Недалеко от Стокгольма есть маленький, но очень симпатичный город Ваксхольм. Это город с богатым историческим прошлым, там есть настоящая древняя крепость, город напрямую связан с историей России, и не только, он ещё связан со сказками Астрид Линдгрен, также он связан с морем, яхтами, кораблями и лодками. Это тихий и красивый город, стоящий на берегу Балтийского моря. Туда легко доехать как по морю, так и по суше. А чем там заниматься? Ну конечно, отдыхать душой и телом!
Но это я забегаю вперёд, давайте всё по порядку. У меня есть такая традиция, я езжу в Ваксхольм на пасхальные праздники. Как-то так повелось. Один год, второй, а потом я полюбила этy традицию и стала её поддерживать. Обычно Пасха бывает в апреле, а это первые солнечные дни, синее небо, весенний ветер, и так тянет куда-нибудь съездить. Желательно загород, и лучше бы на море. Только вот не на южные моря, где надо загорать и купаться, а на северные, чтобы не упустить вот этот восторг по поводу растаявшего снега, сошедшего льда, холодной воды тёмно-сиреневого цвета, вернувшихся гусей-лебедей и всеобщего праздника. Мы пережили зиму, мы победили! У нас неделя выходных, почти все уезжают из города, пустые улицы и много простора, я очень люблю пасхальную неделю, это отличное время, чтобы съездить погулять.
Итак, как я ехала. Существует два способа, не считая машины. Первый - по воде. Из центра Стокгольма идёт кораблик, точнее паром, принадлежащий фирме Waxholmsbolaget. Стоимость 79 крон, не входит в цену проездного (если у вас проездной). В пути 1 час. Второй способ - поездка на автобусе от станций метро Tekniska Högskola, Danderyd, или Mörby Centrum. Это станции метро на одной ветке, следуют друг за другом. Цена входит в стоимость проездного, доплачивать ничего не нужно. Либо цена такая же, как и за обычную поездку на автобусе. В пути примерно 30 минут. Это, конечно, быстрее, дешевле и удобнее, но ведь совсем не так романтично! Нет, я выбираю корабль, пусть у меня будет настоящее морское приключение.
Смотрю расписание паромов на сайте перевозщика http://www.waxholmsbolaget.se Мне нужна остановка в городе, которая называется Stadskajen. Это совсем рядом с метро Kungsträdgården, напротив знаменитого отеля Grandhotell. Самый ранний паром в 8.30. Как раз подходит! С утра я доезжаю до центральной станции метро T-Centralen, перехожу под землёй на другую ветку. Там далеко идти, но, к счастью, переход снабжён горизонтальным эскалатором, так называемым траволатором. Видели такой когда-нибудь? Очень удобная штука. Вот по нему-то я и иду, прохожу красиво украшенный зал, узорами и расцветкой похожий на русскую гжель, и сажусь на поезд. Ехать одну остановку, и я выхожу на ещё одной красивой станции. Там несколько выходов, но тот, который мне нужен, снабжён значком, изображающим кораблик.
Это для любителей стокгольмского метро, а ведь есть и такие, некоторые даже специально за этим едут, чтобы погулять по станциям. Например, Kungsträdgården украшен теми статуями и предметами, которые нашли недалеко при раскопках. Наверное, это не настоящие музейные экспонаты, а их копии, но всё равно красиво. Это всё напоминает о королевском дворце Tre Kronor, который сгорел и на месте которого был выстроен тот дворец, который мы привылки видеть в Гамла Стане. Таинственная станция! Её стены - это скальная порода, по камням стекает вода, на них растёт мох. Здесь были обнаружены какие-то редкие мхи, микроорганизмы и пауки, которых нет больше нигде в Швеции. Для тех, кто боится пауков - их не видно, когда просто прооходишь мимо в качестве пассажира метро. А может учёные вообще придумали этих пауков...
