Изначально планировал посетить и Сальвадор, но в процессе составления маршрута обнаружил, что Сальвадору хочется уделить 3 дня, а есть только 2, причем один из них приходится на понедельник, когда там все закрыто. В итоге решил, что лучше как следует посмотреть 2 страны, чем "не как следует" 3, а в Сальвадор еще будет возможность попасть из Гватемалы.
Разумеется, отвечу на вопросы, и, конечно, уточнения и добавления welcome.
Итак,
Цели поездки (в порядке приоритета):
а) Максимально посмотреть страны
б) Практика и улучшение испанского
в) Нырялка (Utila, Isla de Maiz)
Собственно отдых, в привычном его понимании (как-то: пляжный расслабон, ночная жизнь, и т.п.) приоритетом не являлся, так что я мало, что могу сказать на эту тему .
Маршрут (только города, достопримечательности не указываю):
San Jose (Costa Rica) – Rivas – San Juan del Sur
San Juan del Sur – Rivas – San Jorge – Isla de Ometepe
Isla de Ometepe – San Jorge – Rivas – Granada
Granada – Masaya – Managua – Leon
Leon – Managua
Managua – Tegucigalpa – San Pedro Sula
San Pedro Sula – Santa Rosa de Copan – Copan Ruinas – Tela
Tela – La Ceiba
La Ceiba – Isla Utila
Isla Utila – La Ceiba – Tegucigalpa
Дальше планировалось:
Tegucigalpa – Managua – Rama – Bluefields
Bluefields
Bluefields – Corn Island
Corn Island – Managua
Managua – San Jose
А получилось, к сожалению:
Tegucigalpa – Las Manos – Tegucigalpa
Tegucigalpa – Choluteca
Choluteca – Guasaule – Chinandega – Managua
Managua – San Jose
Путеводитель.
Я пользовался Rough Guide Central America, Negoro – Lonley Planet Central America on the shoestrings. В целом, они равнозначны и оба пригодны к использованию. Выбирайте любой на свой вкус. Недочеты и неточности были найдены и в том, и в другом. Слегка устарели (оба они, ежели не ошибаюсь, 2004г. издания): цены кое-где выросли (а где-то и не выросли вовсе), посольства и автобусные терминалы переехали, расписание изменилось, но никуда не делись достопримечательности, никуда не делись способы перемещения между ними, и, к счастью, никуда не делись и описанные в этих путеводителях отели, в которых я останавливался (за всю поездку обнаружил единственный отель, который на момент моего приезда уже не существовал).
Визы
Хе-хе, перед путешествием я полагал, что поездка AndySpb и Ко + наша с Negoro + недавние поездки других форумчан внесут полную ясность в этот мутный вопрос. Путешествие позади, а полной ясности так и нет. Изложу свое понимание предмета, постараюсь отделить проверенные факты от предположений и непроверенной информации, полученной в посольствах, на границах, в агентствах Тикабус и т.п. Почему я не доверяю на 100% этим источникам – напишу позже в качестве наблюдения об особенностях менталитета аборигенов. Итак, по визам (касаемо граждан РФ, разумеется):
- Виза в Коста Рику не требуется. Думаю, все это и без меня знают, привожу сей факт "до кучи" и для новичков.
