... СеверныЙ Казахстан (1975г.), где-то между Есилем и Державинском. Большое стадо сайгаков пересекает железнодорожное полотно. Мой поезд притормаживает, но несколько сайгаков не успевают перебежать путь. Они бегут параллельно набирающему скорость поезду и вплотную к нему. Из открытой двери, перегнувшись,
можно потрепать их по холке.
Прямо таки 19 век, железная дорога в прериях, охотник - янки достает из чехла ружье, открывает окно и стреляет в бизонов ...
... Утренняя ракета Черный Яр - Волгоград (1966год). Плавсредство стопорит ход на середине Волги, капитан-моторист выходит на крыло и еле подхватывает из воды почти пудового осетра со вспоротым брюхом. Ночной улов браконьеров. Кило икры на черном рынке стоит рупь, а осетрина вообще копейки. Да и засветиться можно гораздо легче, поэтому осетрина их не интересует. Жизнь удалась.
То-то славно когда-то была у нас в Шервудском лесу ...
Время не ждет. То, что сегодня кажется обыденным, завтра может стать невозможным. При желаний я мог бы совершить полет на советском сверхзвуковом «ТУ -144», но думалось, что еще успеется а позднее о «конкорде» мне жаба запретила даже заикаться, хотя ведь тоже мог в 1998 году. Все, теперь только в следующей жизни.
Вы еще будете рассказывать своим внукам, как ходили в лес за грибами без лицензии и мылись питьевой водой. Но это, как исчезнувшие в 80-ые годы из табачных ларьков кубинские сигары, всего лишь вопрос денег. А вот затопленную Венецию или высохший Пантонал не получить ни за какие деньги.
Сможете ли сегодня увидеть матерого старовера? Такого, чтобы дал напиться воды из кружки, а потом эту оскверненную кружку выбросил? Ну да, если только лететь к Агафье Лыковой на вертолете. Или рыскать в глубинке Южной Америке. Устои, догматы и традиции со временем размываются как фундаменты венецианских дворцов. Нормальный процесс, так и должно быть.
Для того, чтобы такую аутентичную общину увидеть, сегодня уже надо приложить значительные усилия.
Если кого-то это действительно интересует, то в подарочной упаковке и за не очень большие деньги это можно сделать из Нью-Йорка. Правда, это будут не староверы, а американские сектанты «эмиши». Но ведь конвергенция бывает не только в биологии. К тому же эмиши интересны сами по себе.
Все эти строчки накропал заранее, до поездки к эмишам. Сейчас вижу, что полная чепуха. Но жалко было убирать мушкетерское хвастовство о давних походах на Ля-Рошель и правильные рассуждения о том, что время не ждет.
Оказывается, процветают эмиши и множатся. В нескольких штатах их уже в совокупности более 200 тысяч. За последние 16 лет численность их выросла вдвое. К эмишам нельзя придти и сказать: примите, хочу быть одним из вас. Закрытое общество. Множатся они через деторождение. И не валят в аут.
Главная интрига оскароносного «Свидетеля» - огорчительная бесперспективность отношений персонажа Гаррисона Форда и симпатичной, добродетельной вдовы - эмиши. Хороший человек, и с заслугами, но чужак и не возьмут его в общину на ПМЖ, а она из общины не уйдет.
Не только фильм 1985 года обеспечил эмишам широкую известность, к которой они, естественно, не стремились. Первое, о чем предупреждает гид,- эмишей нельзя фотографировать. Можно только дома, амбары, мельницы, повозки и т.д. При попытке снять «доброго гнома», он отвернется или закроет лицо. Фотография есть путь к известности и, следовательно, к гордыне. Как они разрешили снимать фильм ¬непонятно.
Мировой резонанс вызвало нападение на школу эмишей некого психа. Ворвался с пистолетом и взял детей в заложники. Полицейская операция была неудачной, он убил пятерых девочек, нескольких ранил и застрелился сам. Рядовое для Америки событие, пять жертв не так много, но парадоксальная реакция эмишей на это нападение поразила всех. Эмиши убийцу простили. Посмертно можно и медаль конгресса дать, но ни у кого не возникло сомнения, что они даже приняли бы его в свою общину (если бы он выжил и если бы захотел). На что он прошел тест? Или это был тест для эмишей?
В лицемерии эмишей никто не может обвинить. Они стали заботиться о вдове убийцы и его детях. Католическая церковь Америке тотчас же это дело горячо одобрила и поставила в пример. Кто из них псих?
Экскурсовод просил обратить внимание на не слишком большое разнообразие фамилий на почтовых ящиках. Вероятно у эмишей был свой «мей флауер».
В Европе радикальная протестантская секта анабаптистов была не слишком многочисленна. Самоиндификация происходила по принципу необходимости креститься и даже перекреститься в осмысленном взрослом возрасте. Анабаптист- это «перекрещенный» в уничижительном смысле. В храмах они нужды не видели, в священниках тоже.
