Однако жизнь иногда преподносит сюрпризы и путешествие мечты состоялось.
Ездила вдвоём со своим питерским другом Кириллом. Соответственно, жильё бронировали на двоих.
Во-первых, хочу поблагодарить Jack^_^! Если бы не он, этого путешествия вообще не было.
Во-вторых, хочу поблагодарить всех форумчан, кто выступал с критикой и/или советами относительно моей программы, а также касательно подготовки к поездке и поездки в целом. Огромное-преогромное вам всем спасибо!!! Большую часть нюансов, что принесло мне огромную долю спокойствия в будущем, я подчерпнула именно здесь.
Наш маршрут в итоге выглядел следующим образом:
2 апреля - выезд из Санкт-Петербурга в Москву. Ночёвка.
3 апреля - вылет в Японию.
4 апреля - прилёт в Японию. Токио.
5 апреля - Токио.
6 апреля - переезд в Хиросиму, осмотр Хиросимы, переезд на остров Миядзима.
7 апреля - осмотр острова Миядзима, переезд в Хиросиму, переезд в Химэдзи.
8 апреля - осмотр Химэдзи, переезд в Осаку, осмотр Осаки, переезд в Киото.
9 апреля - Киото.
10 апреля - Киото.
11 апреля - Киото.
12 апреля - Киото, переезд в Токио.
13 апреля - переезд в район Фудзи Кавагутико, прогулка по окрестностям Кавагутико.
14 апреля - переезд в Мацумото, осмотр Мацумото, переезд в Сэндай.
15 апреля - осмотр Сэндая, переезд в Токио.
16 апреля - Токио, переезд в отель при аэропорте Нарита.
17 апреля - вылет в Москву, перелёт в Санкт-Петербург.
Я пыталась охватить как можно больше всего, предполагая, что в Японию ещё раз мы можем и не приехать.
Карта
И прежде, чем приступать к описанию нашей поездки, я бы хотела поделиться несколькими важными, на мой взгляд, моментами, которые, возможно, пригодятся кому-то в будущем, а в чём-то помогут понять, почему мы ездили именно так.
0)Не бойтесь ехать в Японию самостоятельно! Не бойтесь, что не знаете ни японского, ни английского языков!
До поездки в Японию самостоятельно я ездила только по России. В Европе хотя бы отели и транспорт я всё равно бронировала через турфирмы, в Китае экскурсионную часть проводила с тургруппой, на море отдыхала одна.
В принципе, уже в Китае я убедилась, что можно ездить вообще без знания языков. Хотя минимальное знание английского всё же не помешает, хотя бы, чтобы проверить гугл-переводчик. В нашем случае я немного помнила когда-то отличный английский, мой друг Кирилл владел начальным уровнем японского без нормальной практики разговорного языка. В итоге его японский понимали лучше, чем он понимал японцев. С английским было относительно проще - все надписи в Японии дублировались на английском, что даже Кирилл понимал; сами японцы в основном говорят на простом английском без каких бы то ни было времен (я сначала сопротивлялась, потом стала говорить как они). Проблемы у меня были со словарным запасом, именно поэтому периодически японцам было трудно меня понять, а мне их. В целом японцы относились нормально, некоторые на этот счет юморили, у некоторых проскакивало "если иностранец не говорит по-английски, значит, он русский". Просто не обращайте внимание: вы - турист, платите деньги, будьте вежливы и дружелюбны, подготовьтесь в плане особенностей этикета японцев, и к вам будут относиться также. Ну а различие культур есть различие культур, тут уж ничего не поделаешь.
Что касается самостоятельности поездки, тут есть свои плюсы и минусы:
Плюсы: вы посещаете и едите только то, что хотите, вы сами планируете свои время и маршрут, сами выбираете жильё. Финансами вы также варьируете сами.
Минус: поэтому передвигаться вам придётся на своих двоих и вы можете не получить никакой информации о посещаемом объекте.