- Никарагуанская виза в Москве делается за полчаса-час (писал тут: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=31131 ). Паспорт + 25$ (можно в рублях). Личное присутствие не требуется, кто-то может сходить с вашим паспортом вместо вас (проверено на собственном опыте). Визовый коридор 30 дней, срок действия 30 дней. В консульстве секретарь мне (и Andy, кстати, тоже) пел про то, какая это замечательная и универсальная виза, по которой можно чуть ли не в США въехать, а уж в Гондурас-то всяко! Брехня. На поверку оказалось, что никуда, кроме Никарагуа, по ней не пускают, к тому же она еще и одноразовая, как презерватив: снял (т.е. выехал из страны) и можно выбросить. Меня завернули на границе, когда я пытался по ней второй раз въехать из Гондураса в Никарагуа. Не помогли никакие уговоры, красочное описание той жопы, в которую я попадаю, если не въеду в тот же день, и намеки на "возможность решить вопрос на месте". Поостыв, я решил, что оно, пожалуй, и к лучшему, что не пустили: тогда у меня было еще время вернуться в Тегус и получить там новую визу, что я и сделал. А представьте, если бы я полулегально (а, по сути, нелегально) въехал бы в Никарагуа, какой отличный объект для разводки я бы представлял собой для никарагуанских пограничников на выезде в Коста Рику! В лучшем случае развели бы на бабки, а в худшем -- опоздание на самолет из Сан Хосе и в результате попадалово на еще большие бабки. Я, конечно, приключенец, но ну его нах такие приключения! Правда, из-за этого мне пришлось выбросить из маршрута по Никарагуа Блюфилдз и Кукурузные острова (где у меня была запланирована нырялка) ((, и пожертвовать уже уплаченными за билеты туда-обратно 185$ (( Знаете, 185$ вроде бы и небольшая сумма, легко вписываемая в "непредвиденные расходы" к которым должен быть готов каждый самостоятельный путешественник, но там она кажется значительной: жить и перемещаться на автобусах можно за 15-20$ в день, об этом ниже. Но не увидеть Блюфилдз, который совсем не похож на западную часть Никарагуа, и в котором, если верить путеводителю, день моего пребывания приходился на неделю местного карнавала, было куда как жальче. Что ж, может быть, в будущем найду на него 2-3 дня, когда поеду в Коста Рику. Итак, второй раз визу Никарагуа получал в Тегусе. Заполнил анкетку на одну страничку (прикольно, помимо прочего, надо указать рост, цвет волос, глаз, кожи и особые приметы), отдал паспорт +25$ (только в долларах, в лемпирах не берут!), сказали приходить за визой через 2.5 часа. Вернее, если уж совсем придерживаться фактов, то подал я документы в 9.00, сказали приходить на получение в 11.30. К 11.30 собралось еще человек 5-6 "соискателей", которых я не видел, когда подавал документы. Я не знаю, может, просто у них там к 11.30 посол на работу подтягивается и шлепает визы в поданные секретарем паспорта Так что вполне может статься, что подать документы можно и в 11.00 и получить в те же 11.30. Посольство работает по будням с 8 до 12 на подачу документов, выдача до 14.00. Проблем с получением не возникло. Совет: если планируете, как я, двукратное посещение Никарагуа, просите в консульстве Никарагуа в Москве какую-нибудь более другую визу, которая реально дает такую возможность. Не верьте секретарю, который будет вам втирать то же самое, что и мне. Ссылайтесь на мой печальный опыт. Если кто уже такую многоразовую визу получал, поделитесь процедурой.
