Июль, вторая половина.
Первый раз были.
Общее. Норвегия – офигительно красивая страна! Просто очень.
Понравилось.
Концентрация красот и достопримечательностей просто поразительна.
Норвегия производит впечатление сплошного туристического маршрута. Очень развита туристическая инфраструктура. Везде кемпинги, гостиницы, дорожные знаки, предупреждающие о туристических объектах… протоптанные маршруты … огромное количество туристов.
Из 10 встреченных машин 5 автодомов, 3 с багажником на крыше и оставшиеся 2 -местного обслуживающего туризм персонала….
Где народ работает непонятно.. Наверное, все в море… Во всяком случае – захотелось узнать об Норвегии побольше.
Взять хотя бы энергетику. Много гидростанций. Вода по трубе поступает с горы на турбину. Энергия нахаляву. Осёдланный водопад. Ветряков мало. В основном на море.
Много посёлочков, у нас названных бы дачными. Много дорогих лодок… Благосостоятельно…
Домики не очень красивые по сравнению с Францией или Австрией. Обшиты деревянной доской внахлёст в основном красного цвета. Архитектура не впечатлила.
Вообще – много красного цвета.
Норвегия – холодная страна. В горах лежит снег. Сейчас (лето) там ходят на лыжах и температура чуть выше ноля.
Температура воды во фьордах вполне пригодна для купания, но вода не тёплая однозначно.. В озёрах иногда чуть теплее, иногда намного холоднее. В реках – очень холодная. Это тает снег…
Норвегия – очень мокрая страна. Огромное количество фьордов, рек, озёр, водопадов, тумана и просто дождя. Хотя, возможно, попали так…
Погода переменчива. Около моря может быть очень тепло и солнечно, в 50 км, в горах может идти дождь и быть холодно.
Природа не производит впечатление парка (как в Голландии) и не так фундаментальна (как на юге Франции/севере Испании) скорее она просто красива. Есть обаяние Севера…
Высоко на Север не забирались.
Горы. Невысокие (встретились 1500 м максимум), но очень красивые. Скалистые. На вершинах лежит снег. Много водопадов. Маршруты по горам на любой вкус.
Фьорды. Очень красивые. Отличные виды. Зелёная вода. Кораблики, рыбаки, паромы, байдарки…. Видимо, - рыбалка.
Мы не рыбаки… В одном месте висели пару дней на скалистом пляже. Отличная прозрачная вода (видимость метра 3). Сине-зелёного цвета. Посидел полчаса на нагретой солнцем скале, любуясь закатом. Внизу в воде стайки разных рыб. Штук десять размером сантиметров 20…, и одна с полметра приплыла… Что за рыба не знаю. Чем то похожа на форель…. Много предложений рыбалки в кемпингах.
Купались. Вода не очень солёная. Холодная. Но, купаться приятно. Много специальных мест для купания. Обозначены дорожными знаками. Купаются много детей. Привычных, наверное… Я просто прыгал со скал. Вода обжигает и потом не чувствуешь её температуры. Душей обмыться после солёной воды на «пляжах» нет. Купались и в озёрах и в реках. После такого купания чувствуешь себя в тонусе. Вода чистая. Можно пить из рек….
Реки. Несколько раз встречались реки с очень красивой голубой водой. Как будто специально подкрашенной как в бассейнах отелей. Но, очень прозрачной и чистой… Реки бурные. Впечатляет мощь воды. В некоторых местах маршруты для рафинга. Встретился лагерь рафинг-клуба. Отлично организованный и стилизованный под стоянку индейцев. Вместо палаток огромные шатры и везде натянуты канаты, висячие лестницы и сетки. Это тренировочный лагерь.
Кемпинги. Огромное количество. На любой вкус. Много свободных мест. Бронировать заранее нужно только какой-то особо понравившийся или суперпопулярный. Хотя окажется, что рядом есть другой, не менее интересный… Везде туалеты, души, кухни, стиральные машины. Домики и места для стоянки прицепов-дач и палаток. Стоят не дорого. Мы пользовались только душами. 5-10 NOK/3 мин. (монетка с дыркой). Есть очень красивые кемпинги. Есть очень большие. С оборудованными детскими площадками, рафингом, байдарками, лошадьми, скутерами. Очень интересная тусовка. Очень доброжелательная атмосфера.
Есть кемпинги в лесу, на берегу фьорда, на скалах, около городов, около снега… везде.
Деньги. Везде принимают банковские карты. Наличка тоже в ходу. Мы платили наличкой только за паромы. Хотя можно было и картой… Наличку (NOK) покупали в Питере заранее.
