этого уже достаточно, чтобы включить их в одну поездку. Но как только начинаешь вдаваться в детали, понимаешь, что схожесть на этом заканчивается.
Бутан в 3 раза меньше Непала, а народу там меньше раз в 20 (на самом деле никто точно не знает, сколько). Но цифры в общем-то и не важны – важны ощущения – здесь нет назойливой азиатской толчеи и бестолковщины – даже на центральных улицах больших городов – да и самих больших городов тоже нет – в столице – Тхимпху – населения меньше 100тыс.
Бутан – страна очень самобытная – хотя так можно сказать вообще про любую страну – но Бутан эту свою самобытность очень тщательно оберегает, иногда в ущерб здравому смыслу. Вот, посудите сами:
- в здешних городах нет светофоров – зато есть допотопные регулировщики в будках
- телевидение появилось позже интернета – где-нибудь такое было ещё?
- никто не курит – это запрещено – вообще по всей стране
- жители Бутана ходят в национальной одежде – в халате и гольфах - и напоминают персонажей из мультфильмов по мотивам восточных сказок (в жару халат лёгким движением подвязывается рукавами на поясе и превращается в этакую юбку. Иногда доходит до смешного – идут 2 девчонки в джинсах, а с ними парень в юбке.)
– все дома – все! построены в национальном стиле – так приказал король!
- а ещё в стране как-то неестественно тихо – и в городах тоже – если шумит что-то – либо река, либо ветер - едешь на машине – горы, луга, животные пасутся, а где-то вдалеке люди в халатах стреляют из лука – как будто на съёмках фильма присутствуешь.
Попасть в Бутан оказывается не так-то просто. Здесь нет самостоятельного туризма – все иностранцы путешествуют с прикреплённым гидом. Просто так взять билет и прилететь сюда нельзя. Всё дело в непростой визе.
Собственно говоря, получение визы – дело нескольких минут – в аэропорту вклеивают в паспорт – как везде – но тут есть один интересный момент – сначала нужно получить разрешение на визу.
На этой процедуре я хочу остановиться поподробнее.
Чтобы получить разрешение на визу, нужно сделать 3 вещи: оплатить перелёт, оплатить тур и оплатить саму визу.
По поводу перелёта – сюда можно попасть 2-мя способами – либо самолётом – из Непала, Индии или Тайланда либо из Индии по земле. Но хотя бы один раз нужно воспользоваться самолётом – либо туда, либо обратно. Таково правило. Летает одна авиакомпания – бутанская – называется "DrukAir". Расписание я смотрел здесь http://www.drukair.com.bt/may09.htm - оно всё время меняется в зависимости от сезона. И ещё: расписание – это не правило, а ориентир. Мы лично летели рейсом, которого в расписании не было. А может быть наоборот – в расписании вылет есть, а на самом деле его нет.
Аэропорт в Бутане один – в Паро.
Теперь по ценам. День пребывания в стране официально стоит 200$. В эту сумму входит англоговорящий гид, машина с водителем, проживание в отеле и питание. Напитки по-разному – иногда входят, иногда нет. Цена в 200$ действительна, если группа не менее 4 человек. Если меньше, идут доплаты – от 10 до 50$ кажется – не помню точно – с человека в сутки. Чем меньше группа, тем дороже день.
Билеты на самолёт туда – обратно – 442$. Виза – 20.
С учётом всего этого трекинг в Бутане – удовольствие недешёвое. Неважно где ты спишь – в палатке в горах или во дворце-отеле – цена одна и та же. В общем, трекеров в Бутане немного.
Хотя именно там есть один – самый известный - маршрут – Laya Gasa Trek – в высокогорную деревню, где жители ходят в бамбуковых шапках и пасут синих овец. Именно туда часть нашей группы намеревалась отправиться.
Да, и ещё. Все эти расценки – для высокого сезона, когда не очень холодно и светит солнце (не каждый день, конечно). Сезон - с марта по начало июня, а пик приходится на апрель. В июне начинаются дожди и цены падают до 165$ за день – и так до сентября. Потом опять сухо, высокий сезон до ноября, цены опять растут и падают уже с наступлением холодов. Вот примерно так.