Почти ортодоксальный протестантизм с некоторыми вывертами и вроде бы неинтересен, но его ветвь «эмиши» в значительной мере трансформировала религиозную составляющую в этические нормы. Получился такой протестантский буддизм.
С нашими старообрядцами у эмишей только некоторое сходство. Застывший семнадцатый век, многочисленные ограничения, бороды (но без усов), неяркие цвета в одежде ... мое сравнение было некорректным и притянутым за уши.
В российской истории вообще много нелепостей. Одна из крупных - раскол.
Протестанты и католики резали друг друга почем зря, но не из-за пустяков.
Из-за идеи. У нас же незначительные энтропийные ошибки на протяжений нескольких веков при переписывании библии привели к потрясению государства. Из-за чего спорили? Сколькими перстами и в какую сторону ходить? А если бы царь-¬батюшка взял и передумал?
Главная беда патриархальных обществ - уход молодежи в аут, в большой мир ¬нейтрализуется с помощью главного табу. Никакого электричества, только керосиновые лампы и газовые рожки, в редчайших случаях аккумуляторы.
Нет электричества - нет телевидения, нет соблазнов, нет желания увидеть Вегас и космодром Кеннеди.
Вроде бы резонно, а на самом деле у эмишей не так. Да, другое название территории эмишей - «страна без проводов». Но ведь активно общаются с туристами. Автомобили под запретом, но общественный транспорт-автобус, поезд, самолет ¬позволителен. Эмиши ездят по стране, не слишком много, но ездят. Даже летают в Европу, в основном на прародину, в Германию. Здесь они чем-то похожи на ортодоксальных евреев, те тоже путешествуют по миру, но иммунны К яду цивилизации и не отрываются от своего муравейника.
Похоже также темными костюмами странного покроя и шляпами. Если евреи с пейсами примелькались, то на эмишах взгляд останавливается. Женщины в длинных платьях и чепцах. У замужней женщины черный передник, у девицы белый. Дети одеты как взрослые. Такие тряпки в магазинах не найдешь, эмиши шьют сами. Забавно, на мужских костюмах нет пуговиц, только крючки. Когда-то пуговицы были предметом роскоши. Подтяжки обязательны.
Фермеры они, по духу фермеры. Как они есть в то же время граждане, то школьный налог государству платят, но впустую. В своих собственных школах эмиши дают детям минимум знаний, в пределах восьми классов. У нас это соответствует, я думаю, шести классам. Языки английский, немецкий, математика, природоведение ...
Дети начинают трудится рано и все так замечательно устроено, что крестьянский труд всем радость. Странно.
Производительность труда невысокая, потому что технику почти не используют.
По нашим старым меркам у всех эмишей крепкие кулацкие хозяйства.
Экологически чистые продукты эмишей в Америке пользуются спросом. Табак выращивают, но только на продажу. Никакого алкоголя в обороте, только домашний безалкогольный сидр. Дают попробовать, похоже на квас. Не французский дринк.
Сувенирные лавочки рекомендую лишь посмотреть. Кому нужно лоскутное одеяло за бешеные деньги? Или еще что-то подобное, похожее на спальный мешок? Здесь все как с индейскими сувенирами, слишком дорого. «Настоящие» индейские поделки надо покупать не на Бродвее и даже не в резервациях, а в Лукдоте. Все равно они ничем не отличаются от оригинальных. Большой деревянный индейский тотем с перьями обошелся бы мне в Паттайе раз 10-15 дешевле. А шелковый спальник я купил в Хойане за 5$.
Небольшое отступление. На севере Германии зимой жуткие ветра и собачий холод.
В прошлом местные жители приспособились спать в шкафах. Это скорее широкий комод, разделенный полкой на две части. Внизу преет картошка, поднимая температуру в комоде на 1-2 градуса. Вверху располагаются хозяева. При закрытых дверцах можно надышать приличную температуру. Вероятно oтryдa у эмишей страсть к одеялам и к спальникам. Пришедшие с холода.
У себя на даче вы, естественно, не применяете никаких удобрений. Полюбуйтесь, сколько действительно должна стоит ваша баночка экологически чистых солений.
Между собой эмиши говорят по-немецки. Американцев они по старой памяти называют англичанами.
Редкий случай, когда место отправления культа вызывает снисходительную улыбку. Например, в начале 70-х Иволгинский дацан в Бурятии по бедности выглядел беспонтово: трехрожковые люстры на потолке как в дешевой гостинице, на стенах пластиковые панели под дерево как в актовом зале ПТУ и Т.П. Сейчас-то он, вероятно расцвел.
Подобным образом в holy amishland не покидает ощущение ( хотя и по другой причине) несерьезности всего этого. Как если бы игрушечная мини-Голландия выросла до нормальных размеров.
Клерикальная атрибутика на всеобщее обозрение не выставляется, да ее и нет как таковой.
Дома эмишей просторные, богослужение проходят поочередно в разных домах. Выбор духовного руководителя необычен. На собрании выдвигается несколько кандидатур.
