Первый раз мы побывали в тех краях 5 лет назад, что было задокументировано в этом отчете Знакомство с США: фантастический юго-запад. Сентябрь 2014
В этот раз мы попробовали несколько новый для нас стиль путешествий – кемпинг. Мы решили что это будет тестовый вариант, чтобы понять вообще в принципе, что из себя представляет кемпинг в США, поэтому наполовину перемешали ночевки на природе с ночевками в отелях. К тому же помимо нас с мужем у нас были еще 2 юных кемпера в возрасте 10 и почти 4 лет, и их реакция на сие мероприятие пока также была неизвестна, хотя они и горели огромным энтузиазмом, как в принципе, наверное, все дети. Большинство кемпингов мы резервировали заранее, там где резервация не предусматривалась, мы занимали в порядке живой очереди или же изучали возможности местности на тему установки палатки вне кемпингов.
Основной нашей целью был штат Колорадо, затем Нью-Мексико и параллельно захватить ту часть Юты, которая ближе всего к Колорадо и до которой мы не доехали в прошлый раз. Горная часть Колорадо конечно очень красивая, но при этом и очень коварна в плане погоды, с учетом того, что снег там может пойти даже в середине лета. Конечно мы знали об этом, но вот как-то не придали особого значения. Ну подумаешь, снег. Ну пройдет да перестанет. Тем более что все основные горные дороги и перевалы стандартно официально открывают на Memorial day, а это как раз и был первый день нашего путешествия. Путешествие в самом начале летнего сезона (конец мая – начало июня) виделось нам весьма привлекательным – в Колорадо ажиотаж еще не начался, а в Юте уже спал, в общем вырисовывалась идеальная картинка по крайней мере где-то за месяц до начала поездки. Но по мере приближения прогнозы выглядели как-то совсем неутешительно. За несколько дней до отъезда мы посмотрели что и Денвер, и тем более горную часть Колорадо, просто засыпало снегом. Муж даже вычитал где-то, что последний раз такое количество снега в конце мая выпадало аж 120 лет назад. Ну мы все равно были настроены оптимистично – ничего страшного, пару солнечных дней и все мигом растает! Но не тут-то было… Но об этом чуть позже
Для навигации по отчету привожу список мест, где мы побывали в хронологическом порядке:
Georgetown (CO) - Bristlecone Pine Scenic Area (Alma,CO) -Leadville (CO) -Vail (CO) - Glenwood Springs (CO) - Maroon Bells (CO) - Aspen (CO) - Hanging Lake (CO) - Colorado National Monument (CO) - Rattlesnake Canyon (CO) - Canyonlands NP: Island in the sky (UT) - Dead Horse State Park (UT) - Black Canyon of Gunnison NP (CO) – Ouray & Million Dollar Highway (CO)- South Mineral Creek (CO) - Mesa Verde NP (CO) - Goosenecks State Park (UT) - Valley of the Gods (UT) - Muley point (UT) - Natural Bridges National Monument (UT) - Bisti Badlands (NM) - Angel Peak Scenic Area (NM) - Jemez Springs: Spencer Hot Springs (NM) - Bandelier National Monument (NM) - White Sands National Monument (NM) - Santa Fe (NM) - Kasha-Katuwe Tent Rocks National Monument (NM) - Meow Wolf (NM) - Plaza Blanca (NM) - Ghost ranch (NM) - Great Sand Dunes NP (CO) - Paint Mines (CO) - Garden of the Gods (CO)
1 день
В Денвер мы прилетели ночью из Флориды, и сразу же взяли предварительно зарезервированный через priceline.com автомобиль – Toyota Tacoma, добротный такой pick-up truck (Sixt). В прошлой поездке по западу нам так особо и не довелось испытать внедорожные качества арендованного автомобиля, поэтому мы надеялись, что удастся в этот раз. Небольшие сугробы снега лежавшие рядом с офисом Sixt выглядели довольно подозрительно, но опять же, особого значения мы им не придали.
