Глава о неудачном «культпоходе»
Билеты были на спектакль Silk & knife 2 в постановке незнакомого нам хореографа по имени Jiří Kylián.
Вот что я прочитала на сайте Королевского театра перед поездкой.
«Очень редко публика приходила в такой же экстаз, как в 2007, когда на сцене Датского Королевского театра балетная труппа исполняла Silk & Knife в постановке Jiří Kylián.
И редко театр получал столько просьб от зрителей повторить эту постановку.
И вот, спустя десятилетие, настал долгожданный момент. Театр идёт навстречу настоятельными просьбам и с гордостью представляет
Silk & Knife 2. Поскольку хореографу исполняется 70 в 2017, то этот спектакль мы посвящаем его юбилею.
Jiří Kylián - личность исключительная, и без сомнения, один из величайших хореографов нашего времени, маяк в мировом балете. Он использует абстрактный язык танца, чтобы исследовать глубины человеческой души. Танцевальные движения на сцене принадлежат к пограничному миру между реальностью и воображением, жестокостью и красотой, они на редкость чувственны и оригинальны.
Спектакль Silk & Knife 2 состоит из четырёх одноактных балетов 27’52”, Падшие Ангелы, Сарабанда и Симфония псалмов.» Ещё я ознакомилась с биографией хореографа, поскольку это имя встретилось впервые. Приведу здесь в сокращённом виде.
Иржи Килиан (чеш. Jiří Kylián) родился в 1947 году, В Праге) — чешский танцовщик и хореограф.
Учился в балетной школе Пражского национального театра, затем в Пражской консерватории. Получив стипендию Британского совета, стажировался в школе Королевского балета в Лондоне. В 1968 году поступил в Штутгартский балет, где оставался в ранге солиста до 1975 года.
С 1975 года - артистический директор Нидерландского театра танца.
В 1978 году после показа на Международном фестивале Сполето балета «Симфониетта» на музыку Л. Яначека к нему пришла международная известность.
В середине 1980-х годов Килиан начал ставить преимущественно абстрактные опусы. Они получили широкое международное признание и впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Чёрно-белых балетов».Килиан выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического канона. Килиан обрёл стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего больше глубины человеческой натуры, чем физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью. «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения. Килиан слышит музыку и видит движения», — так отозвался о нём Рудольф Нуреев.
В 1978 году Килиан организовал труппу НДТ II, в которую вошли очень молодые танцовщики, а в 1991-м — труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра — НДТ I. Таким образом, по словам самого Килиана, его театр показывает жизнь танцовщика в трех измерениях.
В 1999 году оставил пост артистического директора театра, но оставался при этом хореографом-резидентом вплоть до 2009 года.
Балеты Килиана вошли в репертуар театров и балетных трупп многих стран мира. В 1995 году отмечалось 35-летие НДТ и 20-летие руководства Иржи Килианом этой труппой: был выпущен грандиозный спектакль «Арчимбольдо» (постановка нескольких хореографов «родом» из самого НДТ и фрагменты балетов Килиана), в которой приняли участие все три труппы — НДТ I, НДТ II и НДТ III. Пять лет спустя «Арчимбольдо» был показан на сцене Парижской оперы. Празднества прошли под девизом, предложенным самим мэтром: прошлое — это история, будущее — тайна, настоящее - подарок.
В 1995 году Килиан получил из рук королевы Нидерландов Беатрикс Орден Оранж-Нассау. Также он стал лауреатом премии Нижинского (2000), был награждён почётной медалью Нидерландов за достижения в искусстве и науке (2008).
Впечатлились прочитанным, купили билеты в первый ряд галёрки (по 300 крон) и настроились на предстоящее большое удовольствие.
Но почему-то не получилось. Не зашло совсем. Ни музыка, ни хореографический рисунок, ни пластика - а последняя даже отторжение полное вызвала. Я даже злиться начала. В общем, впервые за всю жизнь ушли с балета (во время второго антракта). Сейчас я отошла как-то, даже жалею; надо было остаться, а вдруг последние две миниатюры развернули бы отношение на 180 градусов? Но тогда меня просто переполняло раздражение негодование, зачем нарочито выпячивать какую-то антиэстетику?
