1-го сентября самолет авиакомпании Virgin America везет меня в Канкун, пляжную столицу Мексики. Пока летим над территорией США, есть возможность за несколько долларов пользоваться вайфай. Эх, у нас, наверное, такое будет не скоро.
По прилету меня ждет веселенькая миссия пересечь всю Центральную Америку от Канкуна до Панамы на обычных пассажирских автобусах, на которых ездит местное население. И это с моим близким к нулевому уровню знанием испанского языка! Но перед этим путешествием мне предстоит немного покататься по Юкатану на рентованной машинке.
Машинку взял в конторе Caribbean Rent a Car. Толковой карты местности у них нет, дали лишь какую-то «мультяшную» схему. К сожалению, и в моем GPS карта Мексики содержит множество ошибок, о чем я еще не раз пожалею. Ну да, была не была, сажусь за руль и еду на юг вдоль Карибского побережья. Правила движения весьма похожи на американские, но соблюдаются всеми не с таким рвением, темперамент водителей – чуток поагрессивней. Из особенностей, - врезались в память светофоры, на которых в один момент горит зеленый свет только для одной из четырех дорог, «вливающихся» в перекресток. В городах очень много улиц с односторонним движением.
Первая точка, в которую я заезжаю, - город Плая-дель-Кармен. Проехав через весь город, оказываюсь на пляже. Кстати, частные пляжи в Мексике запрещены законодательно, и любой человек может без проблем прийти и купаться на пляже любого отеля.
А на ночевку я останавливаюсь в отеле El-Crucero неподалеку от пирамид Тулума. В отеле, несмотря на резервирование через интернет, ничего не знают о моем приезде, но в комнату пускают. Правда, долго потом приходится добиваться, чтобы включили в комнате свет и горячую воду.
Проснувшись, отправляюсь в пешую прогулку к пирамидам майя в Тулуме. Особенностью этих пирамид является то, что они расположены на берегу моря. А еще тут бродит несметное количество земноводных. Увидев море, я, покрытый от жары семью потами, перелез через заграждающую веревку и кинулся купаться. Ух, чудесно!
Выйдя за территорию древнего города, я решил посетить и общественный пляж, правда, для этого пришлось пройти около километра. Здесь я тоже искупался (несмотря на все страхи быть обворованным латиносами).
А дальше – сел на машину и поехал в сторону Чичен-Итцы. По дороге заехал в парочку сенотов и на пирамиды Коба. С какого-то момента GPS начал советовать мне откровенную чушь, и ехал я, в основном, по указателям. Первым сенотом стал Гранд Сенот неподалеку от Тулума. Индейцы майя любили использовать эти колодцы в пещерах для жертвоприношений, сейчас же народ вовсю плавает (даже в масках с трубками!) в них. Я не стал исключением, правда, маску не брал. Удовольствие искупаться тут стоило 100 песо (примерно 10 долларов). Водичка – прозрачная, с приятным сине-зеленым оттенком.
В город Коба я как-то вошел без билета, слившись с тургруппой. До главной пирамиды города народ едет, в основном, на велорикшах, я же опять сэкономил, пройдясь пешком. По пути встречается множество небольших пирамидок. Наконец, вот она, громадина.
Наверх (теперь уже из экономии времени) я не полез, и до входа доехал на велорикше примерно за 50 песо.
Уже на подъезде к Чичен-Итце посетил еще один сенот – Иккиль. Он значительно масштабней и наполненней людьми Большого (Гранд) Сенота.
Наконец, вот я и в Чичен-Итце! Кассир мне радостно сообщает, что я раз приехал к 4 часам вечера, и до закрытия остался один час, у меня есть прекрасный шанс схалявить и на посещении самого знаменитого города майя. Вот пирамида, по которой в весеннее и осеннее равноденствие каким-то образом сползает змея.
Вокруг главной пирамиды интересного мало.
Так, у меня уже закончилось время аренды машины, а мне еще нужно доехать до Канкуна. Но ни по GPS, ни по указателям я никак не могу найти платную магистраль 180. Вместо этого, приходится 3 часа пилить по ее медленному дублеру 180-D, проходящему через миллион деревушек, где ограничение скорости 50 км/час. В итоге, за перерасход 3 часов приходится заплатить 300 песо. Успокаиваю себя мыслью, что хоть как-то я эту сумму компенсировал халявным посещением пары городов.
Добираюсь до автовокзала Канкуна, с которого я в полночь уезжаю в город Сьюдад-дель-Кармен, интересных мне, прежде всего, своим географическим положением на узеньком перешейке у Мексиканского залива. Сам Канкун я практически не видел, но и не сильно-то об этом жалею.
Десятичасовая ночная поездка на люксовом автобусе обошлась мне в 60 долларов. Кресло тут удобно раскладывается, так что удалось нормально поспать. Но больше я ночью по Латинской Америке на автобусах не ездил.