Заранее бронировали и паром Турку-Стогольм. (VikingLine). Брали автопакет: каюта на 2 человека + место для машины. (118Е). Обратно не было места для буса, взяли место для легковой машины (предварительно померив высоту/длину). На загрузке в паром служащие очень грамотно разруливают поток, и нас поставили в место, где высота не критична, рядом с фурами. Перед погрузкой встретили семью на бусе из Питера. У них не было вообще билетов. Купили прямо перед отправлением. Паромом стоит пользоваться (не ехать своим ходом вокруг). Дополнительно - красивое морское путешествие. Паром идёт вдоль берега. Много симпатичных островков и корабликов. Сам паром – большой город развлечений. Бары, кафе, дискотека, шопинг, детские комнаты.
Паром идёт 11 часов. Уютные каюты, душ, туалет, питание (если оплачено). Можно сидеть на верхней палубе, красиво и не очень холодно. Можно не брать каюту и тусоваться в кафешках… бюджетно. Есть дневное и ночное отправление. Ночное дороже в 2 раза. Народ бухает, но не сильно.
Музыка. Радио в Норге – полный отстой. Мало станций. Много говорят и ставят музыку – какой то сельский джаз. Запасайтесь СD для машины.
Города. Особо крупных нет. Кроме Осло. Скорее посёлочки.
Паромы внутри страны. Огромное количество. Есть места, куда можно добраться только на пароме. Мы пользовались 6-7 раз. По цене 60-90 NOK/паром. Смотрят на авто и на количество пассажиров. Нас было 2е на микроавтобусе. Пользоваться паромом крайне просто. За 1 км до парома будет дорожный знак с указанием направления парома и полосности движения к нему. Далее подъезжаешь к будке регистрации, служащий парома называет цену переправы, платишь денежку и проезжаешь на полосу очереди на паром. Обычно несколько пронумерованных полос. Становишься в конец очереди, когда одна полоса заполняется, машины становятся в следующую… Служащие запускают на паром начиная с первой полосы, указывая как стать. Всё очень быстро. Паром открывает съезд с другой стороны, выезжаешь после переправы и едешь дальше… Ночью не ходят.
Платные дороги. Где то есть… Нам встретились один раз в Осло. Заплатили 20NOK. Навигатор был настроен не пользоваться платными дорогами.
Дороги. Хорошего качества. Отличная разметка. Сложных дорог не встретилось. Хотя, - это смотря с чем сравнивать… Есть узкие дороги. И есть дороги в горах, где можно разъехаться только тогда, когда одна машина подождёт на утолщении дороги. В горах везде отбойники. Свалиться в пропасть маловероятно. Скорость ограничена знаками. Народ ездит грамотно и не спеша. Дорогу уступают. Встретилось несколько серпантинов. Ну, мы привычные после Франции и Италии.
Движение. Машин не много. Мы почти всегда были практически одни на дороге. Пробок вообще не встретилось. Виды вокруг дорог замечательные. Ехали 50-60 км/час, любуясь природой. Гнали только на перегонах до Норги. Выбирали самые тонкие (на карте) дороги.
Полиция. Вообще не встретилось.
Опасности. Один раз видели разбитое боковое стекло в припаркованной машине. В Швеции. Не оставляйте вещи. Аварий не видели. В больших городах на рулях припаркованных машин противоугонки…
Камеры контроля скорости. Есть такое. Особенно близко от городов. Непонятно только – куда пойдут фотографии…. Камеры цифровые – т.е. никаких вспышек. Мы пользовались новой фичей – базой камер в навигаторе. Навигатор (ТомТом) предупреждает о приближении к камере. Мы сбрасываем скорость…
Скорость. На перегонах поливали 140. По автобанам местные ездят и медленнее и быстрее. Ограничение 80/50, по автобанам 120.
Машины. Много джипов. Колхозного тюнинга аля «жажда скорости» с голубой подсветкой ни где не видел. У местных интересная мода – 2-4 огромных фары перед решеткой радиатора. Наверно любят яркий свет в полярную ночь… Много ксенона. Даже на тракторах. Много прицепов-дач и автодомов. Есть очень большие. Наш бус смотрелся рядом букашкой. Много немецких номеров. Ещё австрийские, швецкие, итальянские и т.д.