- Виза Гондураса. Консульства Гондураса в России нет. Я ее делал в Сан Хосе (Коста Рика) и присутствовал при получении таковой Negoro в Манагуа. Одноразовая виза, срок действия 30 дней, визовый коридор 30 дней. Процедура получения у нас была схожая: паспорт + ксерокопия первой страницы паспорта + ксерокопии всех действующих виз в паспорте (+, наверное, ксерокопии предыдущих виз Гондураса, у нас таковых не было, поэтому могу лишь предполагать это) + фотка 3х4 + как бишь это называется, словом, подтверждение платежеспособности (мы подавали ксерокопию каждый своей кредитки, которая, разумеется, может быть пустой, с исчерпанным кредитным лимитом, никто это проверять не будет, лишь бы действующей) + оплата. Билеты туда - обратно не требуются. Вернее, не потребовались в наших случаях (и у Andy тоже, у Andy не потребовалось даже подтверждение платежеспособности), но они формально присутствуют в списке необходимых документов (видел список собственными глазами), о чем считаю нужным вас предупредить. В худшем случае, наверное, могут потребовать и билеты, как повезет. С оплатой так: в СХ с меня содрали 30$ + 25$ за срочность с оплатой на их счет в банке. Банк там находится минутах в 10-ти ходьбы в один конец. Итого вся процедура заняла примерно час. С Negoro же в Манагуа взяли, если не ошибаюсь, только 30$ с оплатой на месте, процедура заняла около получаса. То, как мы искали это посольство в Манагуа, и как я искал посольство Гондураса в СХ -- отдельная песня, про это ниже. А теперь отличия: моя виза, полученная в СХ, называлась Visa Cetroamericana CA-4 (выглядит она как штамп на всю страницу), у Негоро же (полученная в Манагуа) это была чисто гондурасская виза (не штамп, а вклейка в паспорт, выглядит совсем по-другому). Однако, моя CA-4 не являлась универсальной центрально-американской, с которой можно свободно ездить по Никарагуа, Гондурасу, Сальвадору и Гвате, а была лишь одноразовой гондурасской, как и у Negoro. Не знаю, пустили ли бы меня по ней в Сальвадор, но вот обратно в Никарагуа не пустили .
- Виза CA-4. В обоих посольствах Гондураса мне сказали, что оная виза выдается только резидентам одной из этих стран. Кстати, в иммиграционной форме, которую заполняешь при пересечении границы, CA-4 значится, как отельный вид въездного документа, отличный от паспорта. То, что мне дали такую в СХ объяснили лишь отсутствием у них вклеек обычной визы, такой, которую дали Negoro в Манагуа. Так же было сказано, что никуда, кроме Гондураса меня по ней не пустят. На ней даже галочка стоит напротив Гондураса. И печать только гондурасского посольства. Собственно, даже при въезде в Гондурас произошла заминка: звонили куда-то, консультировались, имею ли я право въезжать по такой визе. В Сальвадор я с ней не пытался въехать, но вот обратно в Никарагуа меня по ней не пустили. И пограничники, и работник Тикабус безошибочно распознавали ее как сугубо гондурасскую. Я знаю, что Andy и Ко удалось получить в том же посольстве Гондураса в СХ такую многоразовую на полгода (я ее видел собственными глазами в его паспорте, если кто вдруг сомневается ), съездить по ней в Гондурас и Сальвадор и даже вернуться по ней же в Никарагуа. Это, безусловно, большая удача и заслуга Andy, который смог убедить консула. Но на месте будущих путешественников я бы не стал рассчитывать на такую удачу. Надежнее исходить из того, что в каждую страну (исключая Сальвадор) придется делать отдельную визу. Это, что называется, плохая новость. Хорошая же новость состоит в том, что с высокой долей вероятности можно рассчитывать на получение визы любой центро-американской страны за один день. Я бы смело летел в Коста Рику вообще безо всяких виз и получал бы их по мере продвижения по странам. Получение визы можно совместить с осмотром столицы. До обеда виза, после обеда осмотр столицы, полдня хватит на любую, достопримечательностей там немного. Или даже сразу вон из столицы, если считаете, что нечего там смотреть. За оставшиеся полдня реально уехать довольно далеко даже на общественном транспорте. Например, я после получения визы Никарагуа в Тегусе, где мне смотреть и делать уже было нечего, сразу уехал в Чолутеку.
- Про то, как Negoro решал вопрос с визами Сальвадора, Гваты и Белиза, ничего не знаю, ибо мы с ним, как и планировалось, расстались раньше этого. Надеюсь, он сам про это напишет, когда вернется.