На нашем примере: аналогичная путевка через турфирму с посещением примерно того же количества городов, но меньшего количества достопримечательностей, обошлась бы значительно дороже. При этом мы не могли выбрать жильё и уж тем более не получилось бы снять дом в Киото. Это окончательно определило наш выбор ехать самостоятельно.
По факту информационной составляющей иногда очень не хватало. Либо было непонятно на английском, либо её не было, либо не было времени читать. Помогло то, что в общем мы всё-таки что-то уже знали об объектах (именно так и выбирали, что посетить! У нас был очень хороший толстенный путеводитель по Японии от Rough Guides, что-то подчерпнули из отчетов других путешественников с форумов и livejournal, что-то вычитали в литературе по Японии), а также практически в каждом городе у самых главных достопримечательностей мы встречали русских туристов, как правило, в составе групп, так что при желании можно было на какой-то момент присоединиться и послушать (что делали мы крайне редко, поскольку хотелось увидеть побольше и в меньшей толпе).
Так что не стесняйтесь! Дерзайте и вперёд!
Как сказала мне одна знакомая прямо перед тем, как мне выпала возможность осуществить поездку мечты, когда я спросила её совета, "Какие тут советы - надо ехать"!
1)Готовьтесь к поездке заранее. Сильно заранее. Подберите города, прикиньте маршрут по датам, купите авиабилеты, забронируйте жильё. Так и дешевле, и выбор больше. Например, в случае нашей поездке, в ноябре (за 5 месяцев) с отелями уже была серьёзная проблема. А охота за номерами в широко известных бизнес-отелях по типу Тоёко Инн не принесла никаких результатов: бронирование номеров для обычных клиентов открывается за 3 месяца, но в день старта бронирования на нужные даты уже было всё занято. Возможно, это связано с тем, что наша поездка выпадала на сезон цветения сакуры, но тем не менее, имейте в виду.
2)Мы выбрали перелёт в Японию японскими авиалиниями через Москву. Это был надёжный вариант без пересадок с удобными временами вылета и прилёта. Также японские авиалинии дарят своим клиентам бесплатный перелёт от крупного города по месту жительства до Москвы и обратно и (или) от аэропорта Нарита до нужного города в Японии и обратно. Обращаю ваше внимание, что при покупке через сайт можно получить такие бесплатные билеты только туда-обратно. Если вам, как в нашем случае, нужны билеты только в одну сторону, придётся обращаться в офис компании напрямую или через турфирму. Мы обращались через турфирму и они данную операцию проделали бесплатно.
Ещё один плюс перелета японскими авиалиниями - с этого года клиентам, купившим билеты эконом-класса любого типа, разрешается перевозить в багаже два чемодана, каждый весом до 23 кг.
Мы выбрали вариант перелета до Петербурга на обратном пути, а вот до Москвы решили заранее добраться на поезде. Как оказалось не зря: мы уже были в Москве, а в Петербурге творилась неразбериха из-за терракта.
3)Обязательно берите вай-фай роутер. Мы брали безлимитный вариант на всё время пребывания в Японии через русскую турфирму. Знаю, что в аэропорту выбор большой и, вроде бы, даже выходит дешевле, однако если вы имеете проблемы с языками, может быть, стоит рассмотреть данный вариант. По крайней мере когда у нас случилось первое отключение от сети, мы были очень удивлены, услышав с японской стороны русскую речь. Проблема была решена оперативно. По пользованию роутеров есть несколько моментов, которые стоит учесть:
- в нашем случае роутер периодически вылетал из сети, приходилось перезагружать его.
- были районы, где сети просто не было. Например, Фудзи Кавагутико. Когда мы приехали, сеть была, но стоило только отойти от вокзала, сети мы не видели до отъезда на следующий день.
