После Читвана мы поехали в Покхару, где встретили новый, 2011 год.
Покхара - есть Покхара. Это маленький рай, в отором можно зависнуть надолго. Мы зависли на 5 ленивых, приятных дней.
Ходили в Сарангкот, ходили к Ступе Мира, катались по озеру на лодке.
Покхара запомнилась тем, что на Новый год мы ухитрились там приготовить самый настоящий салат оливье. Парадокс заключается в том, что дома мы его на НГ никогда не делаем. А там вдруг пробило. Ингредиенты собирали по всей Покхаре. Огурцы для салата у нас были испанские, горошек - американский, майонез - из ОАЭ, роль докторской колбасы исполнили датские консервированные сосиски. А картошку и морковку нам любезно сварили в отеле. Там же нам выдали "тазик" и ножи. Я объяснила сотрудникам отеля, что это такое национальное традиционное блюдо, без которого у нас Новый год не наступит:)
Вот такой у нас был Новый год.
IMG_0342.JPG
В принципе, после Илама у нас был свободный график. После Читвана мы собирались поехать в Лумбини, где до этого не были, и встретить там Новый год. Но, или Будда нас уберег от этого шага, или же мы сами обломались, или же и то, и другое, но на НГ мы все-таки уехали в Покхару. На пятый день в Покхаре все-таки пришли в себя и одумались, и решили посетить Лумбини и там заночевать на пару ночей, о чем и сообщили нашему водителю Кумару. Сказано - сделано.
Рано утром 5 января мы в последний раз посмотрели из окна нашего гестхауса на массив Аннапурны.
Picture 157.jpg
И выехали из Покхары в Лумбини.
Городок Лумбини находится практически на границе с Индией.
За время пути из Покхары в Лумбини проезжаешь через весь Непал поперек - и по сути, спускаешься с Гималаев на Индийское плоскогорье. Дорога - чрезвычайно живописная. Но только в той части, которая идет по горам. Густые леса, заросли гималайской сосны, панорамы долин и снежные шапки Гималаев, то и дело мелькающие за зелеными холмами.
"Смотрите на горы, больше мы их не увидим", - сказала я попутчикам.
Так и было, ведь мы спускались вниз.
А как только спустились вниз - стало совершенно неинтересно. Как будто из чистенького, красивого, наполненного свежестью Гималаев Непала одним махом оказались в самой гнусной части Индии. Плоская, как тарелка, местность, песок, туман, пыль, некрасивые села, грязь, какой-то бесконечный ремонт дороги, одетые в коричневые тряпки люди, коричневые коровы, коричневые собаки. Ну, не Непал ни разу.
У меня были совершенно неверные представления о Лумбини.
Дело в том, что в сети очень мало информации о Лумбини - городок лежит вдали от Гималаев, поэтому его мало кто включает в обязательную программу по Непалу. А специально ехать много часов в Лумбини только для того, чтобы посмотреть, где родился Будда - ну, это надо быть совсем уж шизонутым буддистом. Как мы:)
И вот я представляла себе, что Лумбини - это нечто опрятное, яркое, веселое, ухоженное и нарядненькое. Как наша любимая Покхара, только без озера. Ну, все-таки уникальное место, там Будда родился, оно просто обязано быть таким. К тому же я читала, что каждая буддийская страна мира построила в Лумбини свой храм. И думала, что это должно быть очень красивым зрелищем.
Меня немного смущало, что в Лумбини удручающе маленький выбор туристического жилья, что для Непала - дикость. Но я быстро забыла об этом. В Непале тебя обычно "передают по рукам" - то есть, если ты остановился в одном отеле, а потом собираешься переезжать в другой город, то у хозяина отеля обязательно найдется родственник, владеющий отелем в том, другом городе - и тебя туда просто "передадут". Из Катманду нас "передали" в Илам, из Илама - в Анту-Данда и в Читван, а из Покхары - вот как раз в Лумбини.
В гористой Покхаре было +20, поэтому я решила, что в Лумбини - вдали от гор и на границе с Индией - будет совсем тепло. Мы приготовили сандали и шорты. Наивные.
