Идея поездки в Коста-Рику родилась, как ни странно, из планируемой поездки в Мексику. После пары месяцев безрезультатного отслеживания спецпредложений по авиабилетам до Мехико, вдруг, как щелчок в голове, возникла мысль : «А не поехать ли нам в Коста-Рику?»
Сравнив все плюсы и минусы путешествия по этим странам на данный момент времени, стало очевидно, что Коста-Рика лидирует.
Поездка была намечена на сентябрь. Приходящийся на сентябрь самый пик сезона дождей нас нисколько не смущал, а скорее наоборот вносил некий элемент непредсказуемости.
Поиск авиабилетов был непродолжительным, так как авиакомпаний, летающих туда с минимальным количеством пересадок, не так уж и много. В итоге самым лучшим вариантом в соотношении «цена – удобство стыковок» оказался Condor. Однако Condor напрямую из Франкфурта в Сан-Хосе не летает, а делает посадку в Санто-Доминго, Доминиканская республика. Это навело нас на мысль – а не высадиться ли нам в Доминикане и продолжить путь в Сан-Хосе спустя несколько дней? Плюсов в такой «высадке» было очень много:
- во-первых, это позволяло укоротить длинный перелет
- во-вторых, это позволяло постепенно снизить разницу во времени, так как разница с Санто-Доминго - 8 часов, а с Сан-Хосе – 10 часов.
- в-третьих, это позволяло диверсифицировать погодные риски, так как чем больше климатических зон задействовано в поездке, тем выше вероятность, что хоть где-нибудь, да повезет.
- в-четвертых, это позволяло расслабиться после длинного перелета и разницы во времени
- в-пятых, это вносило элемент пляжного отдыха, которого в нашей программе по Коста-Рике как такового не намечалось
- ну и, наконец, это позволяло хотя бы краем глаза взглянуть на страну, в которую специально мы бы наверное никогда не поехали.
В конечном итоге было решено провести в Доминикане 3 дня и соответственно забронированы билеты по следующему маршруту:
СПб - Франкфурт - Санто-Доминго;
Санто-Доминго – Сан-Хосе;
Сан-Хосе - Санто-Доминго – Франкфурт - СПб .
Все рейсы выполняла а/к Condor, кроме перелетов из Питера до Франкфурта и обратно, которые осуществляла Lufthansa.
Свое мнение о перелетах Кондором я уже оставила в соответствующем разделе, поэтому повторяться не буду. В целом, нам все понравилось. Народу на самолете было очень много, почти не было свободных мест. Было ощущение «воздушной маршрутки».
Багаж зарегистрировали и дали посадочные сразу до конечного пункта, что туда, что на обратном пути.
Итак, в путь!
Состав наш был весьма невелик – мы с мужем, и наша маленькая дочь, которой на момент поездки было 2 года 7 месяцев и которая с рождения путешествует вместе с нами.
Прежде чем перейти к описанию нашего путешествия по Коста-Рике, хотелось бы немного отойти от темы и написать пару слов про Доминикану.
Я могу сказать, что Доминикана произвела на нас весьма приятное впечатление. Может быть просто потому что мы особо ничего и не ждали от этой страны, а использовали исключительно как перевалочный пункт.
Мы решили «гулять-так гулять» и остановились там в пятизвездочном отеле на пляже Bayahibe, что недалеко от городка Ля Романа (La Romana) . Там же рядом находится остров Саона, являющийся частью национального заповедника, куда мы тоже не поленились сплавать.
Погода все эти дни была замечательная и очень комфортная. Ураган «Айрин» к тому времени уже давно миновал те края, а ураган «Катя» как раз в это самое время обходил стороной. Солнце палило не очень сильно, а дожди за это время были 2 раза по 15 минут и оба раза выпадали как по заказу на обеденное время
Карибское море – очень ласковое, теплое и спокойное, вода – прозрачный бирюзовый кисель, песочек – белая мука. Уже ради одного этого стоило туда заехать! А дочка была вообще в полнейшем восторге!