Удобства. Наш отдых построен так, что бы отдохнуть от городских удобств. По-этому мы жили в автобусе (впрочем - вполне комфортабельном) и легко мылись в речках. В кемпингах не останавливались. Но, не брезговали дУшами кемпингов. В туалетах на простых паркингах есть отличная сантехника, горячая вода, жидкое мыло, бумага, бачки для мусора и питьевая вода. Очень удобно. Всё нахаляву. Ещё мы делали ход конём: у нас с собой был летний душ – пластиковый мешок для нагрева воды солнцем с лейкой. Мы наливали в него горячую воду в туалете и там же мылись. Туалеты сделаны так, что пол предназначен для слива воды. Часто пол с подогревом. Во многих туристических местах вечером пустынно – нет ни одного человека. Обычно мы вечером приезжали на «стартовую позицию» - паркинг начала туристического маршрута – и пользовались всеми благами цивилизации ночью пока нет никого.
Платные парковки. В особо популярных местах (начало туристического пешего маршрута или около раскрученной достопримечательности) парковки платные (50 NOK). Мы не пользовались из принципа. Парковались неподалёку в каком ни будь кармашке дороги или съезде. Это вполне возможно. Несколько раз ночевали на паркинге около туристического офиса какого-нибудь раскрученного места. Там везде запрещающие знаки для автодомов и прицепов-дач, и запрещающие ночёвки. И не смотря на это с десяток ночующих автодомов. Только без выставленных стульчиков и разложенных маркиз. Наш автобусик и вообще на их фоне терялся. Много людей, ночующих в обычных машинах (универсалах) или в палатках. Особо впечатлили велосипедисты. Мало того, что они взбираются на горы, куда машина лезет на первой-второй передаче…, да ещё в дождь и холод, дык они ещё и ночуют в одноместных палатках под дождём…. Гвозди бы делать из этих людей…
Животные. Там точно есть медвед. Правда мы не видели. Видели лосей, оленей, косуль, зайцев, белок, лисиц, каких то зверьков типо куниц, семьёй (3 морды) идущих вдоль фьорда (гдето 5 км)… Много клещей (надо быть осторожным). Видели пару ядовитых змей. Комаров нет практически. Есть мошка. В горах на юге.
Организованные турики. Много туристических автобусов. Их откровенно жаль. Останавливается туристический автобус, из него высыпает толпа с фотиками, щёлк, щелк… всё в тумане, ничего не видно…, загрузились в автобус, поехали дальше…. Через 10 минут туман рассевается, открывается волшебная картина…
Сувениры. Много. В основном – стандартные – тролли, лоси, наклейки. Тарелки, картинки, свитера, флажки… Есть и оригинальные. В одном месте мы прикупили по чудной курточке (по 800 NOK). В каждом туристическом месте есть бутик (магазинчик) с сувенирами.
Топливо. 9,9 – 1.4 NOK за литр солярки. Заправки работают круглосуточно. Заправляешься по карточке. Всё просто. Можно и за нал. Но, вечером только в автоматическом режиме – по карточке, на заправках никого нет, колонки включены. Заправки не часто в горах. Может через 100 км. В баке должно быть не менее 15 литров. Иначе можно обсохнуть. Мы пару раз чуть не обсохли. Приехали на солярочных парах.
Подготовка. Вначале мы получили консультацию у Troll о расположении интересующих нас мест. Потом составили предварительный круговой маршрут последовательного их посещения. (Протяжённость пробега в реале по одометру составила 6000 км.). Заказали билеты на паром. Купили кроны.
Звездой нашего путешествия выступил автобус VW Caravelle 2.5 TDi. Подготовленный для проживания. Звездой намба туу выступил навигатор TomTom One . С загруженными картами . И, базой радаров. Ещё в дороге использовался газовый баллон и газовая плитка. Столик и стульчики раскладные. Ну и по мелочам… Бельё, спальники. Пару раз запускали ночью автономку (обогреватель), ночью было холодно (+8 ).
Еду мы покупали в супермаркетах. И, готовили сами.
Продукты хорошего качества. Но, без изысков. Нет национальной изюминки (как паста в Италии, например), всё тоже как и в обычном совковом магазине. Только опрятно и кулюторно.
Магазины. Небольшие и довольно бедные. Крупных шопингцентров не встретилось.
Всё довольно дорого. Не космические цены, но ощутимо. Средний поход в магазин за продуктами 200 – 400 NOK. Брали фрукты и овощи, хлеб, молочку, соки, газировку, макароны, картошку, приправы….
Промтовары бедноваты и дороги. Развлечься шопингом соблазна не возникло.
