Таймс-сквер. Для меня Нью-Йорк начался именно отсюда. Сюда я пошёл первым делом, все мои прогулки так или иначе приводили меня сюда, сюда же прискакал перед самым отъездом чтобы увидеть это великолепие огней ещё раз. Совершенно правы те, кто советует идти сюда в первый раз в тёмное время суток. Днём тоже интересно, но в темноте это просто поражает. Причём, поражает как количество, так и качество. Если девушка с экрана посылает воздушный поцелуй, то создаётся впечатление что адресован он именно тебе и никому больше. При этом ни одного выпавшего пикселя, ни одной перегоревшей лампочки на рекламах я не заметил.
К сожалению, возможности моего фотоаппарата и мои навыки фотографа не позволяют мне передать то зарево, которое эта площадь производит на небе. Даже на фоне ярко освещённого города, над Таймс-сквер небо светится гораздо ярче. Вот как это смотрится сверху.
Неподсвеченные вывески тут не в чести. Даже местный полицейский участок имеет неоновую вывеску.
Полиции в Нью-Йорке много, а на Таймс-сквер – очень много. Я за пять лет в Канаде столько полицейских не видел сколько на одной этой площади. По большей части эти ребята производят впечатление скучающих наблюдателей, старающихся ни во что не вмешиваться. Но, с другой стороны, мне не довелось наблюдать ни одного случая когда вмешательство полиции потребовалось бы. Может как раз потому, что стоят и наблюдают? Обратился к одному из них с вопросом, он в ответ только вяло махнул рукой, обозначив направление в котором мне нужно двигаться.
Зато на перекрёстках частенько они весьма активно участвуют в регулировании движения. Причём, по двое. Я сначала не понял зачем они там нужны, вроде светофоры работают, машины едут, зачем ещё два регулировщика? Но присмотрелся повнимательнее – действительно, они там не лишние. Не то, чтобы и без них машины бы не разъехались, но польза от дополнительного регулирования действительно есть. Хотя, конечно, Манхэттэн – это царство пешеходов и такси. Отвык я в своей деревне от того, что люди пешком ходят не только от двери до машины, но и на более длинные расстояния. При этом, днём всё более-менее по правилам, а вот вечером, когда поток машин ослабевает, красный свет становится для пешеходов не запрещающим сигналом, а скорее предупреждающим о том, что может и машина проехать. Увидев красный светофор пешеход бросит взгляд в сторону, откуда может приехать машина (движение, большей частью, одностороннее) и шурует себе дальше. Полиция на это не реагирует никак – если все будут ждать зелёного то на тротуарах будут толпы стоять.
А такси – это вообще отдельная песня. В других городах такси разных компаний раскрашены по разному и в глаза так сильно не бросаются. А в Нью-Йорке они все жёлтые, поэтому их в потоке сразу глаз замечает. Или машину другого цвета, если идёт сплошной поток такси. Но даже при такой концентрации, поймать такси не так-то просто. Специально наблюдал как люди стоят по несколько минут подняв руку на оживлённом перекрёстке, а мимо проезжают десятки такси не останавливаясь. Это не Казахстан, где после поднятия руки моментально подруливает к тротуару машина, даже если за секунду до этого дорога была совершенно пустой.
Нью-Йорк полностью оправывает своё определение «Город контрастов». Буквально за углом от сверкающей Таймс-сквер можно найти и вот такие тёмные и мрачные звания. Фотография сделана на восьмой авеню, в районе 43-й – 45-й улиц. Вглубь этих тёмных дворов я соваться не рискнул – мало ли кого там можно встретить.
Считается, что самый правильный вид на Манхэттэн – это вид с воды. Действительно, вблизи всю это громаду взглядом не окинуть. Благо, тоннель на Стейтен Айленд пока не прорыли и паром ходит бесплатно.
С этого же парома открывается прекрасный вид на статую Свободы, освещающую мир.
Кстати, утверждение о том, что она находится в Нью-Йорке не совсем точно – остров Либерти Айленд, на котором установнена статуя, территориально расположен в штате Нью-Джерси. Но что ей граница между штатами если она изначально интернациональна? Сделали её французы из русской меди, установили в Америке на постаменте из немецкого цемента. Я не знаю точно, но вполне может быть что сталь для каркаса была английская – англичане в те времена сталью славились. Так что это не только символ свободы, но и символ международного сотрудничества, возможно, первая ласточка глобализации. Разбитых оков, которые она попирает ногой, не видно, но тут уж явно Бартольди переборщил с хитоном. Одел бы статую в мини-юбку – тогда можно было бы видеть на чём она там стоит.
