https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=409&t=235261 - отчёт о жизни в Никарагуа
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1315&t=310185 - отчёт по Колумбии
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=409&t=318286 - отчёт о Панаме, Коста Рике, Никарагуа
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=332&t=363462 - отчёт о Мексике
Только сейчас нашла время и силы описать приключения в Гватемале, Сальвадоре и Гондурасе. Такой продолжительный вояж одним махом описать не удалось. Поэтому только так, частями.
***
Маршрут по Гватемале: Озеро Атитлан (города вокруг него) - Антигуа - озеро Атескатемпа ( внезапно исчезает и внезапно появляется)
Маршрут по Сальвадору: Санта Ана (покорение вулкана) - Лагуна Коатепек (кондоры) - Санта Клара (Зелёная лагуна) - Сан Сальвадор - Усулутан (лагуна Эль Рокотан) - Сан Мигель
Маршрут по Гондурасу: Сан Лоренсо - Чолутека
Путь к озеру Атитлан. Гватемала
Наземный переход границы из Мексики в Гватемалу меня обескуражил. Здесь никто не устанавливал шлагбаумов под контролем военных служителей границы, здесь никто не требовал показать паспорт с визами и штампами, здесь никому не было интересно – есть ли вообще у вас паспорт, здесь каждый отвечает за себя самостоятельно.


Поэтому мексиканцы и гватемальцы ходят из страны в страну по разным срочным и не очень делам под прикрытием широкополых сомбреро, а документ удостоверения личности им почти не нужен.
- А что их удостоверять? И так видно кто есть кто. Все свои, деревенские, а турист умный, он без документа ходить не станет, а если и выйдет из страны, то ненадолго. Его могут проверить у любого полицейского поста, при покупке билетов, в отеле. А зачем ему штраф? - таким стало умозаключение сидящего рядом со мной в ожидании автобуса высокого сухощавого старика из Голландии.
Он был прав, я и сама была грешна неоднократным переходом границ «за просто так», но всякий раз отлично понимала свою уязвимость. Видно было, что мой сосед завсегдатай этих мест, так и оказалось. Голландец давно живёт в Мексике, а в Гватемалу ходит, чтобы кровь в жилах не застаивалась. Ему 80 лет, но его молодцеватая походка, быстрая реакция на ситуацию никак не вязалась с возрастом, а когда седовласый и сухопарый старик вдруг стал отжиматься на асфальтированной площадке, то собрал вокруг себя толпу любопытных, и под всеобщие аплодисменты отжался немыслимое количество раз. Ни один из молодых парней не смог сделать и половины тех упражнений, которые осилил восьмидесятилетний мужчина.
Я смотрела на него, как на человека-робота, созданного удивлять нас, простых смертных, даже слегка гордилась, что мы оказались рядом в ожидании автобуса на Атитлан.


А у меня спина болит, да так, что не только элементарное приседание сейчас не по силам, даже шаг сделать едва могу. Вчерашняя мексиканская травма болезненным импульсом простреливала всё моё тело при малейшем шевелении рукой или ногой. Я даже и не представляла, как мне смочь усесться в автобус, как в него подняться, развернуться в салоне и аккуратно опуститься в кресло, при этом внести свои вещи? Я не понимала, как я смогу выйти в неизвестном Атитлане? Как я буду искать жильё? Как, вообще, я буду двигаться? Тревожные мысли гнала от себя, сконцентрировав всё своё внимание на окружающей суете.
Сидя на горке из пластмассовых ящиков, рассматривала снующих мимо нас латинос. Мне импонировало то, что женщины Гватемалы в повседневной жизни используют свой традиционный костюм из самотканого полотна с ручной вышивкой, подпоясываются тканевым широким поясом, расшитым национальным орнаментом, а длинные волосы чаще всего собирают в хвост под резинку.


Приграничная сутолока из людей, машин, повозок шумела многоголосо. Валютчики с пачками денег в руках сидели за своими министоликами и делали мне знаки через дорогу, надеясь, что я встану и обязательно подойду к ним поменять мои сильно поредевшие американские зелёные. Озабоченные лоточники мимо не проходили, считая обязательным делом зацепиться за меня и «впродать» мне сущую безделицу. Да и просто любопытные гватемальцы время от времени спрашивали о моей национальности.
Ожидаемый нами автобус всё-таки пришёл, и снова с меня, как с иностранки хотели взять за проезд больше положенного, но я уже научилась этому противостоять. До Атитлана заплатила, как все – 150 кетцалей (денежная единица Гватемалы), а это примерно $22 за четыре часа езды. Такую цену посчитала специальной, рассчитанной на иностранных граждан, которые из более обеспеченной Мексики едут в бедную Гватемалу.
Меня, как недвижимую больную, общими усилиями усадили поближе к двери. Соседями оказались два совершенно разных человека, объединяло их только то, что они оба обожали виски. Два компаньона среднего возраста, попивавшие всю дорогу вискарь, сидели слева от меня. Один из них весельчак, исполнитель музыки мариачи, статный и голосистый. Ехал на заработки. Он вёз с собой гитару в большом футляре и пел нам всю дорогу. Ему щедро аплодировали пассажиры. Второй - хитрец невысокого роста, с лихо загнутыми полями у сомбреро. Практичный торговец сувенирами возвращался домой из Мексики. Пока голосистый артист пел нам песни, «хитрован», что в сомбреро, тщательно подсчитывал общие затраты на напитки и поровну делил расходы на двоих. Ведь на каждой остановке они выходили, заставляя меня всякий раз шевелиться, и покупали себе всевозможное питие. При этом артист извинялся передо мной и искренне обещал снять целый дом на берегу озера Атитлан, как пострадавшей на мексиканской земле, то есть на его родине. «Хитрован» плюс к навыкам бухгалтера обладал неподдельным чувством юмора и смешными манерами, от которых хохотал весь автобус, при этом искренне удивлялся нашему дружному смеху. Артист, знай себе, успокаивал товарища, разливал на двоих виски-колу и снова пел на всю Гватемалу.
А когда приехали в поселение Панахачель, что раскинулось на самом берегу озера, то я попросила артиста, чтобы помог мне донести сумку до любого ближайшего хостела, где смогла бы остановиться на пару дней.


Надо отдать должное этому человеку. Чтобы я не ходила вслед за ним зря, он оставил меня в уличном кафе, а сам пошёл на поиски гостиницы. Вскоре вернулся с результатом, он осторожно переправил меня в отель Сан Франсиско, где имелись все блага цивилизации, где я первым делом вытянулась на кровати, считая, что первый барьер в Гватемале я взяла.