Несколько раз покупали Мoreller на дороге. Черешня по нашему.. Вызревает под плёнкой. Закрыты целые сады. Однажды мы по посылу навигатора поехали по маленькой дорожке и наткнулись на заброшенный сад промышленного объёма. Объелись черешней. Но в целом трудолюбивых норгов мы не обижали и свои пиратские замашки не практиковали. Покупать moreller просто: на трассе стоит табличка, рядом с ней столик, на нём пластиковые корзинки с отличной черешней, картонка с ценником (30NOK) и корзинка для денег (с мелочью для сдачи). Берёшь мореллер кладёшь денежку и обжираешься.
Ещё мы кушали с куста чернику, землянику и малину. Всё дикое.
На всю поездку затратили 2 недели. Времени хватило с избытком. В принципе можно было ещё и Север захватить. Но, в начале нас гнал сильный дождь… не останавливались особо.
Первый день – перегон до Питера (600 км), граница и перегон до Turku (около 600 км.). Ехали быстро. Был дождь, получилось почти ралли, с постоянными обгонами и контролем за засадами гайцев. В этом помогла рация, настроенная на 15 канал. Дальнобойщики предупреждают друг друга о засадах: « дайте обстановочку на Питер?», « за Лугой на мосту машинка работает»…. Дальность рации километров 10-15, всегда знаешь, что скоро продавцы полосатых палочек.
Граница. Просто сказка после Белорусско-Польской. Никакой очереди. Бамц, бамц штампы в паспорта, заполняешь декларации (везде ноу) и поехал. Переход занял 10 минут. Обратно тоже. Переходили поздно вечером. Торфяновка.
В Turku ночёвка. Ночевали просто на стоянке в 100 м. от терминала парома. Удивили зайцы, гуляющие по улицам возле порта. В Стокгольме тоже самое. Наверное существует нелегальный трафик зайцев Финляндия – Швеция на паромах. Зайцы которые грызуны…
В Стокгольме ввели в навигатор Trondheim , короткая дорога, и прошли до вечера ещё 400 км. Направление Северо-запад. Выше Осло. Дорога № 3 (общее направление, но мы ехали по маленьким) Темнеет поздно. Ночевали ещё в Швеции. Заехали в лес просто в тупиковую дорогу.
Далее путешествие в неспешном стиле. Если мы замечали на карте или на указателе интересное место, мы останавливались и осматривали. Увидев красивый вид, мы тоже останавливались. В общем – свободный график… Местность симпатинная: леса и что-то напоминающее тундру. Мох, скалы, озёрца. Описывать по дням и по ночёвкам не буду.
Первый пункт осмотра: Sunnndalsfjord и далее по 62, 660, 64, 63.
Дорога Троллей. Она не так сложна, сколько красива. Мы поднимались.
Geiranderfjord. Очень красиво. Всем рекомендую. Отличные виды со смотровых площадок! Внизу круизные лайнеры и катерки.
Далее: 63 и 15 на Lom.
55я дорога. Очень впечатляет. Это высокогорная дорога. Там лежит снег. Там ходят на лыжах. Величественные нордические пейзажи.
Далее: Sognefiorde и 13я. Красивейшие места. Рекомендованный нам участок. Сами эти дороги уже являются туристическими объектами!
Далее: 7я. Водопад под струями которого можно стоять. И ещё один большой и красивый. Названий не помню, есть в путеводителях.
Вообще очень много водопадов и тоннелей. Есть длинные тоннели – километров по 10…, есть прикольные. Один поворачивает под землёй на 180 градусов, в другом под землёй развязка со знаками…., есть с подъёмами и спусками по 10 градусов, есть спиральные….
Далее: Bergen.
Город красивый и понтовый. Знаменитая набережная. С одной стороны деревянные домики и деревянные же мостовые. Много пришвартованных лодок. Каждая стоит больше миллиона евро. На них сидят мужики в клубных кепках и бабсы с коктейлями. Хороший понт. Этакая выставка престижа.
Далее: снова 13я. Бесконечные сады. Здесь мы купались много.
Skjeggedal и Язык Тролля.
