Отчет о поездке в США
Подготовка
Состав – 2 человека
Автомобиль – Арендованный Buick Randezvouz
Длительность поездки – 1 месяц (22.06.06 – 23.07.06). Пробег за время поездки: 5932 мили.
Маршрут: Los Angeles-Sequoia NP-Yosemite NP-Death Valley NP-Las Vegas-Bryce Canyon NP-Arches Park NP-Canyonlands NP-Grand Teton NP-Yellowstone NP-Rushmore mt.-Chicago-Niagara Falls-Luray Caverns-Washington-New York City.
1. Визы
Поездка являлась свадебным путешествием. Свадьба же заканчивалась сменой фамилии жены, что усиливало страхи, которые распространяются про консульство США. Существует страшная легенда о том, что после свадьбы со сменой фамилии загран становится недействителен, и фиг куда уедешь зарубеж. Это не так и вот почему: 1. в ЗАГСе вам дают свидетельство, где писано, что фамилию вы сменили. ЗАГС не передает эту информацию ни в какике другие органы; 2. Пограничнику о смене фамилии узнать не откуда. 3. Паспорт по закону действителен еще как минимум месяц. Если вы хотите уехать в поездку после свадьбы и надолго, учитывайте, что документы на новый гражданский паспорт вам надо сдать в течение 1 мес. Иначе вам грозит штраф около 2500руб.
В любом случае, сдавайте документы в паспортный стол за 2-3 дня до отъезда, чтобы данные в адресной базе не успели обновить. Погранцы могут по ней пробить, что живет у вас дома некто с новой фамилией.
Максимум, что может случиться: вы подадите документы в паспортный стол или ДЭЗ (где как) до отъезда, а на прилете уже погранцы будут что-то знать по этой базе, но в этом случае вам грозит максимум до 2000р. штрафа.
Перед свадьбой сдали через офис Пони-экспресс на Баррикадной документы. Итого на двоих это стоило 7000р. в т.ч. консульский сбор и услуги самой курьерской службы. Состав документов:
1. Анкеты с сайта http://www.usembassy.ru. Мужчинам призывного возраста еще небольшая доп. анкета.
2. загранпаспорта
3. фото специального размера
4. справки с работы
5. справки из банков
6. копии документов на недвижимость, машину и т.п.
Главное - доказать, что у тебя тут есть к чему вернуться. Жене, которая на момент подачи документов таковой не была, недвижимости не имеет, работает врачом, сделали липовую справку с работы с большой зарплатой и липовый труд. Контракт, что она, мол. Еще на 2 года вперед обеспечена тут работой.
Собеседование назначили на через месяц. Пришли за 1,5 часа прошли снятие отпечатков и прочие ожидания. Вопросы задали только два: были ли за рубежом (хотя это итак им было видно), цель визита (сказали, что honeymoon). Сразу объявляют решение всем. На следующий рабочий день курьер утром привез паспорта с мультивизами на год.
2. Билеты
Аэрофлот делает прямые рейсы в конечные точки нашего маршрута. При этом в NYC билетов не было на несколько месяцев вперед, кроме бизнес-класса. Поэтому решили ехать не из NYC в LA, а наоборот. Также, что парадоксально, в LA дешевле взять машину в аренду при том же маршруте. Возможно, это вызвано доп. Налогами в NYC.
Специфика покупки билетов в нашей стране такова, что билет, который обошелся нам по 1200 долл. в Москве продают по курсу 33,5 руб/$. Через магазин Travelocity.com вы купите за ту же сумму, но по нормальному курсу, расплатившись картой. С вас возьмут немного денег за доставку билетов Fedex-ом в Москву. Экономия выходит существенная. В нашем случае случилось западло: билеты Fedex посеял. Пришлось в день вылета в кассах Аэропорта платить по 5000 рублей за дубликат. При этом просто так его вам не дадут, – сперва телеграфом запрашивают Аэрофлот в США, а тот – интернет-магазин, можно ли, мол, дубликаты выдавать. Для этого пришлось предварительно ночью приезжать в Аэрофлот, чтобы в США был день. Даже с учетом этого попадоса получилось выгоднее. В настоящее время все эти затраты предъявлены на Travelocity.com для возмещения. Посмотрим, что из этого выйдет.