4)Если вы собираетесь покупать немало сувениров, берите с собой на всякий случай карту. Картами можно расплачиваться почти везде. Мы, конечно, не были в глухих деревнях, но по факту карты принимали даже в некоторых лотках на сувенирной улочке в районе Асакуса в Токио. При этом каких-то значительных потерь при пересчете курса я не увидела. Единственное, обязательно проверьте и перепроверьте в банке, что ваша карта будет действовать в Японии (как показала поездка, во многих наших огранизациях нынче халатно относятся к своим обязанностям в важных для клиента случаях). Также предупреждаю, что наши банки действуют по схеме: сначала вы совершаете покупку, это называется процессом авторизации карты, затем ваша покупка поступает в обработку банком, процесс так и называется обработкой операции, в этот момент требуемая сумма блокируется, и наконец, в течение какого-то времени (до 45 дней как правило) происходит снятие суммы, однако данный процесс происходит по курсу на день реального снятия банком денег, а не по курсу, когда вы совершали покупку. Так что если вдруг валюта подорожает на 10 рублей за это время, убыток неизбежен.
5)Мне лично для всех приложений, которыми пользовалась в Японии для поездки, хватило одного простенького смартфона. Пользовались:
- онлайн-картами Google с заранее нанесенными метками,
- когда отключалась сеть на помощь приходили оффлайн-карты Maps Me с теми же метками,
- в метро Токио дополнительно помогало ориентироваться Tokyo Subway Navigation, им пользовались даже сами японцы, когда обращались за помощью,
- общаться помогал Google переводчик, (хотя иногда его перевод был откровенным бредом и в таком случае надо было перефразировать текст, также рекомендую пользоваться функцией перевода по фотографии - очень полезная штука! единственное, текст должен быть написан классическим печатным текстом),
- звонили дешево и качественно с помощью Skype, предварительно положив небольшую сумму на его счет (из 5 долларов у меня осталось 3,77),
- а проверять и составлять схемы поездов помогала, как обычно, Hyperdia,
- ну и для отелей на всякий случай был установлен Booking.
6)По части карт Google совет: транспортные маршруты гугл предлагал каждый раз отличные. Ни разу не подвел. Ну разве что у жд музея в Киото было непонятно, где остановка, но там был ремонт, так что, может быть, её просто перенесли. Для этого есть глаза, чтобы проверить, и язык, чтобы спросить.
Что касается пешеходных маршрутов: первое, что нужно сделать, - определиться, как именно располагаешься относительно того, что видишь на экране. Мы с этим поплутали немного туда-обратно. Пока ещё карты среагируют, бывает идёшь вроде туда, а потом система обновляется и оказывается, что ты идёшь в совсем другом направлении. Поэтому в самом начале пути следует определиться с ориентирами - какое-то кафе, отель, достопримечательность, храм.... Иногда гугл прокладывает странные пути, но тем не менее ему можно смело доверять. Никакие мосты и эстакады нам не мешали. Главное - следить, что действительно идешь в нужном направлении. В принципе мы смотрели лишь примерную дорогу, повороты выбирали сами. Было несколько сложных случаев, когда GPS чудил, в таком случае перепроверяли в Maps Me, но ещё раз - лучший помощник в таком случае - зацепиться за какой-то ориентир.
7)Если собираетесь брать с собой мобильник с роумингом (а я советую это сделать: если вылетит сеть, а срочно надо позвонить в то время, как до вай фая надо бежать, ничего не спасёт, кроме роуминга), обязательно перепроверьте, что у вас его подключили правильно. В моём случае я спокойно звонила по Японии, а в Россию ни смс послать, ни позвонить не смогла. Оказалось, что в Мегафоне мне не до конца всё подключили. Но я забила и ходила так, просто положила на телефон побольше денег.
8)Обязательно перепроверьте расписания поездов, особенно на день возвращения в аэропорт. У меня было выписаны все поезда по нескольку вариантов, кроме дня возвращения, поскольку не знала, во сколько освободимся. А в голове почему-то отложилось, что последний поезд идёт в сторону аэропорта Нарита в 23 часа, в день отъезда при этом мне то что-то мешало проверить, то Hyperdia подозрительно вообще ничего не находила.
Запомните, 21 час с копейками - крайний срок!!! В противном случае вы либо будете вынуждены добираться с чемоданами на куче перекладных поездов и приедете поздно вечером, а то и за полночь, либо останетесь ночевать на вокзале в Токио и потеряете деньги, потраченные на отель, либо отвалите кучу денег на такси и эта куча - более 25 тысяч йен.
