Почитать первую часть можно тут : Вело Лофотены июль 2019
Целью второй части похода была Швеция. Но заезжали и выезжали мы через Финляндию. Почему так криво на первый взгляд мы перебрасывались с севера Норвегии в центральную Швецию? Тут много причин. С Лофотен в район Стокгольма можно добраться общественным транспортом несколькими вариантами. Авиа мы не рассматривали, так как прямого рейса, кажется, нет, лететь с пересадкой через Осло весьма накладно в сезон. Да и вообще мы решили в этот раз не летать.
Самый логичный и быстрый, наверное, вариант поездом из Нарвика в Стокгольм непопулярен у велотуристов из-за стоимости билетов и главное, из-за того, что в этом поезде официально запрещен провоз велосипедов. Хотя есть успешный опыт провоза великов в этом составе нашими туристами, но я всегда стараюсь избегать таких ситуации, когда заранее известно, что могут не посадить. По той же причине ехать из Кируны в Стокгольм автобусами я не рискнула. Хотя, возможно это был самый дешевый вариант. Автобусная компания, обслуживающая север Швеции велики берет без проблем, но вот южнее официально они в автобусах тоже не разрешены. Могут отказать в перевозке. Шведы, как ни странно в этом отношении неприятно выделяются на фоне благополучных европейских стран - не любят они пассажиров с велосипедами, проехать с ним по стране - весьма непростая задачка.
Без проблем берут велосипеды норвежские железные дороги и паромы, поэтому есть вариант с Лофотен добраться до материка паромом в Bodø, а оттуда до Осло поездом. Но далее на участке Осло-Стокгольм тоже непонятки и с автобусами, и с поездами. В смысле их там много, но вот с велосипедами могут не посадить. И путь этот достаточно дорогой.
Зато вариант с возвратом в Хапаранду автобусами, проездом из Кеми до Турку финскими поездами был самым предсказуемым, так как у финнов можно купить билет на вел и спокойно ехать. Стоимость проезда в поездах у них тоже, мне кажется ниже, чем у шведов и норвегов, особенно если купить заранее на непопулярный поезд. А еще огромный плюс – такой вариант заброски в Швецию давал нам возможность посмотреть Аланды, которые я давно хотела посетить, но на которые мне жалко было тратить отпус и ехать в отдельное путешествие.
Я очень долго не могла разобраться куда воткнуть Аланды – в начало или в середину этой части похода. Дело в том, что у дочки ДР 11 августа и этот день я хотела провести либо на пароме, либо в Стокгольме. Сам маршрут по Аландам тоже долго не складывался, местные паромы имеют расписание, рассчитанное на машины и нужды местных жителей, и составить график веломаршрута так, чтобы не зависнуть, оказалось непростой задачей. Многие велотуристы едут на Аланды на 5-10 дней, поэтому для них это не проблема. Я же хотела потратить на Аланды не более 3 дней.
Маршрут по Швеции тоже перекраивался много раз. Популярный вариант сделать кольцо вокруг центральных шведских озер тоже пришлось отмести – достаточно долго, много прогонных участков, никак не вписывалось в моё желание провести 11 августа в столице. К тому же мне захотелось прокатится вдоль Гете канала. В конце-концов я приняла решение сделать по Швеции 2 петли. Первую севернее Стокгольма , вторую южнее. А между ними провести день в Стокгольме.
В результате в общих чертах маршрут этой части похода вышел таким:
Из Кеми мы ехали поездом в Турку, далее своим ходом до парома в Кустави. Транзитом «северным путем» по островами и паромам до главного острова Аланд. Оттуда паромной линей Эскеро в Grisslehamn. Далее в Упсалу. Хотела посмотреть тут чуть побольше, но время подпирало, поэтому посмотрели только Upsala и Sigtuna и покатили в Стокгольм. Там провели день, гуляя по городу пешком и далее двинули в Mariefred, оттуда поехали в сторону Гете канала, я хотела выехать к нему в Motala, но мы по ряду причин сильно отстали от графика и на полпути поняли, что надо резать, поэтому поехали в Norrkoping. Проехали таки нижнюю часть Гете канала и повернули на север. Посетили Nykkoping и Trosa, далее за день доехали до Стокгольма. Из Стокгольма паромом уехали в Хельсинки.
Еще при планировании я поняла, что дней маловато. Боялась, что нам захочется дольше побыть на Аландах, но там как раз быстрый транзит оказался оправданный, а вот полдня , отведенных на Упсалу нам показалось мало, мы там были почти целый день, и уезжали с сожалением. На Стокгольм дня тоже мало. Хотя мы там были раньше, но чтобы обойти всю центральную часть даже без посещения музеев, надо 2 дня, на мой взгляд. Гете канал мы срезали сильно, но возможно не сильно потеряли. Жалею только , что пришлось срезать и Linköping, его мне хотелось посетить.
Я боялась, что шведская часть будет достаточно однообразный , а она нам очень понравилась. Во-первых, я на стадии планирования отрезала многие прогонные куски и постаралась вставить в маршрут самые интересные и разнообразные достопримечательности. Во-вторых, сама Швеция оказалась интереснее, чем я думала. Мне казалось, что шведская природа будет аналогична финской, но на мой взгляд она разнообразнее. Швеция неожиданно приятно удивила и городами, и природой. В Стокгольме мы уже бывали, город этот я и ранее считала одним из самых интересных в Европе, но вот Швеция мне казалась скучной.
Общее впечатление о стране у нас создалось очень положительное.По природе она, конечно, уступает сильно Норвегии, но в то же время картинка постоянно меняется, вроде нет ничего особенного, а глаз радуют даже простые сельские пейзажи – большие вековые деревья, разбросанные по полям камни, узкие и извилистые грунтовки по холмистой местности, широкие реки с паромами. Города не такие яркие, как в Германии или Франции, небольшие в основном, но с местным колоритом и явно поинтереснее норвежских. К этому можно добавить удобство скандинавской страны – открытые церкви с санузлом, бесплатные музеи и паромы,оборудованные стоянки на природе.
В общем, у нас осталось какое-то очень светлое воспоминание об этой стране, хотя я много лет считала ее недостойной отдельного путешествия. Весь год вспоминаю наш поход по Швеции и на душе теплеет.