С утра, полные энтузиазма, заехав по пути в Волмарт, мы выдвинулись в сторону гор. И первой точкой нашего маршрута должна была стать вершина Mt.Evans (4346 м), куда ведет самая высокогорная дорога с асфальтированным покрытием в США. Но свежая информация на официальном сайте гласила, что дорога на эту вершину закрыта и будет оставаться закрытой на неопределенный срок. Это был первый пункт, который пришлось вычеркнуть. Все же мы решили проехать мимо закрытой дороги в надежде что и на подъезде к ней будут неплохие пейзажи. Но пейзажи весьма суровы, а холод мягко говоря совсем не майское-июньский.
Georgetown
После провалившегося штурма вершины Mt. Evans, мы спустились в город Georgetown, где у нас предварительно была зарезервирована поездка на старинном паровозе по живописной железной дороге. В Колорадо есть несколько мест, где можно прокатиться по красивой высокогорной железной дороге на старинном паровом локомотиве. Самый известный находится в Durango и курсирует между Durango и Silevrton. Эта поездка довольно длинная, занимает полдня и стоит совсем недешево. Еще один паровоз курсирует рядом с Leadville. Я долго выбирала между железной дорогой в Gerogetown и в Leadville, оба города были по пути, но в конечном итоге выбор был сделан в пользу Georgetown, так как по отзывам маршрут там все же более красивый, длится по времени он меньше, а отправлений в день больше.
К счастью, железная дорога работает в любую погоду - rain or shine – или за ваши деньги, будем вас вымораживать до последнего, только платите! Но все оказалось не так плохо – за 1 час 15 мин что длится поездка на паровозе, был и дождь, и снег, и солнце, одним словом все возможные погодные условия, разве что кроме торнадо. Мы стоически сидели все это время в открытом вагоне, так как по моему скромному субъективному мнению, ехать в застекленном вагоне равносильно не прочувствовать ничего. А сама поездка очень классная! Особенно интересно когда паровоз проезжает по мосту над ущельем.
После железной дороги мы должны были переехать в уютный горнолыжный городок Vail, но новости про то, что Independence Pass, по которому мы должны были ехать завтра, тоже закрыт на неопределенной срок, заставили нас включить в план небольшую импровизацию, а Vail оставить на следующий день.
А импровизация заключалась в том, что мне очень хотелось побывать в месте, где растут живописно изогнутые сосны под названием Bristlecone Pine Scenic Area и изначально оно никак не вписывалось в наш маршрут. Но с учетом непростой ситуации появилась неплохая возможность на них посмотреть. Пусть даже они будут и в снегу. Поэтому было решено ехать к соснам, а в Vail заехать на следующий день.
Дорога лежала через Breckenridge – еще один горнолыжный курорт, проходила через небольшой перевал к городку Alma от которого грунтовками, которые по описанию проходимы даже 2WD, можно подобраться вплотную к красивым соснам. По дороге опять же несколько раз начинался снегопад, потом уже вблизи Alma вышло яркое солнце.
В предвкушении чего-то интересного мы свернули сначала на грунтовую дорогу CR8.
А потом надо было повернуть на дорогу 787. И на этом этапе наш путь к соснам завершился, так как очевидно что проехать по этой дороге мог только снегоход и даже нашей мощной Такоме это было совсем не под силу.
Но так как это самый первый день нашего путешествия, мы стараемся особо не расстраиваться, ведь много всего интересного еще ждет нас впереди, включая место, которое лично для меня было номер один в Колорадо - трейл к изумрудным высокогорным озерам Ice lakes. Внимательный читатель наверное в этом месте почует какой-то подвох относительно этих озер с учетом всей обстановки, и совершенно не зря. Но на тот момент мы были еще полны оптимизма.
Первую ночь мы должны были ночевать в кемпинге недалеко от Independence Pass под названием Lakeview Campground. Но, заметив за пару дней до отъезда в прогнозе минусовую температуру по Цельсию в эту ночь и снегопад, мы вовремя отменили кемпинг и забронировали отель в Leadville. Что-то совершенно не было желания чувствовать себя покорителями Эвереста. И какое же это было правильное решение!
В Лидвилле, куда мы приехали уже затемно, стоял адский холод. Мой муж вычитал, что оказывается это самый высокогорный город (именно в статусе city) в США, находящийся на высоте 3109 м. В отеле, где мы остановились, остатки кислорода, которого там и так немного беспощадно сжигал идиотский обогреватель под окном (типичный для такого плана отелей-мотелей), так что дышать вообще почти было нечем. Но все же это было гораздо лучше, чем спать в палатке в снегу. Как потом мы узнали , это была самая холодная ночь и день в Колорадо за весь месяц и даже в Mesa Verde в этот день был снег.
