Итак, до отлета в Москву остается несколько дней и начинается третья часть путешествия, которая наверняка не будет такой интересной для многих, как пеший трек. Ведь из Дарчена путь в Лхасу лежит по хорошей асфальтированной дороге, ночевки - в хорошо оборудованных отелях и даже не гестах.. Тем не менее, я решил включить описание этой части маршрута, так как, на удивление информации о монастырях. о культуре и буддизме на просторах интернета очень мало. А ведь именно на этом этапе маршрута я вдруг осознал, что 1.3 миллиарда китайцев - это не атеисты, а самые, что ни на есть буддисты. Ну то есть они такие же атеисты, какими были мы в Советское время. Хоть это и не приветствуется официально, но очень большое количество китайцев с поклоном едут в Тибет - поклониться буддистским святыням. И знаете, что это означает? Буддистский эгрегор, и влияние этой религии или образа мышления, если хотите - чрезвычайно возрастают. Другими словами, вопросы перерождения тулку, изгнание Далай Ламы, мистерия Панчен Ламы, или воплощение Кармапы - в этой части земного шара имеют огромный смысл.. и совершенно не известны широкому кругу остального человечества. Считается, что Буддизм - третья по величине мировая религия после Христианства и Ислама... но это если не считать те самые 1.3 миллиарда. Мне кажется, что с учетом этого факта, Буддизм как минимум заслуживает бОльшего к себе внимания и изучения. Я уже не говорю о том, что истории про буддистских мудрецов и святых, сами по себе, потрясают воображение и заставляют глубоко задуматься о смысле жизни. И уж если рассказывать о поездках по монастырям, то невозможно не упомянуть и про те истории, которые удалось услышать в этих монастырях и по пути к ним.
От Дарчена до ближайшего населенного пункта, в котором было запланировано остановиться - 500 километров. Путь лежит в Сагу. Сегодня первый день, когда можно не торопясь встать, сделать несколько асан и не торопясь выехать часов в девять. Мы выезжаем из Дарчена, погода замечательная, ярко светит солнце. Остается пожелать тем, кто выходит сегодня на Кору хорошего пути. Выехав на дорогу, водитель тормозит возле бензоколонки, чтобы заправиться. Есть шанс выйти и взглянуть крайний раз на Кайлас. Вот он, виднеется вдали. Сегодня он хорошо виден.
От вчерашнего снегопада совершенно ничего не осталось. Капа сегодня непривычно молчалив. Обсуждать вчерашний наш поход к Южному лицу Кайласа он не хочет. Возможно, он "дал слабину" и получил нагоняй от начальства. В любом случае, "товарищ майор" сегодня не в духе. А мы не особенно и пристаем. Путь к Саге идет через Тибетское плоскогорье на высоте приблизительно 4500 метров. Все перевалы хорошо промаркированы. Например этот, с высотой 4797 метров.
Привычка вешать на перевалы Лунгта на счастье никуда не делась. Делает это и наш водитель. Коренной тибетец. Очень симпатичный, в отличие от Капы. Он исповедует бон - тибетский вариант шаманизма. Именно представителя бон Даро-Бочунга одолел Миларепа в своем магическом поединке. И оказывается у последователей бон есть другое мнение на этот счет. Есть у них и свои обычаи, отличные от буддизма. Они обходят кору против часовой стрелки, а не по часовой, как это делают представители буддизма и все туристы заодно. И, конечно, сказок от него я наслушался изрядное количество. Может быть попозже напишу парочку. Дорога продолжается по плоскогорью.
Около обеда мы приезжаем в Драдун Гомпу. Это совсем небольшой монастырь школы Сакья на пол пути к Саге, примерно километрах в двухста от Дарчена. Наверное, тут надо сказать пару слов о количестве школ буддизма и их значении. Достаточно сложно оценить со стороны их разницу, и значение, как примерно и разницу католиков и православных для не христиан.
Приверженцы первой — Гелуг, то есть последователи Ордена Благочестия, известны под названием желтошапочников. Эта школа была основана в Тибете в начале XV века реформатором Дзонкапой (уроженцем Луковой Страны). Она выделилась как ответвление секты Кахдампа (букв, «связанные правилами») и сейчас является официальной церковью Северного буддизма, которой принадлежит духовная и светская власть в лице Далай-ламы — бога-монарха Тибета.
Секта Каргью (последователи Апостольного Ордена) относится к школе Махамудры, величайшим святым которой был Миларепа.
Ньингма — последователи школы Великого Совершенства, или Ади-йоги, старой школы, называемой «красные шапки», — нереформированной церкви, основанной индийским философом Падмасамбхавой в 749 г. В Тибете его обычно называют Гуру Ринпоче (Драгоценный Гуру). Гуру принял приглашение и прибыл в Самье, что в 50 милях от Лхасы. Здесь он основал монастырь и познакомил тибетцев с учениями Северного буддизма.
Четвертая школа Сакья (от слова «саскья», что означает «коричневато-желтый»), названной так по цвету почвы на месте ее первого монастыря в Западном Тибете, была вначале реформированной сектой и пользовалась значительным влиянием, но сейчас она мало отличается от старой школы «красных шапок».
И вот помимо четырех главных школ в Тибете сохранились монашеские ордена добуддийской религии Тибета бон, которая с ее доктриной перевоплощения послужила удобной почвой для распространения буддизма в Тибете. В книге о Миларепе сообщается о совершении им обряда бон, что свидетельствует о знании Миларепой этой древней религии. Исповедующие религию бон носят черные шапки, в отличие от желтошапочников и красношапочников, и называются черношапочниками. Представители этих трех конфессий носят также платье соответствующего цвета.
Теперь не составит труда понять к какой школе относится, например, Кармапа )). Драдун Гомпа - совсем небольшой монастырь школы Сакья. Он очень маленький, но вокруг него холм необычной формы и мы делаем вокруг холма Кору. Я думаю, что теперь буду часто наверное Коры делать вокруг различных артефактов - так и в привычку войти может..
После обеда путь лежит по красивейшим местам возле городка Джонгба. Сам по себе Джонгба - обычный Тибетский транзитный городок, который всю жизнь провел на дороге. Сначала это была караванная дорога, потом пыльная гравийная. А теперь асфальтовая.
За холмами и хребтами просматриваются Гималаи. Отсюда они видны к югу.
К вечеру приезжаем в Сагу и заселяемся в настоящий отель. Настоящий горячий душ и простыни с плавным подогревом - это великолепные опции, которые очень радуют. Высота 4500, поэтому я не сказал бы что в Саге теплее, чем в Дарчене. Еще в отеле огромные - во всю стену окна. Ночью это играет злую шутку с Федором. Вскочив по малой нужде, он спросонья решает, что находится в палатке на открытом воздухе и точно муха бьется со всей дури о стекло. Меня будит его истошный вопль и дальше страшные проклятья в стиле "замуровали демоны". Чтож, значит палатки пошли Федору на пользу. Завтра по плану Сакья и будет возможно посмотреть самую большую Тибетсткую библиотеку. Засыпаю с предвкушением чуда..