Маршрут: Houston- Las Vegas - Death Valley - Bishop - Mono Lake - South Lake Tahoe - Yosemite - El Portal - San Francisco - Road №1 - Morro Bay – Santa Barbara - Los Angeles - San Diego - Calico - Las Vegas – Houston
Итак, Калифорния 2012.
Перед нашей поездкой где-то за 3 месяца я начала внимательно изучать отчеты на моем любимом сайте, спасибо всем форумчанам огромное, кто не жалеет своего времени для общего блага! Образ предстоящей поездки получился собирательный из отчетов разных авторов разных эпох. Так вот я решила написать очень подробный отчет с максимальной педантичностью, чтобы можно было подчеркнуть максимум полезной информации в одном месте. Поэтому прошу не судить меня за то, что порой прописываю прописные истины, которые ни раз обсуждались в том или ином отчете.
При прохождении таможни вас попросят показать заполненную форму I-20 и вернут вам корешок обратно. Эту белую бумажку постарайтесь не потерять, т.к. ее надо будет вернуть офицеру при вылете из страны.
В качестве стартовой точки маршрута по Калифорнии был выбран совсем не Калифорнийский город Лас-Вегас. Причина банальна – цены авиабилетов в LV гораздо дешевле, и самолеты туда летают гораздо чаще, чем в другие города. В Лас-Вегасе сделано все так, чтобы привлечь как можно больше туристов. Билеты туда-обратно из Хьюстона составили около 250$. На выходных дороже. В общем, прилетели в LV в 9 утра, и сразу поехали брать машину, чтобы стартовать в Долину Смерти. Сам город решили оставить на конец маршрута, тем более что были уже в нем в прошлой поездке по Штатам.
Из аэропорта ходят бесплатные автобусы до «рынка аренды машин». Почему рынка? Да потому что там целая ярмарка фирм-арендателей машин, порядка 15 – выбирай любую. Но нам нужна была именно FOX RENT A CAR, где мы заранее забронировали машину. От этого рынка также каждые 10-15 минут ходил бесплатный автобус до FOXа. В общем добрались без проблем, минут 15 постояли в очереди, ответили на все вопросы, заплатили и вперед! Обычно предлагают взять дополнительную страховку и сразу заплатить за полный бак бензина, тогда можно возвращать машину с пустым баком. На 2 недели машина нам обошлась в 900$, из них почти половину составила страховка (22$ в день + налоги). Эта страховка считается обязательной, и не зависит от класса машины, стоимость одинакова во всех рентах. В принципе, вы можете на свой страх и риск от нее отказаться и сильно сэкономить. В прошлом году мы брали машину на 3 дня и отказались от страховки, заплатили всего 60$ за новенькую Camry. Но в этот раз путь предстоит дальний, решили, что со страховкой спокойней. Имейте в виду, что просто так вас никто не будет останавливать «для проверки документов». Так что если вы ничего не нарушаете (скорость, парковка, встречка), то бояться нечего. Конечно, тяжело соблюдать скоростной режим, когда машина новенькая, а дорога идеально ровная и порой совсем пустая. Для того, чтобы вас не остановили выбирайте машину, которая едет побыстрей, и пристраивайтесь за ней. В штатах все четко с этим – остановят и накажут только первого нарушителя скоростного режима «в потоке».
Начитавшись отчетов на форумах решили брать джип, из-за Долины Смерти и Озера Тахо. В принципе, можно было и на легковом авто все проехать. По российским меркам даже грунтовые дороги в штатах лучше наших городских. Нам достался почти безпробежный Jeep Liberty, по сравнению с японским автопромом дерево еще то, но со временем привыкли.
До Долины Смерти ехать часа 4 (15 Freeway -Highway 160 West to Pahrump- turn left on Highway 210, called 'Belle Vista,' and proceed 27 miles to Death Valley Junction, the road will change names to 'State Line Road'). Как такого въезда в парк нет, платите по желанию. На въезде есть туристический пункт с туалетом и газетами про DV (карта, интересная инфо и т.п.).
Конечно, в идеале бы провести здесь 2 дня или хотя бы один полный. Мы успели посетить Зибриски поинт, песчаные дюны, и двигающиеся камни. На въезде в Долину обнаружили, что осталось менее пол бака бензина, поэтому пришлось сделать небольшой крюк на заправку около Дюн. По дюнам было приятно гулять, сразу разулись и пошли бродить босиком. Солнце было в самом зените, было по летнему жарко, даже страшно представить каково здесь в августе!
