Когда отъехали от Echigo-Yuzawa, пейзаж за окном резко сменился: всюду заснеженные горы и полным полно нерастаявшего снега. В Каназаве в это время уже цвела сакура. Погода в приморских городах страны и в городах, отстоящих от моря на сотни километров, может ой как разниться.
Автобусов из Каназавы в Сиракаву всего три, насколько я помню. Первый отправляется что-то в районе 8:00 - 8:30 и билет на него лучше брать заранее, поскольку места в автобусе не свободной посадки, но резервируемые. Обратно из Сиракавы можно уехать в 15:30 и в 18:30 (время ориентировочное) Я предпочел более ранний рейс, поскольку решил, что 4-5 часов на осмотр будет достаточно.
Сиракава - место популярное. В высокий сезон не только обилечиваться надо заранее, но и быть готовым с толпам туристов в самой деревне. Я сказал "деревня"? Не удивляйтесь.
Сиракава-го - исторический район, расположенный на территории современной деревни Сиракава, что в районе Оно префектуры Гифу. То, что переводится на английский как village (деревня) - это не совсем деревня в нашем понимании. Это как бы подрайон внутри района. Соответственно, на территории такой деревни могут находится населенные пункты с собственным названием (так сказать, "под-деревни"), а могут и просто отдельные дома вдоль дороги.
Чаще всего, говоря, что побывали в Сиракава-го, туристы имеют в виду "под-деревню" Огимати, в которой наблюдается наивысшая концентрация того, зачем сюда едут - домов в стиле гассё-дзукури" (с) Маша Акатьева
Конечная остановка каназавского автобуса находится аккурат напротив самой деревни. Время в пути - 1,5 часа.
Сначала автобус резво шел по хайвэю мимо полей, на которых уже в разгаре пахота. Попалась такая картина: поле, а посередине него.... выделенный участок земли под кладбище. Увидев в первый раз, усомнился - не случайно ли так получилось? Но впоследствии подобное расположение встречал неоднократно.
Вторую половину пути автобус идет по многочисленным туннелям в горах и несложным серпантинам. Виды из окна замечательны: заснеженные горы, быстрые реки...
Сиракаву со всех сторон обступают горы. Конечная остановка автобуса около реки.
Вроде полтора часа езды, но в Каназаве уже май, а здесь только - только процесс таяния снега к завершению подошел. Достаточно прохладно - около плюс десяти градусов. Я в одной тонкой рубашке, но спасает прямое солнце.
На этом берегу реки лишь автобусная остановка, стоянка авто и пара магазинов. Ещё туристический офис с кассой. Сама деревня лежит на другом берегу. Нам туда вот по этому мосту.
Нерастаявший снег на берегу реки.
Виды с моста.
И вот первые дома в стиле гассё - дзукури.
Отличие дома в стиле гассё-дзукури от традиционного японского дома в том, что 1/2 занимал чердак, разделённый в свою очередь на несколько уровней (от двух, до четырёх). Дабы добиться нужных пропорций, крышу пришлось делать очень крутой, в виде буквы «А». Зачем это было нужно?
С середины 19-ого столетия до середины 20-ого, в Сиракаве было развито шелководство. Тутовые шелкопряды (единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии) жили вместе с людьми… на чердаке дома в необходимых условиях. Понятно, насколько значимым было шелководство, если половину дома отдавали под выращивание коконов.
Сиракава (Огимати в частности) - это не потёмкинская деревня, а самые что ни на есть настоящая. Некоторым домам уже 200 (!!!) лет. Люди здесь и живут и работают.
Храмовый колокол деревни.
Но вернёмся к отличительным особенностям домов стиля гассё-дзукури. Так вот, помимо создания значительного свободного пространства на чердаке, крыша должна была быть сделана так, чтобы шеклопряды чувствовали себя комфортно и давали исправно метры шелковой нити. Соломенные крыши домов обеспечивали необходимое количество света и вентиляцию. Структурно крыша и непосредственно стены дома составляют две отдельные, но связанные между собой части.
Толщина спрессованной соломы на крыше. Оцените...
Строение крыши очень сложное. Не буду сыпать терминами, приведу лишь три основных. Горизонтальные деревянные балки (юнака) крепились к вертикальным балкам (кудари) крыши с помощью крепких верёвок, сделанных из волокон гамамелиса вирджинского. Гамамелис - это высокий кустарник со светло - серой корой и волокнистой древесиной. Волокна древесины кустарника подвергались тщательной обработке, дабы полученная веревка была прочной и долговечной. Готовая верёвка именовалась "несо". Соединялись же чердачные балки с помощью несо вот таким вот образом...
Основной задачей несо являлось создание прочной, но вместе с тем и такой конструкции, которая могла бы выдерживать сильные порывы ветра. Потому верёвочное соединение позволяло балкам перемещаться друг относительно друга, рассеивая и пропуская воздушные массы. Кроме этого, вертикальные балки крепились своими нижними концами с небольшими зазорами, что обеспечивало всей конструкции нужную подвижность. Количество же гвоздей и металлических скоб при строительстве крыш домов гассё - дзукури было минимизировано.
Раньше солому на крышах домов меняли раз в 40 - 50 лет. Однако, с изменением образа жизни и использовании в домах открытых источников тепла (очаг, например), солому стали менять чаще, раз в 25 - 35 лет. Полная перекладка крыши - работа крайне трудоёмкая, потому на неё выходила дружно вся деревня. Кроме того, создавались специальные артели по ремонту крыш. В деревне каждый год на двух - трёх домах крыша полностью заменялась. Артельные мастера с годами знали конструкцию крыш досконально.
Вот так перекладывают крыши сейчас. С использованием современных инструментов.
А с помощью этих инструментов производили ремонт во времена далёкие.
Трава на солому шла не абы какая, но с толстым и полым стеблем. Заготовки соломы для ремонта.
Несо в конструкции снаружи.
Поскольку рисовые поля требуют достаточное количество влаги, снег из деревни никуда не вывозят, а сваливают прямо на полях такими вот кучами. Под весенним солнцем снег тает и хорошо увлажняет почву длительное время.
А теперь просто пройдемся по Сиракаве...
Можно забраться на смотровую площадку, откуда открывается козырный вид... С окружающих деревню гор уже бегут потоки воды от таяния снегов на вершинах.
В местах свободных от снега греется на солнце живность...
Вид на Сиракаву и окрестности со смотровой площадки.
Спускаемся обратно в деревню...
Теперь пора зайти внутрь одного из домов.
Алтарь.
На чердаке.
Через всю деревню проходят каналы. Выращивание риса и тутовый шелкопряд - основа здешнего мироустройства. Если второе уже не так актуально, то первое - вполне.
Тории местного храма.
Дальше - обратный путь по мосту и автобус в Каназаву. Завтра меня ждёт Хаконе.
В Сиракаве мне понравилось очень. Кто как, а я настоятельно рекомендую при посещении Японии сюда заехать.