Более подготовки-то и не было. Жилье вообще не бронировалось. Был найден наиболее свежий из доступного GPS-soft. Им является MapPoint 2001г. - полный аналог Autoroute. Софт не тестировали, в поездке он захотел общаться с GPS-приемником. Маршрут проложили, а файл с ним забыли дома. Восстановили по памяти. Предварительно из США купили через amazon.com каталоги кемпингов (один общий и один специально по кемпингам, расположенным в национальных парках). Основная информация для планирования пути была взята тут: http://www.andreev.org/kat.html
Общая информация по стране
Бензин
Бензин на разных заправках разный в плане октанового числа. Есть 85, 86, 87, 88, 89, 91, 93. Дизель дороже бензина. 87-й у них является regular. Его и надо лить, т.к. самый дешевый, везде есть, а разницы в движении никакой. Стоит от 2,8 долл. за галлон (3,8 литра) в регионах, до 3,5 в NYC. Почти все заправки оборудованы колонками, принимающими кредитки без авторизации пин-кода. Т.е. сунул/вынул, заливаешь. Пистолеты на заправках чуть отличны от Европы и РФ. Некоторые колонки требуют для начала заливки, чтобы вы, сняв пистолет и сунув его в бак, подняли саму люльку, в которой этот пистолет лежал, вверх. Иногда колонка спрашивает, каким типом карты вы платите (кредитной или дебетовой).
Дороги
Где-то слышал, что они там плохого качества. Найти бы этого мудреца…Плохие они только в NYC. Прямые, часто выложенные асфальтированными плитами. Среди дорог отдельно можно выделить интерстейты потому, что они иногда (в основном на востоке) бывают платными, на них нельзя останавливаться и медленно ехать. Мосты внутри городов некоторые тоже платные. Кредитки на пунктах оплаты дорог часто не принимаются – берегите мелочь. Будьте предельно внимательны – на дороги часто выбегает живность, и часто это бывают олени. По истине ужасающее зрелище - на прилежащих к паркам дорогах, почти через каждые 150 метров лежит сбитая зверюха.
ПДД
Почти все знаки, как таковые, отсутствуют и заменены табличками со словесными надписями типа «do not pass» - не обгонять, «right lane MUST turn right» - только направо и т.п. Все это просто и понятно. На красном светофоре разрешен поворот направо, если ты никому не мешаешь, и если нет запрещающей это в этом конкретном месте таблички. Круговых развязок почти нет; круг – главный. Ограничения скорости на трассах обычно 65 и 75 миль. Если ехать до +10 миль к этому лимиту, то полиция не трогает. В городе так делать не надо. Проверили лично на себе, когда сзади пристроился патруль и измерял мои 75 при разрешенных 65. Я снял ногу с газа и поехал 65 – патруль моментально свернул в «нычку» и скрылся. Законами многих штатов разрешено ездить только с задним номерным знаком. Полиция там никогда не меряет радаром, нет фотокамер. Всегда сзади пристраиваются и делают свое дело. Часто видели остановленных таким образом водителей.
Навигация
Т.к. MapPoint не заработал, и мы вдобавок разбили экран ноутбука, приходилось покупать карты штатов, позже – атлас США. В атласе были отмечены все основные достопримечательности страны, включая национальные парки. Ориентироваться в стране без GPS легко, т.к. все квадратно-поперечное. Улицы в городах тоже. Интерстейты имеют выходы с цифровыми номерами.
Язык
Представьте англичанина в цилиндре, с тростью, надменно медленно произносящего какую-то фразу на своем языке. А теперь представьте мексиканца, с брекетами на зубах, жующего жвачку, быстро-быстро что-то вам говорящего про то, чем вы желаете полить приобретаемый вами сэндвич. Много раз нам приходилось говорить «Sorry?», чтобы американцы, хоть и видя, что перед ними лапоухие туристы, попытались, если не говорить медленно и четко, то хоть жвачку выплюнуть. Американский английский – зажеванный. Из существенных бытовых моментов общения стоит выделить, что еда «на вынос» (to take away) у них «to go». В отелях не просите никогда double room – вам дадут дорогой номер с двумя queen beds (king-size в Европе). Просите room for two people (именно people, а не persons, т.к. им так понятнее). И, самое главное, знать три волшебных выражения: «sorry about», «thanks», «how are u guys».
Деньги. Пластиковые карты
Карты берут везде и всюду, включая макдональдс. Много мест, где не берут 100-долларовые купюры или несут их проверять в подсобку. Мастеркард и виза российских банков – везде без проблем. Авторизация по пину не встречалась. Попадались кассы, где надо подпись ставить не на чеке, а на дисплее световым пером. Почти везде просили показать ID (любой документ с вашим фото). Отечественные права всегда удивляли, но устраивали. Карты у них четко делятся на дебетовые и кредитные. Сначала не поняли, что у них называется дебетовыми картами, в последствии осознав, что наши дебетовые тут у них являются кредитными. Парковочные автоматы, общественные стиральные машины и много чего работают на четвертаках, реже принимают долларовые купюры.