Если есть время (целый день), то лучше спланировать день так: Зибриски поинт, Арки, Кратер, Двигающиеся камни и в конце уже Дюны. Это был наш первый день в Калифорнии, и мы еще не знали, что в 4 часа начинает темнеть, а в 5 уже конкретная темень. До Moving Rocks ехать далековато, дорога асфальтирована только до кратера, а потом начинается извилистая грунтовка, на которой периодически попадаются булыжники, так что особо не разгонишься. Ехали по грунтовке часа 2, машины попадались только на встречу, т.к. уже темнело и время было возвращаться. Через 2/3 пути встретили Чайники!
Отличное место, не поленитесь захватить с собой уникальный чайник с веселым посланием следующим туристам, а может вашим знакомым или детям )) Когда мы добрались до озера, кроме нас уже никого не было. Советую сразу ехать в самый конец озера, там пройдя 1-2 минуты, вы уже увидите те самые двигающиеся камни внушительных размеров.
Интересное место, второго такого точно нет! Существует несколько гипотез о природе движения этих камней: 1. Во время дождей почва становится мягкой и камни ползут под действием силы ветра, оставляя след; 2. Зимой, при отрицательных температурах на поверхности озера появляется тонкая корка льда и камни скользят по ней. Вот уже несколько лет идет эксперимент – за камнями наблюдают спутники, отслеживая изменения их координат, чтобы понять настоящие причины данной аномалии.
На обратном пути ехали по темноте, видно только то, что попадает в лучи фар, жутковато. На «Чайниках» встретили легковую машину, в которой была одна женщина. Вот уж бесстрашная путешественница-герой! Остановились, подождали, может ей помощь какая нужна, но нет, она была в полном порядке. Надо сказать, что сотовый в Долине Смерти не берет и случись что вечером, до утра вам никто не поможет. А ночью там очень даже не жарко. После заката солнца пришлось утепляться из шорт во все самое теплое, вплоть до курток и шапок. Ubehebe Crater проехали мимо в темноте, жаль что темнеет так рано .
Т.к. февраль не считается туристическим сезоном, все кафе, которые нам предлагал навигатор были закрыты, на них лишь табличка «откроемся 1 марта», а у нас на дворе 29 февраля . Пришлось питаться чем попало из магазинов на заправках.
Перед Тахо снова предстояла серпантиновая дорога через горы, снова я за рулем, теперь к этому удовольствию добавился снегопад. Видели два раза машины в куветах, сбавили скорость. В обед доехали до South Lake Tachoe, город в снегу, на дорогах бульдозеры, все горнолыжки закрыты.
Мотель очень понравится, находится через дорогу от туристического центра города. Побродили там. Ощущение, что находишься где-нибудь в Рождественской Праге. Всё какое-то Европейское: маленькие мощеные улочки, магазинчики, кафешки.
По городу гуляют сноубордисты в полной экипировке, в надежде не то, что вдруг подъемник заработает. Есть каток, кинотеатр. В 5 минутах граница с Невадой, а следовательно казино и бары, для любителей этого дела. Если есть время, и дороги не засыпало снегом, то можно проехать на север вдоль озера, там подняться на гондоле на вершину и искупаться в бассейне. Для отдыха здесь масса предложений, найдется досуг для всех, если вы даже не катаетесь на лыжах-досках. Можно сыграть свадьбу, покататься на лошадях, проплыть по озеру на корабле (чуть ли не на круизном), можно пролететь над озером на дельтаплане и еще на чем угодно, можно сдать детей в места, где их будут развлекать квалифицированные няни, пока вы едите стейк и потягиваете вино в одном из многочисленных ресторанов. Захотелось именно в это место обязательно вернуться с компанией друзей на несколько дней: днем на гору кататься кто на чем, вечером в кино, потом посидеть в баре на открытом воздухе возле огня или в горячем бассейне на улице возле отеля. В чем еще мы уникальность климата Тахо - здесь весной вокруг озера уже тепло и много зелени, но стоит вам подняться 5 минут на гондоле на другую сторону хребта и перед вами снежные склоны, готовые для спусков. Красота!!! Тем временем пока мы рисовали в своем воображении столь радостные перспективы, вокруг нас бушевала самая настоящая вьюга. Все подъемники были закрыты.
Мы попытались выбраться из города и немного проехать на север к смотровым площадкам, но это была напрасная затея. Дорога сплошной лед, периодически утыкаешься в снегоуборочные машины, дороги в перевалы закрыты с 4 часов и до утра, о чем сообщают многочисленные табло вдоль трассы. Ехали со скоростью 10 км в час, пока не уперлись в тупик – «дорога закрыта». Съезды к смотровым площадкам не почищены, поэтому чтобы увидеть хоть кусочек озера пришлось вернуться в город, выйти на набережной и разглядеть сквозь бурю и сосны синие воды Тахо.
