Надо сказать, что машинка моя после Рубикона не вполне годилась для покорения следующих вершин (или долин). На устранение мелких и крупных последствий ушла пара выходных (пара weekend'ов, точнее), и вот... настал момент, в котором road fever превысил потенциальные удовольствия от, скажем, работы в выходные дни.
Начались СМСки подельникам.
- Поехали в Долину Смерти?
- Когда?
- Через две недели.
- А... поехали, конечно! А по какому маршруту едем?
Ну и так далее. В какой-то момент надо оповестить ближних, что меня, типа, три дня дома не будет. И по телефону не будет тоже. Собаку возьму с собой. В палатку, да. Холодно не будет. Жарко тоже не будет. Запчасти и инструменты я ещё с Рубикона из машины не выкладывал, собираться не надо. Ну и в том же духе.
Получив не то, чтобы одобрение, но и не торжественное обещание встретить Новый Год холостым, я начинаю полу-всерьёз планировать поездку. Вводные таковы - три дня выходных, в пятницу выезжаем, в воскресенье - хоть тресни, ночевать надо дома. Всей дороги - примерно полторы тысячи километров, из них 350 - вне дорог с твёрдым покрытием (точнее, зубодробительная стиральная доска - грейдер - и камни). Кстати сказать, на этих 350 км нет ни одной бензоколонки, километров 50 из них требует понижайки, с перепадами высот от метров 100 ниже до примерно 3 километров выше уровня моря, и обе наших машинки - с бензиновыми восьмёрками и автоматами.
Осознание последнего факта меня как-то чуть-чуть напрягло. 20-литровых канистр у меня хватает, но первый Диско - не очень большая машина. Особенно для двоих + большая собака. Разберёмся.
Дополнительная вводная - один из моих хороших друзей собирается проехать почти по тому же маршруту на мотоцикле. Едем навстречу, чтобы встретиться наверняка. Тот факт, что встречаться мы собираемся в пустыне общей площадью в 7800 квадратных километров, нас не смущает - дорог там не так уж и много, главное - избегать асфальтированных.
Ну вот, прощальные поцелуи позади, и в пять утра мы - в дороге.
Небольшой экскурс по поводу Долины смерти.
Цитата с другого форума:
Ох, дорогие форумчане, локация в которой есть кондиционированные туалеты - Долиной Смерти называться может с большой натяжкой. )))
Конечно, это - не Атакама... но наш маршрут обошёл единственное место, где [как я подозреваю] могут быть кондиционированные туалеты, километров за пятьдесят.
Забегу вперёд, и слегка отвлекусь от темы. Просто, чтобы проиллюстрировать, что такое Долина Смерти без асфальта.
13 лет назад, на Северной дороге (North Death Valley Road) у меня на Классике открутился жестяной щиток за одним из тормозных дисков. Это - две гайки с нейлоновыми вставками, сползшие на сантиметр по 8-миллиметровой резьбе. Всего за 30 км грейдера. Поскольку АБС в Классике отключить толком нельзя, большая часть этой дороги прошла на второй передаче, на скорости около 70 км в час - поскольку перед промоинами иначе остановиться невозможно. Кстати, за два часа до того, как открутился щиток, мы попали под сильный снегопад на высоте около 2 км над уровнем моря, всё на той же дороге.
11 лет назад, на той же самой дороге, мы проводили взглядом пикап Шевроле с супружеской парой и двумя собаками, и я тогда подумал, что (а) за нами на дороге больше никого нет, и (б) у нас с собой в общей сложности 2 литра жидкости, пригодной для питья, на троих (полтора из них - вино). Записал себе эту мысль на будущее, и поехал дальше. Километров через десять дороги встретил наших знакомцев на очень мёртвом пикапе - у них от тряски открутился шланг к дополнительному масляному радиатору, они это не заметили, и движок словил клина. В этом месте до сих пор нет никакой сотовой связи, и до ближайшего иногда населённого места (будка парк рейнджера) - немного больше сорока километров. Дотуда мы волокли их на верёвке, причём хозяин пикапа на мягкой сцепке ехал первый раз.