Телефония. Сотовая связь.GPRS
Для того, чтобы ехать в США со своим GSM-телефоном нужно, чтобы он был как минимум 3-диапазонным, т.е. поддерживал GSM 1900 и др. Даже при этом, в нескольких штатах телефон не брал вообще. GPRS работал везде, где есть прием. Для звонков домой использовались карточки ip-телефонии. Нужно позвонить на бесплатный номер 1-800-…… ввести пин карточки и далее, как и в РФ. Если вы делаете это не из номера гостиницы, а из автомата на улице, то за каждый заход с вас будут брать по 1,39 долл. Если же это учитывать и экономить, то 20-долларовой карты хватает на час разговора с родиной. Если же звонить приходится из автомата, то звоните сразу всем, кому нужно (см. инструкцию на карточке), не вешая трубки.
Электричество
Вилка с двумя штырями плоскими и одним круглым. 120 вольт. 60 Hz. В розетку без переходника отечественную вилку не засунешь, как в UK. Нормальных повышающих напряжение инверторов не видели – были только компактные с трансформатором, очень маломощные. Но нам они и не нужны, т.к. если вы посмотрите на зарядные устройства почти всего вашего оборудования, то увидите, что они все дружно поддерживают американскую систему питания. У нас от их сети успешно работали зарядки для телефона, фотоаппарата, видеокамеры, ноутбук. В аэропорту нужно искать простые переходники для вилок. Мы забыли, поэтому купили с трудом уже в городе в сувенирной лавке переходник и тройник в одном лице за 26 долл.
Аренда автомобиля
Предварительно облазил сайты фирм Avis, National, Dollar, Budget, Alamo, Hertz. Везде мои 25 суток получались для full-size car от 2000 долл. На месте в LA сделал это еще раз и был удивлен, что в Alamo за это счастье объявили 1100. До этого ногами сходил в несколько офисов иных фирм и убедился в том, что цены ниже 1800 нет. Забронировал авто в интернет-кафе и поехал на следующий день за машиной. Ехать пришлось в аэропорт, т.к. был выходной и у всех прокатных фирм работал только пункт, что в аэропорту. Все офисы находятся недалеко от аэропорта и из него постоянно ходят автобусы, раскрашенные логотипами тех прокатных фирм, к которым он едет. Alamo везде тусуется вместе с National. В офисе по номеру брони мне все оформили, дав при этом, вместо заказанного седана, вэн Buick Randezvouz (примерно Mercedes ML по габаритам). Страховку CDW от ущерба/угона я взял по собственному желанию за $15/день. Жену вписали 2-м водителем бесплатно. Бензин по разумной цене тоже сразу всегда включают в счет, поэтому машину нужно возвращать максимально пустой. МВУ никто не спрашивал – дал им его сам. Сдавали машину в NYC без проблем.
Жилье
Его можно разделить на группы: отели в городах, мотели придорожные сетевые, мотели несетевые, кемпинги. Чек-аут в отелях/мотелях везде обычно в 11 утра. Чек-ин в 15. Во всех отелях есть багажные комнаты, которыми с успехом мы пользовались, приезжая раньше или уезжая позже.
1. В городах типа LA и NYC меньше, чем за 130 долл. за номер устроиться практически нереально. Бронируйте заранее – дешевле и спокойнее. Очень рулит http://www.venere.com.
2. Сетевые мотели обычно кучкуются в небольших городках на выездах с интерстейтов. Цена на мотель зависит от популярности места, также сильно зависит от сезона. (Разброс встречается в прайсах одного и того же мотеля от 40 до 150 долл.). Летом ниже 55 долларов вряд ли, что возможно найти. Обычно 60 – 80. От марки мотеля цена зависит слабо. Номера мотелей всегда содержат свой с/у, телефон, телевизор, кондей. Иногда присутствуют кофеварка с убогим комплектом кофе, микроволновка, холодильник, фен, утюг с доской. Белье меняется ежедневно. Наиболее распространены сети Super 8, Motel 6 (системы Accor, очень недешевый), Days Inn, Sleep Inn, Budget Inn (названию не верить), Red carpet Inn, Knights Inn, Comfort Inn, Comfort suites, Holiday Inn, Best Western, Howard Johnson. Почти всегда есть интернет (бесплатный), но в большинстве случаев он WiFi.
3. Мотели несетевые могут порадовать ценой от 30 долл. за ночь. Но до чистоты и состояния даже до Formule 1 в Европе им далеко. Мы старались в них не останавливаться.
4. Кемпинги встречаются часто, но не чаще, чем в Европе. Если в европейских кемпингах нам не встречались ситуации, что не было свободных мест для палаточников, то в США очень часто под вечер занято все. Американы ведут себя очень тихо, в 22 спят почти все, в 23 – вообще все. Замечена единственная крупная кемпинговая сеть KOA.com. Хороша тем, что в любом из ее кемпингов дадут атлас США с расположением этих кемпингов. Кемпинги в стране не дешевые. Цивилизованный кемпинг стоит от 22 долл. за палаточное место. Места для RV от 40. От европейских, кемпинги мало чем отличаются, за исключением того, что палаточные места очень редко имеют возможность подключения электричества. Стоек нет. Если они есть, то содержат два типа американских разъемов: обычный и укрупненный, где те же два плоских штыря и один круглый, но шире расставлены. Встречаются и дикие кемпинги. В них есть только туалетные кабины без душа и ящик самообслуживания, куда надо кинуть денежку в конверте, указав, на какой площадке ты встал. Стоит это счастье 5-10 долл. Из приятного: во всех кемпингах есть место для разведения костра. Зачастую оно содержит решетку для барбекью. На каждой площадке мы встречали стол с лавками.