Выхожу на улицу и за три минуты дохожу до набережной, откуда ходят паромы. Там их стоит несколько, около каждого электронное табло, где написано, куда паром направляется. Ваксхольм - не конечная станция, паром идёт по шхерам и делает остановку на разных маленьких островках. Несмотря на ранный час, уже большая очередь. В основном, люди едут на дачу с сумками, собаками, саженцами и тачками на колёсиках. Н одного туриста! Отличная возможность посмотреть на шведскую жизнь. Ну и почувствовать себя героем какой-нибудь книги Астрид Линдгрен, например "Мы с острова Сальткрока". Думаю, герои книги должны были бы ездить на свой остров именно отсюда и именно таким образом.
Начали запускать на паром, все быстренько зашли, без толчеи, без давки, всё организованно и спокойно. Пять минут, и мы на борту. Сумки все ставятся на полки у входа. Билеты можно купить в кассе у дверей, но не сразу, а во время движения, чтобы не тратить на это время. Билеты вам понадобятся, когда будете выходить, их нужно будет отдать контроллёру. Мой билет стоит 79 крон, это зависит от того, насколько мне далеко ехать.
Внутри паром выглядит, как салон самолёта, только места побольше, есть кафе, туалеты, можно выйти на нижнюю и верхнюю палубы. Мой паром относительно новый, а есть на этой линии и совсем старенькие, ретро-кораблики, там очень симпатично, но более тесно. Какой вам достанется, угадать невозможно.
Я, конечно, сразу направилась в кафе и взяла себе кофе. Народу много, но всё так хорошо продумано, что это не бросается в глаза. Люди тоже вежливые, спокойные, никто вперёд не лезет, не нервничает, всё тихо-мирно. Так что отовариваюсь кофе и выхожу на палубу. Там ветер, хоть сегодня и жарко для апреля, обещают 20 градусов. У меня есть куртка и шапка, поэтому стою у перил и наслаждаюсь видами. Паром идёт сперва мимо районов Стокгольма, проходит Юргорден с его музеями, видно башню Какнэсторнет, куда туристы обычно залезают, чтобы посмотреть на город свысоты. Дальше выходим в море, но далеко от берега не отходим. Остановки между островками довольно короткие, но между остановками паром развивает приличную скорость, только шапку держи. То и дело видим большие круизные паромы Викинглайн или Сильялайн, они идут из Финляндии / Эстонии / Латвии. С паромов нам машут руками пассажиры, мы машем им в ответ.
Качки никакой нет вообще, как по асфальту едем. Это хорошо, а то меня укачивает при малейшей волне, даже если я просто смотрю на волны, даже если и по телевизору. Но сегодня красота, не качает.
Очень интересно рассматривать маленькие причалы на островках, куда мы то и дело пристаём. Иногда всего один пассажир сходит на берег. Так интересно, что там такое? Его дача, или в гости едет, или просто решил погулять в солнечный денёк. А может он там живёт, а в Стокгольм ездил на выходной? Нет, всё-таки, островная жизнь для меня полна романтики, и тоже очень хочется вот так поселиться на каком-нибудь островке... Но на острове я уже жила 2 года, и больше не хочу. Но всё-равно на каждой остановке с восторгом всматриваюсь в причал, одинокий фонарь, скамейку, почтовый ящик, маленькие домики, лодки у пристани...
Когда я училась в Универе в Стокгольме, у нас в группе была девушка, которая выбрала место практики на одном из островов, куда надо было каждый день ездить на пароме. Она для того и выбрала это место, чтобы иметь возможность рано утром стоять на палубе и всматриваться в приближающийся берег, а потом сходить по трапу на землю и идти через лес к месту своей работы. Это было очень романтично! Правда, на дворе стоял ноябрь, а потом декабрь и январь, было темно, холодно и мокро, дул ветер, на море были волны, паром ходил три раза в сутки, короче, получилась полная ерунда А ещё есть такая профессия, островной врач, такие врачи ездят на катере в шхерах от одного острова к другому, смотрят не случилось ли чего. Ведь некоторые живут на островах совсем одни, там иногда и телефон не ловит. Ну или ловит, да человек, например, упал, ногу сломал, позвонить не может. Замечательная профессия, героическая. Без таких вот врачей, почтальёнов, продавцов, учителей в шхерах не было бы жизни!