Говорят, позировала скульптору вдова Зингера, того самого, который швейные машины, признанная красавица своего времени. Но, глядя на лицо статуи, понимаешь что представления о красоте с тех пор несколько поменялись. Мне её лицо показалось, мягко говоря, недобрым.
Ещё одна достопримечательность Нью-Йорка – Эмпайэр Стейт Билдинг. Даже среди застроенного небоскрёбами Манхэттэна это устремлённое ввысь здание не теряется, периодически попадаясь на глаза в ущельях улиц. Запуганный рассказами о многочасовых очередях, я не собирался подниматься на смотровую площадку, решив ограничиться подъёмом на Рокфеллер-центр. Но проходя мимо в первый же вечер (часов около 10) не удержался и зашёл. Очереди не было совершенно, так что через несколько минут, которые заняли досмотр (металлодетектор как в аэропорту) и покупка билета, я уже поднимался в лифте.
Конечно, в ночное время не разглядеть всех деталей но днём не видно этого моря огней, раскинувшегося от горизонта до горизонта.
Единственный недостаток смотровой площадки - с неё не видно самого Эмпайр Стейт. Зато его прекрасно видно с вершины Рокфеллеровского центра.
Вроде бы ничего особенного в этом здании нет, никаких изысков, просто громадная пика. Но в этой-то простоте, вероятно, и кроется гениальность. Здание притягивает к себе взгляд каждый раз, как только оно попадает в поле зрения. И спутать его ни с чем нельзя. Своей формой оно олицетворяет извечное стремление человека ввысь, в небо, этим, наверное и обусловлена его популярность.
А если вспомнить что эту громаду возвели всего за 13 с половиной месяцев (включая снос старых зданий, стоявших на этом месте), то к чувству восхищения архитектурным замыслом примешивается ещё и профессиональная зависть к тем, кто организовывал сторительство - нам такие темпы и не снились. И это при том, что у строителей не было компьютеров с принтерами и каждый чертёж приходилось создавать вручную в единственном экземпляре и на каждую копию тратилось почти столько же времени, сколько и на оригинал, не было электронной почты чтобы мгновенно пересылать чертежи и приходилось посылать курьера, не было сотовых телефонов и чтобы связаться с кем-то приходилось ждать когда он окажется возле проводного телефона, которых тоже было не так много. А вот техника безопасности при работе на высоте была явно не на высоте. За время строительства погибло 13 человек. Ни касок, ни страховочных поясов не было в принципе. Во многих странах и сейчас так же работают, сам так в своё время по конструкциям бегал без каски и страховки, правда, значительно ниже. А сейчас я просто не представляю что станет с нашим канадским инженером по технике безопасности если он увидит такое на стройплощадке.Фотография сделана на строительстве другого здания – Рокфеллеровского Центра, но на Эмпайэр Стейт было то же самое. Интересную подборку фотографий строительства можно посмотреть здесь http://sky-scraper2009.livejournal.com/82732.html
Кстати сказать, пика - это не просто так себе пика. Она ведь проектировалась для швартовки пассажирских дирижаблей. Было тогда такое направление развития пассажирских перевозок, считалось куда перспективнее самолётов. Один раз даже пробовали привязывать к ней дирижабль. Только вот два момента архитекторы явно упустили. Во-первых, дирижабль-то привязать можно, а дальше что? Крыльев-то у пассажиров нет, им какой-то трап надо придумывать. А тут как раз второй неучтённый момент подкрадывается – ветер. А потом и дирижаблестроение плавно сошло на нет, вот и перепрофилировали пику под антену. Хотя, кто знает, как в будущем развитие техники пойдёт – может когда и пригодится ещё. Вот открытка тех времён.
И ещё одна открытка – таким представляли себе Нью-Йорк будущего сто лет назад, в 1910 году. В принципе, почти так и получилось.
Ну и ещё пара видов на Нью-Йорк сверху. Здание справа, со срезанной наискось верхушкой и антеной – офис Bank of America. На данный момент считается вторым по высоте зданием в Нью-Йорке.
Крайслер-билдинг - самое высокое в мире здание на стальной конструкции. Теперь сталь не используют - железобетон рулит.
