Наш маршрут: Токио (оттуда ездили в Йокохама, Камакура) - Киото (оттуда в Уджи, Нара).
К сожалению в запланированные Никко и Хаконэ не успели.
Бюджет поездки лично мой - 89 000 руб. (вообще на всё)
и спутницы - 95 000 руб. (разница из-за подарков)
Если считать только виза, страховка, самолет, отели, еда, дорога, входные билеты то это 86 000 руб. за 12 дней включая перелет, непосредственно в Японии 10 полных дней и на 11 был отъезд.
1. Готовиться начали за 3 месяца. Билеты на самолет компании Air China купили через Travel точка ру за 22.240 руб.
2. Визу + страховку + отели покупали в Чиптрипе. Стоило это удовольствие 38 000 руб. на человека.
3. Теперь по поводу проездного JR. Сайт рекомендованный на многих форумах http://www.hyperdia.com действительно супер!!! Там мы и составляли маршрут. Кстати говоря, может кому пригодится, там есть 2 версии - Classik и еще одна, которая по умолчанию. Сначала я пользовалась той что по умолчанию, но была проблема, расписание было только до конца марта (а мы приезжали 31 марта, соответственно нам нужен был апрель в основном), и в итоге мы прождали месяца 2 когда же наконец появится расписание на апрель, в общем совершенно случайно я обнаружила в версии Классик расписание аж до 11 года по-моему! Так что вот, знайте, что в Классик расписание на долгое время вперед!
После долгих вычислений маршрутов, по подсчетам оказалось что если мы купим JR недельный проездной то сэкономим 2 000 руб примерно + удобство (не надо покупать билетов и бесплатная регистрация мест на Шинкансэн). Дешевле всего этот проездной продавался в фирме Тумларе на Кропоткинской за 9.700 руб. (зависит от курса евро)
Это пункт по обмену JR на сам проездной. На станции Ueno. Мы его долго искали )) Думаю на других станциях по обмену выглядит примерно так же. По этой ссылке можно посмотреть список этих станций http://www.japanrailpass.net/eng/en009.html
А вот по этой ссылке (для тех кто будет покупать JR) можно сразу заполнить анкету, чтобы не терять время в Японии http://www.japanrailpass.net/eng/en006.html далее нажать внизу страницы на >>Click here to print out the Japan Rail Pass exchange application form. << , далее в открывшемся окне нажать на значок EXCHANGE APPLICATION FORM (pdf формат)
Пишу так подробно для тех у кого плохо с английским.
4. Никакие проездные другие там мы не покупали больше. В токио мы жили на линии Keisei Line станция Koiwa, это далеко не центр, поэтому на проезд куда-нибудь уходило много денег. В день мы тратили не меньше 300 руб (примерно 1000 йен).
В интернете я нашла 2 карты, которые очень пригодились, без них из дома не выходили! Притом одна из этих схем содержит частные линии, которых почему-то нет в обычной схеме (которую на станциях выдают служащие, сидящие у турникетов). Вот она:
Мы жили на коричневой ветке сверху справа, ответвление вниз - Keisei Koiwa
А вторая схема у меня в pdf формате, поэтому не могу загрузить сюда, но ее можно скачать по этой ссылке
http://www.tokyometro.jp/global/en/service/pdf/routemap_en.pdf
А это сайт Токийского метро на английском http://www.tokyometro.jp/global/en/index.html
Еще одна схема оказалось очень полезной, но мне ее дали при обмене JR, там JR ж/д пути все! К сожалению схемы которая объединяла бы все эти три я не нашла, хотя она так необходима!
Теперь про транспорт в Киото. Читали что удобнее всего пользоваться автобусами там, но лично мы пользовались метро, а по большей части пешком ходили. У нас был всего 1 полный день на Киото, и мы успели только в 2 места - Nijo Castle и Sanjusangendo, Гион и окрестности (которые оказались намного интереснее Гиона), прошли всю Shijo dori.
Понравился этот сайт про Киото, там всё по зонам и можно посматреть на какие улочки сходить
http://www.kyototravel.jp/index.html
Этой схемой (формат А3 нужен для печати) было удобно пользоваться потомучто она объединяла в одну метро, частные линии, трамвай и автобусы (не все) http://www.city.kyoto.jp/koho/eng/access/transport.html
Чтобы ее скачать внизу страницы нажать на Download. Еще нашла сайт, правда только на японском (но можно переводить же страницы) про расписание автобусов (помоему вообще всех)
http://www.city.kyoto.jp/kotsu/busdia/keitou/keitou.htm Кто не поймет как там что-то понять ))) спрашивайте, я отдельно объясню.