Перешеек, на котором находится Сьюдад-дель-Кармен, действительно очень узенький, в некоторых местах состоял только из автодороги, по обе стороны от которой – вода. А вот и сам город, отнюдь нетуристический. Но и его мне нужно осмотреть. Сажусь на городской автобус и еду к северному пляжу (Playa de Norte). По выходу из автобуса становлюсь жертвой разъяренного роя комаров. Кое-как отбиваясь от них, добираюсь до пустынного пляжа, чтобы увидеть вот это:
Поскольку комары едят все сильнее, бегу быстрее назад. Из окна автобуса любуюсь на городок.
Пообедав в кафешке возле автовокзала «миланезной» (обжаренной в сухарях) курицей, еду дальше, в Вильяэрмосу. А вот на этот город мне взглянуть, увы, не удалось, ибо последний автобус до Паленке уходил с минуты на минуту.
В Паленке я первым делом зашел в туристическое агентство и купил дневной тур на завтра до Сан-Кристобаль-де-лас-касес с посещением пирамид Паленке, водопада Мизол-Ха и водоемов Агуа Асуль. Остановиться решил в Posada Nacha'n Ka’an, номер стоит около 20 долларов, есть вайфай и завтрак.
Пожалуй, именно в Паленке я в первый раз в Латинской Америке почувствовал некую криминальную опасность. По улицам туда-сюда носились с сиренами полицейские машины. Нищих здесь тоже довольно много. Один мальчонка долго предлагал мне почистить обувь, но я счел, что гуталин, который он настойчиво показывал мне, скорее испортит мои кроссовки, чем очистит их.
На утро за мной заехал микроавтобус, и я отправился к развалинам древнего города Паленке. Компанию мне составила пара – француз и латышка, уже около года путешествующие вокруг света, и проехавшие пока только половину пути.
Пирамиды Паленке находятся в джунглях и разделены на несколько групп. Осмотр начинается вверху, здесь больше всего пирамид. Можно подниматься на пирамиды и даже заходить в помещения внутри их. Сами пирамиды за 3 дня мне уже поднадоели (ну не способен я мысленно перенестись на века назад и прочувствоваться мощью майской цивилизации), а вот виды на окрестные долины открывются чудные. Спуск к нижним группам пирамид идет вдоль небольших водопадиков.
Недалеко от выхода из города находится музей. Здесь представлены какие-то фрагменты майской скульптуры, маски, а также большая гробница. К гробнице пускают только с экскурсией, но речь экскурсовода на испанском совершенно мне не понятна.
Следующим пунктом нашей поездки стал водопад Мизол-Ха. Интересен, на мой взгляд, тем, что можно забраться под сам водопад и ощутить его мощь изнутри.
Наконец, последним пунктом программы стали речные каскады Агуа Асуль. Правда, агуа (вода) в этом месте далеко не асуль (синяя), а скорее, коричневая, и купаться я в ней, в отличие от попутчиков, не стал. Тем не менее, тут довольно красиво.
Теперь мне нужно попасть в город Сан-Кристобаль-де-лас-Касес. Однако, мой микроавтобус возвращается в Паленке. Кое-как я понял со слов водителя, что по пути мы встретим другой автобус (отро бус), куда я и пересяду. Так оно и случилось, примерно через полчаса я пересел в рейсовый автобус Паленке – Сан-Кристобаль.
В автобусе мне отчего-то стало довольно хреново, мне даже казалось, что поднялась температура. Я уже начал обдумывать, каким образом мне из-за болезни придется перекраивать мой весьма плотный маршрут. Но по выходу из автобуса болезнь исчезла так же внезапно, как и появилась.
Приехали мы в Сан-Кристобаль-де-лас-Касес уже довольно поздно, и у меня не было никакого желания искать жилье, а посему я зашел в Econom Hostal прямо у автостанции. И, надо сказать, зря! Всю ночь какие-то зазывалы с автостанции очень громко приглашали народ воспользоваться их услугами, что сделало сон невозможным.
Сам город я осматривать не стал, а ранним утром поехал на автобусе в Комитан. Немного побродив по этому городу, я нашел микроавтобусы, идущие к гватемальской границе. Песо у меня закончились, и я рассчитался за поездку 5 долларами. Один из пассажиров вез с собой сладости на огромном подносе, благодаря чему нас в поездке сопровождало большое количество ос.
Автобус довез до мексиканского миграсьон, где я поставил штамп о выбытии, а дальше последние четыре километра ехал на колективосе – такси-легковушке, куда набивают человек 6 пассажиров. Так, я сидел на переднем сиденье с еще одним товарищем, и, прижатый к двери, с нетерпением ожидал высадки. Стоит данное удовольствие около 1 доллара.
В целом, однако, Мексика показалась мне довольно цивилизованной страной, и особо резкого контраста между ней и США я не заметил. Зато, когда проходишь какие-то метры между мексиканским и гватемальским шлагбаумами, создается впечатление, что сейчас ты попадешь в совершенно иной мир…