Кстати, в самый первый день мы умудрились встретить: огромное стадо оленей перебегавшее шоссе, кучу одиночных оленей, одного большого оленя, скорее всего elk (издалека разглядеть было тяжело, вроде похож на лося, но меньше), лису и огромного коричневого медведя перебегавшего перед нам дорогу где-то в районе перевала между Breckenridge и Alma, не говоря уже про мелких грызунов. Конечно же красивых фото в первый день не получилось – видимо реакция была еще немного замороженная и фото каждый раз были сделаны в аккурат когда звери уже вовсю поворачивались своей пятой точкой. Но сам факт такого обилия дикой жизни вблизи цивилизации очень порадовал.
День 2
Vail
Как я уже писала выше, намеченный на этот день переезд в Aspen через Independence Pass накрылся медным тазом. Поэтому поскорее сбежав из обескислороженного номера, мы поехали в сторону Аспена в объезд по I-70, заезжая в Vail и Glenwood Springs. Конечно круг получался совсем нелогичным, но логичного в этой поездке оказалось вообще мало.
Vail оказался замечательным горным городком, также это известный горнолыжный курорт. Он конечно совсем небольшой, но очень красивый и стильный! Наверное это первый горнолыжный курорт в США по крайней мере из тех которые мы или видели, или хотя бы проезжали мимо, который очень сильно напоминал альпийские городки. Мы прямо впали в ностальгию, а поваливший снегопад и вовсе перенес нас в хороший такой зимний альпийский день. Только вот лыж почему-то не было рядом.... А и правда, где же лыжи? Ой, так ведь сейчас же вроде конец мая, и поездка у нас вроде летняя, а не зимняя. Точно, совсем выпало из головы. Эх, кусают наверное локти сейчас горнолыжные бизнесы, сезон можно было смело продлить ка минимум на месяц.
Glenwood Caverns
Ну а мы едем дальше в Glenwood Springs, в котором у нас, слава богу, был зарезервирован отель, а не кемпинг, и в котором планировалось 2 активити – необычный парк развлечений прямо на вершине горы Glenwood Caverns, до которого можно добраться только на фуникулере, и поход на расположенное неподалеку горное озеро Hanging Lake утром следующего дня. В свете последних погодных сводок я уже была морально готова, что и здесь что-нибудь пойдет не так. Но, к счастью, Glenwood Springs находится пониже и поэтому там было довольно сносно. Главное, что не было снега и иногда даже выглядывало солнышко.
Парк Glenwood Caverns (http://www.glenwoodcaverns.com), как я уже писала, находится прямо на вершине, и некоторые аттракционы расположены прямо над пропастью, видимо чтобы получить дополнительную порцию адреналина. Мы пошли туда по большей части из-за детей, чтобы немного разбавить им бесконечные природные красоты чем-то более развлекательным, но при этом парк понравился и нам самим. Во-первых, там открываются отличные виды, во-вторых, парк очень симпатичный, в стиле конечно же Дикого Запада, ну а в-третьих, сама поездка на фуникулере тоже интересна. Еще там есть пещеры, но мы не пошли, так как довольно равнодушны к пещерам. Так что несмотря на то, что как парк развлечений он очень простенький, и цена конечно явно завышена, тем не менее из-за своего уникального месторасположения, я все же рекомендую его к посещению.
Maroon Bells
Во второй половине дня мы все же решили доехать до Аспена, посмотреть этот знаменитый горнолыжный курорт и заодно попробовать заехать на Maroon Bells.
По поводу Maroon Bells у меня были смутные чувства. Изначально мы туда и не собирались, ну не очень я люблю такие разрекламированные места. Потом все же решили включить в наш план, так как у нас оставалось свободное время - мы планировали ехать в Crystal Mill, но передумали, так как решили что на нашей Такоме там будет сложновато маневрировать над обрывами и вместо этого решили все же заехать на Maroon Bells. Но опять же, зайдя на официальный сайт, увидели информацию, что дорога пока закрыта, так как они усиленно расчищают обломки от лавин. Последнее обновление датировалось парой недель назад, поэтому до конца мы не были уверены, закрыта ли дорога или нет. Поэтому решили проверить сами.