Карты районов есть во всех городах около станций, но в отдалении уже нигде нету, либо на японском. Поэтому нам нехвтало иногда карты Токио, например мы 2 раза (!) пытались найти Ebisu Garden Place но так и не нашли, на второй раз заблудились, и пешком дошли почти до станции Shibuya, до куда непосредственно нас отвела женщина-полицейский (мы сами конечно обратились за помощью), забавно было.
А карту Киото нам дали в отеле, очень хорошая карта! Я думаю дают во всех отелях. При том карта была с отдаленными районами, мы как раз хотели съездить в Ohara Area в Sanzen-in Temple, но не успели к сожалению.
5. В Токио жили в отеле Sky Court Koiwa 2*. Впечатления только положительные, хотя номера были очень маленькие!!! Все чисто, каждый день убирались, и в отелях есть все принадлежности, описание на сайте отеля соответсвует действительности. Единственное что интернет был платный, но у меня так и не получилось его подключить, хотя 100 руб я за него заплатила, но разбираться и вызывать уже не было сил просто, поэтому забили мы на это дело. В Киото отель был Rhino Hotel 4*, номер большой и с классным видом на горы и на город.
В Токио:
В Киото:
6. Теперь про автоматы по продаже билетиков на метро =) "Не так страшен черт, как его молюют!"
Система там такая:
- действительно есть кнопка (сенсорная на экране) English. Чаще всего попадалась внизу слева.
- сверху висят схемы со стоимостью проезда, иногда по ним сложно ориентироваться, особенно тем у кого плохое зрение (как у меня) ))) По ним вам нужно найти станцию куда вы едете и рядом будет написана стоимость на взрослого и ребенка. Но если вы не можете найти сами, что часто бывало с нами, то можно спросить у любого прохожего или у работника станции (они сидят рядом с турникетами, а автоматы обычно прям рядом с турникетами тоже), с радостью вам все помогут, иногда они сами подходят и спрашивают не помочь ли.
- Чтобы спросить где та станция (если вы не знаете японского) достаточно будет "название станции + мадэ" , т.е. например "Akihabara made" , (переводится как До Акихабары), они сразу поймут что вам надо. Если вы спрашиваете какую нибудь малознакомую линию (в отдаленных концах города) то лучше еще сказать какая линия например Asakusa line (эти линии написаны в схеме метро, их можно по цветам различать)
- А вот в Киото был сюрприз, английского меню в автоматах не было (я не уверена что во всех нет), но там сначала нужно по схеме сверху найти станцию куда вам надо, потом бросить деньги, выбрать значок обозначающих двух людей (два человечка нарисованы) и нажать на кнопку со стоимостью поездки и все.
- А в Токио можно сначала всё выбрать, а потом уже деньги кидать. Сдачу дают все автоматы даже с больших купюр!!!
- Еще одна интересная особенность автоматов - в них нарисованы разноцветные прямоугольники в которых написаны названия линий, но прикол в том, что если вам нужно например Shinjuku line или Asakusa line, то в автомате это будет называться как Toei Line ))) мы это узнали только в последний день!!! а до этого мучались!! Так же есть линии относящиеся к Tokyo metro line например Ginza line, Hibiya line и др. В схеме метро это написано в нижнем правом углу, так что изучайте =)
- Названия частных линий есть в карте которую я здесь размещала, если нужно, я могу выслать в большом формате кому-то. А, да, билетик выбрасывать нельзя, на выходе его нужно в турникет всунуть.
- Если вы ошиблись со стоимостью поездки (дорога стоила дороже), то действительно можно оплатить у служащего на станции. До того как мы поехали, я все никак понять не могла где этот человек которому надо доплачивать, оказалось он сидит прямо около турникетов, и когда билет не правильный, у него в кабинке видимо что-то срабатывает и он выходит, забирает билетики, пересчитывает и показывает сколько надо заплатить! Но выходят они не всегда. Когда билет на выходе выскакивает обратно, значит стоимость оказалась не правильная, тогда нужно к нему подойти и доплатить.
Туалеты кстати, обычно в зале после того как проходишь через турникет! Еще мы видели на улице около станций, но они какие-то малозаметные, так что проблемы где сходить в туалет действительно нет! Бесплатно, чисто и всегда есть туалетная бумага!