Клочок бумаги прячется в одну из библий. Количество книг соответствует числу кандидатов, им надо сделать выбор. Ясно, что за них это делает господь.
Выбор брачного партнера для сына или дочери есть обязанность родителей.
В дошкольном возрасте у меня был запрет на выход со двора за ворота. У молодых эмишей такого запрета нет, «им это просто не приходит в голову». Больше того, существует узаконенное традициями право, при достижении совершеннолетия выйти за флажки.
В 2004 году, зная, что большие деньги меняют мировоззрение, американский желтый дьявол пытался искушать агнцев. Пятеро молодых ребят были приглашены на телевизионное реалити - шоу-«эмиши в большом городе». К сожалению, эксперимент был вскоре прерван.
Двое из пяти эмишей оказались воспитанниками эмишей. Один из двух с серьгой в ухе. Нарушена была чистота эксперимента.
Как сказать Хакамада «у дьявола есть национальность, он американец». От себя добавлю - он джентльмен. Ему не нужна сомнительная победа.
Много об эмишах не напишешь. Да и любая локальная этнографическая группа может вызвать лишь поверхностный интерес. Но ведь эмиши - нравственные совершенства в экологическом раю под патронажем господа бога. Поэтому желателен к ним личный визит, а перед этим строгий пост.
Как реализовать посещение райских кущ?
Тур к эмишам с Брайтона не каждый день, но турагенств там несколько.
Обзванивайте по прилету в NYC, телефоны в любой русскоязычной газете. Они себя и в гугле рекламируют, следовательно, возможна оплата заранее карточкой из России на нужную Вам дату, поездка на один день. Цена вопроса около 80$.
Съездите, посмотрите и убедитесь, что ... так жить нельзя. Экология и высокие моральные устои - это хорошо, но предвкушение Тая лучше. Правильно живут ребята, а зря.
P.S. Безнадежное это дело изыскивать новые доводы как «за» так и «против» в дискуссии «Отдыхать и/или снимать». Но ведь в очередной раз в репликах к отчету появится : «Фотки давай, хотя бы амбаров». Проще один раз высказать свою точку зрения, а в следующих отчетах обходиться ссылкой.
Мои доводы contra будут звучать так: котомка Дерсу Узала и шорох винила.
Для хороших фотографий нужна хорошая камера, оптика и т.п. Мыльницей только людей смешить, а дорогая аппаратура в путешествии – это как обоз для кавалерийской дивизии. Цитата с форума: «Сумка с аппаратурой стоимостью в целую деревню». Да даже один Никон ценой в полдеревни огорчительно потерять.
Чай, соль, спички, патроны – только это ИМХО, должно быть в вещмешке. В реалиях сегодняшнего дня – это кэш раза в два больше запланированной потребной суммы и дебетовые карточки. Ничего больше.
Святой Мартин рассек мечом и отдал половину своего плаща нищему. Ценность одежды в вашей сумке должна быть равна половинке этого плаща. Nothing for you.
И с воображением , и с памятью на образы у меня все в порядке – мне фотографии из путешествий не нужны. Что же касается желательности и даже необходимости фотографий в отчете, хочу напомнить поколению пепси, что в прежние времена иллюстрировались только книги для детей. И даже если бы фотографии в моих отчетах были, так ведь все равно пипл с мейнстрима форума разницу в уровне текста сечёт, а на уровне фотографий нет. Критика по самому отчету может быть, а вот фотки (по умолчанию или нет) всегда зачетные.
Для меня очевидно почему так происходит.
Технический прогресс уничтожил мастерство и на уровне съемки, когда глубина кадра прорисовывалась алхимическим рецептом синтеза выдержки и диафрагмы, и на уровне печати, когда легкие пассы рукой под фотоувеличителем создавали волшебную игру черно-белых светотеней.
Сегодня один и тот же кадр можно снимать хоть сотню раз, просматривать, и затем стирать. Обезьяна, которая вслепую стучит по клавишам, через некоторое время также имеет реальный шанс напечатать осмысленную фразу.
Теперешняя фотокамера все делает за тебя сама. Автопилот. Да знаю я, знаю, что это не так, а все равно, как в аудиовоспроизведении, лучший звук – это звук из под иглы звукоснимателя, а не оцифрованный мертвый звук. Хотелось бы, чтобы “hand made”.
Можно найти сравнение и точнее. Вот появилась когда-то модернизированная камера – обскура, с линзой и зеркалом, которое проецирует изображение на матовую горизонтальную поверхность. Клади лист бумаги, обводи контур на плэнере и раскрашивай красками в мастерской.
С точки зрения художественной, результат может быть вполне удовлетворительный (Каналетто, например), но разве он художник?
С цифровой камерой нечто подобное.
Логичный вопрос – а фигли тогда не снимаешь на пленку? Так выход хороших снимков будет в разы меньше, чем КПД паровоза, так всегда было. Технический прогресс не позволяет глупостями заниматься. А вот развлекаться публично перистальтикой мозговой деятельности технический прогресс вполне позволяет, чем я и не преминул воспользоваться в очередной раз.