Если время на маршруте критично, то рекомендую, по возможности, еще до поездки озаботиться обнаружением местонахождения всех необходимых посольств, причем лучше им позвонить, подтвердить не только адрес, но и какой-нибудь общеизвестный ориентир, возле которого они находятся. Во-первых, посольства ЦА стран имеют там тенденцию переезжать с места на место. Тот адрес (и телефон), который вы найдете в своем путеводителе, скорее всего, уже протух. А, во-вторых, в ЦА таксисты ездят не по адресам, а по ориентирам, причем сами посольства этих ЦА стран таковыми ориентирами не являются. Не надейтесь, что вы просто вальяжно плюхнетесь в такси, небрежно бросите: "В посольство Гондураса", - и таксист столь же легко отвезет вас туда. 99.9%, что он не знает, где это и спросит вас, хотя бы район, а лучше и ориентир. В СХ для посольства Гондураса у меня был такой ориентир, данный мне Andy (как я запомнил): по дороге из аэропорта в город, после Ниссан-центра перед парком свернуть направо и струячить еще 1-2км. Это не помогло. Таксист привез меня примерно туда, и давай у всех встречных-поперечных спрашивать, где посольство Гондураса (сам он, разумеется, не знал). Наконец, другой таксист авторитетно сказал, что оно в другом конце города, а здесь только посольство Сальвадора. Ладно, думаю, может, я плохо запомнил, что мне говорил Andy, или Andy перепутал посольства (он был в обоих), поедем в другой конец города, к тому же и мой путеводитель писал, что оно там, а не тут. Естественно, там посольства не оказалось, в результате поисков мы нашли лишь то место, где оно было, но переехало. Поиски зашли в тупик, но ситуацию спасло наличие у таксиста мобильника и наличие в СХ телефонной справочной службы, куда можно позвонить, и вам дадут телефон искомого учреждения. Получив телефон посольства, таксист позвонил им и выяснил, что оно-таки там, где говорил Andy, т.е. опять на другом конце города от нас Вся эта веселуха заняла часа 2 и стоила мне 20$ (из аэропорта), зато я насмотрелся на СХ из окна машины, дважды проехав город почти из конца в конец . Рекомендую алгоритм всем, кто будет искать эти посольства в СХ: сразу просите таксиста звонить в справочную, а потом непосредственно в посольство. Текущий телефон посольства такой: 2915145, текущий ориентир: посольство США (это они знают), оно находится на перекрестке большой улицы с улицей поменьше, по этой меньшей улице от перекрестка (на той же стороне большой улицы, где и посольство США) метров 100-200 и метров 50 направо.
Еще, я бы сказал, драматичнее происходили поиски посольства Гондураса в Манагуа. Мой путеводитель Rough Guide давал один адрес, ЛП Negoro -- другой, и мы решили, что хотя бы один из них не врет, а заодно и посмотрим, чей именно, т.е. какой путеводитель «круче» . Кстати, ни мобильника у таксиста не было, ни про справочную службу он не слыхал, так что все равно применить мое костариканское ноу-хау не представлялось возможным. В общеем, опуская детали, сперва радовался Negoro, потом я, что и его путеводитель также пиз...т, как и мой, ибо посольство успело переехать с обоих адресов. Но когда после суммарно 2-х часов поиска посольства не оказалось и в третьем месте, и никто в округе не мог сказать, где же, черт его побери, оно находится, стало уже совсем невесело. Стрелка часов неумолимо двигалась к 11.00, т.е. оставалось чуть более часа на поиски посольства и подачу документов, а у нас не было ни малейшей идеи, как продолжать поиски. В отчаянии таксист просто поехал наудачу в район, где находится большинство посольств, бормоча что-то про посольство Испании, дескать, может там знают. Сперва мы проехали посольство Испании, потом родное, российское, потом еще доминиканское, и тут мне пришла в голову спасительная идея обратиться за помощью к соотечественникам. Negoro исчез за стеной, за которой гордо реял триколор, и, о, чудо! появился через 5 мин с уже проверенным по телефону адресом и ориентиром. В довершение нашей удачи, это оказалось совсем недалеко, так что в 11.30 мы были на месте. Итого 2.5 часа поисков и 10.5$ за такси. Считаю, что нам еще повезло: мы могли вообще не успеть его найти в тот день до закрытия, потеряв, таким образом день, что при нашем плотном графике было бы крайне нежелательно. Совет: приходите в посольства с готовыми ксерокопиями того, что я перечислил выше. В СХ в посольстве был ксерокс, а вот в Манагуа не оказалось, и ближайший находится километрах в 5 (Carretera a Masaya, Galeria Santo Domingo - это такой большой торговый центр, таксисты знают, нам пришлось туда ехать, а это заняло еще минут 40 взад - назад, потому что район посольств -- это такой богатенький тихий район, где все на своих машинах,