В общем доверяй, но проверяй!
9)За время нахождения в Японии можно посетить очень многое, если качественно спланировать поездку. Что бы не говорили тут на форуме.
Но имейте в виду - для этого придётся рано вставать, поздно ложиться, оперативно собираться и самое главное - нужно иметь крепкие ноги!!! Но даже крепкие ноги могут не выдержать такого количества ходьбы. К тому же количество не всегда означает качество увиденного. Поэтому для себя вы должны определиться, чего и в каком количестве вы хотите и чем готовы пожертвовать ради этого.
Лично мы увидели почти всё, что хотели, а ведь меня на форуме очень критиковали за перенасыщение программы.
То, что что-то не успели, было связано либо с риском не успеть посетить что-то следующее и более важное, либо с тем, что очень устали, либо с погодой, либо с тем, что кто-то очень долго возился с вещами по утрам, а кто-то иногда подольше валялся в кровати, но самая большая потеря времени по отношению к достопримечательностям ушла на покупку сувениров.
10)Для путешествий по Японии посчитайте и определитесь, стоит ли брать проездной JRPass. В нашем случае он окупился сполна. Сплошные переезды на синкансенах в первую очередь. По Токио на поездах JR мы ездили редко.
11)В части поездов рекомендую заранее подобрать варианты и с распечаткой из Hyperdia в первый же день забронировать нужные билеты. Мы так и сделали, но на пути Осака-Хиросима уже не оказалось резервируемых мест. Пришлось ехать в нерезервируемых вагонах. У нас был вариант выехать из Токио в 6:30 утра и полчаса ждать пересадочного поезда в Осаке, либо выехать в 7 утра и перебежать на поезд впритык. Мы выбрали поспать подольше и в итоге ехали 1,5 часа стоя. Скажу, что это не очень приятно, ибо чемоданы мы сдали, присесть было не на что. Вагоны тоже были не пустые в плане стоячих мест, так что мы теснились на проходе в тамбуре.
Ещё, даже в случае, когда, как мы, иногда вы будете не уверены, на каком поезде поедете, всё равно рекомендую бронировать билеты. С одной стороны это подтягивает вас к определенному времени, а значит организует. С другой - обменять билеты не проблема, но если что, у вас хотя бы будут места.
12)Держите JRPass в удобном месте, чтобы его легко было достать. Каждый раз, когда нужно им пользоваться, его надо оперативно предъявить при входе и при выходе. Иногда там даже печать будут ставить.
13)Всякие проездные и карты.
Советую приобрести карту SUICA. Иногда она экономит время на возьню с деньгами.
Что касается действования SUICA в других городах, нежели Токио и Сэндай, почти нигде она не действует, что бы там ни говорили.
По моей памяти, мы пользовались ею лишь в Осаке и то... в поездах и метро Осаки мы умудрились рассчитываться тремя способами: наличными, по карте SUICA и по проездному The Osaka Kaiyu Ticket.
В Токио мы никакие спец.билеты не покупали.
В Осаке мы купили The Osaka Kaiyu Ticket. Этот проездной стоит чуть дороже билета в осакский океанариум Kayukan, действует целый день до 22 часов, дает кучу скидок на посещение местных достопримечательностей и действует в качестве бесплатного проездного на некоторых видах транспорта. Покупать его стоит только в случае намерения посетить океанариум.
В Кавагутико есть местный проездной, но он покупается на два дня. В нашем случае мы приехали на день и он просто не окупился бы.
В Сэндае есть туристический автобус Loople Sendai. Проездной на него продается даже в некоторых отелях, действует день и дает скидку на посещение некоторых достопримечательностей. Покупать данный проездной имеет смысл, если вы собираетесь проехать на автобусе хотя бы 3 раза с посещением хотя бы одной достопримечательности - тогда он просто окупится. Если вы посетите хотя бы на одну достопримечательность больше, то он принесет вам выгоду.
14)Еда.