Пивная Мак-Сорли - первое заведение в Нью-Йорке где стали успешно варить пиво. Интерьер производит впечатление будто тут ничего не менялось с момента открытия заведения в 1854 году. Изрезанные надписями столы, посыпанный опилками пол. На входе надпись: «Мы были здесь когда вас ещё и на свете-то не было». Сейчас на Земле уже не найдётся человека, который мог бы оспорить это утверждение. Тут же, рядом написано что у них имеются 136 сортов пива и эля. Да уж, могу себе представить что такое пиво сто тридцать шестого сорта. Я не стал заморачиваться сортами, просто заказал сначала светлое, потом тёмное. Пиво качественное и достаточно недорогое. Познакомился там с двумя ирландцами (из Ирландии), они подтвердили что в Ирландии всё так же, только возраст подобных заведений доходит до четырёхсот лет. К сожалению, фотография только снаружи, да и то не в резкости. Но я в тот момент так видел. Надо было фотографировать до того как зашёл. Буду в Нью-Йорке в следующий раз - обязательно зайду и выпью пару кружечек.
Уолл-стрит оказалась узенькой улочкой, с первого взгляда совершенно не производящей впечатления мирового финансового центра. Большими деньгами там не пахнет (возможно, по случаю субботы), а пахнет, как и везде на Манхэттэне, каким-то фаст-фудом. Впрочем, нью-йоркская фондовая биржа (на фотографии – слева) не нуждается в неоновой рекламе - кому надо, тот и так найдёт. Улица начинается от церкви Святой Троицы, видимо, чтобы удобнее было бегать молиться, если рынок поворачивает не туда куда хотелось бы. Когда-то эта церковь была самым высоким зданием города и на её шпиль ориентировались корабли.
А вот знаменитый бык оказался совсем не на Уолл-стрит, где я его почему-то искал, а на Бродвее. Скульптура очень популярная, чтобы сфотографировать быка без обнявшего его туриста пришлось ждать минут десять.
С обратной стороны быка тоже очередь . Считается, что погладить его по яйцам – к деньгам. Надо бы эту фотографию моему начальству отправить, может зарплату поднимут.
Центральный парк это оазис зелени в каменных джунглях. Фото цельнотянуто мной из Интернета, но для общего впечатления лучше не придумаешь.
Я же увидел Центральный парк засыпанным снегом примерно по колено. За глубину снега ручаюсь – лично промерил. Решив срезать угол пошёл по узкой тропинке, которая затем превратилась в одиночный след, который в паре десятков метров от выхода на расчищенную дорогу таинственным образом оборвался... Дороги в парке изгибаются и переплетаются самым причудливым образом, так что лучше зарание взять азимут на несколько приметных небоскрёбов и по ним ориентироваться, благо через голые ветки деревьев небоскрёбы отлично просматриваются из любой точки парка. Летом, вероятно, труднее ориентироваться, но зато можно идти напрямую, а не петлять между сугробами.
То, что Нью-Йорк никогда не засыпает - это, конечно, преувеличение. Может на Таймс Сквер так оно и есть, но в основном часам к двум ночи поток машин и пешеходов иссякает и на улицы выходят голохвостые белки. Любопытно наблюдать как эти забавные зверьки снуют по тротуарам в поисках пищи, нимало не смущаясь присутствием запоздалых прохожих. Фотография сделана не в каких-нибудь богом забытых трущобах а прямо на Бродвее, в районе Пятой Авеню, возле метро «28 улица».
Тут же находится какой-то самодельный мемориал. Чему он посвящён я так и не понял.
До коммунизма тут ещё далеко и велосипеды разукомплектовывают только так, зато останки велосипеда дают возможность проявить творческий подход и создать ещё одно новогоднее украшение.
За день до моего приезда по всему Восточному Побережью прошёл мощный снегопад, так что ботинки у меня были постоянно мокрые. Но я всё-таки терпел этот дискомфорт, а вот кто-то терпеть не стал - скинул туфли и уехал на метро. Видимо, босиком. Такие вот решительные люди живут Нью-Йорке. Фотография сделана у входа в метро на Юнион Сквер.
Зато детям снег в радость – можно и снеговика слепить. Тут уж творческим натурам можно развернуться без ограничений.
Если присмотреться, то можно увидеть что у второго снеговика нос сделан из настоящей морковки.
Таким я увидел Нью-Йорк. Конечно, многое я не заметил, много до чего просто не успел дойти, не всё то, что я видел попало в кадр, не всё, то что я нафотографировал, попало в этот отчёт. Но, надеюсь, мне удалось передать общее впечатление, которое у меня оставил этот город - впечатление, которое трудно выразить словами но которое, я надеюсь, приведёт меня в этот город снова.
27 – 30 января 2011 года.