А еще только вчера мы гуляли босиком по дюнам! Вот такой контраст. Вечером прогулялись еще по магазинчикам, прикупили сувениров, посидели в кафе и потом грелись под одеялом в уютном номере отеля.
Перевал преодолели успешно, пару раз крутануло на льду, но не сильно. Снова серпантин. Пейзажи восхищали своей красотой, то и дело съезжали сфотографироваться и покидать снежки. Не так мы себе представляли Калифорнию! Спустившись с перевала встретили очередь машин, ожидавших разрешения на въезд. Водители тем временем усердно монтировали цепи.
Тут нас ждал небольшой сюрприз. До начала парка секвой 2 мили асфальтированной дороги, но в зимнее время она закрыта, можно идти только пешком. Что делать – пришлось оставлять машину и идти. Шли и думали – ну вот идеальная дорога, снег только на обочине, иногда только снежки с веток на дорогу падают, ну что им жалко чтоли что мы на машине проедем??? Времени и так светового в обрез, а тут еще километраж мотать по обычной дороге 40 мин. в одну сторону, где ехать 2 минуты. Ладно, прошли эти 2 мили, пришли. Вот они секвои!
На входе как обычно карта с маршрутами. Прикинули свои силы с учетом светового времени и пошли гулять по парку. Людей почти нет, о чем свидетельствуют еле протоптанные тропинки. Гуляешь как будто совсем один в этом огроменном парке великанов, прям лилипутом в стране Гуливеров. За все время встретили только 2 раза туристов. То слева, то справа встречаешь секвои разного калибра, почти возле входа есть упавшая секвоя, корни которой напоминают горгона Медузу. Всего секвой здесь около 300, если верить путеводителю, кто-то ж их посчитал значит, придется верить на слово, пересчитывать не стали. Муж все пытался повернуть меня обратно, но мне во что бы то ни стало надо было дойти до дерева-тунеля. Ходить между «проименнованными» секвоями, указанными на карте, приходилось прилично так. Дошли мы до Grizzly tree, уже было решили поворачивать обратно, но тут я увидела небольшую тропинку в сторону, и вот она радость - в 50 метрах от этого места то самое дерево-тунель! Вот было бы обидно потом узнать, что не дошли всего чуть-чуть!
На радостях выбрали подходящий ракурс и сняли на камеру несколько прикольных роликов как человек, если очень захочет, может пробежать сквозь дерево. На входе в парк есть несколько построек и парковка. Видимо в сезон здесь жизнь бьет ключом, функционирует турит-центр, продают сувениры, можно взять на прокат велосипеды и т.д. Но сейчас это место полностью безлюдно. Только вы и природа!
Утром позавтракав выдвинулись в Йосемити.
Ехать совсем немного, минут 15. По дороге был небольшой участок с реверсивным движением. Проезд регулируется светофором, если хотите почувствовать выплеск адреналина, можете поехать на красный, 99% что упретесь во встречку, хотя с утра большая часть машин едет на въезд в парк, а не на выезд по логике. Нам такой адреналин был ни к чему, поэтому стоим ждем. На въезде за въезд уже не платим, показываем вчерашний билет. В Америке во всех национальных парках въезд платится с машины на неделю. Дорога идет вдоль небольшой реки по долине между скал. Очень красиво.