Мы решили лететь из Катманду. Мы – это 7 человек. Мы прилетаем туда все вместе и там разделяемся на 2 группы – двое из нас – я и Юрец – едем по стране, а пятеро идут в 12-дневный трек. Таковы наши планы. И билеты до Катманду уже куплены.
Итак, я написал письмо – что мы, российские туристы хотим посетить Бутан – точные даты и примерные места - и отправил его по 10 адресам турфирм (в Россию, Бутан и Непал), которые нашёл в интернете. Из наших фирм ответ пришёл сразу – что конечно приятно. Из большинства ненаших он не пришёл вообще. Но зато наши отыгрались на ценах. У них всё дороже – и перелёт, и день пребывания – для нас с Юрцом объявили 270$ в день – т. к. маленькая группа. Плюс наценка за нормальные отели. (В Бутане такого просто нет – все отели стоят одинаково и на цене за день это не отражается. Ну, кроме разве что одного – самого пафосного – за 1200$ в сутки. Останавливаются там в основном русские.)
В итоге я выбрал бутанскую фирму – её директор – он же владелец – дал нам скидку – которую я собственно и не просил - и в итоге день обошёлся в 180$. Всего на получение разрешения на визу ушло 2,5 месяца. Я честно говоря к таким срокам не привык и такая долгая подготовка приводит меня в состояние бешенства. За это время я отправил около 30 писем и столько же получил. Из плюсов – подтянул свой письменный английский.
(Почему так долго - тут есть 2 момента – во первых, это Бутан – тут своя специфика – все данные уходят в министерство по туризму, оно рассматривает маршрут и даёт добро на визу. Второй момент – нас было 7 человек в 2-х группах – оговаривалось всё – все передвижения, каждый день ночёвки каждой группы, питание – кто какие продукты не ест и почему. Вплоть до напоминания о том, что зубную пасту и щётку нужно привезти с собой.)
Ещё один момент – деньги идут неестественно долго. Когда после этой затяжной переписки мы отправили 15тыс.$ и получили ответ: ваши деньги не пришли, мы немного напряглись.
Катманду – Паро.
Итак, всё готово. Мы вылетаем из Катманду рано утром. Мы выбрали именно Катманду – мы с Юрцом не были в Непале, а ещё собственно из-за перелёта – мы будем лететь вдоль всех восьмитысячников, включая Эверест, перелёт короткий – всего час, и главное – успеть занять место у иллюминатора с нужной стороны – туда – слева, обратно – справа. Мы приехали за 2 часа до вылета, но мест уже не было – не мы одни такие умные. (На обратный рейс мы приехали уже за 4 часа и успели – взяли то, что нужно.) Вот результат:
Тут есть ещё один момент – не все рейсы прямые – некоторые летят из Дели с посадкой в Катманду, а оттуда в Паро, поэтому хороших мест по определению там быть не может – всё уже занято.
Аэропорт в Паро зажат между горами. Самолёт при посадке закладывает такие виражи, что дух захватывает. Такое ощущение, что в аэропорт он влетает боком, чтобы крыльями не зацепить за горы.
Паро (Paro).
Нас поселили не в самом городе, а чуть в стороне – место – изумительное - на холмах, внизу - река – какое-то умиротворение после Катманду.
Вообще Бутан напоминает одну большую декорацию, выдержанную в едином национальном стиле. Резные домики-игрушки, удачно вписанные в ландшафт, люди в непривычных одеждах… горы, реки и облака. И ещё конечно дзонги (это такие монастыри-крепости). Это как визитная карточка Бутана. Они везде.
Вообще говоря, дзонг производит впечатление, когда видишь его в первый раз. А если это уже 5-й или 10-й дзонг, то все они уже как близнецы-братья – особенно внутри. Особняком стоят только 2 – Тигриное Гнездо и дзонг Пунакха.
Tiger's Nest. (Тигриное гнездо.)
Этот монастырь – самое интересное, что есть в Бутане. Он построен на скале, на высоте 3150м, и к нему ведёт даже не тропа, а хорошо протоптанная дорога, по которой каждый день поднимаются сотни людей – и туристов, и местных. Мы вышли рано утром, чтобы успеть до жары – в этот день светило солнце – ну и до основного людского потока тоже.
