Идея этого путешествия складывалась из двух частей: недоеденного в старые времена поездок по Юте и окрестностям и из прочитанного на форуме. Примерно половина этой поездки была запланирована на 2005 год, но в силу личных причин, то путешествие пошло совсем не так как планировалось. Здесь надо сказать пару слов про себя. Я "старый Ютянин". Два момента: когда в 98 году мы приехали в Нижний Антилопов Каньон (Lower Antelope Canyon), то мы его не нашли! Вход тогда был там, где сейчас выход и мы просто не могли предположить, что эта щель в земле и есть вход в каньон. Тогда ни только не было спасательной лестницы, но и внутри каньона кое-где надо было спускаться по углублениям в стене. Народу было мало, стоило это $5 с человека. Второе место, которое мы посетили рано - это была Волна (North Coyote Buttes). Мы приехали на Ranger Station (20 миль от границы Юты и Аризоны) и спросили разрешение на поход в Buckskin Gulch. Рейнджер сказал, пожалуйста, но не хотите ли вы сходить в North Coyote Buttes. К этому моменту я слышал про Волну, но как-то нечетко. Но идея, что если рейнджер предлагает что-то сам, то надо идти, нас не подвела. Было это в сентябре 2000 года. В то время я много мотался по Юте, и кое-что видел. Но понятно, что сколько по Юте не езди, все равно остается куча непосещенных мест. Ещё одним побудительным мотивом для этой поездки было "открытие" для меня Bisti в 2002 году, куда с тех пор очень хотелось вернуться.
Описание маршрута
Для моей поездки по Юте с 20 сентября по 11 октября, был составлен следующий план. Поездка планировалась в полтора человека. То есть, я выезжаю один со всем барахлом на машине. Встречаю в Лас Вегасе своего напарника Диму, мы путешествуем вместе по той части Юты, где надо ходить и мало ездить. Посещаем Bisti и Дима из Albuquerque вылетает домой. Я же после этого езжу по аркам в районе Moab, а по дороге домой, осматриваю Долину Гоблинов, Little Egypt, Little Finland, Devil's Throat и Valley of Fire. Наш план более подробно:
- 20 сентября. Выезд из дома (Mountain View). Ночевка на Mono Lake.
- 21 сентября. Mono Lake, Alabama Hills, Death Valley (Racetrack playa)
- 22 сентября. Death Valley.
- 23 сентября. Death Valley, Las Vegas (подбор Димы), Yant Flat. Ночевка Old Sheffield Road Escalante.
- 24 сентября. Поход к Cosmic Ashtray (Космическая Пепельница).
- 25 – 27 сентября. Coyote Gulch, Stevens Arch. Вечером доехать до Kanab.
- 28 сентября. Принять участие в лотерее на Волну. Едем в White Pocket. Если вчера выиграли Волну (ха-ха-ха), то
- 29 сентября идем на Волну и если хватит сил, то к Wahweap Hoodoos,
если нет - идем к Wahweap Hoodoos, а потом едем в Bisti. - 30 сентября – Bisti.
- 1 октября. Дима улетает. Я еду в Kasha-Katuwe Tent Rocks National Monument. Потом опять в Bisti.
- 2-6 октября Арки вокруг Moab. Включая Rattlesnake Canyon (арки)
- 7-10 октября – дорога домой. Долина Гоблинов, Little Egypt, Little Finland, Devil's Throat и Valley of Fire.
Первая часть включает в себя точки от выезда из дома до Диминого отлета. Вторая часть – это в основном осмотр арок и возвращение домой.
На картах нет куска от Mountain View до Mono Lake, ибо сейчас 108 хайвей закрыт (зима) и Гугл не прокладывает дорогу через него.
Часть первая. В ожидании Димы.
День первый. 20 сентября.