Движение одностороннее – вдоль правой стороны реки в одну сторону, вдоль левой обратно. Вдоль дороги одна за другой парковки, они же смотровые площадки. Летом здесь даже пробки бывают, но мы не летом, туристов не много. Здесь тебе с одного места можно увидеть и скалы и водопады и все прелести дикой природы. Едем искать турист поинт. Тратим слишком много времени на то, чтобы дойти от парковки до него и узнать какие дороги закрыты и что нам рекомендуют увидеть за один день. С учетом того, что достаточно много дорог закрыто, задача по планированию времени существенно упростилась. Там же оказывается музей парка, как не зайти? Все это не быстро, т.к. парк рассчитан на огромное число туристов и масштабы туристической деревни, по которой надо перемещаться пешком, соответствующие. Мы даже успели проголодаться, пришлось еще тратить время на обед. В турист центре мы узнали, что по парку курсируют шатлы, до мест старта пеших маршрутов, а машину придется оставить на одной из двух парковок. Что делать? Ставим машину на дальнюю парковку, чтобы меньше ехать на автобусе. На выезде из парковки свернули не в ту сторону и приехали снова к въезду в парк, разворачиваемся и едем второй раз по долине. Приехали на нужную парковку. Зачем-то уточнили на какой остановке садиться в автобус, чтобы попасть на водопад, нам убедительно ответили, что надо обязательно перейти дорогу, т.к. возле парковки две остановки одна напротив другой. Мы так и сделали, проводили взглядом автобус, который остановился напротив и дождались своего… как мы поняли потом того же самого, который уже развернулся на наших водопадах и ехал обратно в сторону деревни. Но это мы поняли ой как не сразу! Мы же были уверены, что мы сделали все правильно, мы же даже уточнили!!! Итак мы ЧАС прокатились полностью по маршруту шатла. Третий раз проехали по долине. И автобус конечно же как назло едет ну оооочень медленно, на каждой остановке стоит по 5 минут, на конечной водитель как полагается сходил себе за кофе и не спеша пил его минут 15. Остановок всего 21, мы их теперь хорошо знаем все. Это я так подробно описываю, чтобы вы понимали, что когда планируешь, кажется, чего там, за 20 минут проеду по долине и в путь по маршрутам, но на практике не всегда так оказывается. Лучше перепроверяйте себя и будьте внимательней, сверяйтесь с картой и читайте заранее больше отзывов и информации на сайте парков. Во второй раз, мы уже будем чувствовать себя здесь как дома. Но в этот раз мы были новичками и потеряли слишком много времени понапрасну. В планах был и подъем на водопады и поход на озеро. Озеро пришлось оставить на следующий раз.
Большинство туристов разворачивалось на мосту и шло обратно. Но мы решили идти до водопада. Дорога вдоль ручья была закрыта и пришлось идти через гору. Здесь тебе уже никакого асфальта, назвался туристом – полезай в горы! Все вверх, все по камням, жуткий наклон, на тропе снег, который днем тает и становится чачей. Ноги вымокли почти сразу. Обувь у нас была немного не по погоде. До водопада без остановок быстрым шагом дошли за 2 часа. Сначала увидели Vernal Fall и Nevada Fall с вершины, а потом еще минут 20 спускались к самому обрыву Вернады.
Путь стоил того. Хотя, надо признать, что водопады в это время года не самые полноводные. В мае-июне, наверное, красиво очень. На Неваду даже следов не увидели, но даже если бы увидели, то не пошли, т.к. светового времени оставалось на полтора часа, а перспектива остаться одним в горах без фонарика зимой нас не прельщала. Обратно с горы бежали почти бегом, муж с мыслями о сухой обуви, а я с планами Наполеона, что еще успеем быстро сбегать до озера Mirror Lake. Уже почти внизу встретили группу из 4х индусов с грудным ребенком на руках и твердым настроем дойти до водопада. А ведь это только самое начало пути! Таким темпом им часа 3 еще идти. Да уж… Чем они руководствовались выбирая себе такой досуг нам было не понять. Дошли до остановки шатла, подождали минут 15 и доехали до нашей парковки за 5 минут.
Там выпили по кофе, сидя на газоне, посмотрели по сторонам. Такое забытое впечатление, спокойствие, ни куда не надо торопиться, не надо рулить, просто можно гулять и наслаждаться отпуском. Прошли до конечной станции самого популярного средства передвижения туристов в СФ - трамвая (cable car).
Здесь я вам советую сначала не глазеть по сторонам, а сразу занимать очередь на этот самый трамвай. Потом уже успеете всё сделать: осмотреться, уточнить где купить билет (в 10 метрах за углом), посмотреть знаменитый разворот, рядом шоу уличных артистов. Здесь же мы увидели первого представителя гей-культуры. Все это успеете сделать, пока ваша очередь будет медленно, но верно двигаться к цели. Билет можно купить на одну поездку, на день или на 3 дня (http://www.sfmta.com). Этот билет распространяется не только на трамваи, но и на весь общественный транспорт (автобусы, троллейбусы). Схемы маршрутов также были в путеводителе. Очень удобно. Мы взяли себе проездной на 3 дня за 21 $. В принципе, он окупился.
Итак, мы отстояли очередь и поехали в сторону набережной. Муж у меня родом из Владивостока и этот город был для него «своим в доску». Чувствовал себя как дома - родные сопки, сквозь весь город. Доехали до Lombard street, самой извилистой улице в мире с наклоном в 37 градусов.
Спустились вниз, решили уже не подниматься к трамваю, а прогуляться пешком до набережной. Там купили каких-то смешных шапок на подарки, прогулялись до пирса 39, посмотрели на знаменитую тюрьму Алькатрас и лежбище морских львов.