Некоторые кемпинги предлагают пожить в вигваме. У них это называется «Tepee»(типи). Конус на четыре человека из замусоленной тряпки со всех сторон, содержащий иногда лежаки с замусоленными матрасами, стоит чуть дороже палаточного места, но того не стоит.
Национальные парки
В стране существует система национальных парков (http://www.nps.gov/) – зон, с определенной манерой благоустройства и наличием в них природных достопримечательностей. Именно природа этой страны произвела на нас максимальное впечатление, затмившее все виденное в Европе. Природа весьма разнообразна в части рельефа, животного мира, но не интересна в части флоры. Национальные парки имеют единые принципы доступа туда. Некоторые из них бесплатны, но основные требуют уплаты 20-25 долларов за 7-дневный доступ в него. Выгоднее сразу за 50 долларов купить годовой пропуск во все парки. При этом выдают книжицу (малоинформативную) с местоположением всех парков в стране. При въезде в каждый парк по желанию вы можете взять хорошую подробную карту парка с описанием всего интересного в нем и газету с текущими новостями жизни парка. Газета хорошо идет на розжиг костра. Помимо парков еще существуют зоны со статусами National forest, National recreation area по степени убывания интересности природы. Также существуют понятия National monument, Historical site, Battlefield с соответствующим содержанием. В нац. парках обычно всегда имеются и кемпинги и отели.
Еда
Удивительно, как при таком качестве продуктов в магазинах можно есть такую дрянь. Уровень цен на продукты в супермаркетах не выше московского, ассортимент – намного лучше. Несмотря на это, фаст-фуд процветает. Макдональдс при этом является самым дешевым (дешевле московского) и приличным из них. Двойной чизбургер стоит примерно 1 доллар. В Нью-Йорке это удовольствие стоит чуть дороже. Сетевые забегаловки типа Wendy’s, Denny’s предлагают химические гамбургеры за приличные деньги. Pizza Hut – страшные тошниловки с ужасно скудным меню. Если в Москве в этот заведение можно сходить и поесть неплохой пасты, то там ее даже нет. Поэтому мы старались везде искать рестораны, в названии которых будет слово steakhouse. Существует сеть Ruby Tuesday – хорошая еда примерно за $40 на двоих. Везде в подобных заведениях напитки типа колы, кофе, чая включают бесплатный долив. Другое спасительное место, хотя и не дешевое – сеть кофеен Starbucks. Там подают хороший кофе, вкусные плюшки, сэндвичи. Также в качестве приемлемого закусона можно использовать сеть Subway, где делают сэндвичи, наполняя их при вас по желанию тем или иным компонентом. В США ужасного качества сыры. Даже импортные, типа Бри, на себя не были похожи.
Люди
Типовое представление простого русского человека об американцах всем известно: они жирные, тупые, жадные до денег. В ходе поездки мнение о людях формировалось с большим трудом. Изначально надо сказать, что белые/желтые/черные там весьма разные личности. Говоря о белых отметим, что жирных и полных очень много везде, кроме NYС. Особенно много жирных негров, живущих на пособие, которым выдают продуктовые талоны, как часть пособия. Женщин с ожирением больше, чем мужчин.
О тупизне говорить не будем, т.к. это не ко всем подходит. Американцы – простые. Иногда плохо образованные, но в нашей стране таких не меньше.
«Здесь вообще все просто так, кроме денег» (с) к/ф Брат 2 - это действительно скорее правда, чем нет, т.к. в этой стране многое на них завязано. Мало того, что каждому приходится хорошо уметь считать свои налоги, так еще и живут все в кредит. У каждого гражданина существует кредитная история (credit score), которая идет с ним по жизни. Чем больше денег зарабатывает молодой человек, только что получивший кредитку, чем регулярнее он вносит платежи по кредиту, тем быстрее его 18% годовых по кредиту превратятся в 6% в зрелом возрасте. Все твое финансовое поведение копится и заинтересованная организация всегда может навести справки о том, стоит ли иметь с тобой дело. В США во многом невыгодно жить «нечестно».
Жители этой страны все же отличаются такой чертой, как сдержанность. Если человек русский часто несдержан и в злобе, доходящей до драки и в дружбе, доходящей до панибратства и попойки, то там люди сдержанней и в том и в том, что и хорошо и плохо. Тянуть улыбку их учат уже в школе, что получается у них неискренне, по сравнению даже с европейцами.