К вечеру мы доехали до Лас Вегаса; наутро, чтобы у меня в мозгу "закрепился урок", потёк нижний шланг радиатора.
9 лет назад, по работе мы поехали в южную часть огромного полигона China Lake, через один горный хребет от Долины Смерти - примерно полтора часа в один конец, из них 50 минут по грейдеру. Решили оставить двигатель включённым, чтобы кондиционер работал. Вернулись обратно в Иньокёрн, заглушили мотор, пошли пожрать. После обеда двигатель не завёлся; напряжение на клеммах аккумулятора - около 5 вольт. Весь активный слой ссыпался с пластин за время езды по грейдеру.
В эту поездку, прямо около Рейстрека, мы застали печального водилу очень мёртвого Форда Экскёршн, с сыном 8-10 лет. В могучем Форде даже лампочки не зажигались. Мы сначала попробовали чудное изобретение - литиевую батарейку размером с пару айфонов, производители которых обещали чудеса. С 7,3-литровым дизелем Форда чудес не случилось - он даже не провернулся. Пришлось использовать свои провода для прикуривания - которые отлично годятся и для сварки электродом - и то понадобилось минут 20 работы двигателя на 1200 оборотах, чтобы накачать в два дохлых аккумулятора достаточно электронов для заводки дизеля.
У нас в эту поездку всего лишь навсего оторвался новый амортизатор Old Man Emu. Что в Австралии хорошо, того в Долине Смерти может быть недостаточно.
Вот - несколько картинок из прошлых поездок:
Это, кстати, тоже Долина Смерти:
Так что... Конечно, к обладателю спутникового телефона или любительской радиостанции помощь когда-нибудь придёт. Но без этого оборудования - надо к себе присмотреться, и спросить себя - могу ли я пройти пешком километров сорок-пятьдесят (знаю ли я, куда надо идти?), или прожить на месте до тех пор, пока кто-нибудь не объявится?
Ну да ладно. Возвращаемся в свою повествовательную колею.
По дороге посещаем бензоколонку и магазин Area 51.
Area 51 - мистическая территория, на которой, по слухам, упал НЛО, и правительство США держит его остатки вместе с предполагаемыми пришельцами, в секретном ангаре.
Магазин, набитый сувенирами с изображениями зелёных человечков, плавно переходит в ресторан, который, в свою очередь, плавно переходит в бордель. Рекламные проспекты обещают в борделе практически неземной кайф.
Мы не заправляемся, ничего не покупаем, и отказываемся от идеи посетить бордель по целому ряду соображений.
Рядом с борделем, около шоссе 95 - огромный рекламный щит, призывающий голосовать на ближайших выборах за кандидата в законодательное собрание штата Невада - Денниса Хофа. Деннис знаменит не столько своей законодательной карьерой, сколько тем, что владеет почти всеми борделями штата Невада. В том числе и Area 51.
С другой стороны пейзаж украшает магазин фейерверков, разрешающий пулять ими прямо рядом с бензоколонкой (больше тут гореть нечему).
Вместо фейерверков, мы выпиваем по банке привезённого с собой холодного пива, и едем в Амаргосу.
Знаменитый Амаргосский оперный театр (в котором каждую пятницу и субботу даются представления!) - закрыт для посещения, и до начала экскурсии - час. Мы отправляемся в Битти.
Битти, Невада
В Битти я исполняю своё обещание Мэтту - показать ему место падения самолёта около закрытого борделя. Позволю себе процитировать кусок из моего описания прошлой поездки -
История гласит, что в 1978 году владельцы борделя "Ангельские Барышни" озаботились падением посещаемости, и в качестве лотереи решили сбросить с двухмоторного самолёта некоторый контингент барышень самого ангельского качества (с парашютом, естественно). Что-то было обещано в том случае, если одна из ангельских парашютисток приземлится прямо на расстеленный в пустыне матрас. По слухам, пилот ну никак не мог сосредоточиться на навигации, отвлекаемый бесценным грузом, и... ну, типа, того. Однако собрался с мыслями и посадил самолёт на брюхо, не повредив существенно ни одной барышни. Разбитый самолёт, однако, самим своим присутствием повысил посещаемость, и хозяева борделя решили его оставить на месте. Бордель просуществовал года до 2014-го.