Виды конечно непередаваемые – когда смотришь на монастырь издали – он воспринимается как какая-то открытка, даже не верится, что туда можно подняться. А когда поднялся, хочется ещё выше – там есть ещё один монастырь – метров 200 вверх – туристы туда не доходят – ну может 1-2 шальных забредут типа нас – вот оттуда уже дух захватывает по-настоящему и Tiger's Nest кажется маленьким домиком где-то внизу.
Сами может быть тропу туда и не найдёте – она так неприметно раздваивается и уходит вертикально вверх. Спросите у гида – он подскажет.
Вот этот самый верхний маленький монастырь как раз и оставил самые интересные воспоминания. Там нет туристов – и показухи стало быть тоже никакой нет. Всё просто. Горы, небо и тишина.
Мы наконец-то вскарабкались на вершину. Перед нами на земле сидел монах и раскладывал еловые веточки перед собой. За ним были ворота и сам монастырь – маленький белый домик. Мы поздоровались: - А внутрь можно зайти? – Конечно можно. – мы разулись и вошли. Внутри был полумрак и тишина. Горели свечи. Ещё одного монаха мы заметили не сразу – он улыбнулся, подошёл, взял миску с водой и смочил нам волосы. Маленькая комната наполнилась запахом хвои. Мы вышли и обошли дом – там был обрыв и где-то внизу – место, где мы только что были - Тигриное Гнездо.
В самом Тигрином Гнезде фотографировать запрещено –фотоаппараты и мобильные отбирают на входе. А здесь – делай что хочешь – монахам всё равно, ещё и сами позируют.
В общем, настоятельно рекомендую вам это место. Там хорошо.
Вечера – самое неинтересное время в Бутане. По крайней мере в Паро. Чем заняться – вообще непонятно. В отеле делать нечего. Можно взять такси и поехать куда-нибудь в центр города – только и там допозна ничего не работает – в 9 почти всё закрыто.
Темп жизни в Бутане располагает к тому, чтобы никуда не торопиться. Гид тоже никогда не торопит. И не навязывается. Подстраивается всегда он, а не вы. Это приятно.
Бутан, конечно страна необычная. И проявляться это может самым удивительным образом. Например, вот так.
То, что в России пишут на стенах – наспех кривыми буквами, в Бутане – старательно вырисовывают без всякого стеснения.
Да, ещё про яков хочу вам рассказать. Все вы их наверное представляете – мохнатых, рогатых, высоко в горах. Действительно высоко – даже для бутанцев – тысячи 4 примерно метров (а основное население живёт на 2-х тысячах). Пасут их пастухи-брокпа – это название народности. Так вот, допустим, бутанец из низины (той, которая на 2-х тысячах) решил купить яка – одного или нескольких. Сам он его пасти, понятное дело, не будет – они с яком живут совершенно на разных высотах. Пасёт его тот самый пастух, и время от времени, спускаясь в низину, он приносит владельцу яка его долю - сыр, масло и шерсть. И говорит ему, что с его яком всё хорошо. Так может длиться годами – пока в один прекрасный момент пастух спуститься вниз без сыра и масла и скажет тихо: - твой як умер. Хозяин будет горевать, а потом подумает и купит другого яка. И опять всё заново. Причём иногда умершего яка бесплатно меняют на живого – тут я не особо разобрался в нюансах.
После этой истории я стал подумывать о том - а не купить ли мне яка? – прямо по интернету. О том, что с яком всё хорошо, я буду узнавать по электронной почте, а продукты мне уж как-нибудь переправят DHLом – зато, когда друзья придут ко мне в гости и увидят в холодильнике масло, сыр и шерсть, я с гордостью скажу им – это от моего бутанского яка продукты пришли!
Но это так, лирические отступления.
Тхимпху (Тимпху) (Thimphu).
Сегодня наша группа разделяется – ребята – 5 человек идут в трек, а мы с Юрцом едем в столицу – Тимпху. С нами остаётся один гид – Фунцо, он же водитель.
Вообще в Бутане я не заметил какого-то особенного интереса к иностранцам – как в других странах. Никто не просит денег и не пытается на них развести. Внимания почти не чувствуется – так, взглядом скользнут на улице.
Зато по приезде в отель вас встречает толпа восторженного персонала – худенькие девчонки хватают ваши огромные рюкзаки, несут напитки, усаживают с дороги, искренне улыбаются и расспрашивают – без всякого намёка на чаевые.