Сначала мы, как полагается, подъехали к месту остановки шаттла – у магазина Four-Mountain Sports в Highlands. На дверях магазина висела бумажка, в которой было сказано, что шаттлы начнут работу только в середине июня, а пока мы можем ехать туда напрямую. Ни слова о том, что дорога закрыта. Ну что ж, попробуем.
Дорога и правда была открыта. Через пару миль от начала нужно остановиться у станции рейнджеров и самостоятельно оплатить 10 долл за въезд (это значить положить нужную сумму в конверт, конверт опустить в специальный ящик, а часть от конверта оторвать и повесить на зеркало заднего вида под стеклом). Хотя положа руку на сердце, в такой холодный, промозглый, и вообще противный день можно было этого и не делать – все равно нормальный рейнджер а такую погоду и собаку из дома не выпустит, не то что будет проверять оплату. Но мы вроде люди честные, поэтому сделали все по правилам.
Там и тут на протяжении всей дороги до Maroon Bells были видны следы от лавин. Сотни лежащих аспенов, как будто по ним проехали катком или же просто пригладили утюгом. Видно что в этот сезон лавины сильно потрепали те места, хотя конечно может быть такое там происходит каждый год. Зрелище весьма грустное.
Как и следовало ожидать, в такую погоду увидеть красивую гладь озера это что-то из разряда фантастики. Распознать же горы на заднем плане было возможно лишь тем, кто обладает хорошим воображением, так как почти сразу их плотно затянули облака. Но и это еще не все наше везение. В озере тут и там плавали какие-то обломки, видимо неубранные последствия лавин. Одним словом – «красота”! И снова пошел уже изрядно поднадоевший снег. Неудачи продолжали преследовать нас. Конечно я была в большом расстройстве от всего увиденного, но, как сказал мой муж, красивые фото можно и в интернете посмотреть, коих там миллиард, а вот оказаться в этом месте совершенно одним, бывает ой как редко и дорогого стоит (парочка прогуливающихся людей и еще одна пара в свадебных нарядах с фотографом, делающая свадебную фотосессию не в счет).
На этой оптимистичной ноте мы покинули знаменитое озеро, чтобы провести остаток вечера в Аспене и вернуться в Glenwood Springs. Аспен конечно сильно отличается от Вейла - он больше, менее уютен и даже в не сезон там довольно оживленно в отличие от пустынного Вейла, что скорее плюс, чем минус.
День 3
Hanging Lake
Начиная с 1 мая, чтобы добраться до начала трейла к Hanging Lake необходимо использовать шаттл или велосипед, и заранее получить на это пермит. Пермит можно купить онлайн на этом сайте https://www.visitglenwood.com/hanginglake/ Стоит он 12 долл с человека. Шаттлы начинают ходить кажется с 7-30 утра, каждые 45 мин. На каждое временное окно – 44 пермита, что довольно-таки большое количество пермитов в день, поэтому проблем с его приобретением быть не должно.
Мы заранее взяли пермит на 8-15 утра. Шаттл отходит от Hanging Lake Welcome Center в самом городе. Подъехать надо минут за 30 до отправления, оставить машину на паркинге и получить специальный бейдж. Он же дает право на гарантированное место в автобусе через 3, 5 часа, в нашем случае это было 11-45. В это время в шаттле с нами была только активно-спортивная молодежь (ну или не совесем молодежь, а что-то типа нас) , что дало нам понять, что мы сделали правильный выбор по времени. Когда мы возвращались с трейла то навстречу нам уже шли все кому не лень – многодетные семьи с младенцами, амиши в традиционных нарядах, пожилые люди, и тд, уж не говоря о том, что в общем количестве их было в разы больше. Так что со временем мы не прогадали.
Что касается самого трейла. Трейл небольшой (1,5 мили в одну сторону), но довольно крутой (перепад высот на такую длину около 350 м), большая часть идет по камням и вдоль ручья. Снега слава богу не было и вообще погода была идеальная для такого подъема – более жаркий день сделал бы его менее комфортным, но часть тропы была размыта активно тающими снегами и кое-где приходилось помесить ногами грязь.
Бурундуков там конечно немерено
Перед выходом к самому озеру слева есть тропинка, которая ведет наверх и которую по словам рейнджера все пропускают. Там находится водопад Spouting Rock.