а такси там хрен поймаешь, нету их, надо сперва выйти на шоссе в Масаю). Надеюсь, Negoro не про...л ту бумажку с адресом, что ему дали в российском посольстве, и приведет здесь адрес и ориентир. Я же пока посоветую ориентироваться на посольство Испании (его местонахождение наш таксист знал, должны знать и другие, это более-менее известный объект). Перпендикулярно от него идет улица, на ней метров через 200 по правой стороне российское посольство, просите адрес нужного вам посольства у них и обязательно просите их позвонить туда, чтобы подтвердили адрес:)
Про Тикабус
- У Тикабуса есть 2 типа автобусов: эконом-класс (clase economico) и комфорт (clase ejecutivo). Помимо разницы в цене (существенной), различия между ними такие:
а) На эконом класс можно сесть в любой точке его маршрута, где есть агентство Тикабус, и сойти вообще абсолютно в любой точке (хоть в деревушке, хоть вообще посреди поля). Комфорт класс же, напротив, идет экспрессом между столицами, и единственная точка между ними, где можно сойти -- граница. В других местах водителям запрещено останавливаться. Так мне объяснили работники Тикабуса. Сам я не ездил этим классом, так что не могу сказать, можно ли договориться с водилой, чтобы остановил, где вам надо, но вот Negoro, следовавшего по маршруту СХ - Манагуа, высадили на границе, хотя ему надо было в Ривас.
б) В силу этого комфорт класс идет чуть быстрее, на дорогу между столицами тратит примерно на полчаса - час меньше времени, чем эконом.
- Для пересечения любой границы нужна виза этой страны (если только страна не безвизовая, разумеется). Неважно, следуете ли вы транзитом на Тикабусе через эту страну в следующую -- это вам не самолет Невозможно проконтролировать, что вы не сойдете с автобуса сразу после пересечения границы.
- Время прибытия в столицу указывается с точностью до 1 часа (например, 14.00-15.00). На практике бывают опоздания более часа от пессимистичного времени (мой автобус Манагуа - СХ опоздал на 1ч.15мин, т.е. прибыл в 16.15. Зависит это, насколько я понял, от скорости прохождения границы и погодных условий. Когда идет дождь, скорость, естественно, существенно падает, особенно на горных серпантинах. Дорога иногда идет прямо через облака, видимость падает до 15м. В моем случае дождь шел непрерывно от Риваса до самого СХ.
- Если у вас случится какая-нибудь заминка с прохождением границы, автобус не станет вас дожидаться. Он простоит не больше, чем это необходимо, чтобы границу прошли остальные пассажиры, у которых проблем нет, плюс еще максимум минут 15, если он в графике, и если вы их сможете убедить, что ваши проблемы вот-вот разрешатся. Такая история вышла у меня при въезде в Гондурас, когда погранцов заинтересовала моя CA-4. Negoro побежал "держать" Тикабус сколько возможно, а я остался с гондурасскими погранцами в их офисе дожидаться звонка откуда-то "свыше", куда они позвонили для консультации. Речь шла не только о том, успею ли я на Тикабус (в чем я уже весьма сомневался, зная местное раздолбайство, -- обратный звонок мог поступить и через час), но и пустят ли меня в Гондурас вообще. К счастью, все обошлось (высочайшее "добро" пришло минут через 5), и я даже успел запрыгнуть в Тикабус, который сразу и тронулся, но это был первый звоночек, когда я осознал, скажем так, степень риска моего расписанного иногда даже по часам маршрута и то, что на урегулирование такого рода проблем лучше иметь 2-3 запасных дня, которые, если они останутся, можно будет потратить В КОНЦЕ маршрута на пляжный расслабон, на ночную жизнь, на посещение чего-то, что не жалко будет и не посетить, если времени не хватит, и т.п. Всегда планируйте путешествие с учетом того, что может выйти задержка с визой, задержка на границе, а то и вовсе отворот поворот. Совет: если едите, допустим, из Коста Рики через несколько стран с возвращением обратно в Коста Рику по земле, т.е. будете проезжать некоторые страны дважды, планируйте несколько дней на осмотр части достопримечательностей по дороге ОБРАТНО. Тогда, если у вас, как у меня, на обратном пути выйдет облом на границе, еще останется время порешать эти проблемы и успеть на трансатлантику. Неосмотренной частью достопримечательностей, разумеется, придется пожертвовать, но это, ИМХО, лучше, чем пожертвовать трансатлантикой.