Итак, мы едем в Тимпху. Солнце уже садится, а когда мы приедем, совсем стемнеет. – А что мы будем делать сегодня вечером, Фунцо? – Вечером? – он задумывается. Вообще-то вечера у нас в программе не прописаны, и мы обычно предоставлены самим себе. – Ну вы наверное захотите отдохнуть с дороги? – (отдохнуть скорей всего от нас хочет он сам, и видно у него свои планы.) – Нет, Фунцо, отдохнём мы, когда в Москву вернёмся. Здесь нам не до этого. Короче, мы идём в клуб? (Про клуб я конечно так, ради прикола ляпнул. Какие могут быть клубы в стране, где люди ходят в халатах и гольфах?) – Ладно, - Фунцо улыбается, - в клуб, так в клуб. А вы в какой хотите? – А у вас что, разные есть? Ну тогда такой, чтобы с вашей местной музыкой и чтобы девчонки танцевали национальные танцы. – он кивает: хорошо. (Теперь он прикалывается?) Ладно, вечером поймём.
наш отель и номер
Полдесятого вечера. Место встречи – гостиничный холл. Нашего гида нет. Странно. Они никогда не опаздывают – за эти дни я уже уяснил это. – Сергей! – я оборачиваюсь – вот это да – я не сразу узнал его. Перед нами стоит модный азиатский паренёк в яркой футболке и чуть порванных джинсах, волосы намазаны гелем и торчат в разные стороны: - Ну что, пошли?
Надо сказать, что ночных заведений в Тимпху нет, но есть вечерние. Мы идём по центральной улице города. Дома – один – продолжение другого, магазинчики и кафе на первых этажах – длинные проходы – вглубь дома и на другую сторону улицы.
В один из таких проходов мы только что нырнули – быстро идём за гидом – полумрак – какие-то коробки и мусор в углу, по лестнице наверх – жилой дом что ли? - а где клуб? – выше, – ни вывесок, ни надписей – если не считать краской на стенах – всё, кажется пришли. Мы заходим – небольшой вытянутый зал – столики – много людей, мы идём по проходу – зал почти полон – пытаемся где-то пристроиться, но к нам подходит администратор и сажает нас на самые лучшие места у сцены – они вообще-то заняты, но людей оттуда быстренько пересаживают. Иностранцев кроме нас нет.
Сцена – прямо перед нами – с музыкантами – всё как положено.
Каждый желающий может на эту сцену выйти и чем-нибудь удивить всех остальных – этакая "Минута славы" по-бутански. Только для всех желающих. В основном люди пляшут и поют – поодиночке или группой. А некоторые даже умудряются исполнить сценки из индийских фильмов – с пенями, танцами и диалогами - многие бутанцы кроме английского (ну и своего, конечно) знают ещё и хинди.
Желающих выйти на сцену – огромное количество. Нет, даже не так. Желающие – все. Все, кто есть в зале. Ну может кроме нас с Юрцом. Люди рвутся в бой - в основном это девчонки, конечно. И останавливает их только один момент – выход на сцену платный. Стоит два бакса – в местных деньгах.
Вообще, про бутанских девчонок хочу сказать пару слов.
Красивых среди них нет. Но они милы. Никто к вам там конечно подходить знакомиться не будет – и вообще обращать внимания, но если подходишь сам, в девушке начинают бороться 2 чувства - стеснительность и любопытство – всё написано на лице. Впрочем, любопытство всё же пересиливает – иностранцев мало, и они интересны.
Вообще говоря, бутанских девушек я представлял совсем по-другому. Более зажатыми, что ли. На самом деле именно такое впечатление они и производят со стороны – до тех пор, пока не узнаёшь их поближе. Эмоциональные, смешливые и живые – именно таких мы нашли в клубе.
Зовём их к себе за столик – они соглашаются, но не сразу, конечно - сначала немного стесняются для приличия, хихикают, подталкивая друг друга, но всё-таки идут, так вот, во время всего этого ритуала на освободившееся место рядом с нами тут же плюхается – вот уж кого не ожидали тут встретить – монах! – колоритный такой здоровенный детина – лысый, в красной рясе – всё как положено – и с кружкой пива в руке. По его взгляду понятно, что он уже мало что соображает, но энергичен и готов общаться.