Мы планировали тратить по 5000 йен в день на человека. Совсем точный бюджет я не вела, не хватало времени, но по ходу дела тратили мы заметно меньше.
В принципе мы питались по схеме: завтрак в отеле или накануне купленной в магазине едой, перекусы в лавках у местных достопримечательностей, ужин в отеле или купленной по дороге едой. Иногда обедали или ужинали в заведениях.
При этом покупали мы преимущественно либо бенто, либо онигири. Микроволновки как правило не было, разогревать было не в чем. Самое дорогое бенто у нас стоило, по моей памяти, 340 йен. На двоих хватало одного бенто.
При такой схеме не скажу, что я мучилась от голода. Наоборот, было жаль, что не успели побывать в заведениях почаще.
Что касается поисков еды: мелкие магазины повсюду. А вот нормальных супермаркетов мы так и не нашли. Были в одном в торговом центре прям во время, когда должны быть распродажи, но распродаж так и не заметили, и ещё в одном в отдельном здании, но там вообще в итоге купить оказалось нечего - никаких готовых наборов не было и вообще это был очень странный супермаркет.
Зато мы вовсю насладились автоматами с напитками. Пить хотелось больше, чем есть. Автоматы повсюду (поднимаешься в гору, а там тоже автомат с напитками!) и некоторые принимают SUICA. Цены от 100 до 160 йен. Кое-где даже горячие супы были.
15)Жильё.
Сразу скажу, в круг наших интересов не вошли капсульные отели и хостелы. Мы выбирали жилье из того, что есть, исходя из следующих принципов: ближе к вокзалу, ближе к достопримечательностям, подешевле, но желательно с ванной и туалетом в номере, для некурящих, но так, чтобы нравилось. Поэтому были разные варианты. Да и в зависимости от города цены тоже бывали очень разными: в Сэндае и Химэдзи жильё стоило копейки, а дешевое жильё в Хиросиме мы променяли на добротный и дорогой рёкан на Миядзиме.
От себя совет: будете в Какагутико, если не зажаты в средствах, рекомендую не экономить на жилье. Гораздо лучше там в номере с видом на Фудзи или даже с горячим источником. Это если вы гонитесь за эстетической красотой и удобствами.
Также мы изрядно потратились в Киото - на одну ночь сняли частный старинный традиционный дом матия.
От себя скажу, что везде было тепло, вопрос температуры регулировался кондиционером.
Также везде предоставляются шампуни, гели, тапочки, полотенца, халаты или пижамы. Иногда даже бритвы мужчинам выделяли.
А вот рассчитывать на наличие бутыли воды в каждом отеле не следует. Воду в холодильнике находили в малой части отелей. Поэтому рекомендую закупаться в магазине или ориентироваться на автоматы с напитками.
Если вы сняли номер в гостинице с традиционным кайсеки-ужином, обязательно приезжайте в отель к указанному времени!
16)Покупки.
Если вы что-то очень хотите купить, заранее подготовьте что и где. При этом с где может получиться так, что придётся чем-то жертвовать, чтобы успеть туда вовремя, ибо магазины в Японии работают, как и достопримечательности - зачастую до 18 часов, а в тех же торговых центрах какие-то вещи могут быть под заказ.
Отдельно про Акихабару:
Мэйд-кафе: работают мэйд-кафе до 22, заказы принимают до 20-21, но...это не значит, что если вы придёте к 20 часам, то спокойно туда попадёте. Ничего подобного!!! Очереди наблюдаются даже около 22 часов (зачем люди стоят, они так и не нашлись, что ответить, видимо, надежда умирает последней). В общем мы так и не попали.
Около анимешные товары: вот тут точно надо составить список, запастись картинками того, что вы хотите купить. Иначе вы потратите кучу времени на бесцельное брождение по пусть и небольшой, но всё равно немалой Акихабаре. Отдельные же магазины, наверное, выделять не имеет смысла. Также отличный выбор товаров с символикой, в том числе сладостей, на нижних этажах Tokyo Skytree.