- Наличие билетов. Я ездил Тикабусом 4 раза, не бронируя заранее, и брал билеты в интервале от 3-х дней до полутора часов до выезда. В Тегусе на автобус, идущий в Манагуа, я купил один из 2-х оставшихся билетов за 1.5 часа до отправления. Пришедшей следом за мной паре backpacker’ов, радостно сообщили, что осталось всего одно место и предложили подождать до отправления, возможно кто-нибудь не выкупит бронь Им повезло, я их потом видел в автобусе, равно как и еще человек 5 раздолбаев-,backpacker’ов, которые покупали билеты в последний момент на невостребованную кем-то бронь. Во избежание таких проблем в Манагуа, я решил тут же купить билет на плечо Манагуа - СХ на 3 дня вперед. Представьте, было свободно всего одно место, которое я и выкупил! Какой из этого всего можно сделать вывод? В принципе, можно с хорошей долей вероятности рассчитывать на наличие мест и непосредственно перед выездом, тем более, что случись облом вы и без Тикабуса прекрасно доберетесь до следующей столицы максимум часа на 3 позже (зато в 3 раза дешевле, об этом ниже). Но, если есть время, возможность и, главное, уверенность в датах переездов, че б не выкупить заранее или хотя бы забронировать?
- Эконом-класс, идущий по маршруту Манагуа - СХ, заезжает в аэропорт СХ. Тот, на котором ехал я (самый ранний, выезд из Манагуа в 6.00), был в аэропорту в 15.45, с опозданием на 1ч15мин от пессимистичного графика.
- Если кто думает, что поездка на Тикабусе -- отличная возможность увидеть страну из окна автобуса, то это как повезет. Мне, например, при поездке СХ - Ривас досталось место не у окна, а все соседи в обозримой окрестности позадергивали шторы наглухо и улеглись спать, так что Коста Рику я не видел даже в окно
В целом, Тикабус показался мне адекватным сервисом за адекватные деньги. Есть еще King Quality, сам не ездил, говорят сервис получше, но и подороже. Ну, и если хотите совсем дешево общественным транспортом, забитым местными (если садишься не на конечной остановке, то, скорее всего, придется стоять), то можно и так (об этом ниже).
Безопасность
Хе-хе, наши с Negoro родительницы, узнав, куда мы едем, не сговариваясь, решили для себя, что мы едем чуть ли не в Чечню, где нас непременно убьют ; Какая там, нафиг, Чечня! Даже белые деффки путешествуют там в одиночку и группами. Туристы (как правило, backpacker’ы) встречаются постоянно. В любом междугородном автобусе вы будете, скорее всего, не единственным «гринго». Да, вооруженные люди охраняют все общественные места. Да, заборы всех домов венчает колючая проволока. Да, есть районы в столицах, где не стоит появляться и днем (но я появлялся, ненадолго ), но, как правило, и делать туристу нечего в таких районах. Да, в темное время суток лучше на такси, даже если вам всего 2-3 блока надо пройти (но я ходил, иногда ). А так – все спокойно. В Тегусе отдыхал вечером в каком-то баре для местных, довольно большом, но был там единственным «гринго». Спокойно пил пиво, слушал живую музыку, крутого из себя не строил, на чужих женщин не таращился . И всем было на меня насрать. Все вокруг так же ненапряжно расслаблялись. Так что соблюдайте несложные меры предосторожности, ведите себя спокойно, уверенно и разумно, и проблем не будет.