В общем, мы ехали, ехали, ехали. Ехали и ехали. Часов 6 или 7. А вокруг были только туман и разная гнусь.
Наконец, мы въехали в какое-то особо пыльное, гнусное, туманное и грязное крохотное село.
За окном машины шел серый дождь.
"Лумбини", - сказал Кумар. - "Мы приехали".
Чтооооо????????????????????????????
Это - Лумбини????
Все вокруг выглядело вот так. И это - не утро туманное, утро седое. Это 3 часа дня.
Picture 164.jpg
А где храмы? Где парки? Где олени? Где, черт возьми, минимальная инфраструктура?
Кумар показывает на решетчатый забор, тянущийся куда-то далеко в туман.
Все там, за забором.
Обалдеть можно.
Сказать, что мы разочарованы - не сказать ничего.
С трудом нашли наш отель. Довольно большой, четырехэтажный, он уныло маячил на краю большого туманного поля.
Выходим из машины. Еще один сюрприз. Здесь не просто холодно, здесь адски холодно! И сыро! Сырой холод пробирает просто до костей. Какие там сандали, какие там шорты! Достаем из рюкзаков пледы и укутываемся ими поверх курток.
Вооон мы, в углу фото, мега-радостные. Во дворе отеля, только что выгрузились из машины.
Picture 163.jpg
Хозяин отеля - крайне неприятный тип, эдакий жучара, похожий на советского актера Льва Перфилова. Да еще и в кепчонке, натянутой на самый лоб. Суетится, мельтешит, ведет показывать номера. Номер стоит 20 баксов. Для такой дыры - дорого. Да, в номере есть душ, но кто его будет принимать? На таком холоде? Отопления-то все равно нет. К тому же, в помещениях сыро, как в пещере. Есть бесплатный вай-фай, но нет света:) Во всем Непале перебои с электричеством, Лумбини - не исключение.
Держим совет в Филях. Нам не хочется оставаться в Лумбини на 2 ночи, тут одну бы пережить. Спрашиваем нашего водителя: "Если мы завтра в первой половине дня посмотрим парк, то после обеда повезешь нас в Катманду?" Кумарчик улыбается и кивает. "Сколько отсюда до Катманду?" - "Довезу за 11-12 часов", - отвечает Кумар. "Поедешь в ночь? Не опасно?" - "Без проблем". Наш Кумарчик - это просто чудо!
Сообщаем хозяину отеля, что не намерены оставаться на две ночи, только на одну, а завтра после обеда уедем в Катманду. Он начинает горячо убеждать нас, что это безумие, что так нельзя, что никто на ночь глядя в Катманду не ездит, что мы доедем только к утру, и лучше остаться здесь. Но Кумару, с которым мы провели 16 дней и объехали весь Непал, мы верим больше, чем этому жуку, которому лишь бы денег с нас слупить. Раз Кумар сказал, что можно, значит - можно. И точка.
-Где можно поесть? - спрашиваем мы у жука.
-У меня в ресторане.
"Ресторан" расположен на открытой террасе, это несколько столов, застеленных клеенкой. Там очень холодно.
-Ладно, мы сходим в город на разведку, а потом решим.
Выходим из отеля. До "центра" Лумбини и до входа в парк - метров 700.
Идем. Настроение...ну, на фото видно, какое у нас настроение. Ежики в тумане.
Picture 166.jpg
Идем мы вдоль забора, который ограждает парк. По забору скачут обезьяны. Дорогу то и дело перебегают...шакалы. Самые настоящие. Такие, как в мультике про Маугли - "Акела промахнулся, Акела промахнулся!". Рыжие, остроухие, с пушистыми хвостами поленцем. Я до этого никогда не видела шакалов "в дикой природе". Волка в Тибете видела - шакала впервые. Они небольшие, шустрые. Одни с деловым видом вылазят из-под забора - и бегут в поле. Другие бегут из поля - пролазят под забор и скрываются в парке. Водоворот шакалов в природе.