На бензоколонке в Битти я интересуюсь у Мэтта - много ли он с собой взял канистр для бензина. По выражению его лица - понятно, что канистры он забыл. Магазин хозтоваров по соседству закрыт, через дорогу - распродажа разнообразного военного говна. Канистры присутствуют в количестве одной ржавой штуки, на которой выведен несусветный ценник в $90. Решаем обойтись моими двумя. Заодно разглядываем прицеп, на котором сложены три Мула:
Мул, кстати, классное транспортное средство.
Следующая остановка - заброшенный город Риолит.
Риолит я довольно подробно обошёл раньше, во время поездки в Неваду, поэтому сейчас вылезаю из машины только для того, чтобы напоить собаку. Андрей, Тао и Мэтт идут фотографировать.
Вот - бывший вокзал:
Фото - Тао Бауэр
А это - дом, построенный исключительно из винных бутылок:
Фото - Тао Бауэры
Это по двенадцать-то копеек сколько же выйдет? Даже если они, заразы, половину не возьмут.
Отчаливаем, когда фотографы наелись странных скульптур досыта. Поворот на Титус Каньон - километра через три по дороге в Долину Смерти. Останавливаемся и стравливаем воздух в шинах, "не токмо комфорту ради", а, главным образом, чтобы машинки на суровом грейдере в Долине Смерти не распались. Вспоминаю, что не сбросил одометр - сбрасываю и мысленно добавляю километров 10.
На дороге мы не одни - впереди и сзади нас едут другие искатели приключений.
Титус Кэньон
Дорога пересекает долину и начинает взбираться в гору. Скоро стиральная доска грейдера уступает место вполне приемлемой, хотя и слегка каменистой, поверхности. Набираем примерно полкилометра высоты от начала дороги до перевала (около 1600 м над уровнем моря).
Вдруг, за поворотом, открывается чудесный вид в каньон; фотографируем и едем дальше.
Фото - Тао Бауэр
Скоро показываются едва заметные отвалы шахт и остатки зданий ещё одного заброшенного шахтёрского города Ледфилд.
Город просуществовал два года, с 1925 по 1927. От момента пика населения (в 300 душ) до закрытия почтового отделения прошло всего полгода. Занятно, что народ прибежал туда отчасти из-за замечательного маркетинга, с плакатами, на которых были нарисованы ... пароходы, прибывающие в Ледфилд по реке Амаргоса. Надо сказать, что вода в реке Амаргоса большую часть года отсутствует, а если бы присутствовала... то ей нужно было бы подняться всего на ... 400 метров, чтобы затопить практически всю Долину Смерти и достичь Ледфилда.
Да, многие и сейчас верят рекламе...
Фото - Тао Бауэр
Движемся дальше; края каньона начинают приближаться, и дорога совершенно преображается.
Голова Андрея, нашего резидента-геолога, как на вертеле; он то и дело тычет пальцами разных рук в уже почти-вертикальные стены и произносит множество незнакомых слов - "отдельность", "брекчии", и многие другие, которые я не знаю. Почти все - с определениями в превосходных степенях, не всегда печатными.
Вдруг просыпается радио и голосом Мэтта интересуется, не антиклиналь ли мы наблюдаем. Геолог хмыкает, и замечает, что это - скорее моноклиналь. Я, не вдаваясь в смысл, передаю информацию Мэтту. Останавливаемся и фотографируем стены оврага всё чаще и чаще.
Фото - Тао Бауэр
Фото - Тао Бауэр
Породы и в самом деле становятся чудными:
Фото - Тао Бауэр
Внезапно - на самом деле почти мгновенно - стены оврага расходятся, и мы - в Долине.
Фото - Тао Бауэр
Спуск по каньону прошёл почти незаметно - несмотря на то, что мы потеряли примерно 1200 м высоты от перевала. Геолог Андрей отмечает размер конуса выноса породы из каньона - оценка по высотам и расстоянием на Google Earth даёт объём порядка полутора кубических километров. Немало...