Гид наш, как и подобает гиду, сразу решил ему дать понять, кто тут главный и что-то там ему объяснил по-своему, но монах его всерьёз не воспринял. Надо сказать, что Фунцо телосложения совсем не богатырского – поэтому когда монах сделал угрожающее движение бровями в его сторону, наш гид сник. Все последние 2 дня он рассказывал нам про этих самых монахов, водил по монастырям и показывал – как они живут, питаются, молятся. Теперь пришёл черёд узнать, как они в миру.
В общем, спровадить его не удалось, и подключился новый персонаж - ведущий – он же наверное и хозяин заведения – спустился со сцены и подошёл к нам. Разговор был короткий, и монах в него в общем-то не вступал – он просто молча поднял правую руку начал закатывать рукав на своей рясе.
Знаете, есть такой мифический персонаж – кулаки-как-пивные-кружки – почему-то сразу вспомнилось. Только в этот раз сравнение было неточное – кулаки у него были больше – я замерил взглядом – кружка как раз стояла рядом. Ведущий попятился назад, ловко запрыгнул на сцену и как ни в чём не бывало продолжил концерт.
В общем, монах выиграл битву, даже не вступая в неё – по всем правилам боевых искусств. Надо сказать, что никаких неудобств он нам не доставлял – он совершенно искренне и по-доброму хотел познакомиться и пообщаться, но у него не получалось – просто он уже не мог говорить.
Ушёл он сам – медленно, опираясь о столики и стулья – в бар – за новой порцией пива (официантки его уже не обслуживали).
Ну да ладно – вернёмся к девчонкам - имена у них – это цирк, конечно – Циви, Кили и Типи – с ударением на первый слог – как птичий щебет. Одна из них – самая бойкая – говорит: - Хочу для тебе песню спеть. Я понимаю намёк и достаю 2 бакса – официантка приносит мне большую амбарную книгу, где я заполняю 3 графы – имя исполнителя, имя спонсора – ну, своё значит, и сумму.
В общем, после этой песни ко мне выстроилась очередь – все хотели для меня спеть. И сплясать. И вообще, всё что угодно, лишь бы на сцену выйти. Ну, жадничать я не стал – когда им ещё такой шанс выпадет.
Обычно, всё, что они поют, музыканты на сцене легко подхватывают – песни все известные – и местные, и индийские. А уровень – ну, вы наверное сами представляете.
И тут вдруг на фоне этой самодеятельности выходит девчушка одна – на английском хочет спеть – гитарист машет головой – не знаю, дескать, такой песни, она – хорошо, я так спою, без музыки – ведущий объявляет – песня на английском а капелла. Все сидят, улыбаются – сейчас цирк начнётся -
зрители там, видно, искушенные и всего повидали - на сцену обычно и не смотрят - болтают негромко и пиво пьют, а тут – тишина полная, голос – не знаю, как описать... если б в зале окна были, наверное задрожали бы всё-таки. В общем, произвела фурор.
А под самый конец песни - оба-на! - наш друг монах откуда ни возьмись! Тихонько подошёл – мы и не заметили - стоит, раскачивается в такт – с новым пивом в руке. Нас он уже не узнавал – смотрел на сцену мутным взглядом, а потом, когда песня кончилась просто взял и ушёл – нетвёрдой походкой, тихо так, без скандала и шума – как и подобает монаху. Именно в этот момент я понял: Бутан – очень необычная страна.
- Сергей, мне жаль, что так получилось, - похоже, наш гид не лукавит – ему действительно жаль, что мы это увидели - мы обсуждаем этот случай с монахом, уже выйдя из клуба. - Да ладно тебе, Фунцо. Нормальные у вас монахи. Весёлые и живые. Не то что у нас – всегда с печатью вселенской скорби в глазах. - я представляю нашего какого-нибудь монаха в клубе в центре Москвы – как он в своей рясе фейс-контроль проходит, как потом у барной стойки со всеми толкается за пивом, и уже пьяный пытается подраться – нет, не могу представить.
В следующий вечер мы уже обследовали город самостоятельно. Новые места, новые знакомства, новые клубы. В итоге вернулись туда, откуда начали в первый день. Тот клуб – Norbuling Dryang называется – если кому интересно. Рекомендую. Просто потому, что остальные места хуже – мы их много в тот вечер обошли.