У дороги стоит большой нарядный монастырь. Ну, хоть что-то.
Picture 167.jpg
В монастырь мы не пошли, голод оказался сильнее духовности, хотелось найти хоть какой-то супермаркет.
Центр Лумбини выглядит так. Улочка. В начале улочки, напротив друг друга - два банка, с банкоматами (!!). Есть супермаркет, небольшой, но полный нормального алкоголя и нормальных печенек. На этом - все. Далее идут ряды каких-то халуп. Выглядят они так, как будто их слепили из грязного картона. Везде - костровища. В теплом пепле спят собаки - грязнее собак я не видела в мире. Может, когда светит солнце, то Лумбини выглядит иначе. В январе Лумбини выглядел как мир после атомной войны. Серый. туманный, грязный, наполненный странными хижинами и странными людьми. Здесь хорошо снимать фильмы на темы пост-апокалипсиса. Даже декорации строить не прийдется. И массовку переодевать не прийдется. Все готово - приезжай да снимай.
Продавец в супермаркете сказал нам, что солнца здесь не видели уже месяц. И надеяться на то, что оно будет завтра - не стоит.
Мы купили чипсов "принглз", колы и печенек - и поплелись обратно в отель.
Само название "Лумбини" переводится с санскрита как "прекрасный", но ничего прекрасного в Лумбини мы не увидели. Это самая большая жопа мира из всех известных мне жоп. И если есть жопы мира замечательные - как Илам, то Лумбини - крайне депрессивное местечко. Какое счастье, что мы не приехали сюда на Новый год!
Вернулись в отель, сели в "ресторане", заказали куриный суп, пельмени момо, жареную курицу, салат и картошку фри. Холод - собачий, дождь, сидим в тумане, голодные, замерзшие, закутанные в пледы. Слава Будде, у нас была водка. Наша украинская, остатки стратегических запасов. Как выпили бутылку - я не заметила. Нам еще еду не принесли, а бутылка была уже пуста. Под чипсы принглз - отлично.
Пришли какие-то европейские буддисты (настоящие, не такие как мы, которые сидят в святом месте и пьют водку). Сказали, что они здесь уже второй месяц. Живут в этом отеле уже второй месяц. Мы фигеем. Я бы давно погибла, если бы сидела здесь второй месяц. А они такие бодрые, веселые. Каждый день ходят в парк медитировать. Ну, молодцы, что тут скажешь.
Еда, кстати, оказалась вкусной. В Непале одна проблема с едой - долго готовят. То есть, это не проблема, это большой плюс. Ты точно знаешь, что еда свежая - так как готовят для тебя и при тебе. Блин, но когда не ел 10 часов, то ожидание еды - невыносимо!
За плотный обед на четверых отдали что-то в районе 20 баксов. Нормально.
Легли спать рано. Водка закончилась, делать было категорически нечего.
Утром встали, съели тосты с омлетом, блины с джемом - и пошли смотреть, собственно то, за чем мы в Лумбини приехали.
Если коротенько, то история места такова. Существовало когда-то княжество Капилавасту. Им правил отец Принца Сиддхартхи, будущего Будды Гаутамы. Его жена, Майя Деви, как-то уснула в парке и в в нее вошел дух белого слона, через некоторое время отказалось, что Майя Деви беременна, и через 9 месяцев у нее родился мальчик Гаутама Сиддхартха, который впоследствии стал Буддой. Знакомая история, правда? По-моему, кто-то из описателей другой мировой религии ее слизал, особенно в той части, которая касается святого духа:)
Лумбини для буддистов - это то же самое, что Вифлеем для христиан и Мекка для мусульман. Имеется как минимум четыре версии даты рождения Сиддхартхи Гаутамы: 623 год до нашей эры, 583 год до нашей эры, промежуток с 486 по 483 год до нашей эры или промежуток с 411 по 400 год до нашей эры. Родившись в Лумбини, он здесь и проживал до 29 лет. Согласно преданиям, отец оберегал его от огорчений, и до 29 лет принц даже не знал, что в мире существуют страдания.