Ну ладно, ближе к теме отчёта. Стою я на палубе, смотрю вперёд, "и желанная страна вот уж издали видна", как писал поэт Пушкин. Иду к двери на выход, а там разговаривают местные, жители шхер. Пожилая женщина с сумками и в огромной шляпе, и мужчина, похожий на капитана, только попугая на плече не хватает. Она рассказывает, как встала в 5 утра и как добирается до Ваксхольма. Говорит, 4 часа уже еду. Сперва надо было дойти до причала, лодку отвязать, воду из неё повычерпать, потом догребла до соседнего острова, а оттуда её знакомые подкинули на катере до более крупного острова, там она позавтракала в кафе и стала ждать парома. И вот едет! Сейчас в Ваксхольме по магазинам пройдётся, да и домой пора, в обратный путь.
Ура! Доехали! Схожу на берег, отдаю контроллёру мой билет. Сейчас пойду гулять! Так, что тут у нас такое? Главный отель города Ваксхольма. На первом этаже ресторан и ночной клуб. На верхних этажах комнаты для постояльцев. Представляю цены! Этот отель в прошлом был средоточением курортной жизни. А Ваксхольм - это морской курорт, любимое место для проведения выходных, для купания, загорания и хождения под парусом.
Что нам известно о Ваксхольме? В интернете написано, что этот город стоит на острове Ваксён (Вакс - это воск по-шведски). В нём проживают примерно 5 000 человек. Название города встречается в письменном истoчнике 1330-ых годов.
В городе на одном из островков имеется крепость Кастеллет, которая будет интересна любителям истории, пушек, орудий и древних зданий. В 1510 г некий Сванте Стуре построил небольшой блокгауз. Вездесущий король Густав Васа, который, кажется, основал каждую крепость и построил каждый дворец в округе, приказал построить на острове крепость в середине 16ого века. Густав Васа, как Пётр Первый, он успел сделать невероятно много за время своего правления. Крепость планировалась в стратегически важном месте. Узкий пролив на подступах к Стокгольму, который было легко охранять от неприятельского флота. Ваксхольмская крепость строилась для защиты, в основном, от датчан и русских. И те и другие представляли собой большую угрозу в те времена. К счастью, крепость почти не участвовала в военных действиях. Были два маленьких столкновения: одно с датчанами, другое, наоборот, с русскими (в 1719). В этих боях шведы вышли победителями, не столько поборов, сколько устрашив неприятеля. Стало ясно, что Ваксхольмскую крепость голыми руками не возьмёшь. Крепость сыграла свою роль как нельзя лучше, показала свою мощь и предотвратила кровопролитие. Разве это не хорошо? Мне кажется, что лучшая битва - эта та, которая не состоялась.
Больше крепость в боях не участвовала. И это хорошо, потому что она оказалась не слишком-то крепкой. Технологии развивались стремительно, и крепость быстро устарела. Часто велись разговоры, что её нужно перестроить, укрепить, улучшить, но, как это часто случалось в шведской истории, денег не хватало... Пока её перестраивали, военная техника неприятеля становилась ещё современнее, и снова нужно было перестраивать. В конце 19 века шведы произвели по своей крепости контрольный выстрел с броненосца Хильдур, чтобы посмотреть, выдержат ли стены в случае атаки неприятелем. Стены не выдержали. Крепость была признана официально непригодной для обороны. Но она выполняла много других функций. Служила какое-то время тюрьмой, а какое-то - лагерем боевой подготовки.
В истории крепости были и грустные моменты, в 1887 году взрорвался пороховой склад и 11 артиллеристов погибли. Но были и весёлые страницы, например, в крепости снимались части фильма "Пеппи Длинныйчулок", это было гнездо морских разбойников.
