. Сверившись с картой, мы узнали что это всего в 50 км от Сан-Фернандо. Т.е. по нашим понятиям это примерно час –полтора езды. Как же мы ошибались! Во-первых, Bagio находится в горной местности. Поэтому те 50 км, что мы намеряли по прямой на самом деле были горным серпантином длиной километров в 100 не меньше. Во-вторых, поскольку нас было много, а такси в Сан-Фернандо нет, мы решили заказать джипни до Bagio. Прямо скажем, при кажущейся дешевизне джипни на регулярных маршрутах, арендовать её достаточно дорого. Нас долго динамили с заказом и поэтому мы вынуждены были заказать джипни за 5000 песо.
По старой филиппинской традиции (маньяна), джипни приехала на полчаса позже. Кроме того, упырский водила не заправил машину и не проверил давление в шинах. Всё это он благополучно делал по дороге, делая неспешные остановки. Всё это наложилось на наш просчёт по времени в пути и поэтому конец путешествия, на подъезде к аэропорту мы ехали крайне нервно. Особо следует отметить, что наша джипни (хотя как мы потом заметили это такая характерная черта всех джипни) АЦЦКИ дымила выхлопными газами. Причём, по каким-то неведомым законам аэродинамики, все дым и копоть из выхлопной трубы попадали в салон. Как результат, за более чем 3-х часовое путешествие все провоняли газами, надышались сажей и приобрели вид эмо! Кое-то получил отравление этими газами. По факту, мы примчались в аэропорт за 2 минуты до вылета безо всякой надежды уже на вылет. Но по понятным причинам (маньяна), самолёт еще даже не начал посадку. Поэтому всё кончилось хорошо. Что характерно, часть наших друзей изначально решила ехать обратно тоже на машине, а не с нами на самоле. Так вот они без особых хлопот добрались в аэропорт свеженькие и выспавшиеся в самолёте.
Прилетели в Манилу и через 3 часа полетели на Калибо. Там всё было без приключений. В аэропорту продаётся пиво, поэтому удалось немного снять токсикоз от выхлопных газов. От Калибо до Катиклана ходят официальные маршрутки. Ценник фиксированный. Всё организовано, за исключением тысяч носильщиков, которые норовят пронести твой чемодан 5 метров и получить за это никак не меньше 5$. У нас и тут не обошлось без приключений – поскольку нас 13 человек и у всех немалый багаж, то мы никак не могли влезть в одну маршрутку. Вторую машину нам не хотели давать, поэтому большую часть вещей загрузили на крышу и кое-как запихнулись внутрь микрика. Сразу вызвала сомнение такая большая загрузка машины. Она аж бедная просела. Как результат, не доезжая минут 10 до Катиклана, на горном серпантине у нас таки лопнуло колесо. Уже изрядно повечерело. Нихрена не видно. Слава богу у водилы была запаска. Кое-как, с помощью других останавливающихся машин поменяли колесо и доехали до Катиклана.
Там заплатили какие-то непонятные экологические сборы и погрузились на лодку (опять-таки не без помощи носильщиков). Лодка – утлый чёлн человек на 20 с боковыми поддерживающими бамбучинами. Изрядно протекала. Человек постоянно вычерпывал воду. Кто-то пошутил, что с нашей «везучестью» лодка потонет. Это почему-то вызвало не смех, а раздражение остальных неудачников!
По приезду на Боракай арендовали две мини-джипни до отеля. Близко к ночи приехали в отель. Заселились. Поскольку не все забронировали отель из Питера, начались метания по поводу того где жить – всё-таки в этом отеле или перебраться подороже, но получше. Победила жадность! В целом, отель не плох. Точнее раньше он был наверное вообще очень хорош. Но сейчас изрядно пообветшал. Но главное – в нём была горячая вода, работал кандей и была нормальная едальня. До белого пляжа пешком – минуты 3-5. До кайтового пляжа – минут 10 пешком. В общем, мы остались.
В целом Боракай показался всё-таки не сильно окультуренным местом. Да, в районе балого пляжа – всё красиво, чинно и благородно. Но реально в остальных местах (причём они находятся в минуте ходьбы пешком) – реально жисть филиппинской глубинки.
На белом пляже достаточно многолюдно. Но зато это реально рай – бирюзовая вода, белый песочек, нет ни ветра, ни волн. Вдоль всего пляжа куча кафешек, массажен, магазинчиков. Вечером все кафешки вытаскивают столы-стулья на пляж и зазывают народ на ужин прямо на берегу с видом на закат. Очень много шведских столов. В среднем, шведский стол 300 песо. Есть куча морепродуктов. Но в целом, как и во всех раскрученных туристических местах там достаточно дорого. Есть места не на белом пляже не хуже и дешевле.
Нам особенно приглянулось местечко Café Del Mar. Фееричное место. Особенно на закате. Шикарные коктейли (вечером как раз счастливый час – 2 коктейля по цене одного), кальян, удобные кресла-шезлонги, фантастический вид на закат и музыка из одноимённых сборников лаунжа. Рекомендуется заказывать столики заранее, а то на закате вы вряд ли там сядете.
По вечерам хороши дискотеки в CocoMangos и на белом пляже если идти от D’mall в сторону лодочной станции. Народ отжигает по полной. Также нам рекламировали диско на крыше отеля в D’mall. Там типа собирались кайтеры. Но по причине плохой погоды мы ни разу не застали там диско. Хотя место прикольное. Крыша здания, бассейн. По идее д.б. клёво.