Доминиканцы – очень веселый, шумный и зажигательный народ, едва заслышав ритм музыки, сразу начинают крутить попой. Правда обладают изрядной долей расслабленности и пофигизма. Но это в принципе характерно для практически всей Латинской Америки. А вообще вся эта атмосфера веселья, легкости и непринужденности создавала ощущение праздника. Вот несколько фотографий, чтобы немного передать доминиканское настроение:
Трех дней в Доминикане вполне хватило, чтобы насытиться «тюленим» отдыхом и душа уже буквально требовала какой-то активности. И мы с радостью отправились навстречу новым приключениям в Коста-Рику.
План передвижения по Коста-Рике был простой. Основная задача была посмотреть оба побережья, вулкан Ареналь и уложить все это вместе с переездами в 10 дней. В итоге получилась такая программа:
Вулкан Ареналь (3 дня) - Мануэль-Антонио (3 дня) - Пуэрто-Вьехо (3 дня)
Вообще правило «трех дней» уже не раз оказывалось очень полезным при планировании путешествий в условиях ограниченности времени. В среднестатистической ситуации 3 дня это такое оптимальное время, которое позволяет довольно спокойно и без спешки получить представление о месте дислокации, и в то же время это не очень много, чтобы не начать кусать локти от досады, если вдруг место совсем не понравится.
В целом о Коста-Рике...
Во многом Коста-Рика нас удивила. То, что она довольно сильно отличается от других стран Латинской Америки, причем в лучшую сторону, сразу бросается в глаза.
Прежде всего, это население.
Во-первых, абсолютное большинство костариканцев – белые. Выглядят совершенно как европейцы. Даже проживающие на юге Италии или Испании гораздо темнее.
Во-вторых, это темперамент. Трудно представить, чтобы среднестатистический латиноамериканский житель обладал таким спокойствием и даже медлительностью.
В-третьих, меня просто поразило их знание английского языка. Конечно, говорят на английском далеко не все, но те, кто все-таки говорят, то очень даже хорошо, без ужасного труднопонимемого акцента, а скорее на американский манер.
В-четвертых, по статистике уровень грамотности в стране, а также продолжительность жизни – очень высокие. Гораздо выше, чем в России. И вообще общаясь с костариканцами, у меня сложилось впечатление, что они гораздо образованнее, чем в других странах Латинской Америки. По крайней мере на уровне общего развития и кругозора.
Очень удивил нас уровень чистоты в стране. Если не считать Сан-Хосе и пригородов, а также «крупных» городов, таких как Лимон, например, то в остальном страна словно вылизанная. Даже в районе Карибского побережья. А самое главное – очень ухоженная. Трава на обочинах везде аккуратно и коротко подстрижена, все утопает в красивых цветах. Дома в деревнях простенькие, но опять же очень аккуратные. Кстати, молодой семье госудаство бесплатно строит дом.
Еще одно, что поразило нас до глубины души - это цвет зелени. Я такого цвета не видела нигде. Он просто какой-то нереальный, сюрреалистичный. Его невозможно описать, фотографии тоже не до конца передают – такой сочный салатовый цвет всех оттенков, наполненный влагой, сочностью, свежестью, жизнью... Что-то отдаленно напоминающее нашу зелень ранней весной, если увеличить ее насыщенность раз в так в пять. Да и вообще пейзажи там - одно из самых сильных воспоминаний. У меня до сих порт стоит перед глазами картинка этого фантастического зеленого цвета.
Может быть это именно потому что мы там были как раз в «зеленый» сезон. И что удивительно, на Карибском побережье уже не было такого цвета – все какое-то более подсушенное и желтое.
Цены
Удивили нас и цены в Коста-Рике. Мы конечно ожидали, что они далеко не низкие, но они не то что довольно высокие, но иногда даже достигают европейских. Причем если взять, к примеру, еду , то цены, скажем, в небольшой забегаловке не будут существенно отличаться от ресторана при дорогом отеле. Хотя конечно я уверена, что если пожить там подольше и разобраться что к чему, то скорее всего можно найти цены гораздо ниже, а не заготовленные для туристов. Но у нас такой возможности, к сожалению, не было.
Кстати, что касается оплаты в местной валюте и долларах, то со временем я уяснила простую вещь: там где цена указана в колонах – выгоднее расплачиваться колонами, там где цену называют в долларах – выгоднее платить долларами. В любом случае, там где будет пересчет в другую валюту, неважно какую, пересчет будет не в нашу пользу.
Дороги
Про дороги в Коста-Рике написано уже и так очень много, поэтому углубляться не буду. Скажу только одно, что на нашем пути все дороги были очень приличные ( за исключением небольших отрезков на пути к вулкану Поас и Саду Водопадов). Единственное конечно напрягает, что в большинстве случаев они двухполосные, а так как местные водители неторопливые, да и ограничения скорости очень уж суровые, то иногда это сильно раздражает. Скоростной режим в основном совсем не «скоростной»: населенные пунты – 25 км/ч, вне населенных пунктов на обычных дорогах – 40 км/ч, на магистралях в основном 60 км/ч, в редких случаях 80 км/ч. Автомобиль мы взяли Toyota RAV4, его «внедорожных качеств» если можно их так назвать, хватило с головой.
Погода
Отдельно хочется подробно написать про погоду в сентябре, так как погода в сезон дождей является довольно животрепещющей темой.
Вообще мы очень любим ездить в несезон, в противофазе с большинством. Риск конечно есть, но как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Зато в случае удачи мы получаем бонусы в виде низких цен и отсутствия толп. Если первый фактор идет как приятное дополнение, то второй - во многих случаях для нас становится решающим.
С погодой нам, я считаю, повезло очень. Дожди иногда шли, но совершенно гармонично вписывались в наши планы. Чаще когда уже стемнеет или ночью. Но лучше описать погоду в каждом конкретном климатическом регионе:
Район Сан-Хосе и Ареналь: сильный дождь был только в день переезда на Ареналь, в остальные дни дождей как таковых не было. Тепло и довольно облачно.
Район Мануэль-Антонио ( Central Pacific):
За три дня дождей почти не было. Небо ясное, не слишком облачно. В последний день был только дождь где-то с 16 и до темноты.
Район Карибского побережья (Caribbean coast): дожди были только по ночам. Очень солнечно, почти безоблачно, очень жарко и влажно. Влажность и температура гораздо выше, чем на тихоокеанском побережье.
Часть 1. Сан-Хосе – вулкан Ареналь
Перелет из Доминиканы занимает около трех часов, разница во времени с Коста-Рикой составляет еще минус 2 часа, итого в общей сложности минус 10 часов от столицы нашей родины.
В 7 утра мы прибыли в Сан-Хосе. Очень порадовал аэропорт: новый, красивый, чистый, современный.
Все отели по маршруту мы бронировали заранее, так как любим приезжать в конкретное место, где тебя уже ждут ☺
Автомобиль забронировали в Europcar: Toyota RAV4 1.5, автомат. Стоило это удовольствие за 10 дней 399 евро с франшизой в 1000 евро, включая второго водителя и детское кресло.
В информации от Europcar было указано Meet&Greet Service. Однако встречать нас никто не торопился. Осмотрев все внутри и снаружи аэропорта, мы не нашли никаких бумажек или указателей с надписью Europcar. Так как терять время не хотелось, то решили поскорее взять такси и доехать до их офиса, что находится в 7 милях от аэропорта , самостоятельно.
В офисе нам сообщили, что шатл как раз сейчас в аэропорту и нам надо было просто им позвонить. Правда откуда звонить –непонятно, так как роуминг в Коста-Рике не работал, а если бы и работал, то стоил бы этот звонок уж явно не меньше стоимости такси. Ну да ладно.
Девушка в Европкаре оказалась ну очень медлительной. Очень много, долго и медленно все время что-то рассказывала, очень долго оформляла документы. Особенно ее удивило, что у нас уже имеется свой gps-навигатор, да еще и с костариканскими картами.
В итоге где-то через час нам выдали новенький RAV4 c запаской, на которой висел огромный замок и который дико стучал, скрипел, гремел и скрежетал на каждой кочке. Предупредив нас о штрафах за превышение скорости в размере 600 долл, мы распрощались и тронулись в путь. Выезжая из офиса, мы заметили как раз подъехавший шатл из аэропорта, из которого вышло человек 8, направившихся к стойке оформления. С учетом скорости обслуживания, можно представить, сколько бы мы там потеряли времени, если бы поехали на этом шатле. Так что все что ни делается – все к лучшему!
Первым нашим пунктом назначения был вулкан Поас. Навигатор показывал расстояние до него не более 30 км, но почему-то упорно предупреждал нас, что ехать мы будем не меньше часа. Вскоре все стало ясно. Скоростной режим на этом участке колеблется от 25 до 40 км/ч. К вулкану подъехали где-то к 10 часам утра, но к этому времени кратер был почти весь затянут облаками. Однако это нисколько не уменьшало его величественности и даже наоборот придавало особую драматичность и живописность всей картине.
Затем наш путь лежал к Waterfall Gardens или же Сад Водопадов. Дорога на этом отрезке была наверное самая плохая за всю поездку, некоторые участки были без покрытия, с огромными выбоинами.
Сад Водопадов понравился невероятно! Вход стоит 35 долларов. Территория очень красивая, многоуровневая, все утопает в зелени, цветах, дорожках, искусственных водопадиках, гротах, все очень удобно и продуманно.
Там же есть очень уютный ресторанчик в тропическом стиле, по системе «шведский стол», стоит в районе 10 долларов на человека, кормят очень вкусно. Даже смесители в туалетах сделаны в виде маленьких гротиков, из которых течет вода.
На территории расположено несколько павильонов, в которых обитают птицы, обезьяны, бабочки, лягушки, ягуары, а также образец традиционного костариканского домика.
Особенно понравился павильон с птицами, представляющий собой кусок джунглей, ограниченных сеткой, чтобы его обитатели не разлетелись. Однозначным хитом этого павильона являются туканы! Туканов там очень много, причем разных видов, цветов и размеров. К ним можно подходить вплотную и даже при желании позволить им сесть на руку. Я, как любитель туканов, была в полнейшем восторге, так как в живой природе так близко их не увидишь, а в зоопарках они обычно сидят в клетках
Павильон с птицами:
Бабочки:
Колибри:
После осмотра обитателей, предполагается спуститься по тропинке в джунглях к самим водопадам. Водопадов пять. Самый большой и мощный из них очень впечатляет. Но не менее впечатляет и сам лес вокруг. Все вместе с водяной взвесью от водопадов, мхами и лианами выглядит очень сюрреалистично. Особое настроение всей картине добавлял и начавшийся тропический дождь. В конце пути, тропинка выходит к месту, где можно сесть на бесплатный автобус, который довезет обратно ко входу. Очень удобно.
Слегка подуствшие, но дико довольные мы плюхнулись в машину, с мыслью поскорее добраться до Ареналя. По моим подсчетам дорога до Ареналя должна была занять ну от силы час-полтора, максимум два. Но тут навигатор нам приподнес сюрприз – ориентировочное время 4,5 часа пути! Оказывается, дорога на север от Сада Водопадов была закрыта и чтобы попасть на Ареналь, надо было вернуться назад и сделать крюк. Очевидным стало и то, что большая часть этого пути пройдет в темноте. Особой остроты добавлял усилившийся к этому моменту тропический ливень. Ну что ж, делать нечего, надо ехать.
Эта дорога была наверное самой тяжелой из всех наших переездов. Казалось,что она не закончится никогда: бесконечная череда поворотов, подъемов, спусков, дополняемые кромешной темнотой, низкими облаками, водяной взвесью от дождя, непрекращающимися ливнями и сверкающими со всех сторон молниями. Ливневые стоки превратились в бурлящие горные реки.
Возникло ощущение наступления конца света!
Часам к 8 вечера мы, почти полностью обессилившие в результате раннего подъема в 2 часа ночи, перелета, всех переездов, насыщенного дня и добитые этой бесконечной дорогой, наконец, прибыли к нашему отелю – Arenal Observatory Lodge, где тут же рухнули на кровать и провалились в глубокий сон.