Сейчас это музей, в котором можно посмотреть, как была устроена защита Стокгольма с воды, какие укрепления были в шхерах и как всё это было организовано в течении последних 500 лет. Как проводилось обучение солдат, как содержались заключённые. Очень интересно даже такому далёкому от военного дела человеку, как я. На территории крепости можно увидеть старинные пушки и другие орудия, само здание хорошо сохранено, полное чувство, что попал в петровские времена.
На территории крепости имеется и небольшой отель, где можно переночевать. Я там несколько дней жила пару лет назад, когда мой супруг работал на острове. Он реставрировал крышу крепости, а я приезжала в гости. Ночевать в отеле было интересно, потому что островок маленький, ночью совсем отрезан от мира, без лодки на большую землю не добраться. Интересно спать в такой старинной комнате с маленьким окошком, удивляться толщине стен, ночью тишина полная. Отель содержит одна семья, атмосфера за завтраком домашняя, и еда очень вкусная. Цена за ночь от 1000 крон до 1750 - самая дорогая комната для всей семьи с видом на море.
Пока гуляете по крепости можно пообедать в кафе. И можно принять участие во всяких развлечениях, типа квест "побег из тюрьмы", но это всё надо заказывать заранее и быть в группе не менее 10 человек. Так что для спонтанного туриста лучше всего просто присоеддиниться к экскурсии, или самому походить и посмотреть. На следующей фотке - аффтар отчёта несколько лет назад во время реставрации крепости.
Как добраться до крепости? Как приедете на пароме в город, так сразу увидите крепость на отдельном островочке, недалеко от пристани. До острова регулярно ходят жёлтые паромы. По будням они ходят каждые 15 минут с 10 утра до 18 вечера, а по выходным с 10 утра до 10 вечера. Это в мае и сентябре. А в июне-июле-августе каждый день с 10 до 22. Цена для взрослого 50 крон, пенсионеры 30 крон, дети до 12 лет бесплатно.
А я, тем временем, насмотрелась на крепость Кастеллет и пошла гулять по городу. Сам город очень хорошенький, маленькие частные домики, узенькие извилистые улочки, повсюду вода, куда ни глянь, причалы, лодки, шхеры и другое ми-ми-ми. Правда, очень похоже на Линдгреновский остров Сальткрока, как я его себе представляю. Может, на острове было поменьше домов, но всё же.
Встречаются и всякие остатки военных укреплений.
Не знаю уж, что это. Видимо, здесь были установлены боевые орудия, что-то вроде рельсов, по которым они перемещались.
А это - какой-то бункер. Ну, как я уже говорила, не люблю войну, терпеть не могу. Чтоб она никогда больше не повторилась! Намного лучше мирные пейзажи. Вот здесь можно сесть на берегу моря и бесконечно смотреть на воду. Кстати, морское движение довольно оживлённое, то и дело проплывают мимо лодки, лодочки, катера и паромы. Прямо трафик на воде! В кадр не попали, но интересно было посмотреть. Особенно, если кто интересуется морской темой.
Какая красота! Какая тишина и безлюдность! А какой там воздух....! Насчёт воздуха, пока я сидела на скамейке с видом и раздумывала, что бы мне ещё такого осмотреть, я вдруг почувствовала, что сейчас засну. Глаза закрылись, и было их не открыть. Всё, надышалась морским воздухом, устала. Недолгой же оказалась моя прогулка. Такое чувство, как будто первый весенний день на даче, опьянение от свежего воздуха. Если бы не было стыдно, легла бы на эту скамейку и уснула. Посидела, еле-еле встала и пошла в центр города, искать какое-нибудь кафе.
И вот что я нашла у самой набережной (тут весь город - одна сплошная набережная, так что ориентир неважнецкий). Приятное кафе, из посетителей были только бодрые пенсионеры, одетые в морскую одежду. Всмысле, не как капитан Флинт из Острова Сокровищ, а как владельцы больших белых яхт. Коими они и являлись. Вообще, город поражает обилием богатых пенсионеров в белых штанах. Завидно немножко...