В принципе программа минимум к вечеру была выполнена, и мы вернулись на Union Sq, где занялись шопингом в Macy's. Вечером решили тоже вернуться пешком, но это было уже не так романтично - улицы мрачные, перед входными дверьми в дома металлические решетки. На каждом перекрестке обязательно из ниоткуда возникал какой-нибудь бомж, а то и группа бомжей, как вурдалаки. Пытались нас о чем-то спрашивать, но мы просто шли, не обращая на них внимания, проблем не возникало. Меня в душе успокаивал тот факт, что в мужья мне достался крупногабаритный баскетболист, ростом под 2м. Оно может и не имеет никакого значения, но мне было от этого легче – вцепилась в его руку, как в спасательный круг))).
6 день. 04.03.2012. Сан-Франциско. (San Francisco)
При входе в сад билеты продавал китаец, с жутким акцентом. За час там всё посмотрели и даже попробовали японской еды - вкусно. Милое место, но не must see, конечно.
На территории парка есть несколько музеев, ботанический сад, озера, стадион и все то, что бывает обычно в городских парках.
Twin Pix – две сопки, недалеко от Golden Gate Park. Со смотровой площадки открывается отличная панорама на город.
20 минут на все ахи охи и вперед, точнее вниз.
Alamo Sq – самое фотографируемое место в СФ, в 5-10 минутах от Twin Pix. Припарковались прямо возле площади. Народ лежит на газоне – наслаждается видом. Вид, надо заметить, что надо: миленькие миниатюрные цветные домики, а за ними Downtown. Периодически проезжают мимо туристические автобусы, притормаживают прям на дороге, на 5 минут выбегает толпа туристов и начинается фотосессия, потом снова наступает мир и гармония. Вот это место однозначно must see!
Едем дальше сквозь центр города, сейчас он пуст, как никогда – воскресенье.
Сделать приличные кадры снизу гораздо сложней, чем сверху, поэтому бросаем эту затею и едем к Russian hills (Если идти с Lombard street сначала долго вниз, а потом вверх, то вы как раз попадете на это место). Здесь тоже перед вами панорама, видно оба моста, набережную. Можно подняться на лифте за 7$ на смотровую площадку и оттуда увидеть город на все 360 градусов.
Консульство РФ. Очередь аж на улице, но движется быстро. Непривычно слышать русскую речь, даже не разбавленную нисколько американской, разве что акцент кое у кого уже приличный. Русские женщины, они и в Америке «русские» – нарядились все как на гламурную тусовку. Здесь тебе и шляпки, и карманные собачки, и жемчуга со шпильками – между делом обсуждают политику и погоду. Не хватало только бокалов с шампанским в руках. Сложилось впечатление, что народ собрался не на выборы, а себя показать, да на других посмотреть. Видимо совсем им скучно здесь живется… На выход из консульства представители прессы спрашивают для какой-то там местной газеты/радио за кого проголосовали, мол для статистики. Мы не ответили, сославшись на то, что голосование тайное, они обиделись. Ну и ладно.
Надо признать, что русские выбрали неплохое местечко для здания Консульства – красиво, уютно, тихо и спокойно. С чувством выполненного долга покинули это место и направились на знаменитый Красный мост.
Golden Gate. Проехали по мосту, свернули сразу за ним вправо на смотровую площадку, машин битком, сделали 3 круга, чтобы припарковаться. Лучше сюда приезжать на закате – получатся красивые фотографии. Посмотрели, полюбовались, развернулись обратно в город.
На въезде заплатили 6$. Т.е. поучается въезжать в город дешевле по Окландскому мосту .
Итак, все запланированное осмотрели. Езда на машине по таким крутым улицам требуют немалой отваги, переключаться между педалями газа и тормоза надо очень быстро, иначе покатитесь назад. Даже муж под конец дня признал тот факт, что все-таки местные улицы будут покруче Владивостокских.
Предлагала посетить квартал Кастро, центр сбора представителей гей-сообщества и прочих колоритных личностей, на что муж наотрез заявил, что у него нет ни какого желания на них смотреть. Пусть себе собираются.
Решили оставить машину в гостинице и поехать погулять в район «Литл Итали». Доехали на двух трамваях, прогулялись, поужинали в ресторане Микеланджело. Территория Little Italy отмечена итальянским триколором на всех столбах – не ошибетесь.
Опять поздно вечером возвращаемся в отель, завтра нас ждет Дорога №1.
... продолжение следует...