Цены
Здесь речь пойдет о ценах на, так сказать, предметы и услуги первой необходимости, как-то: ночлег, еда, транспорт. Кого интересует что-то еще -- спрашивайте. Страны для самостоятельного путешествия в моем понимании супердешевые. Бывало, снимешь с карточки 50$ в местных деньгах, и дня 2-3 не можешь их потратить Даже не по самому минимуму бюджет самостоятельного путешественника может составлять там 15-20$ в день, включая ночлег, еду и транспорт. Лично я, как человек к бытовым условиям неприхотливый, почти везде жил в ночлежках за 4-10$. Это конура с кроватью, вентилятором, душ с условно холодной водой (ну, откуда им там взять по-настоящему холодную воду? -- я иногда даже хотел, чтобы она была похолоднее) и туалет. Условия, конечно, прямо скажем, неахти, но это еще не самая бюджетная категория жилья . Более бюджетно без личного душа и туалета (жил и так пару раз ), кое-где и вентилятор тоже за отдельные деньги. И уж совсем бюджетно, как живут backpacker’ы, т.е. койко-место в общей спальне на 4-х человек и выше, общий душ и туалет на несколько комнат. Даже не интересовался, сколько стоит такой вариант. Если хотите кондей, горячую воду и обстановку поприличнее (телевизор, шкафчик с вешалками, постельное белье и полотенца посвежее, необшарпанные стены) -- это от 15-20$. Имейте в виду, что я привел стандартный ценовой диапазон, но конкретно цена зависит от "туристичности" города и степени удаленности жилья от центров жизни. Будьте готовы, что где-то цена в каждой категории будет на 5$ выше. Из вещей у меня за всю поездку ничего не пропало и даже в самых задрипанных ночлежках, из тех, что я жил, я ни разу не замечал признаков, что в моих вещах рылись. Теперь еда. В плане пожрать, в отличие от жилья, я гораздо более прихотлив, люблю всякие там морепродукты (что относительно недешево, около 10$ за блюдо), но один раз со мной произошел забавный и вместе с тем познавательный случай, который дает мне полное основание говорить о том, насколько дешево можно питаться. Так вот, захотелось мне как-то tacos с пивком, но меня почему-то переклинило, что это называется tortillas , ну спрашиваю, есть, мол, у вас tortillas, а где ж их там нету-то, это все равно, что у нас спросить, есть ли хлеб ), -- А с чем они? -- С курицей. -- Ладно, говорю, дайте 3 и пиво. В итоге мне дали приличный кусок курицы, овощной салат и 3 кукурузных лепешки (эти самые tortillas), т.е. не закуску, как я хотел, а целый ужин и все это (без пива) за 1.5$ (28 лемпир)! И было это не в каком-нибудь Зажопинске, а в La Ceiba, месте не только туристическом, но и даже тусовочном, причем на одной из главных улиц. Свежевыжатый сок с лотка стоит от 0.33$ за пакетик (да-да, именно за пакетик, в силу бедности одноразовые стаканчики там не в ходу, сок наливают в обычные полиэтиленовые пакетики, тут же окрещенные нами презервативами ), в презерватив вставляется трубочка, и презерватив завязывается узелком вокруг нее . Местное пиво (бутылочка 0.335мл) стоит 1-2$, в зависимости от места. Есть еще большие бутылки (grande), по 0.75мл, в них стоимость 1мл чуть ниже, но я такие не брал – даже в маленьких пиво иногда становится теплым гораздо быстрее, чем я его выпиваю. Такси в городе: в столицах 2-5$, в зависимости от дальности, в прочих городах 1-2$. По столицам рекомендую перемещаться на такси, ибо общественный транспорт там черт его знает, как ходит. Маршруты не обозначены, а спрашивать, рискуя нарваться на очередного «знающего человека», который отправит вас совсем в другой конец города от того места, что вам надо, и делать пересадки – ИМХО, гимор, не стоящий сэкономленных денег. Кстати, на такси можно ездить и «коллективо» - это когда вам по пути с прочими попутчиками. Тогда цена делится на всех. Что касается междугородных автобусов, то приведу цены, которые я платил по маршруту Tegucigalpa – Choluteca - Guasaule – Chinandega – Managua, а вы смотрите по карте расстояния и прикидывайте ориентировочные цены на другие маршруты.