В CocoMangos известная тема с выпиванием 15 шотов. Среди нас оказались смельчаки, котрые выпили эти 15 шотов и даже еще минут 15 после этого были в состоянии произнести что-то кроме муууу! Таблички с их славными именами прибиты на стену.
Ездили на петушиные бои. Есть специальная арена для боёв. Узнавайте, когда проходят бои. В целом, достаточно гнетущее зрелище. Петухам на одну шпору надевают стальной клинок. Так что они молотят друг друга не по-децки. Хотя я ожидал море крови, но её почти не было. Бои длились от силы минут 10. Каждый бой заканчивается смертью как минимум одного петуха. Короче вышли оттуда с невесёлым настроением.
Передвигаются на Боракае все на трициклах. Максимальная грузоподъёмность – 7 человек. Стоит обычно 15 песо на любое расстояние. Аренда на час стоит 200 песо.
В целом, на Боракае особо посмотреть нечего. Но наша компания везде найдёт как развлечься. В программе был ракушечный пляж (забавно слышится вопрос про этот пляж Where is the shell beach? Что слышится как Где ракушка, сука? ), пещера с летучими мышами, view point, арка и некоторые другие. Но на само деле мы ехали на Боракай не за всем этим. На самом деле нам нужен был
Кайт.
Кайтовый пляж находится на противоположном берегу от Белого пляжа. Прямо скажем, пляж не такой чистый и ухоженный. И дело не в том, что там все срут, а в том, что ветер дует прямо в берег и все водоросли, мусор и прочая гадость из моря прибиваются к берегу. Хозяева станций заставляют убирать весь это мусор с берега каждый день, на как вы понимаете это Сизифов труд. Пляж состоит из двух лагун. Но кайтеры сосредоточены почему-то только в одной (большей). Весь берег усеян станциями. Их там штук 10. Есть чисто кайтовые, есть виндсерфовые, есть смешанные. Везде есть русские инструкторы. К приезду русских на НГ, все они договорились и установили монопольный ценник 100$ за час обучения. Хотя у нерусского инструктора час стоит от силы 60$. Так что учите ангельский!
Поскольку мы неудачники, то нам не повезло с погодой. При нас реально дуло только на следующий день после приезда. Еще 2 дня было неплохо. Еще 2 дня крайне кисло. В остальные дни ваще штиль. И это при том, что мы там были 10 дней. Разумеется, после нашего отъезда включился ветер и люди аццки жгли на 8-9 метрах.
К этому стоит добавить еще приливы. Которые не позволяют учить новичков. Да и нормально катающимся людям они доставляют неудобства, поскольку при старте и финише легко можно посадить кайт на пальму. Хотя по отзывам бывалых, боракайские пальмы – не чета тем же вьетнамским. На боракайских пальмах кайты не рвутся.
В общем, при том, что я как заведённый ходил на кайтовый пляж каждый день с утра как на работу, я откатал всего 3.5 часа. Что характерно, без сертификата IKO там никто не даёт кайт в прокат. Пришлось взять инструктора и получить его!
Что характерно, у Громыча упёрли мешок с насосом, кошельком, очками и прочей требухой. Так что аккуратнее с вещами. Оставляйте всё в камерах хранения. В целом же кайтовый народ крайне позитивный. Особенно когда собирается много русских. За пару дней до нашего приезда наш хороший друг, Влад Косичка, врезался в виндсёрфера. Точнее сёрфер врезался в него. Как результат – открытый перлом ноги, многочисленные ушибы и прочие ужасы. Понятно дело, что Влад с Ирой путешествуют без страховки. Поэтому бабло на операцию собирали всем миром. Через пару дней Влада перевезли на Боракай и мы с ним могли общаться. Как нам потом рассказал владелец Isla Kite Station есть специальная водная страховка (действует токо на воде). Ты платишь что-то около 40$ в год и за эти деньги у тебя страховое покрытие – 200 000$. Действует по всем миру. В общем, даже если на отпуск такую штуку покупать – всё равно может пригодиться. А если еще и в Питере гонять, то и вААбще круто.
Тут же на берегу можно неплохо выпить и перекусить дешевле чем на белом пляже.
Манила.
Обратно в Манилы добрались на удивление без приключений. Отель хоть и был в центре, но традиционно оказался полным отстоем. Ему уже 100 лет в обед. Полностью раздолбанный. Не рекомендую к проживанию.
Да и до ближайшего шопинга – минут 30 пешком. Лучше на машине. Таксисты в Маниле жуковатые. Всё норовят ехать не по счётчику, а за какие-то немыслимые бабки.
Шопинг в целом оказался неплох. Мы посетили 2 центра – Mall of Asia – типичная Мега. Есть много магазинов известных и у нас. Есть местные бренды. Куча распродаж. Стоит всё копейки. Отличные джинсы – 400-600 руб. Рубаха от кардена – 400 руб., галстук ваще 140 руб.
Более простецкий центр – Genrietha. Там в основном местные бренды. Всё также дёшево. Футболки – по 150 руб. чё-то еще накупили занедорого. Нигде нет тёплых кофт, свитеров, пальто и курток. Ну оно и понятно. Не везде есть нужные размеры.
Поражает своим разнообразием ночная жизнь. Разврат полный! Куча борделей, стрип-клубов, дискотек и т.п. Всё крайне доступно. В общем, Манила стоит того, чтобы задержаться в ней на пару-тройку деньков.