Кстати, в США довольно много бомжей, которые единственное, что не такие спитые и вонючие, как наши.
Нигеры
От белых эти существа отличаются большей раскрепощенностью в поведении, что вызвано, вероятно, близостью по развитию к обезьянам. Вот эти представители-то как раз туповаты весьма. Отдельно, как правило, нигеры угрозы не представляют. В куче часто пытаются держать себя мордой вверх, картинно и напыщенно. Вести себя не умеют: громко разговаривают, чешут себе, где можно и нельзя, матерятся постоянно. Белые их побаиваются, но нам было скорее противно, чем страшно. Было постоянное желание дать черному в репу. Зачастую, они за глаза что-то сидят и болтают про тебя, но было к лучшему, что их не было понятно. Слово «негр» так мы и не научились исключать в беседах между собой, зато весьма забавно вести себя по-нигерски – идти рядом с черными и в голос материть долбанных черножопых. США – первое место в мире, где не раздражали узкоглазые туристы со своими фотоаппаратами, т.к. после нигеров на них глаз отдыхает. Вся эта чернота встречается в основном в крупных городах. Кстати, черных в США, похоже уже существенно меньше, чем мексиканцев, которые в отличие от черных, мелкие, тихие, спокойные. Ну так нам показалось по крайней мере.
22.06 Перелет в США
Т.к. в день отлета билетов на руках у нас еще не было, то в аэропорт Шереметьево-2 мы явились за 3 с лишним часа до вылета. Предварительно сотрудниками касс Аэрофлота уже были выполнены запросы, необходимые для восстановления наших билетов, поэтому за 20 минут нам выписали дубликаты и у нас отлегло от сердца. Шереметьево все-таки ИМХО, самый паршивый аэропорт Москвы. Совок дышит из всех щелей. Помимо этого очень людно и человеческие потоки плохо разрулены.
На рейсы аэрофлота в/из США регистрация открывается за 3 часа до вылета и закрывается за час. Все это жестко выполняется. Перед стойками регистрации нас ждал шмон всего того, что мы сдаем в багаж. Девушки в перчатках досматривают все очень тщательно, но корректно. Мне пришлось таскать по их просьбе на повторную просветку кемпинговые стулья и палатку. Вообще, они очень развеселились, т.к. впервые увидели соотечественников, прущих в США стол, стулья, матрасы, посуду, прищепки для белья. Тем не менее, т.к. что можно везти, а что нет, мы не знали, нас лишили спичек, зажигалки, баллона с газом для кемпинговой горелки. Также долго выясняли, что же там такое синее налито в холодильных элементах для замораживания. Ручную кладь там не смотрели.
На регистрации выяснили, что теперь Аэрофлот для эконом-класса разрешает везти не 2 места по 32 кг, а 2 места по 23 кг. на нос. Два по 32 кг осталось только для бизнес-класса. Перевес на 2 кг .они прощают. После этого нас шмонали еще два раза: первый – классический со снятием обуви, ремня и просветом ручной клади, второй – досмотр ручной клади и рамка уже перед входом в зальчик возле посадочного гейта. Паспортный контроль после регистрации занял почти час, так что 2 часа из трех рассосались на всякую ерунду. После этого еще раз подтвердились наши предубеждения против Шереметьево и Аэрофлота, т.к. вылет задержали на 3 часа из-за неполадок с самолетом, а людей для выхода в туалет заставляли оставлять вещи на месте и еще раз проходить досмотр. За это время веселая кучка грузинов, летящих на родину в США, успела напиться из 2-литрового батла какой-то чачи до такой степени, что одному их пожилому представителю стало совсем плохо. При этом на табло еще 30 минут горело, что посадка идет полным ходом. Когда же посадка реально была объявлена, тщательный досмотр ручной клади решили устроить еще раз. Народ уже нервничал – не нервничали только очухавшиеся к тому времени грузины, которые просто обошли досмотровых работников. Работники это просекли, но, поняв, что ситуация вышла из-под контроля, продолжали держать людей, на что им было сделано жесткое замечание. Кто как - все пролезли, прождали еще минут 30 автобуса, потом прождали еще минут 20, когда автобус тронется, но зато в итоге сели в Боинг-767-300, порадовавший большим салоном и заполненностью на треть.
13 часов полета прошли легко, взлет/посадка вообще остались незамеченными. Кормили нормально, если вообще самолетную еду считать нормальной. В порту была куплена за 10 евро шейная подушка Samsonite, которая очень облегчает перелет. По телевизорам крутили «Зимний вечер в Гаграх», обнаружилось еще и пару радио-каналов с музыкой. Летели над Мурманском, Гренландией, Канадой – так короче. В самолете заполнили иммиграционные карты, в которых ничего нет особенного, кроме того, что надо вписать туда какой-нибудь реальный адрес, где ты остановишься по прилету. Поэтому, если ничего вы не бронировали – имейте с собой адресок какого-либо отеля. Распечатку брони при нас ни у кого не просили.
