Город был основан испанцами как Вилла Реал де Чьяпа в 1528 году в долине Уэйзакатлан, что на языке науатль означает «пастбище». С тех пор название претерпело ряд изменений. Очередное имело место в 1829 году. Город стал назваться в честь святого Христофора – Сьюдад де Сан Кристобаль. «де лас Касас» было добавлено в 1848 году в честь Бартоломе де лас Касаса – местного первого епископа. Культурная столица штата Чьяпас (до 1892 – просто столица штата) была объявлена национальным историческим памятником в 1974 году. Но особую известность получила 1 января 1994, когда небольшой отряд под командованием «Субкоманданте Маркос», названный Сапатистской армией национального освобождения, захватил Сан-Кристобаль и еще несколько населенных пунктов, разграбил военную часть, открыл тюрьмы и объявил о восстании. Восстание явилось «апофигеем» попыток католической церкви вернуть свое тающее влияние в регионе, активизировав движение за права и объединение местных индейцев. По большому счету, отцом всех волнений в штате в течение 30 десятков лет являлся Самуэль Руис, избранный епископом Чьяпаса в 1960 году, а в 90е ставшим главным переговорщиком с движением, которое на самом деле сам и породил. За что к моменту своей смерти в 2011 году получил и имя «Татик», что на языке цоциль означает «отец», и множество наград, включая премию Симона Боливара от ЮНЕСКО и Международную премию в области прав человека в Нюрнберге. В общем, как в известной шутке: «В каждом деле есть две идеи – благородная и настоящая». Но обе эти идеи остаются нереализованными. Популярность католической церкви падает, а права индейцев, несмотря на Соглашения Сан-Андрес 1996 года и «закон коренных народов» 2001 года, до сих пор ущемлены. Вот такие когнитивные диссонансы. К ним добавился и мой собственный - город совершенно не соответствовал ожиданиям и представлениям. Вообще не понял его популярность. Ну про сапатуристов – понятно. А большинство остальных, похоже, такие же обманутые вкладчики.
Сан-Кристобаль еще называют городом церквей (по-моему, так называют каждый второй мексиканский город). Поэтому в планах было посмотреть учреждения религиозного культа, а на пути от одного к другому – посмотреть на колониальную городскую архитектуру. Решил начать с Iglesia de Guadalupe. Сама по себе церковь мало чем примечательна с точки зрения архитектуры. Но с одноименного холма, на котором она расположена, открывается вид на город. Не ахти, правда, какой.
Ну я до нее и доехал, чтоб ноги на высоте больше 2 километров не топтать. Лучше топтать. Пробки еле двигаются, навигатор все время норовит отправить против движения (большинство улиц с односторонним и направление указано стрелочками на домах).
Пока ездил, город нравился мне все меньше – трафик интенсивный, непрерывный ряд припаркованных машин, толпы народа, кругом рынок, большинство достопримечательностей окружено забором или рынком, а то и тем и другим. Особенно обидно за монастырь и церковь Санто Доминго 17го века. Самая красивая церковь, на мой взгляд. Вся, как резная шкатулка. А вокруг… Из-за такой оправы и бриллиант – фианит.
В 16 часов добрался до гостиницы Hotel Pepe Pancho (520 песо), которая гармонично оказалась худшим отелем за все путешествие. Единственное светлое пятно в отеле – парковка на одно место перед входом, которое оказалось моим.
Пешком город произвел такое же впечатление, как и из автомобиля. Почему-то принято считать Сан-Кристобаль небольшим городком, хотя населения (160 тысяч) в три раза больше, чем, например, в Вальядолиде. С колониальной архитектурой не лучше, чем с отдельными церквями. Ее не видно. Днем – из-за транспорта, толп и торговли. В другое время суток – из-за отсутствия освещения и подсветки. Да и холодно после захода солнца. Так что описывать достопримечательности не буду.
Пошел искать, где денег поменять. Не нашел, но нашел банкоматы ситибанамекса. Вернее, нашел одну меняльную контору с курсом 17,4 песо за доллар. В банкомате давали на 2,6 песо (15%) больше. Но когда каждый пятый не умеет читать и писать – это неважно.
Ужинал в ресторане «Секрет» при отеле Casa del Alma. В квартале от гостиницы. Кухня хорошая и дорогая, порции, соответственно, маленькие. Вот такой день. Вот такой город. Видимо, в Чамуле надо было колы выпить. Или в Тустла-Гутьеррес накануне не пить.