Пунакха (Punakha).
Утро. Мы едем в Пунакху.
Пунакха в Бутане – место очень посещаемое. Там, на слиянии 2-х рек находится самый красивый дзонг Бутана. А ещё раньше этот город был столицей и там находится резиденция короля.
Уже пройдя внутрь, мне пришлось вернуться – к нашему гиду подошёл охранник и сказал, что у меня слишком короткие рукава на футболке – в таком виде ходить не принято – к тому же в монастрыре сейчас король. Король, 29-летний парень, стоял в отдалении, окружённый толпой и ему было абсолютно всё равно, какие у моей футболки рукава. Но одеться всё-таки пришлось.
И ещё нас попросили убрать фотоаппараты. Ну к этому-то мы уже привыкли – фотографировать можно не везде – гиды иногда сами не знают – где можно, где нет.
Достопримечательности в дзонге в общем-то стандартные – изображения Будды по стенам, молитвенные комнаты, большой внутренний двор. А ещё там посреди двора растёт святое дерево, обнесённое каменной оградой. Под деревом лежит камень.
- Эй, иностранец, - я кручу головой – это он мне, что ли? – пожилой бутанец машет рукой - ну да, вроде мне, - поднимешь этот камень? – я смотрю на Фунцо – в чём прикол-то? – Поднять мало – нужно вокруг дерева его пронести. Сможешь? Тогда карма будет хорошей. В карму я конечно не верю, но вызов по-любому надо принять.
Я подхожу к нему – камень лежит на возвышении примерно на уровне груди – брать его неудобно – он гладкий и тяжёлый – если не удержишь – упадёт на ноги. А, была-не-была - я хватаю его и несу – на ходу пытаюсь понять сколько он весит – ноги сами несут меня и кто-то орёт по-русски: - С дороги! – тем тёткам в пёстрых халатах. Ору, оказывается я сам – камень и вправду тяжёл. Всё – круг готов. – Ещё 2 осталось! – кричат мне зрители – я - к Фунцо – он кивает: всё верно, 3 круга надо – последний я бежал уже на полусогнутых, но добежал – под крики и аплодисменты зрителей. – Ну, теперь у тебя будет хорошая карма, - Фунцо улыбается. Я плохо понимаю, что это означает, но тоже улыбаюсь в ответ – я замечаю краем глаза, как местные примеряются к камню, но поднять не решаются – телосложением они намного хлипче русского человека.
Тимпху.
Сегодня мы объезжаем Тимпху – все знаковые места.
Сначала в заповедник, маленький такой, на окраине города, где содержат такинов.
Такины - это символ Бутана. К людям они привыкли и интереса особого не проявляют. Мы машем руками и цокаем языком, пытаясь их подманить. Но они не особо реагируют.
– Дай ему вот это – Фунцо что-то срывает в траве. – Подорожник? – я протягиваю такину его сквозь прутья – он берёт, но так, без особого интереса – чем тут можно их угостить, если у них там за забором всё то же самое? Ладно, - я шарю в рюкзаке - пачка Орбита, леденцы от кашля и конфеты типа "взлётные" – те, что в самолёте давали – всё пошло в ход. Распробовав, такины быстро съедают все леденцы и конфеты – только хруст стоит. Похоже, их так ещё никто не угощал. Ну, в общем, мы подружились. Другие посетители со своими листьями подорожника не могли взять в толк, почему именно за мной такины ходят как привязанные.
Потом ещё были поездки в школу искусств, по монастрырям – мужским и женским. Ну и в дзонги конечно – куда же без них.
Бутан – это как фильм на замедленной скорости – смотришь – и сам подстраиваешься под него - медленно, постепенно, время как бы растягивается – всё в лёгком тумане, небо в серых тонах, обязательно где-нибудь шум реки – всё это впитывается, впитывается в тебя… и суеты давно уже нет – ни вокруг тебя, ни внутри тебя – никто не спешит, и ты не спешишь. Дождь мелкий идёт, а ты сидишь и на горы смотришь. Сейчас вот думаю – какой в этом кайф? – а тогда казалось, что есть.
Завтра наш последний день, утром у нас самолёт в Катманду.
А у ребят ещё неделя трека – в то самое племя, где жители носят бамбуковые шапки и пасут синих овец.