В кафе я взяла кофе и будерброд с лососем, яйцом, лимоном и майонезом. Дорого, конечно, в Ваксхольме всё дорого. Но недалеко от кафе есть киоск Pressbyrå, где продаются газеты-сигареты, кофе и сладости, там можно перекусить за нормальную цену. Ещё и столы со стульями есть, так что можно это сделать, сидя.
Ещё одна фотография автора, но уже современная, сделана в кафе.
После кафе прошлась по главной улице Hamngatan, где все магазины, рестораны, банки, и другие заведения. По улице - это сильно сказано. По улочке метров 200. Но всё, что надо, всё есть, как и в столице. Всякие парикмахерские, салоны красоты, массаж, продажа недвижимости, и несколько морских магазинов. Наверное, там очень здорово тем, у кого есть своя яхта или хотя бы лодка. Чего там только нет! Всякие морские штуки, в которых я не разбираюсь.
Вижу церковь Vaxholmskyrkan и иду к ней. Церковь Густава-Адольфа в кадр не влезла, настолько она большая и, надо признать, некрасивая... Эту фотографию я нашла в интернете, просто чтобы вы могли себе представить.
Когда её строили, проект был монументальный, задумка была грандиозная, но... не хватило денег. Эта история повторяется в шведской архитектуре опять и опять! Деньги кончились на полпути, и церковь оставили в том виде, как получилось, а именно без колокольни, без шпиля, без купола. Вширину она огромная, а в высоту - нет. Очень странное чувство. Я думала, что мне показалось, что я просто в архитектуре не разбираюсь. А вот нет, информационная табличка всё это подтвердила. Экономные шведы вышли из положения и поставили звонницу рядом с церковью, маленькое деревянненькое здание, выкрашенное красной краской. Дёшево и функционально. Предтеча ИКЕИ! Вообще, Швеция была бедной страной многие и многие века, и только в последние 100 лет она достигла высокого уровня жизни. Или даже в последние 80. Разве это не удивительно? Как им это удалось? Путём строжайшей экономии и разумного распределения ресурсов. Нет денег на храм, ну и ладно, поставим дощатую будку, вот и готово. А чем плохо? Это лучше, чем ничего.
Как обычно, церковь окружена кладбищем. В каждом своём отчёте пишу о кладбищах... Ну что делать, шведы не выносят кладбища загород, а располагают их в самом центре города, чтобы всё рядом. Кладбище старинное, красивое, в этот апрельский день особенно нарядное. Везде цветут нарциссы и очень меня радуют.
Ещё немного брожу по городу. Вижу ратушу, где сейчас располагается турбюро, всмысле информация для туристов. Если вам нужны всякие советы, брошюры, экскурсии - то вам сюда.
Тут силы покидают меня окончательно и я решаю ехать домой. Обратно поеду на автобусе. Автобус 670 ходит с интервалом в 10 минут даже в этот праздничный день. Как раз прохожу мимо остановки. Эта уже на выезде из города, а вообще все обычно садятся в центре, на конечной станции, это рядом с причалом парома, куда я приехала утром.
30 минут - и я в Стокгольме на станции метро Дандерюд. Всю дорогу автобус шёл по красивейшим местам, по маленьким островам, мостам и перешейкам, всё в окружении леса и моря. Честно, дорога - как прекрасный сон. Не знаю даже, какая красивее, утренняя на пароме, или вечерняя на автобусе. Ныряю в метро и еду домой. Всё, приключение выходного дня закончилось!
Впечатления остались самыми приятными. Увидела я не так уж и много, сил не хватило, от солнца и воздуха разморило, но это ничего. Я отлично отдохнула, подзагорела и прониклась пасхальным настроением. Так что смело рекомендую нарядный, сине-золотистый, маленький но богатенький Ваксхольм для прогулки выходного дня. Спасибо за внимание, спрашивайте, если что.