Вот что нам говорит о Лумбини интернет: "Некогда окруженный огромным почитанием, посещаемый множеством паломников, многажды описанный путешественниками из разных стран, Лумбини постепенно пришел в запустение. В XIX веке даже не было известно его точное местонахождение. Лишь в 1895 году группа археологов во главе с немцем Антоном Фюрером обнаружила в Лумбини колонну Ашоки. Сопоставив эту находку с известным описанием места рождения Будды, оставленным китайским паломником Фа Цзянем (рубеж IV-V веков нашей эры), ученые пришли к выводу, что священное место обнаружено."
В наши дни парк Лумбини поддерживается на средства буддистов всего мира, буддийские общины разных стран строят здесь свои храмы. Самую большую поддержку оказывают буддисты Японии - благодаря им сейчас в Лумбини начались масштабные раскопки.
Вот еще немного инфы из инета: "Восстановление комплекса Лумбини началось в 1970-е годы. В 1996 году, при очередных раскопках, в храме Майя-Деви был обнаружен камень, отмечающий некое особо священное место. Сопоставив расположение этого камня с древними описаниями святыни, специалисты пришли к выводу, что камень, вероятно, отмечает точное место рождения Будды Гаутамы. После этой находки Лумбини вырвался далеко вперед в "гонке" за звание места, где начался земной путь основателя буддизма. В 1997 году ЮНЕСКО включила комплекс в свой Список всемирного наследия как "место рождения Будды"."
У входа в парк толчется много нищих. Некоторые из них настолько уродливы (генетические уродства), что невольно в панике отворачивашься.
Можно взять рикшу и проехать по всеум парку, а можно пойти пешком. Мы пошли пешком.
Первые пару километров пешего пути по парку - это ничего вокруг. Только лес. Время от времени дорогу перебегает мангуст. Мангустов здесь очень много. И все. Больше ничего.
Дошли до большого озера.
Picture 170.jpg
На озере - птицы.
Picture 168.jpg
Озеро делит парк пополам. Если свернуть направо, то окажешься на огромной территории, застроенной новыми храмами, представляющими разные страны. Если пойти прямо, то как раз попадаешь в "историческую часть", то есть именно там и находится место рождения Будды. Мы решили вначале пойти смотреть новострой - и решили правильно. Место рождения Будды лучше оставить на десерт, так как "торкает" там нешуточно - поэтому, лучше эти ощущения не перебивать ничем другим.
Начало территории "новостроя".
Picture 176.jpg
Самое главное, что необходимо понять о Лумбини - это НЕ туристическая развлекуха. Это действительно святое место. Будьте готовы к тому, что во многие храмы входа нет. Потому как, это просто самодостаточные храмы, не для туристов, а для прямых целей.
На территории парка много строек. Посредине проложен канал (пока пустой), над ним строятся мостики. Наверное, лет через пять здесь и вправду будет очень красиво. Пока что здесь довольно дико:) Но в этом есть свой прикол. Нет ощущения "потемкинской деревни".
Все храмы построны на пожертвования буддистов каждой конкретной страны.
Вот этот храм построили буддисты Бирмы (Мьянмы), о чем легко догадаться, глядя на него.
Picture 179.jpg
И декор вокруг храма традиционен для Юго-Восточной Азии.
Picture 187.jpg
Мы предполагали, что здесь будет много нищих, набрали с собой конфет (украинские, "сливки-ленивки"). В районе бирманского храма тусили очень симпатичные местные детишки. Конфеты вызвали у них бурю восторга. Не меньшую бурю восторга вызвали у них мы с Леной, особенно у девочек. Самый популярный вопрос, который мне задавали местные дети: "Ты такая красивая! Ты принцесса?" А одна девочка вообще спросила: "Are you from heaven?"
Ага, дружочек, именно оттуда...
Набрели на монастырь, в котором можно пожить, если приехал с паломническими целями.
Вот жилой корпус.
Picture 190.jpg
Территория небольшая, но очень ухоженная.