На прилете мы все глазами искали тех, кто спросит, есть ли у нас яблоки или сало. Но таких не было. Всех прибывающих non-US citizens, не имеющих грин-карты, заботливо отправляют в очередь на несколько стоек иммиграционного контроля. Там нас спросили только о цели визита, забрали карту, оторвав ее половинку. Другую половинку степлером прикололи в паспорт. На прилете досмотра багажа нет вообще, если только вдруг кого-то не попросят выборочно.
Не имея брони жилья, пошли искать tourist info. Пожилой дядя дал нам адрес какого-то отеля со словами: «звоните, выясняйте». Телефоны в порту оказались дурными. Четвертаков у нас не было, разменные автоматы не работали, аппаратов, принимающих кредитки, не нашли. Зато нашли табло отелей, рекламирующихся в этом порту. Там же были номера телефонов в эти отели и бесплатный телефонный аппарат. По нему я дозвонился в Best Western Hollywood plaza и пояснил, что скоро буду. В обмен на номер моей кредитки мне дали номер брони. Первым персонажем, с которым мы вступили в США в плотный диалог, оказался армянский таксист. Таксистов подают служители аэропорта – надо уплатить таксисту 2,5 бакса за эту услугу. При этом сразу говорят, что в наш район такси стоит 40-45 долларов, что снимает страхи того, что вас разведут. Таксист вез нас через весь город на север в район Hollywood и поведал, что 90% его коллег в LA – русские и армяне, пригласил нас навестить его семью по дороге в Вегас. Дали мы ему 5 баксов чаевых, чего он, думаю, от нас не ждал, был доволен и помог разгрузить авто на ресепшн отеля. Отель стоил 100 плюс приличные налоги. С учетом того, что мы остались на выходные, когда тариф поднимается, то за 3 дня мы заплатили $459. Было уже темно, поэтому немного погуляли по находящемуся в 500м. Hollywood blvd, обе стороны (тротуара) которого украшены звездами знаменитостей. В отдельном месте расположена площадка, на которой отпечатки рук и ног самых-самых знаменитостей. Забавно, но не более. По дороге туда и обратно нам попадались отдельные кучки черных, которые выползают на улицу потусить. Также с криками «fucking bitch» и др. словосочетаниями по-доброму выясняли отношения молодые разноцветные американцы, выползшие на улицу из боулинга. Бомжи и иные стремные личности тоже активизировались, равно как и полицейские патрули. Все это как-то мило, забавно, без напрягов или страхов. Уж столько все это просмотрено в фильмах, что хотелось уже разглядеть изнутри. В 23-00 удалось купить поесть возле куста забегаловок и магазинчиков в 100м от отеля. Там же есть и интернет-кафе. Еду брали в китайском фастфуде, где не было никого, кроме молодого нигера, выясняющего а много ли жира в этой пище. Парень китайской наружности от души выдал нам лоток макарон с какими-то кусочками курицы и т.п., а также пару донатов, оказавшихся жуткой химией и колу. Оказалась эта еда вполне приличной, учитывая, что мы объелись и попили в совокупности за 10 баксов. Так мы познакомились с понятием «порция» в США.
22.06-26.06 Los Angeles, Sequoia NP, Yosemite NP
Город представлялся чем-то красивым, красочным, пальмы……кабриолеты, Голливуд. Оказался он весьма заурядным, хоть и большим, городом без выраженного культурно-туристического центра. Туристы бродят в основном по Голливуд-бульвару, глазея на «звезды» в асфальте. Действительно симпатичным местом является Beverly Hills – район частных домиков, где все чистенько, пальмы и все это берегут патрульные машины. В сувенирных лавках продают карты этого района с указанием, где какая знаменитость живет. Мы заявились туда слишком поздно – в день выезда, потратив бездарно один день на шатание по городу в поисках достопримечательностей, глазея на грязные мексиканские и черные кварталы, расположенные в Downtown-е, где от тротуаров на жаре несло мочой. С горя рванули на метро, полном черных, к Тихому океану, оказавшемуся неинтересной бухтой без пляжа. Решив для успокоения принять чего-нибудь алкогольное, выпили по 1,5 литра гиннеса в ирландском пабе, по дороге домой выскочили из метро в глухих трущобах, обильно полив заборы этих трущоб. Ездить в медленном метро, которое ходит вечером 2 раза в час, с черными не было сил – поймали такси до дома. Другой из дней был посвящен визиту в развлекательный парк Universal Studios (http://www.universalstudioshollywood.com), представляющий из себя комплекс, аналогичный Диснейленду, но с кинематографической тематикой. Там очень понравилось. Шоу красочные, без диких очередей. Везде висят табло, где, какое шоу, через сколько минут начнется.