И не то, чтобы мы ожидали «Лебединое озеро!» Вовсе нет. Я и современный балет люблю, и ходила на спектакли много где: в Вене, Лондоне, Нью-Йорке, и у нас, разумеется, в Мариинку и в Большой.
И всегда - восторг, ну, справедливости ради, разные уровни восторга. Но все равно только со знаком плюс. А тут не вынесла моя душа - вот и не увидели Сарабанду и Симфонию псалмов...
Зато увидели театр изнутри - классический, красивый.
И понаблюдали за местной публикой. На удивление, были и дамы в вечерних туалетах, и кавалеры в смокингах. Понятное дело, не у нас на галерке, а внизу, в партере. И вообще, в целом, народ в театр приходит нарядно одетый.
В антрактах пьют шампанское. Некоторые - пиво.
Изумила организация гардеробов: на каждом ярусе есть вешалки, где можно самостоятельно повесить верхнюю одежду. Да-да,и оставить её там без присмотра. Все так и поступают, ну и мы тоже. Надо же, каких высот безопасности может достичь общество.
Ну, а после театра уже неинтересно. Поехали домой мыть квартиру и оттирать отпечатки пальцев с гранитных прилавков, в общем, всё по хозяйкиному списку.
На следующее утро выехали в обратный путь, в Стокгольме снова погрузились на паром. Надо сказать, старушка Amorella понравилась нам больше, чем современный Viking Grace. Износа совсем не видно, хоть и 1988 года постройки, но явно интерьеры реновированы. Пространство и освещение в каюте организовано лучше; одна большая кровать, как в гостиничном номере. Дизайн уютнее. В общем, вполне хюгге. На Grace же были две ужасно неудобные узкие полки, как в купе поезда. И всю ночь горели яркие красные лампочки на выключателях бра.
В общем и целом, поездку можно было считать очень успешной, если бы на обратном пути я не упала не сломала ногу, выйдя на финской границе с паспортного контроля...
Вот теперь сижу дома, с гипсом, пишу отчёт. Уже даже написала, а гипс только через 3 недели снимать!
Надеюсь, вам было приятно погулять с нами по Копенгагену, и приятно, что кто-то нашёл полезную составляющую в моём отчете.
А мы город полюбили и хотим когда-нибудь вернуться, желательно летом, чтобы посмотреть, каким он бывает в погожие солнечные дни.
Ну, и под конец, раз уж заявила в названии, что речь пойдёт о хюгге, размещу ещё одну длинную цитату из «теоретика хюгге» Майка Викинга, основателя Института исследования счастья в Копенгагене и автора книги «Hygge. Секрет датского счастья»
Жить в стиле хюгге: 8 датских секретов счастья
1. СДЕЛАЙТЕ ДОМ И ОФИС УЮТНЫМИ
Датский дизайн считается минималистичным. В интерьере датчане предпочитают светлые оттенки: белый, серый, пыльно-голубой. При этом они много внимания уделяют мягкому освещению, часто используют свечи (даже днем), и обожают украшать дома милыми деталями. Свечи, абажуры, мягкие подушки и пледы, картины на стенах, полки с любимыми книгами, керамическая посуда – эти мелочи создают уют и комфорт.
При этом элементы декора не должны быть вычурными или роскошными. Скорее, они должны радовать глаз, оставаясь незаметными. Немаловажны и тактильные ощущения.
Датчане отдают предпочтение натуральным материалам, к которым приятно прикоснуться, – дереву, шерсти, льну, глине. Попробуйте с помощью нехитрых приемов сделать дом и офис местами, куда хочется приходить, и вы сразу почувствуете себя счастливей. На это действительно стоит потратить время и силы.
2. ПРИГЛАШАЙТЕ ГОСТЕЙ
Общение с друзьями и родными в социальных сетях никогда не заменит реального. Майк Викинг нашел этому факту простое объяснение: «Кто-то кладет руку вам на плечо, целует вас или гладит по щеке, и вас немедленно наполняет спокойная радость. Прикосновение высвобождает окситоцин, который вызывает у нас чувство счастья и уменьшает ощущение стресса, страха и тревоги».
Поэтому хюгге в полной мере можно ощутить только в кругу близких людей, с которыми можно расслабиться и побыть собой. Встречаться с ними лучше дома, а не в кафе или ресторане. Чем не повод завести традицию собираться всей семьей на воскресный ужин или приглашать друзей субботним вечером поиграть в настольные игры? Телефоны и другие гаджеты на этот период, конечно, лучше отключать.