19 сентября мне позвонили из рентовки и спросили, могу ли я приехать за машиной не в 8, а в 9. Естественно, я сказал «да». С этого начались постоянные опоздания. Рентовал я трак Chevrolet Silverado. Сборы происходили по принципу рыбака из стихотворения Успенского «На реку начал рыбак собираться» с основной идеей «почему бы не взять». Я планировал выехать из дома в 12. Получилось в два. Идея была доехать до Mono Lake и поснимать там на закате. Выезд на два часа позже чем планировалось, поставил под большие сомнения, возмлжность приехать к закату. Окончательный крест на планах приехать к закату поставила жуткая авария на 120 хайвее. Колеся по Америке, я видел много последствий аварий. Например, вертолёт приземлившийся на хайвее или операцию, которую делали ночью прямо на хайвее при свете мощных прожекторов (картина, мягко говоря, жуткая). Но такой искореженной машины, я не видел ни разу. Не могу сказать, что эта авария прибавила мне оптимизма. Но ехать надо. Передо мной стоял выбор: ехать ли по 120 хайвею через Yosemite или поехать по 108 хайвею через Sonora Pass. Так как я никогда не ездил через Sonora Pass, а по времени было примерно одинаково, то я решил ехать через Sonora Pass. Довольно скоро на дороге попался интересный знак: уклон дороги 26%. Снят он был на iPhone, чтобы не тратить время на то, чтобы достать большой фотоаппарат из рюкзака. Эта и другие снятые на iPhone фотографии погибли в момент купания iPhone при пересечении реки Escalante. Но об этом позже. Соседняя гора была в снегу, что явилось неожиданностью для меня. Температура упала до 3 C плюс пошел дождь. Несмотря на это, надо признать, что дорога очень красивая. Дорогу слегка омрачал человек, который упорно ехал передо мною со скоростью 20 миль в час, не отвлекаясь на всякие глупости типа фотографирования. Дорога упирается в 395 хайвей севернее Mono Lake. Между точкой пересечения 108 и 395 и самим Mono Lake находится очень красивая смотровая площадка. Это была одна из причин, почему был выбран маршрут через 108 хайвей. (Если бы ехать через 120, то пришлось бы делать крюк, чтобы попасть к этой точке). В итоге я приехал на смотровую площадку к самому закату. Как это часто бывает на этом месте, ветрище был знатный. Вид оттуда, к сожалению, был средненький. Темновато. Уже в полной темноте я доехал до Mono Lake. Кроме меня, на парковке было ещё 3 машины, которые, как и я, оставались до рассвета. Неожиданно, горы вокруг Mono Lake были все в снегу.
Я ездил по части моего маршрута (Mono Lake, Alabama Hills, Racetrack Playa) год назад в начале октября и никакого снега не было и в помине.
День второй. 21 сентября.
Как всегда, в этом месте рассвет разочаровал.
В своё время, на сайте Fatali (Очень рекомендую посмотреть.) были технические данные его фотографий, в том числе, сколько времени он ждал света. Дольше всего, с большим отрывом, был вид Mono Lake. Обычное время от нескольких часов до 2-3 дней. На Mono Lake Fatali ждал 14 (!!) дней. Я, понятно, 14 дней ждать не мог и поснимав, то что было, поехал дальше. Перед отъездом поговорил с парой из Реюньона. Оставил им подробную инструкцию в какие парки им надо заезжать. Подозреваю, что она не будет выполнена и на 10%.
Следующим пунктом моей программы, были Alabama Hills. Находятся они совсем рядом с городом Lone Pine (Одинокая Сосна). Не путать с Big Pine (Большая Сосна), который находится на 42 мили севернее на этом же 395 хайвее. Повернув в Lone Pine на Whitney Portal Road и потом на Movie Road, попадаешь на главную часть Alabama Hills. По дороге к основным местам, вас встречает такая рожица.
Целью прогулки по Alabama Hills был осмотр арок.
Было
Арка с видом на Mount Whitney. Mount Whitney высочайшая точка контитнентальных (не считая Аляски и Гавайев) Соединенных Штатов. Высота ее 4421 метр.
Как справедливо указал GANT149, на самом деле это Lone Pine Peak.
Арка называется Lathe. В отличие от мест рядом с Mono Lake, где вокруг лежал снег, тут снега не было.
Классический вид на псевдо Mount Whitney. На самом деле это вид на Lone Pine Peak через Mobius Arch.
.
Арка Сердце (Heart)
Ещё одна арка
Строго говоря, я не уверен, что это арка, ибо среди условий, выполнение которых требуется для признания дырки аркой, есть размер не менее 3 футов. (91.5 сантиметров) Я только не помню в одном или в обоих промерах.