В обед воскресенья, срулив из LA, через несколько часов стали подбираться к первому национальному парку нашего маршрута. Дорога шла мимо полей с работающими нефтяными вышками. После них начались апельсиновые посадки. Апельсины висели на ветках, валялись на земле, медленно перегнивая. При этом заборов или запрещающих табличек видно не было, чем мы украдкой и воспользовались, сорвав пару штук. Как выяснилось позже – можно спокойно рвать без нарушения закона. Калифорнийские апельсины славятся в США своим качеством. И действительно, фрукты оказались на редкость сладкие, с тонкой коркой, сочные-сочные. Позднее дорога пошла в гору и начался весьма крутой серпантин. Забравшись на приличную высоту, мы встретили знак, говорящий о начале парковой зоны и будки с рейнджерами, объяснившими нам, где лучше причаливать и продавшими пластиковую карточку-пропуск во все парки США. Горная дорога в парке постепенно заходит в дремучий лес с огромными соснами, постепенно насыщаясь появляющимися секвойями. Чувствуешь себя Фродо Бэггинсом, попавшим в зловещий лес, полный орков. Огромные деревья, которые мечталось увидеть в детстве, предстают даже не перед, а скорее над тобой. К первому на нашем пути кемпингу приехали в 19:59 – за минуту до того, как рейнджеры на ресепшене покинули его. Они сказали, что кемпинг полон, но есть местечко, бронь по которому снята, куда мы и приземлились. Тут же проявился очередной момент финансовой культуры американцев – деньги попросили отдать утром, хотя ничто не мешало уехать, не заплатив.
Кемпинг был оборудован железными ящиками, куда следует убирать всю еду, чтобы не привлекать медведей и не травить животных. Магазин был закрыт, и из еды у нас ничего не было. Пока мы ставили палатку, к нам уже успели подойти соседи, познакомиться, и, поняв, что мы пролетели с покупкой еды в магазине, тут же натащили нам гору салатов, чипсов, молока и др. еды. Вот такие они «злые нехорошие американцы». Мысли о близости дикого зверья немного пугали, но материализовались лишь в том, что рано утром следующего дня с гор в кемпинг спустились пятнистые олени с дитенышем, повылазили белки и красивые синие птицы. После создания запаса продовольствия в местном магазинчике, был реализован один из приемов неподготовленного ленивого туриста – если не знаешь, что и где смотреть, - иди в сувенирную лавку, и там на открытках, магнитах и в каталогах все это и будет изображено. Среди сувениров был куплен росток маленькой секвойи, который был без проблем провезен в Россию в ручной клади. Как и все последующие, парк имеет специальные обустроенные тропинки, идущие от автомобильной дороги к достопримечательностям. Мы выбрали главную – к самому большому дереву мира (по объему ствола) – Sherman’s tree. Рядом расположены и другие, не менее впечатляющие гиганты, носящие имена различных исторических и политических персонажей. Среди деревьев мирно пасутся олени, бегают белки. Все животные не запуганные, как в России, а спокойно-безразличные, заняты своими делами.
В Vegas решили поехать через Death Valley NP, которая находится недалеко от Sequoia NP по прямой. Но прямой-то там и нет. Поэтому была выбрана дорога через Yosemite NP, расположенный севернее. Дорога трудная, но очень красива. Сам парк впечатляет не какими-то конкретными объектами, а роскошными видами гор и водопадов. Парк миновали проездом, поэтому единственное, что стоит упомянуть – это самая высокая точка нашего автомобильного маршрута – 9538 футов. При этом ни о каком разряженном воздухе нет и речи, т.к. на этой высоте много лесов, болот и озер. Спуск с гор в долину очень крутой и постоянно приходилось притормаживать быстро разгоняющийся автомобиль.
После горной дороги нас ждала широкая пустая дорога 395. Начали попадаться городки с мотелями, и стемнело, но мы, наивно решив углубиться в сам парк, и, рассчитывая, что там будет туристическая инфраструктура, поехали дальше, свернув на какую-то малозначительную дорогу. Темно, за 100 км. пути нам не попалось ни одной ни встречной, ни попутной машины, вдали в горах гремела гроза, озаряя розовым маревом всю линию горизонта. Единственное, что выхватили фары за весь путь – нескольких коров, испуганно шарахнувшихся от нас бегом. Совершенно непонятно, что делали в степи ночью эти животные без какого-либо сопровождения. Населенные пункты, которые были нанесены на карте, и где планировалось найти мотель, оказались поселками из 3-5 полуразвалившихся построек без огней. Только в последнем из них обнаружился мотель-кафе, где помимо дерьмового кофе нам предложили номер без кондиционера за сотню или в кемпинге (в темноте этот «кемпинг» даже не видно было) за 15. Ночевать в условиях 43 градусов тепла ночью в палатке было бы самоубийством. Чтобы не дать империалистам заработать на нашей усталости, мы припарковались в 10-и метрах от мотеля и легли спать в машине. Через 40 минут мы были разбужены фразой «You can’t stay here. It’s a private property». При этом мы стояли на пустой большой засыпанной гравием обочине, на которой кроме нас поспать встали еще люди в моторхоме. В итоге мы плюнули и переместились на пару километров вглубь. Ночью на улице температура упала…..до 40 градусов, но открывать окна было невозможно. В процессе сна устраивали пятиминутки работы кондиционера, но все равно утром были мокрые и разбитые.