Печатная продукция: один гигантский недостаток Японии и особенно в Акихабаре - печатную продукцию там продают запечатанную и посмотреть ну никак нельзя. Поэтому не рекомендую покупать всякие "артбуки" не глядя. На деле откроете - а там даже содержание артбуком рука не повернётся назвать. Так что да, подготовка, подготовка и ещё раз подготовка, ну или достаточное количество времени, чтобы проверить содержание в интернете (у нас этого времени не было).
17)Общение.
Японцы бывают разные. Редкие сами подойдут узнать, не нужна ли вам помощь, другие обрадуются, когда вы к ним обратитесь и коллективно побегут помогать, третьи будут пытаться понять вас только на японском или только на английском, четвертые, такое впечатление, будут стараться не стараться вас понимать, даже если вы тыкаете им в нос гугл-переводчиком конкретных слов. Если вам что-то очень надо, не сдавайтесь!!! Объясняйтесь хоть на пальцах, хоть с картинками.
Например, был случай на почте. В отделении ну никак не хотели понимать ни наш японский, ни наш английский, а мы всего-то хотели купить марки. Сотрудники даже куда-то звонили кому-то, кто говорит по-английски. Гугл-переводчик почему-то переводил марки на английский манер, так что это нам совсем не помогало. В итоге я чудом привлекла внимание сотрудницы и, 10 раз тыкнув на марки на стенде, довела-таки до её сведения, чего я хочу.
18)Пересылка вещей между отелями без вашего участия. Камеры хранения.
Советую заранее озаботиться тем, что вы будете делать с вещами при переездах.
Мы пересылали вещи между отелями дважды: из Токио в Киото, из Киото в Токио. Оба раза оформляли пересылку прям в отеле. Пользовались услугами Yamato TAQBIN. Предлагали также воспользоваться услугами JPost по той же цене. Платить можно по месту отсылки, а можно по приезду. Мы выбрали вариант предоплаты, поскольку приезжали позже вещей, несмотря на заверения, что принимающий отель всё сделает. Стоимость складывается из расстояния и суммарного размера чемодана. Масса роли не играет.Так за доставку чемодана с суммарным размером 120 см я заплатила порядка 1500 йен.
Между поездкой в Кавагутико, Мацумото и Сэндай мы останавливались в одном и том же отеле, поэтому чемодан оставался там.
Если отель был близко к вокзалу, то в день отъезда вещи оставляли там, если далеко, то относили вещи на вокзал в камеру хранения.
Сложности с камерами хранения были только в Киото и Осаке, а именно с большими камерами хранения. Старайтесь занимать места поближе к тому месту, откуда вам желательно забирать вещи, например, к проходу к синкансенам или ко входу на вокзал. Но в Киото и Осаке предлагаю не зевать, а то вообще будет некуда положить вещи, из-за чего придётся терять время в поисках других камер хранения. Можно заранее посмотреть схемы вокзалов. Стоимость варьируется от города: большая камера может стоить от 500 до 700 йен. Рекомендую запоминать место, где вы оставили вещи. Желательно фотографировать ячейку. Мало ли потеряете чек или ключ.
Продумайте заранее, какие вещи возьмёте с собой на время отсутствия чемоданов.
Оставив вещи в камере хранения Хиросимы, на Миядзиму я-таки взяла пару обуви.
А вот в Киото не оставила, в итоге ходила с мокрыми ногами.
Кстати в плане посещения достопримечательностей, если только вы не с чемоданом, проблем почти никогда не возникало. Разве что в музее, посвященном атомной бомбардировке, в Хиросиме мы сдавали вещи в камеру хранения, и то, в самом музее видели тех, кто ходил с рюкзаками, хотя при входе просили сдавать вещи.
В принципе у крупных достопримечательностей как правило есть свои камеры хранения. Но мы ими не пользовались и особенно не запоминали.
19)Транспорт.
В целом перемещаться на общественном транспорте не сложно. Главное, будьте внимательные, смотрите на указатели и желательно сразу, а не когда уже дойдёте до одного конца платформы, а вам надо к другому выходу. Для поиска нужного выхода поможет знание улиц или достопримечательностей поблизости с нужным местом. Хотя иногда бывает, что в итоге есть более подходящий выход.