Kратер Юбихиби - Ubehebe Crater
Минут чере 10 мы - на асфальте; этой радости нам километров сорок на север, до поворота на кратер Юбихиби. Пользуясь относительной тишиной, Андрей обещает нам обалденный ветер на краю кратера. Ветер такой, что вороны там взлетают и держатся на воздухе без единого взмаха крыльями.
Точно так оно и оказалось.
Фото - Тао Бауэр
Собака не оценила прелесть сдуваемой набок бороды, и после краткого осмотра кратера была готова продолжать поездку.
Наш следующий пункт назначения - Racetrack Playa, или Рейстрек - высохшее озеро, по которому курьёзным образом ползают камни. Но до него - чуть больше сорока километров по серьёзной "стиральной доске" - когда даже невозможно подобрать скорость, чтобы не растерять зубы. Гребёнка - с несколькими периодами, и когда колёса только "всплывают" на одном, они попадают в резонанс на другой.
Мэтт сдержанно матерится по радио. Надо бы, конечно, было больше воздуха стравить.
Примерно через час пытки мы проезжаем Teakettle Junction - Перекрёсток Чайников. Я попереживал, что мне было в лом оставить единственный наш чайник, но Андрей меня успокоил, что за годы поездок в Долину он их там оставил несколько. От Перекрёстка одна дорога ведёт на Рейстрек, другая - на перевал к горе Hunter Mountain.
По пути видим "sun dog" - радугу на кристалликах льда.
Навстречу попадаются две машины, останавливают нас, и просят помочь кому-то на Рейстреке завести двигатель.
Рейстрек - Racetrack Playa
На Рейстрек приезжаем уже после захода солнца. Прямо на "стоянке" около самой, по-видимому, живописной части стоит король дорог - дизельный Форд Экскёршн - с поднятым капотом. Вокруг него суетится владелец, у которого из инструментов - только что-то вроде Swiss Army knife, и из электроприборов - фонарик на лбу. Все имеющиеся в его распоряжении свободные электроны - как раз в этом фонарике, в двух аккумуляторах Форда - ноль. На заднем борту болтает ногами мальчонка лет восьми - десяти.
Здоровенный воздуховод от корпуса фильтра к впускному коллектору не приходит - видимо, от тряски отсоединился.
Мы достаём наши чудесные гаджеты - знаете, такие маленькие литиевые батарейки, в которых чуть ли не половина ёмкости большого и тяжёлого свинцового аккумулятора. Поскольку мы тоже верим в рекламу, мы надеемся прямо щас завести от них Форд... но не тут-то было. Завести дизель объёмом 7,3 литра - не то, что четырёхлитровую бензинку. Дизель не отзывается. Даже реле стартёра выключается, как только подключает обмотку стартёра.
Выкапываю из недр Ленд Ровера свои провода для прикуривания - достаточного сечения, чтобы их можно было использовать для электросварки. Но даже от проводов Форд не оживает.
Засовываю щепку под ограничитель дроссельной заслонки Дискавери, чтобы поднять холостые обороты, и мы ждём минут 15-20. Фордовладелец уже готов нажать на заветную кнопку на спутниковом гаджете, отчего может приехать эвакуатор (когда? откуда?) и владелец может стать на пару тыщ беднее. Мы уговариваем его попытаться ещё раз - и могучий дизель заводится. Заклинаем владельца не глушить двигатель до ближайшего магазина запчастей (есть ли у него солярка ещё километров на 200?) и бросаем последний вечерний взгляд на Рейстрек.
Всходит полная луна, и становится ... светлее!
Нам уже пора искать место для ночёвки; на Рейстреке ночевать запрещено, и ближайшее сомнительно-разрешённое место мы находим только километрах в четырёх от него. Как раз на развилке с дорогой на перевал Липпинкотт.
Луна постепенно выходит из облаков, и всё окрашивается в феерические синеватые цвета.
Ехать обратно на Рейстрек для подлунной съёмки нам в лом, и мы разогреваем приготовленное Тао тушёное мясо и разливаем бурбон по стаканам. Жизнь хороша!
Собак в первый раз в жизни ночует в палатке. Это его нисколько не смущает, и он спит, как ребёнок, до самого утра.
Продолжение следует