В целом, очень неплохое место, с учетом такой легкодоступности, но надо брать пермит на самое раннее время, чтобы избежать тормозящей толпы. Еще такой момент, так как мы были с детьми, то поднимались не так уж и быстро и вышло так, что к моменту когда мы пришли к озеру, большая часть нашей группы из шаттла уже вовсю насладилась видами и стартовала в обратном направлении, а следующие группы еще нас не догнали. Таким образом у нас было наверное минут 20, когда у озера были только мы и еще одна парочка и больше никого. Как только мы начали спуск стало ясно, что скоро там будет не протолкнуться. Так что тоже нужно иметь этот момент ввиду. Как говорится “Поспешай медленно”.
Rattlesnake Canyon Arches
На вторую половину дня у нас намечался переезд в более теплую часть Колорадо – Colorado National Monument. Но смотреть сам парк мы планировали уже перед закатом, а сначала мы отправились в Rattlesnake Canyon, который является вторым после Arches National Park местом с наибольшим скоплением арок. Несмотря на то, что каньон не является частью Colorado National Monument, добраться до него возможно только через сам парк. Дорога к началу трейла описана на официальном сайте https://www.blm.gov/visit/search-details/16675/2, да и здесь на форуме можно также найти много подробной информации (спасибо всем за описание). Основное, что здесь важно – это наличие полноприводной машины, да с хорошим клиренсом.
На этом моменте стоит немного отступить. Несмотря на то что отличная полноприводная машина-зверь у нас имелась в наличии, днем ранее мы обнаружили страшную вещь – в ней не было запасного колеса. Внедорожник без запаски терял все свои внедорожные качества в один миг. При этом было неясно, то ли его не было изначально и мы просто по глупости своей не проверили сразу на месте, так как машину брали ночью и уже изрядно подуставшие и замерзшие, то ли у нас умудрились каким-то магическим образом стащить его во время той ледяной ночи в Лидвилле, или что еще хуже на одной из непродолжительных стоянок в течение дня, что выглядело как-то крайне маловероятным. Но результат один – на месте где должна была быть запаска грустно свисала одинокая цепочка, которая ее, эту запаску, и должна была держать. Как только мы обнаружили сей сюрприз, муж сразу связался с представителем Sixt, которые сказали, что без проблем это уладят, но вот незадача – офис у них только в Денвере, а мы в это время были уже в 150 милях от него, возврат туда ну никак не вписывался в наш и без того активно рушащийся в последние дни план. Пришлось посылать позитивные посылы в космос, моля высшие силы не пробивать нам колес во время езды off-road. Посылы эти были настолько сильные и отправляемые изрядно отчаявшимися путешественниками, что видимо они в конечном итоге подействовали, и, к счастью, на всех подобных дорогах нам удалось избежать этой малоприятной ситуации.
Итак, по плану мы должны были свернуть на дорогу к каньону в 2 часа дня и уже снова вернуться в парк часов в 6, чтобы за пару часов успеть проехаться по самым видовым вьюпоинтам и после этого заночевать в Saddlehorn Campground прямо в парке, где у нас уже заранее было зарезервировано место. Но так как в этой поездке все идет не по плану, то с асфальтированного шоссе на грунтовку мы съехали только в 3-40. И дальше было очень весело, страшно и интересно в одном флаконе. Дорога конечно была классная – сначала она была довольно суровая – с камнями, ухабами и тп, но в целом довольно терпимая, далее после развилки на верхнюю и нижнюю дороги, состояние ее значительно улучшилось и эту часть мы проехали вообще без проблем, но вот ближе к концу, как везде и предупреждают, последние полторы –две мили это была просто песня. Мой муж конечно же не особо "experienced 4WD driver", как к тому взывала брошюра BLM, но был весьма воодушевлен маневрируя по огромным и острым камням, поднимаясь и спускаясь по крутым участкам, объезжая огромные впадины и тп. Еще как назойливая муха кружилась и действовала на нервы мысль о том, что запаски-то нет, и случись чего, мы в 10 милях от первых ближайших намеков на цивилизацию и людей, без связи (хотя она там периодически появлялась), на дороге, по которой машины ездят дай бог пару раз за день.