На токийский вокзал советую приезжать заранее. Слишком большой.
Всегда держите в голове нужный путь, на который прибывает ваш поезд. Это сэкономит вам время и нервы.
20)Про посещение музеев.
Если вы выбрали для себя посещение какого-то конкретного частного музея или конкретной экспозиции, при входе проверяйте, что всё на месте. Билет стоит немало, а по факту может оказаться, что и смотреть не на что. У нас так получилось в музее кимоно мастера Куботы в Кавагутико.
21)Саке и другой алкоголь.
Если вы хотите привезти с собой алкоголь, то, несмотря на подготовку, с этим будут определенного рода проблемы.
Как например, "хорошее саке стоит не менее 2000 йен за бутылку". Ни в каком комбини вы такого саке не встретите.
Надо либо искать алкогольный магазин, либо искать подходящий вариант в сувенирных местах.
"Весь алкоголь называется в Японии саке", "а все вино - ликёр". Но вообще-то саке - это нихонсю, а сливовое вино, например, умэсю.
Так вот объяснить в магазине, что именно вы хотите, или выяснить, что именно вам продают, тяжело.
Японцы талдычат саке, саке, ликёр, ликёр, но когда их спрашиваешь "это умэсю?", твердят "нет".
Например, в Японии очень вкусное юдзувое вино. Пробовала, понравилось, хотела купить.
В магазинах продается нечто с юдзу. То или не то? Выяснить не удалось. Покупала на свой страх и риск. Угадала.
Поэтому по моим меркам проще не спрашивать, а покупать по своей интуиции и по тому, что написано на этикетке.
Знаю, что есть саке сухое, есть сладкое. Найти сладкое не удалось. Видимо, надо всё-таки в спец. магазины.
Зачастую на бутылке нет сведений о степени сухости напитка. Опять же, покупается на свой страх и риск.
22)Сладости и сувениры.
В общем-то в комбини примерно один и тот же набор сладостей (ничего особенного).
В сувенирных магазинах тоже.
Так Киото славился различными Яцухаши, а в сезон цветения сакуры все сувенирные магазины были завалены товарами с сакурой.
Интересный и большой выбор был в Кавагутико, в том числе товаров с васаби и киткатов, а также товаров с черникой.
В аэропорту Нарита было полно вкусностей с необычными вкусами, которых я больше нигде не видела.
Свою особенность имеет Сэндай - мороженое, данго и пр. товары с зелеными бобами очень-очень вкусны.
Самый большой и интересный выбор сувениров был на Миядзиме. Также в Кавагутико, в том числе с символикой Фудзи, и в районе Асакуса в Токио. Но после посещения Миядзимы и Кавагутико Асакуса показалась....более низкокачественной что ли, хоть там и больше выбор товаров.
23)Деньги и бюджет.
Рекомендую покупать йены в России, на худой конец обменять доллары или евро в аэропорту. Может быть, это будет не совсем выгодно, но вы хотя бы не будете терять время на поиски обменника.
Постарайтесь не отдавать всю мелочь, держите при себе тысячу-другую по 100 йен. Очень часто применяемая монета. А, например, по утрам, на достопримечательностях у некоторых лотков может не быть сдачи. Разменять же будет негде.
Находясь в России, вы уже точно знаете стоимость жилья, при этом вы можете прикинуть сумму, необходимую на входные билеты для посещения достопримечательностей, а также стоимость проезда, включая автобусы, поезда и JRPass. В общем-то вы можете прикинуть вообще все расходы, кроме сувениров. Вот исходя из этого и действуйте.
Также рекомендую всё-таки вести бюджет и сохранять все чеки оплаты по карте.
24)Туалеты и мусорные баки.
Вот уж из-за чего точно не надо беспокоиться в Японии так это насчёт туалетов! Они, как и автоматы с напитками, есть повсюду: в метро, на вокзалах, в аэропорту, в парках, в торговых центрах, у каждой достопримечательности, да ещё и в нескольких местах, в зависимости от размера места. И все бесплатные!!!