К сожалению, особого времени на осмотр Alabama Hills у меня не было. По плану хотелось до заката доехать до Racetrack Playa. Вроде и не далеко, но свои почти четыре часа езды были впереди. Дорога в Долину Смерти от 395 хайвея очень красивая. Зная, что Долина Смерти частично лежит ниже уровня моря, удивительно, что по дороге надо проехать через два перевала. Между двумя перевалами есть место, где стоят койоты. Я очень надеялся, что встреча там койотов и поход в Coyote Gulch дадут нам шанс выиграть разрешение на еще одно койото-ориентированное мероприятие – поход к (в?) North Coyote Buttes, также известные как Волна. Не совсем понятно, что койоты там делают, но в прошлом году, там было три койота. Сейчас их было 4. При этом они не клянчат еду, а просто гуляют вокруг.
Машин койоты не боятся. От слова совсем.
Это общий вид этого места.
Вдали прошла небольшая песчаная буря.
Койотов стало два
Фотографии с четырьмя койотами погибли вместе с iPhone. По Долине Смерти (Death Valley) я ехал без остановок. Как известно, последней точкой с асфальтом по дороге на Racetrack Playa, является Ubehebe Crater. Тут я остановился
Наряду с нижним кратером, есть верхний. По дороге в Racetrack Playa, я решил не тратить на него время. Закат поджимал. В прошлом году мы приехали совсем близко к закату и это было поздно, так как сама Racetrack Playa расположена между двумя грядами, идущими с севера на юг. Из-за этого закат на час раньше и восход на час позже. Пару слов о дороге. Длина 27 миль. Перед въездом стоит знак, на котором написано, что 4x4 машина рекомендуется. Очень правильный знак. Полноприводная машина именно рекомендуется. У меня есть приятель, живущий в Москве, который ездил туда 3 раза на седане без всяких проблем. Конечно, эту дорогу нельзя сравнить с основной частью Hole-in-the-Rock (кроме последних пяти миль), но ничего ужасного в ней нет. Ребята, которые сдают джипы по $200 за день имеют неплохой бизнес. При въезде на дорогу стоит знак ограничения скорости 20 миль в час. Честно говоря, с трудом представляю себе рейнджера, сидящего в кустах и ловящего людей, превышающих скорость. В прошлом году мы были со знакомым в Racetrack Playa. В основном вел я, но, когда мы выехали на эту дорогу, мой знакомый прогнал меня с водительского места и повел сам. Мы ехали почти два часа. В этот раз я был один и мне было очень интересно, за сколько я смогу доехать. Дорога простая, идет по ровному месту (уклон есть, но он не представляет никакой проблемы). Несмотря на это довольно много поворотов, которые не позволяют сильно разгоняться. Но все же есть длинный прямой кусок, на котором я разогнался по дороге туда до 52 миль в час (85 километров в час), а обратно до скорости 60 миль в час (почти 100 километров в час). Временами, из-за поворотов скорость падает до 10 миль (16 км) в час. В итоге, с маленькой остановкой для фотографирования, я проехал за час пятнадцать. Честно говоря, я думал, что покажу лучшее время. Главной достопримечательностью по дороге является Teakettle Junction.
(Если кто не знает, то Teakettle – это по-английски чайник). Большинство чайников подписаны. Я нашел только один чайник 2016 года. Все остальные (подписанные) – 2017. После чайников остается 6 миль до начала Racetrack Playa. В прошлом году, напоминаю, я приехал почти на час позже, вся долина была в глубокой тени и выглядело это как озеро. Это была фантастика! В этом году, я приехал раньше и этого потрясающего эффекта не застал. Но зато я твердо знал, что на первой парковке останавливаться не надо и надо ехать почти до конца, хочется написать, озера. По дороге туда я встретил пять машин (из которых три были с рейнджерами). Итак, доехав до парковки, в конце Racetrack Playa можно было приступать к прогулке. На самой Racetrack Playa я встретил загадочного человека. Человек был, а машины не было. Мы кивнули друг другу и каждый занялся своим делом. Через некоторое время человек пропал. Машины его я так и не увидел. Прогулка в этих местах имеет много достоинств. Например, если вы не любите большие компании, то вам сюда, или если вы боитесь заблудиться – нет проблем машина видна отовсюду. Вы не любите гулять с большим перепадом высоты и подъём на Half Dome или спуск в Гранд Каньон не представляют для вас интереса. Это место для вас. Я думаю, что высота дороги над Racetrack Playa не превосходит полуметра. Вы не любите ходить по песку, грязи, камням, воде, болотам, а любите ходить по твердой почве, но не асфальту? И в этом случае вам сюда! Вы любите тишину? Тут не только птицы не поют, но похоже, что и самолеты не летают. А да! Чуть не забыл здесь ещё есть движущиеся камни! Разумеется, увидеть движение камней невозможно и видны только следы. Но следов много! От машины надо пройти ровно километр (свой первый камень в этом году я увидел на расстоянии 991 метр от машины. Дистанция мерилась с помощью Rangefinder). Понятно, что расстояния слегка условны.