27.06-29.06 Death Valley NP, Las Vegas
Сердце парка состоит из долины без растительности с песчаными барханами, образующими небольшую пустыню, зажатую между гор. Там же присутствует соляное озеро (высохшее летом), от которого осталась корка замечательной на вкус поваренной соли. Исторический вопрос происхождения названия «Долина смерти» мы не изучали, однако, учитывая большой размер этого парка и полное отсутствие поселений людей, воздух, обжигающий носоглотку, можно догадаться самому. Даже змей и ящериц не было видно в такую жару, хотя их следы на песке присутствовали. На выезде из парка, где дорога постепенно становится зеленее и населеннее, имеется местечко одноименное х/ф «Zabriskie point».
Через несколько часов движения по прерии, с торчащими из песка Joshua tree мы влетели в Las Vegas. В этом городе учится на кулинара наш племянник Миша, уехавший в США с матерью в 2001 году на ПМЖ. Он же работает в ресторане «Красная площадь», расположенном в казино Mandalay Bay. Карта города была куплена на заправке, что позволило нам найти район Stripe, представляющий из себя улицу Vegas blvd, вдоль которой на несколько километров растянулись казино. Удивительно, но в этом городе оказалось самое дешевое жилье в США. За 40 баксов нам был предложен номер в мотеле на этом бульваре в 2 км. от Stripe. Номера не понравились и буквально через дорогу был выбран мотель Howard Johnson за 56 баксов с приличным интерьером, тихий, с выходом из номера прямо к бассейну этого мотеля. Стоянка на задах мотеля была бесплатной в 10-ти метрах от двери в номер. Отдохнув под воздушным потоком кондиционера после ночной бани в парке и встретившись с племянником, двинулись устранять неожиданно возникшую проблему – в засунутом в чемодан ноутбуке лопнула LCD-матрица. Лишь одно решение оказалось возможным – купить монитор. Оказывается, что раздолбаи за прилавками есть не только на родине, но и в США. Крупнейшая сеть магазинов компьютерной техники Comp USA отличилась: вместо обычного монитора принесли его широкий аналог. Бар-коды были явно перепутаны. Мало того, сказали, что в комплекте нет кабеля соединения с компьютером. Кабель длиной 1,8 метра был предложен за 25 долларов. Надо сказать, что при общем неплохом уровне цен на технику в США, кабели всех видов стоят безумно дорого. На просьбу принести кабель подешевле был предложен точно такой же кабель, но длиной 3 метра и за 20 долларов, что указывало на то, что и тут перепутаны бар-коды. Когда же выяснилось, что в комплекте с монитором есть кабель, то поиск нормального монитора и возврат денег за кабель занял еще минут 30. Шнура питания с европейской вилкой у них не оказалось в продаже. Кстати, уровень технической образованности сотрудников подобных магазинов на удивление низок – это вам не продавцы Горбушки, которые знают все о том, какой пульт д/у подходит к какому телевизору и как можно его перепрошить, чтобы он еще и позволял спускать бачок в туалете. В результате мучений в магазине нам забыли положить шнур питания обратно в коробку и пришлось возвращаться туда еще раз.
Если этот день отличался полным сумбуром, то следующий был проведен по плану. Утром мы отчалили в шопинговое гнездо, где расположены аутлеты. Наиболее интересным был признан магазин Adidas с большим выбором хорошей и недорогой спортивной одежды. Также был нанесен визит к драг-дилеру, отоварившему нас недурственной травой. Распространители этого счастья там – весьма культурные товарищи, которые привозят все, что вам нужно с доставкой. К 18-00 у нас был назначен ужин в ресторане «Красная площадь». Мы уже были ознакомлены с методикой парковки в этом районе, которая выглядит так: заезжаете в паркинг казино Venetian, отдаете ключи сотрудникам в форме венецианских гондольеров, которые увозят его в подземный паркинг, выдав вам талончик. Когда вы забираете авто, то его пригонят минут через 20 после того, как вы предъявите талон. Все, что вам нужно заплатить – несколько баксов чаевых парковщику. Казино Venetian является, пожалуй, самым красивым из всех. Внутри казино протекает канал, по которому всех желающих катают на гондолах. Коридоры казино созданы в виде улиц с фонарями, над которыми вы можете даже ночью видеть голубое ясное не