3. НАУЧИТЕСЬ ВКУСНО ГОТОВИТЬ
Этот пункт вытекает из предыдущего. Уютные домашние посиделки подразумевают вкусное угощение. И это не размороженная пицца и не суши на заказ. Чтобы ощутить хюгге, нужно научиться печь вкусные пироги с корицей, готовить рагу, пряный глинтвейн и горячий шоколад.
«Высокий уровень потребления мяса, кондитерских изделий и кофе в Дании непосредственно связан с хюгге, – пишет Майк Викинг. – Одно из обязательных его условий – быть добрым к себе, баловать себя и давать себе и другим возможность ненадолго отступить от принципов здорового образа жизни. Сладости – это хюгге. Выпечка – это хюгге. Кофе и горячий шоколад тоже. А вот морковные палочки – уже не очень».
Кроме того, готовить пищу по-датски – это значит наслаждаться неторопливостью и всеми этапами процесса. Выбрать рецепт из книги, пойти на рынок и купить самые лучшие ингредиенты, привлечь к готовке других членов семьи, а потом всем вместе наслаждаться потрясающим ароматом, доносящимся из духовки.
4. СТАНЬТЕ АКТИВНЕЙ
Датчане любят вкусно и сытно поесть, но ожирением страдает лишь небольшой процент населения. Секрет заключается в активном образе жизни. И это не изнурительные тренировки в фитнес-клубе. Это движение, которое приносит удовольствие, преимущественно на свежем воздухе. Семейные прогулки по горам, скандинавская ходьба, велосипедные походы.
К слову, на работу большинство датчан предпочитает добираться на велосипеде. Климат в этой стране не самый для этого благоприятный. Но пробки на дорогах и толкотня в общественном транспорте – это стресс, а велосипед – это хюгге. А все остальное – вопрос правильной экипировки.
5. НОСИТЕ КОМФОРТНУЮ ОДЕЖДУ
Кроссовки и лоферы вместо туфель на каблуке, уютные пальто-oversize вместо коротких курток, худи, теплые светеры, мягкие шарфы, длинные кардиганы, широкие брюки и т.д.
Все, конечно же, из натуральных, приятных на ощупь тканей. «Датская мода лаконична и элегантна и не требует больших усилий. Она соединяет в себе лучшие качества хюгге и минималистского функционального дизайна», – старается объяснить суть Викинг.
6. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ПРОСТЫМИ РАДОСТЯМИ
Самые лучшие вещи в жизни нам достаются даром. Красота окружающего мира, смех детей, улыбки близких, спокойный вечер дома с любимым человеком или с хорошей книгой – именно эти моменты составляют счастье жизни. И нужно уметь ценить их, а не материальные блага.
«Простота и скромность – главные составляющие хюгге. Разглагольствовать о своих достижениях и сверкать «Ролексом» – значит не только демонстрировать дурной вкус, но и портить хюгге», – пишет автор и продолжает: «В чашке чая больше хюгге, чем в бокале шампанского, в настольных играх – чем в компьютерных, в приготовленной еде – чем в покупной. Возможно, хюгге невыгодно для рыночного капитализма, зато полезно для личного счастья».
7. ЗАВЕДИТЕ ХОББИ
Жизнь не может ограничиваться только работой и семейными хлопотами. Очень важно, чтобы у вас было творческое занятие, которое приносит удовольствие, – оригами, вязание, гончарное дело, рисование акварельными красками, составление цветочных композиций. Бонус: пока руки заняты, вы можете побыть наедине со своими мыслями.
8. ПОМНИТЕ О ЧУВСТВЕ МЕРЫ
Хюгге прославляет простые удовольствия. Но это не означает, что не надо себя ограничивать. 10 сладких булочек с корицей – это уже не хюгге, а пищевое расстройство. Ведь даже после пятой ощущение удовольствия теряется. Поэтому датчане выделяют определенное время, чтобы посмаковать то, что им нравится. Например, выходной день. «Сладость запретного плода – неотъемлемая часть ритуала хюгге», – поясняет автор.
Ну, и добавлю от себя: ЖИВИТЕ В ДАНИИ, с её превосходной системой социальной защиты населения. Шутка. Живите там, где нравится. Хюгге - оно внутри нас.
Ну вот на этом точно всё.
- The end -