Picture 191.jpg
Что меня не перестает удивлять в Непале - как в этом климате растут такие цветы! На улице - максимум +10. И все цветет! Круглый год! Осенью - цветет, летом - цветет. Зимой - цветет! Весной мы в Непале не были, но подозреваю, что весной здесь так все цветет, что ого-го.
Picture 193.jpg
Главной прелестью туманного непальского Лумбини было то, что во всем парке не было никого, кроме нас! Мы были одни.
Такие места хорошо рассматривать в одиночестве.
Picture 207.jpg
Радости моей не было предела - мы нашли Камбоджу! Правда, храм Камбоджи еще в процессе строительства, но, тем не менее:)
Picture 205.jpg
Я думала, что это - японский храм, похож по форме, но оказалось, что...индийский. Кроме меня в него никто не пошел. На входе во все храмы надо снимать обувь, мои спутники не захотели.
Picture 210.jpg
Мы шли, шли, и пришли...в Таиланд:)
Picture 213.jpg
Храмовый комплекс, построенный Таем, один из самых красивых и ухоженных. Все сделано с большой любовью - как и в самом Таиланде.
Picture 214.jpg
И король Тая тут же:)
Picture 217.jpg
Территория Тая охраняется злыми собаками.
Picture 216.jpg
Вот такими:)
Picture 219.jpg
К нам вышла симпатичная тайская женщина, спросила кто мы, откуда. Обрадовалась, когда мы сказали, что очень любим Таиланд и были там трижды. Я сказала: "У вас очень славные собаки, совсем не злые". Она ответила: "Вынуждены держать собак, потому что индийские нищие зае*али. Мы их не пускаем на территорию, она постоянно норовят что-то украсть или испортить. Поэтому, у нас пять собак. Обычных людей не трогают, но нищих готовы разорвать. Нищие в них камнями бросаются из-за забора".
Индийские нищие в Лумбини и вправду - мерзопакостные. Ряженые, типа наших цыган. Бесят жутко.
На тайской территории есть вот отличный отель для тайских паломников.
Умнички эти тайцы. Даже вдали от родины у них все, как у нормальных людей.
Женщина очень радушно приглашала зайти в храм, и я с удовольствием это сделала. Внутри нельзя фотографировать, но это был настоящий тайский храм, как в Бангкоке или Чианг-Мае.
Picture 222.jpg
Мы пошли дальше. На 70% территории парк Лумбини выглядит так:
Picture 227.jpg
Как я уже говорила, многое только строится.
Picture 296.jpg
А что-то построено, но выглядит каким-то заброшенным, как этот вьетнамский храм.
Picture 293.jpg
Наконец, мы набрели на самое красивое место в парке Лумбини. Издали этот храм выглядел как самый настоящий тибетский монастырь.
Picture 234.jpg
Picture 235.jpg
Оказалось, что это буддийский монастырь тибетской традиции, построен буддистами...Германии.
Дорогие буддисты Германии, низкий вам поклон.
Это один из самых красивых и правильных буддийских храмов, которые мне только доводилось видеть (а видела я их немало, как вы понимаете). Новострой, но новострой невероятно красивый, каждый уголок которого сделан с огромной любовью. У меня там просто крыша ехала от восторга - там все выглядит так, как будто это Тибет, но при этом Тибет по-немецки идеальный.
Монастырь действующий, есть отдельно стоящий дом для медитаций - утопающий в цветах и зелени, просто сказочный уголок какой-то.
С нашим счастьем, храм закрыл ворота перед самым нашим носом. Пообещали открыться через час. Ну, делать нечего, сели напротив ворот в терпеливом ожидании.
Вокруг храма обходит кору много тибетцев. Их привозят сюда небольшими группами, в микроавтобусах. Мне было приятно, что для тибетцев этот храм - "настоящий".
Picture 245.jpg
Здесь все, как в Тибете. Даже ворота. Мы с Андреем аж пошатывались от ностальгии.