У нас были 3 тренинговых восхождения в горы. TrollTunga, Prekestolen и Kjerag. По степени красивости и возрастания сложности я бы расположил их так: Kjerag, Prekestolen, TrollTunga. Даже учитывая, что сам Язык Тролля мы так и не нашли. Там несколько троп, обозначенных красной «Т». Где то свернув не там, мы прошли несколько лишних километров, обойдя Язык стороной, видимо. Зря подробно не изучили карту на стенде вначале маршрута. И, вообще мы переоценили свои силы! За маршрут к Языку Тролля надо автоматом присваивать звание монстра. Дима так просто рассказал про маршрут (1 час + 3 часа) и про подъём по лестнице фуникулёра… Мы начали подниматься в 6 вечера. В реальности упомянутая лестница фуникулёра – это 2 доски с прибитыми (а кое где отвалившимися) поперечными планками на высоте 2-5 м. над землёй и под уклоном 45-80 градусов. Высота подъёма – 450м. Вместо перил оголённый электрический провод. Правда не под током (а, могут и включить!). Начали подъём. О**ели. Попытались подниматься по тропе внизу. О**ели второй раз. Снова залезли на доски фуникулёра. Вспоминаем Данилу Багрова из Брат-2, сцена когда он поднимается по лестнице к американцу. «Скажи мне, американец: в чём сила?». Это 150 этажей! Час подъёма. На вершине мы были похожи на красное криведко. Там уже о**ели французы, возвращавшиеся вниз. Они не верили, что можно подняться по фуникулёру.
Далее мы шли 3.5 часа по горам, по снегу, по почти невидимой тропе. Очень не просто.
Феноменально красиво! После фуникулёра деревенька. Там такая долина, похожая на чашу на высоте 850м. Очень необычное ощущение. Как будто чаша открыта сверху для света и закрыта снизу для мусора Земли. Деревенька туристическая. Походу в ней живут «дачники». Дальше маршрут по скалам.
Посидели на вершине горы. Там площадка тоже названная на карте рrekestolen. Очень красивый закат. Потом стал накрапывать дождь и стало холодно (+8). Вначале мы хотели заночевать на Языке, но потом передумали. Пошли назад. Спуск по фуникулёру – тоже тот ещё аттракцион. Ноги не держали. Спустились мы как космонавты, лунной походкой. Уже в полной темноте. Горячий душ внизу – супер!
В подобные путешествия обязательно берите смену белья и воду. Важны нескользкие ботинки. Бельё переодеться на вершине. Что бы не так заломно было там повисеть….
Prekestolen и Kjerag тоже очень красивы. Но, там поток людей похож на тропинку муравьёв. Маршруты построены грамотно для лучших впечатлений.
На Prekestolen есть две дороги – красная и зелёная. Люди упорно идут по красной. Kjerag реально весит над пропастью. Хотя забраться на него – никаких проблем.
Эти восхождения лучше не планировать в дни друг за другом. Хоть они и рядом. Отнимают прилично сил и ножки болят.
После Языка мы пару дней погрели пузо на скалистом пляже.
Далее: мы опустились на юг. Prekestolen.
И, Lindesnes fur. Это маяк на самой южной точке Норги. Поболтали ножками на скалах. Почувствовали себя морскими волками. Там памятник потопленному немецкому транспорту с русскими пленными на борту. Птичка-парус….
Далее: Kjerag. Маршрут с вбитыми в скалы штырями и натянутыми между ними цепями. Был туман. Фьорд внизу открылся всего минут на пять. В это время как раз какая то немецкая семья неспешно переправляла на зажатый скалами камень над пропастью малолетних детей, а потом фотографировалась в разных позах с чашками кофе…
Народ там непрерывным потоком. Кто-то стоял на камне в позе аиста, кто-то на четвереньках, вцепившись в камень….
Это был конец нашего маршрута.
Далее мы очень маленькими дорожками, сознательно петляя направились в сторону Oslo.
О самой южной части Норвегии создалось впечатление что – делать там нечего. Не очень интересно. Много людей, много машин. Промышленность. И, вообще чем ближе к людям, тем меньше обаяния природы. Хотя, кому что нравится….
В Stockholm мы попали на старт парусной регаты! Огромное количество парусников. Только огромных, пятимачтовых, высотой с девятиэтажку – 18 шт! Наш «Крузенштерн». «Бриз», «Штандарт» и «Седов». Несколько сотен маленьких. На пирсе и набережных праздик. Оркестры, шоу, лоточная торговля. Судна открыты для экскурсий. Наши матросы-курсанты шатаются по городу. Так же делают и остальные команды. Очень красиво! Форма, выправка. Особенно понравились девушки.
Был парусник из Мексики. Весь в огнях и флажках. Непрерывно звучит латинская музыка. Смуглые матросы в чёрной форме с белыми фуражками и золотыми шпагами!
День мы пошатались по Стокгольму.
Вот где сувенирный шопинг! Есть всё. Правда нас сувениры не очень интересовали. Накупили разной прикольной мелочёвки. Поели мороженного и клубники.
Далее: опять паром и опять перегон до дому.
После Норвегии я купался в родном озере как в горячей ванной. Один. Народ считает, что слишком холодно…..
Пробег 6000 км. Денег потратили что-то около 1000 евро.
Фоты: