Подсказка: в слове Эмбера ударение падает на последний слог.
Когда-то их безжалостно уничтожали, потом просто не замечали, теперь с любопытством изучают.
В Панаме проживает много индейских племен, но самых крупных три: Нгобе-Богле (самое крупное), Гуна-Яла (2-е по численности), Эмбера-Воунаан (соответственно, 3-е).
Самое популярное у туристов племя Гуна-Яла. Они живут на островах Сан Блас, у них отдельный административнй округ, именно они шьют молас.
В большинстве источников племя называют Куна-Яла, но недавно выяснилось, что в их языке нет звука "к", теперь они Гуна. С плененем Нгоба-Богле, кстати, произошла подобная история. По-моему, раньше они были Бугле.
Индейцы Гуна часто встречаются в Панаме. Конечно, самое большое их скопление наблюдается в точках продаж сувениров, но можно встретить в очереди в супермаркете, например, или выгуливающими детей в каком-нибудь провинциальном городке. Узнать легко: женщины всегда и везде носят национальные костюмы. Предполагаю, им это удобно.
Мы купили у них парочку сувениров, они разрешила с собой сфотографироваться. Иначе отворачивают лицо и прячутся.
Во мне 163 см роста, в своем племени я чуть ниже среднего, она в своем - самого среднего.
Лицо более крупным планом. Здесь заметно, что в нос у нее вставлено кольцо.
Есть легенда о том, что однажды девушка Гуна поцеловала заезжего гостя, с тех пор всем девушкам велено носить в носу кольцо, чтобы быть менее привлекательными.
Хотя, честно говоря, там что с кольцом, что без кольца, все Гуна очень страшненькие. О симпатичности речь не идет, хотя бы просто не отталкивающая внешность среди женщин - редкость. По крайней мере, на мой вкус.
Вот Эмбера - другое дело. У них девочки довольно милые. Откровенно некрасивых вообще не встретили. Вот к ним и поедем.
Нас вышла встречать вся деревня. Подходили по очереди, здоровались по-испански и обязательно пожимали руку. Я была так увлечена процессом, что забыла напрочь про фото.
В отличие от Гуна, кстати, Эмбера очень дружелюбные и улыбчивые. И фоторафировать себя разрешают охотно и даже с радостью.
Ходят босиком, одежды минимум. На фото выше на женщинах яркие юбки (точнее, куски материи, обернутые вокруг бедер и талии), это повседневка. Когда в гости приезжают туристы, прикрывают грудь яркими накидками из "бисера".
Мужчины в обычное время носят лишь красный или желтый кусок материи, прикрывающий лишь одно причинное место. Но встречая туристов, оборачивают бедра яркими короткими юбочками из того же "бисера".
"Бисер" этот они берут у соплеменников из Колумбии. Он довольно крупный (около 5мм) в диаметре, но они утверждают, что это такие песчинки. Да-да, именно они, не ошибка переводчика, я удивилась и два раза переспросила. Наш гид-индеец уверенно утверждал, что это arena (песок).
Такая юбочка весит килограмма три, накидка на грудь - 1,5-2. Индейцы говорят, что китайцы делают такой "бисер" из пластика, он очень легкий, но им не нравится. Конечно, ведь три килограмма на себе таскать куда лучше, чем 300 грамм, кто бы спорил! Вот у нас тоже некоторые очень любят ботинки с подошвой из гусеницы трактора.
Женщинам, кстати, в этих нагрудниках неуютно. Нет привычки что-то носить, вот и мешает. Стоит туристам отвлечься куда-то, сразу снимают, дают груди вздохнуть.
А вот детишек лишними одежками не мучают. Они одеты так, как и взрослые, когда гостей нет.
Хотя в школу ходят в школьной форме (иначе в Панаме нельзя) и в обуви. Не заметила, чтобы школьная одежда их тяготила. Видно, в детстве ко всему привыкнуть легче.
Кстати, дети индейцев ничем не отличаются от любых других детей мира. Любимое место - под столом!
Здесь можно играть, прятаться и делить гостинцы.
Насчет гостинцев. Нас гид предупредила, что в деревне живет много детей, что у туристов сразу будит желание детишек угощать. И обязательно конфетами. Индейцы просят этого не делать. Хотите угостить детей, купите что-то более полезное.
В общем, карамелька - хорошо, а килограмм мяса лучше.
Мы привезли им соки. У индейцев Эмбера, проживающих на реке Чагрес (здесь их не много, основное племя живет ближе к Колумбии в провинции Дарьен) овощей и фруктов недостаток, поэтому витамины лишними не будут.
Да, у индейцев в Панаме недостаток фруктов. Нас это тоже удивило. Но все оказалось не просто. В 80-е годы в местности, где уже проживали и занимались сельским хозяйством индейцы Эмбера, правительство учредило национальный парк Чагрес. Охоту и сельское хозяйство запретили, оставив на пропитание лишь разрешение на рыбную ловлю.
Однако одним лишь подножным кормом и рыбой прокормиться сложно, индейцы обратились к правительству с просьбой дать им возможность оказания туристических услуг. Переговоры (или уговоры) длились дольше десяти лет. Только в начале двухтысячных у индейцев появилась возможность принимать туристов. И благодаря этой возможности мы попали в деревушку Тусипоно.
Деревушка небольшая. Население - 68 человек. Электричества нет. Дома стоят на сваях, защищающих от диких животных. Когда-то дом представлял собой лишь сваи, пол и крышу. Но туристы народ любопытный, постоянно норовят заглянуть в чужой дом поглубже, поэтому сейчас в домах индейцев появилось некое подобие стен.
Почти завершенное строительство нового дома для молодой семьи.
По такому полу ходить поначалу немного страшно. Потом привыкаешь, но все равно не уютно как-то, не уверенно.