Дальше – больше.
Удивительно, но камни движутся не только вперед, но и с поворотами и даже назад. Некоторые используют чужую колею.
Непонятные образования
Чьи-то следы?
Размеры камней самые разные. Вот довольно большой бульник
,
но есть и совсем мелкие.
Ещё пара бульников
И разошлись как в море корабли
Мама с детьми на прогулке
На заднем плане холм, с которого сыпятся камни. Самый дальний камень со следом, я обнаружил на расстоянии 429 метров от горы при этом длина видимого пути была 239 метров. Самый длинный путь, найденный мною, был 316 метров. А вот и машинка, чтобы не заблудиться
Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
Развод?
.
В миле от парковки находится палаточный лагерь. В нем есть место для костра, недалеко от него туалет и, главное, это легальное место для ночлега. Ставить палатку мне было лень, да и не просто это было бы сделать, ибо у меня большая четырёхместная палатка, в которой можно стоять внутри в полный рост. Её хорошо ставить вдвоем. Идея же ставить её в одиночку при сильнейшем ветре не показалась мне интересной, и вторую ночь подряд, я ночевал в машине. У меня была идея поснимать Млечный путь. Ночью я вылез из машины и понял, что Млечный путь подождет до апреля.
День третий. 22 сентября.
Утром в машине было 12 градусов тепла, а на улице – один. (Здесь и далее градусы Цельсия). Интересная погода для 22 сентября в Долине Смерти. В прошлом году в ночь с 1 на 2 октября погода была совершенно другая. Ночью было около 10 градусов. Я понимаю, что Racetrack Playa находится на высоте 1125 метров над уровнем моря, но все равно при Обаме такого не было. Наутро я получил хороший пример человеческих предрассудков. Я отправился, в расположенный рядом с лагерем, туалет. У него весьма продвинутый замок, чтобы дверь не открывалась от частого сильного ветра. В эту сторону я справился, но запереться оказалось выше моих технических способностей. После довольно продолжительной борьбы, мне пришла в голову мысль: «А так ли мне надо закрыть дверь, если до ближайшего человека миль 30 или больше?»
По дороге обратно я фотографировал разные Joshua Tree и кактусы.
Попадаются разноцветные холмы
и вот снова асфальт и люди. По дороге обратно я не встретил ни одного человека. Что я могу сказать про эту дорогу. Она не сложная, но если там с вами там что-то случится, то у вас будут проблемы. К этому надо быть готовым. Я думаю, что за день обязательно кто-нибудь проедет. Но ждать его может быть придется долго. С тенью по дороге очень так себе. У поворотов можно попытаться спрятаться в тень, но это очень так себе. Хочется написать, что, понятно, что телефон там не работает, но это будет не совсем правдой! В неком месте (примерно треть пути от начала дороги) мой Verizon вдруг поймал сигнал. Но рассчитывать на это я бы категорически не стал. У меня с собой было до дури воды, полно бензина и Garmin inReach Explorer+ (https://explore.garmin.com/en-US/inreach/). Это GPS с возможностью посылать и получать сообщения из любой точки земного шара. Кроме этого в нее встроена кнопка SOS, при нажатии на которую за тобой должны прилететь спасатели. Этим, к счастью, не пришлось воспользоваться ни разу. Сообщения работали безукоризненно. Мой приятель, с которым мы ездили в прошлом году, имел коротковолновую радиостанцию и пытался найти рейнджера, чтобы зарегистрироваться. Ни один рейнджер на связь не вышел. Ещё раз, место вполне достижимое и не требующее каких-то супер умений, но не «вперед с шашками наголо». Итак, я вернулся в цивилизацию. У большого (нижнего) Ubehebe Crater были люди. За время, проведенное на Racetrack Playa, я слегка отвык от людей. Я сходил к малому кратеру по довольно крутой дорожке: 100 метров подъёма на пол километра длины. Малый кратер существенно менее интересен
Внизу большого кратера написаны какие-то буквы.