Затаив дыхание мы все же проехали почти до конца и тут увидели весьма неприятный участок. Выглядел он примерно как некая лесенка из кучи резко обрываемых высоких каменей. Вот тут-то мы и решились сдаться от греха подальше. Нет, теоретически с 99,9% вероятностью наша Такома скорее всего с легкостью бы их преодолела, но как сказал муж, машина нам незнакома и ее возможностей до конца мы не знаем, а рисковать уже почти на финише ну совсем уж не хотелось (особенно без запаски). Так что мы решили оставить ее прямо там (при этом перед этим местом уже стояла еще одна машина, тоже по-видимому решившая перебдеть, нежели недобдеть), тем более GPS показывал всего 0.4 мили до начала трейла. Дальше уж спокойнее будет ногами, тем более что ходить мы любим.
На паркинге непосредственно у самого трейла был припаркован еще один автомобиль, благополучно пробравшийся через неприятное место. Когда я отметилась в журнале регистрации, было 5 вечера. То есть на дорогу от шоссе и на пеший переход до паркинга ушел 1 час 20 минут. Время конечно поджимало, ведь нам предстоял еще 5 мильный трейл и дорога обратно, а солнце садилось в 8-30, уж не говоря о планах проехаться по вьюпоинтам парка. Ехать по этой веселой дороге в темноте тоже совсем не хотелось. Поднажать конечно мы поднажали, но вот из-за самого младшего члена нашей команды, которому нужно остановиться у каждого кактуса, не пропустить ни одной ящерицы и тд, ускориться особо не получалось, хотя для своего возраста темп он держал надо сказать итак неплохо, особенно с учетом утреннего 3 мильного трейла с неслабым подъёмом.
Ну что я могу сказать про Rattlesnake Canyon Arches – могу я сказать, что место это фантастическое. И не столько даже из-за своих арок, а из-за того потрясающего чувства уединения, тишины, покоя, суперических видов по пути к аркам, что дает право в полной уверенности сказать – да, оно того стоило, стоило этой веселой езды, риска застрять там на неопределенное время, стоило крутого подъёма в конце, стоило почти 6 мильного хайка в полной тишине и одиночестве. Я просто боготворю такие места, они наполнены какой-то силой и гармонией.
К сожалению мы немного не дошли до самого конца, так как время очень уж поджимало, и где-то пройдя 2/3 той мили, на которой находится скопление арок, мы повернули в обратную сторону. У журнала саморегистрации мы отметились где-то в 7-50, а от нашего паркинга мы стартовали в 8-10. Ровно в 9 уже в полной темноте мы целые и невредимые выехали на шоссе проходящее через Colorado National Monument, конечно же смотреть уже было нечего и мы сразу отправились в кемпинг.
Честно говоря было немного обидно, что первый наш опыт установки лагеря проходил в кромешной темноте, да и в изрядно подуставшем состоянии, ведь в этот день мы на одних трейлах находили 14 км, уж не говоря про подъёмы и все остальное. Рука еще была не очень набита, поэтому установка лагеря проходила под изрядные чертыхания под свет фонарика. К тому же было довольно-таки прохладно, хоть и не так холодно как в высокогорье, так что отметить первую ночь у костра не получилось. Удивительно то, что в кемпинге в это время, а это было всего лишь полдесятого вечера, стояла поразительная тишина. А где же песни у костра? А где же крики подвыпивших компаний? Эти вопросы не давали нам покоя. Признаться честно, этот опыт вообще перевернул наше представление о лагерной жизни. Нас просто поразили потрясающее уважение к соседям, следование правилам, соблюдение тишины и поддержания чистоты. И все это по большей части на уровне самосознания, ведь никаких надзирателей там нет. В многочисленных RV уютно горел свет, но вокруг тишина и покой. Просто потрясающе! И так было абсолютно во всех кемпингах, в которых мы останавливались в эту поездку. Кроме того, все места в кемпингах обычно оборудованы кострищем, решеткой для гриля и столами для пикника. Везде где мы останавливались была питьевая вода, чистые туалеты лагерного типа, а иногда полноценные цивилизованные туалеты и даже души с горячей водой. В общем сделано все так, чтобы близость к природе была максимально комфортной. Мы сожалели только об одном, что же мы раньше-то не додумались до этого вида отдыха?