А вот с мусорками, наоборот, большая проблема. Встречаются редко, в основном в парках у торговых точек, да ещё и, как правило, делятся каждый на свой тип мусора, - так что лучше съедать там, где купили, или придётся носить мусор с собой.
25)Автобусы и трамваи
Не буду отвечать за все автобусы и травмаи в Японии, но в целом при проезде надо обратить внимание на следующее:
- в автобусах оплата за проезд вносится как правило на выходе. Необходимо подойти к водителю и отдать ему денежку. Если требуется сдача, водитель может кинуть вашу сумму в воронку, аппарат автоматически посчитает и выдаст вам сдачу. Никакие расчеты в уме водитель не производит. Всё предельно честно и точно.
- в некоторых автобусах стоимость проезда от текущей остановки выводится на табло сверху над водителем. Таким образом, вы можете заранее приготовить нужную сумму. Впрочем, как показал гугл, в нём тоже можно смотреть стоимость - ни разу сумма, показанная в гугл-картах, не отличалась от фактической.
- при входе необходимо поискать аппарат, печатающий талончики с названием остановки, на которой вы вошли. В противном случае как вы докажете водителю, он же кондуктор, где вы вошли?
- в Кавагутико в автобусах при выходе необходимо было нажать на кнопку, давая знать водителю, что на следующей остановке есть желающие выйти.
- таким образом, в автобусах плата производится при выходе. В трамвае в Хиросиме, насколько я помню, был кондуктор.
Вот, наверное, и все советы. Если что - обращайтесь, буду дополнять. Или, может быть, что-то подчерпнёте из последующего отчёта.
Кратко о фактических расходах на одного человека во время нашей поездки и подготовки к ней:
1)Жильё: 153270 йен
2)Авиабилеты Москва-Токио, Токио - Москва: 509 евро
3)Страховка: 2 доллара на 14 дней = 28 долларов
4)Аренда wi-fi роутера на 13 дней: 150 долларов
5)Фото на визу и оплата услуг турфирмы по получению визы: 5000 рублей
6)JRPass на 2 недели: 46390 йен
7)Карта SUICA: 3000 йен
8)Оплата услуги турфирмы по получению приглашения в сад мхов Сайходзи: 55 долларов
9)Билет в театр Кабуки-за на полное вечернее представление: 6000 йен
10)Билет на автобус Токио — Фудзи Кавагутико: 1800 йен
11)Пересылка вещей между отелями Токио — Киото и Киото — Токио: порядка 3200 йен
12)Оплата камер хранения: 3500 йен
13)Питание (еда и напитки, в том числе в отелях за напитки во время кайсеки-ужина): 13 дней по 3000 йен — порядка 39000 йен
14)Входные билеты в достопримечательности: порядка 30450 йен
15)Такси (Киото: Арасияма — Сайходзи, Гинкакудзи — уголок Гион; Токио: отель Дорми Инн Акихабара — вокзал Токио, вокзал Токио — отель в Нарите): 18000 йен
16)Оплата проезда, не охватываемого JRPass и SUICA: порядка 26290 йен
Итого:
260310 йен, 509 евро, 233 доллара
Курс йены на тот момент составлял порядка 54 рублей за 100 йен (там, где мы покупали)
Курс евро — порядка 69,5 рублей за 1 евро
Курс доллара — порядка 58 рублей за 1 доллар
При общем подсчёте без стоимости добирания до Москвы и проживания в ней и без личных трат на сувениры, подарки, чемоданы и прочее получилось по 240 тысяч рублей с человека.
Это уложилось в предварительные расчёты, которые я производила перед подачей документов на визу.
На момент подачи документов на визу необходимо было иметь на счету:
- сумму, эквивалентную стоимости неоплаченного жилья в Японии. В нашем случае это было 99270 йен = 53600 рублей;
- количество дней пребывания в Японии, включая день отлёта х 100 долларов в день на человека = 1400 долларов = 81200 рублей
Итого: порядка 140 тысяч рублей.