Осмотрев кратеры, я поехал в обжитую часть долины. На всякий случай скажу, что Scotty's Castle закрыт уже до 2020 года (раньше было до 2019). В ситуации, когда Scotty's Castle закрыт и если вы не планируете ехать на Racetrack Playa, то ехать только ради кратеров не стоит. Про более северную часть Долины Смерти не могу ничего сказать, так как ни разу там не был. Приехав в Stovepipe Wells Village и заправив машину, я поехал в Aguereberry Point и Skiido. Надо доехать до поворота на Emigrant Road и ехать по направлению к Wildrose (вариантов там нет). Виды по дороге
.
Начал я с Aguereberry Point. Я где-то читал, что эту дорогу построил Pete Aguereberry для того, чтобы показывать это место людям. Найти ссылку на это ещё раз, я не смог. Так что будем считать, что это местная легенда. Про самого Pete Aguereberry можно почитать здесь https://www.nps.gov/deva/learn/historyc ... eberry.htm Дорога эта официально для полноприводных машин, но абсолютно простая. Единственная проблема то, что есть много мест, где плохо понятно, как разъезжаться двум машинам. Будем считать, что для выезда из колеи и требуется полный привод. Дорога не длинная. 6 миль в одну сторону. Перед самым концом дороги открывается вид на Долину Смерти.
Напоминает Dante View, только хуже. Мешает гора
Дорога продолжается и идет по хребту. Не хотел бы я встретиться там с машиной, едущей в обратном направлении. Особенно радует последний момент, где дорога делает поворот градусов на 120 на очень узком месте. И вот парковка! На ней стоял пустой седан. Вроде места там немного, но человека я так и не увидел. Когда я уезжал оттуда, машины уже не было. Где был человек непонятно. Но раз он уехал на машине, то и ладно. От парковки можно немного пройти и увидеть
Вся поездка от основной дороги, идущей на Wildrose заняла у меня около часа. Стоит ли ехать? Зависит от наличия свободного времени. Можно ли проехать на седане? Как показал опыт машины, которую я видел на парковке, можно. Что будет, если что-то случится? Скорее всего ничего ужасного. Машины, как я думаю, там бывают, но пару-тройку часов просидеть в ожидании помощи, можно будет запросто. После этого я поехал в Skiido. Вообще в Skiido я ехать не собирался, ибо помнил, что ничего интересного там нет. Но совершенно не помнил, что там дают. Так как мне казалось, что времени у меня полно, то я решил закрыть место. Само место находится в 9 милях от поворота с всё той же дороги на Wildrose. Дорога похожа на дорогу в Aguereberry Point, только красивее. Доехав до смотровой точки, я увидел замечательный стенд. Моя фотография погибла вместе с iPhone, так что показываю фотографию из интернета
На ней фотография из газеты Rhyolite Herald 1907 года. Rhyolite – это другой вымерший город, расположенный рядом с Beatty. Знаменит он своим бутылочным домом
времен расцвета города и привидениями поставленными много позже.
Две последние фотографии из апрельской поездки в Death Valley. Возвращаюсь к фотографии из газеты. На ней есть жизнь. В настоящее виемя, здесь нет совсем ничего. Ни холмика. Город пропал полностью. Встал вопрос: ехать вперед или назад. Я решил ехать вперед, хотя не скрою, соблазн развернуться и поехать назад был. Дорога стала сужаться. С одной стороны, любимый вопрос о том, как разминуться двум машинам возникал, но не сильно тревожил, ибо я понимал, что дурных нема. Проехав ещё с полмили желание развернуться стало навязчивым, но полностью отсутствовала возможность. На моё счастье, скоро появился забор и площадка перед ним.