7. Теперь про поезда (в метро)! Это вообще нечто %) Расскажу что поняли сами. Оказывается у них есть несколько видов этих поездов/электричек, например Ltd. Express, Express, Rapid, Ltd rapid и еще какие-то, всех не помню. Смысл в том, что в зависимости от типа этого поезда, на одной и той же линии по одному маршруту, они едут либо со всеми остановками, либо с несколькими остановками, либо едут-едут, а потом бац! и сворачивают вообще непонятно куда ))))) Как заранее узнать доедет ли он до конкретной станции мы так и не поняли, хотя скорее всего где-то эта информация есть! Я даже предположу, в середине станции есть стенд со схемой, там нарисованы линии и прописаны остановки, возможно это линии как раз по типам поездов, НО Я НЕ ПРОВЕРЯЛА! Так же, есть стенды с расписанием. Левая колонка это будни, правая выходные. Разные цвета означают разные типы поездов, и там написано все поминутно, в какое время какой приходит. Несколько раз мы проезжали свою станцию, приходилось выходить на первой после нее, и спрашивать у водителя поезда ))) как нам доехать, опять таки мы просто называли станцию + мадэ, иногда они показывают на время на этих стендах! Что типа вам надо сесть на поезд который придет востолька-то и с какой платформы. Так же можно спрашивать и у людей, но они, как правило, сами не знают и бегут смотреть все эти схемы/расписания, поэтому надежней спрашивать у машинистов или работников которые у поездов стоят (они все в белых перчатках)!
Так же в самом вагоне объявляют на английском и японском (далеко от центра только на японском), какая конечная у данного поезда и на каких остановках он останавливается. Но проблема в том что если вы едите например сначала по одной линии (часто мы ездили по Asakusa line) то объявляют остановки ТОЛЬКО на этой линии, а потом он сворачивает на Keisei line (там где мы жили) и только после этого объявляет какие будут остановки и то помоему не всегда! Вобщем с этим действительно были проблемы, поэтому лучше всегда спросить, чем потом проехать свою остановку и еще полчаса потом ехать без остановок фиг знает куда ))))
8. Обмен денег.
БОльшую часть денег мы поменяли в Москве на йены, заказали йены в банке на Китай-городе, там же немного поменяли на доллары, но в Японии мы их не обменивали за ненадобностью, так что по поводу банков и обменных пунктов ничего сказать не могу. Я их даже не видела ни разу.
9. Погода.
Днем тепло, вечером оооочень холодно! 1 день был, можно сказать, жаркий. Иногда и днем было прохладно. Т.к. одежды теплой у нас не было, мы мерзли по страшному!!! 1 раз был тайфун (самый пик ночью). Так что брать нужно на апрель и теплую одежду тоже! Лучше всего теплую куртку. Думаю что вечером температура опускалась до + 5 !!! А днем могла быть + 20. Перепады очень сильные.
Зонты продаются везде!!! Самый дешевый видела за 200 йен, но они одноразовые! Быстро ломаются, у нас и за 1050 йен сломался сразу же!!
10. Язык.
С английским у них плохо! А у тех у кого хорошо, подходят сами чтобы попрактиковаться. Так что учите японский ))) Иероглифы тоже! Пригодятся! Во многих кафе, особенно в отдалении от центра, нет даже меню на английском!
11. Указатели.
В метро указатели висят повсюду, и в основном сверху! По ним достаточно легко ориентироваться. Все продублировано на английском.
12. Shinkansen.
Чтобы зарезервировать места на Шинкансэн, нужно найти этот отдел, где они сидят резирвируют, но я к сожалению его не сфоткала и не помню как называется, кажется чтото связано со словом Tickets. Там они говорят более-менее по английски, нужно назвать до какой станции вам надо (или города), сказать курящее или не курящее место и вам выпишут билетик на ближайший поезд. У нас было так что я не могла понять что мне говорит девушка на английском (произношение оставляет желать лучшего), и я попросила ее написать! Она так и сделала, оказалось что на тот поезд на который мы хотела закончились места, и нам предложили другой. Далее по указателям нужно найте в какую сторону вы едете (там будут перечислены различные города) и найти на какую платформу вам надо. На самом билетике написаны номера мест, тип Шинкансена с его номером и номер вагона (обозначается как CAR), по этому номеру на платформе нужно найти сверху на электронном табло или внизу на синей разметке этот же номер вагона! Т.к. посадка быстрая нужно встать на этой синей разметке, чтобы быстро загрузиться. Внутри есть электронное табло, в котором пишется следующая остановка на англ. и япон. языках, а так же какие еще будут остановки по пути.
Электрон. табло сверху (написано какой поезд сейчас придет и во сколько, его остановки, и номер вагона) :
Слева от человека внизу на синем квадратике написано 11, это и есть номер вагона:
Внутри Шинкансэна:
Я бы сказала, что там как в самолете, и уши закладывает )))
Так вроде основное я рассказала, если есть вопросы, с удовольствием отвечу! =)