Знаменитый тибетский сюжет про четырех друзей, встречается во всех храмах Тибета (я подробно писала о нем в отчете про Тибет. С этого сюжета европейцы слизали сюжет для сказки "Бременские музыканты").
Picture 240.jpg
Главный храм выглядит тоже в соответсвии с тибетской традицией.
На любом тибетском буддийском храме установлен символ тибетского буддизма - колесо Самсары и два оленя (олени - память о том, что Будда прочел свою первую проповедь в Оленьем парке, что в 20 км от индийского Варанаси).
Picture 242.jpg
Ну, вот мы и внутри.
Внутри так красиво, что мы не знаем, куда бежать в первую очередь - по территории или в храм.
Мы с Андреем - босиком. Так требуют правила. Несмотря на то, что дождь и холодно. Вася с Леной не захотели снять обувь и не пошли в храм. Мы же ничего не боимся. После того, как мы при нуле градусов купались в тибетском озере Манасаровар - нам ли бояться пройтись босиком? Хех. И я точно знаю, что в таких местах простуда и болезни не прилипают к человеку.
Picture 249.jpg
Территория такая, что хочется фотографировать каждый куст.
Вот рояль - ой простите, - слон в кустах:)
Picture 250.jpg
А вот веселые носороги:)
Picture 258.jpg
Будда с учениками.
Picture 268.jpg
Будда в нирване.
Picture 273.jpg
Ваджра. Символ буддизма (как в христианстве - крест). Скипетр, образованный трезубцами повелителя грома и молний - великого Шивы. Ну и лотос, священный цветок.
Picture 262.jpg
И прочие красивости.
Picture 254.jpg
Picture 257.jpg
Picture 261.jpg
Picture 266.jpg
Это я у главного входа в храм.
Picture 275.jpg
Храм, повтюрюсь, новый, что не мешает ему быть местом с очень светлой и сильной энергетикой. Хороший храм, намоленный. Кроме того, его расписывал очень талантливый художник.
Внутри храм выглядит так.
Picture 277.jpg
Внешняя галерея храма по периметру вся расписана удивительнейшими фресками. Чего там только нет! И сюжеты из "Рамаяны", и холм Сваямбу в Катманду, и традиционное, но очень детальное изображение колеса Самсары:
Picture 284.jpg
Мы нашли даже фреску с моей самой любимой буддийской притчей. До этого видели фреску с таким сюжетом только в монастыре Кумбум, что в Гьянтце (Тибет).
Picture 282.jpg
Мы провели в этом монастыре около часа.
И вот здесь я бы задержалась на пару дней. Сидела бы и медитировала, так как место - очень подходящее.
Но нас ждали Вася и Лена. Мы вышли из монастыря. Все были уже немного уставшими, а ведь самого главного - места рождения Будды - мы так пока и не увидели. Решили взять велорикшу - вернее, двух - чтобы они отвезли нас в историческую часть парка, а потом доставили к воротам, на выход. Рикша стоил какие-то копейки, типа 3 доллара за час, точно не помню. Рикши стояли прямо в чистом поле посреди парка.
По дороге Вася все интересовался - торкнула меня местная энергетика или нет. Вася - физик, его такие вопросы беспокоят с профессиональной точки зрения. А так как возможность убедиться в том, что я и вправду чувствую энергетику мест, у него была, то теперь он очень переживал по поводу Лумбини.
"Нет, Вася, что-то не торкает меня в Лумбини абсолютно", - грустно сказала я, - "Ну, вот разве что в этом немецком монастыре, но это энергетика храма, а не места. Чёта я разочарована".
Я, как всегда, бежала впереди паровоза. Главное энергетическое потрясение ждало меня впереди.
В исторической части парка находится очень приятный храм, старый, не новострой. Классический такой, непальский храм. Внутри шла служба - монахи читали мантры под ритмичные удары барабана.
Picture 297.jpg
А вот и храм Майя Деви. Именно там, внутри, спрятано то самое место, тот самый камень, на котором и появился на свет Будда.
Picture 300.jpg
Вокруг храма - древние развалины, фундамент старинного дворца.
Picture 301.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.