Оттуда открывался не плохой вид на окрестности
Тут же была заброшенная шахта
и ещё разные остатки цивилизации.
Разворот пришлось делать очень аккуратно, ибо места было не много, а машина большая. Очень не хотелось составить компанию этой машине
По дороге назад, у стенда с фотографиями, я встретил двух классических французов из Бордо. Они спросили меня стоит ли ехать дальше. Я им объяснил, что они увидят в конце пути. Какое они приняли решение я не знаю. Забавно, что к этому моменту я разговаривал с парой из Реюньона, тремя ребятами из Словении (около кратеров) и этими французами. Американцы не попадались. Больше я не встретил никаких людей на обратной дороге. Опять, вся поездка заняла у меня около часа. В отличие от поездки к Aguereberry Point, здесь мое мнение относительно того стоит ли ехать туда однозначно. Не стоит. Смотреть не на что. Дальше по плану у меня были стандартные туристические места, такие как Badwater, Artist Palette и Zabriskie Point на закате. Ничего интересного снять не удалось. Из этого временного куска покажу свой любимый камень
К закату на Zabriskie Point я слегка опоздал, но не сильно расстроился, ибо все равно облака были по другую сторону от самого объекта.
Тут встал вопрос где ночевать. Ехать в Racetrack Playa было как-то далековато. Поехать в дорогой палаточный лагерь душила жаба, ибо ставить палатку я не собирался, так как план на завтрашнее утро был прост. Фотографировать восход на Zabriskie Point и дальше ехать в Лас Вегас встречать Диму. После ряда дурацких бросков по долине в поиске места для ночлега, я остановился на ночевке на парковке у Zabriskie Point. Место для ночевки прекрасное. Даже есть туалет, но не понятно отношение рейнджеров к этому мероприятию. После того, как меня дважды ловили на ночевке в машине в Yellowstone, мне очень не хотелось попадаться ещё раз. Внимательный обзор табличек не показал ничего опасного, но уверенности в своей правоте не было. Радовало наличие ещё двух машин. Но одна из них уехала в половине десятого, а вторая в одиннадцать. Я остался один. Где-то около двух приехала ещё одна машина, покрутилась и уехала.
День четвертый. 23 сентября.
Наступил рассвет. Облака легли не очень удачно и момент, когда Zabriskie Point должен был начать загораться на него легла тень от облака.
Придется приехать еще раз. Несмотря на кучу народа, которая была вместе со мной там, место, конечно, потрясающее. Хотя уединенность Racetrack Playa по-своему хороша. В целом заезд в Долину Смерти рассматривался как проверка поездки в Racetrack Playa своими силами и для встречи Димы в Лас Вегасе. Остальные объекты в Долине Смерти были дополнительными. По дороге в Лас Вегас я проехал по дороге Twenty Mule Team Canyon. Я совершенно не помнил ездил ли я по ней раньше или нет. Понятно, что ездил, ибо не было никаких причин не проехать по ней раньше. Но и никаких воспоминаний не было. Проехал. Не потрясла. Оглядываясь назад на поездку в Долину Смерти, я думаю, что правильный расклад был не стремиться к закату на Racetrack Playa, а тщательнее посмотреть Alabama Hills, заехать на Darwin Falls – водопад в Долине Смерти — это сильно. Посетить Aguereberry Point и Skiido. После чего доехать (боюсь, что ночью, ибо вдоль дороги на Racetrack Playa практически нигде нельзя ставить палатку.) до Racetrack Playa. Осмотреть ее и спокойно приехать к закату на Zabriskie Point. Но хорошая мысля приходит опосля. Так или иначе, но сейчас мой путь лежал в Лас Вегас. По дороге меня потрясла цена на бензин в городе Pahrump – $2.35 за галлон (на всякий случай 3.78 литра). Дома бензин был по $2.99. В городе Pahrump я попал на какой-то местный праздник, в результате чего ведущий в Лас Вегас 160 хайвей, был перекрыт. Слегка поплутав по окрестностям Pahrump, удалось выехать на свободную от праздника часть 160 хайвея . К сожалению, большая часть моего временного запаса была потеряна, и часть планов на последний кусок цивилизации перед долгим перерывом, не была реализована.