Tegucigalpa – Choluteca – 46 лепмир (2.4$), 122км, рейсовый автобус (полуэкспресс)
Choluteca – Guasaule – 22 лемпиры (1.16$), 40км, маршрутка (экспресс)
Guasaule – Chinandega – 20 кордоб (1.09$), 125км, обычный автобус (ползет, как черепаха, подбирает всех на своем пути)
Chinandega – Managua – 40 кордоб (2.18$), 130км, маршрутка (экспресс).
Кстати, интересно сравнить с Тикабусом, и по ценам, и по времени. Как видите, на маршрут Тегус – Манагуа я потратил около 7$ (не включая границу, граница стоит 10$). Тикабас по этому маршруту стоит 20$ + 1$ тикабусовец с вас сдирает в свой карман за прохождение границы (пешком граница стоит 10$, в Тикабусе – 11). За что берется там этот лишний 1$ - не разумею, я проходил границу и самостоятельно, никаких проблем нет. Итого получаем разницу в цене в 3 раза. Теперь возьмем время в пути. Тикабус выезжает из Тегуса в 9.00, прибывает в Манагуа в 16-17.00. Я в 9.00 выехал из Чолутеки (на 122км ближе к границе с Никарагуа) и был в Манагуа в 15.00, включая черепахоподобный автобус на плече Guasaule – Chinandega, который 125км тащился чуть ли не 3 часа. Если бы я сел в Guasaule на маршрутку (там ходят), то приехал бы быстрее (и дороже, наверное, на 1$), но на маршрутку была очередь на 2 маршрутки вперед и, прождав полчаса, в течение которых не появилось ни одной, я решил поехать на обычном автобусе. Итак, я выехал из Чолутеки в 9.00, куда прибыл накануне вечером и заночевал. Но я мог бы оказаться в Чолутеке в те же самые 9.00, стартовав непосредственно из Тегуса в тот же день, – автобусы на Чолутеку начинают ходить с 6-ти утра, если даже не с 4-х, ехать там 3ч максимум (это по плохой погоде). Кстати, везде на этом маршруте транспорт на следующее плечо уходил с того же места, куда и прибывало предыдущее плечо, что было очень удобно и по времени, и по расходам на такси (то бишь отсутствию таковых расходов). Выводы делайте сами, но, если вас интересует мое мнение, то я бы все равно поехал Тикабусом Удобнее, хоть и дороже
Междугородний транспорт
Про цены я уже написал, остается добавить, что транспортная сеть густая, транспорт ходит часто, и начинает ходить довольно рано (в 5-6 утра, иногда даже и в 4), так что даже между столицами реально переместиться в течение светового дня. В остальное время, когда транспорт уже/еще не ходит между городами можно перемещаться и на такси. Стоить это будет, как договоритесь, например, я за плечо Rivas – San Juan del Sur (30км) в темное время суток заплатил 10$. Днем на плечо San Jorge – Granada (около 70км) таксист сначала сделал мне предложение 500 кордоб (около 26$), потом, видя, что я не проявил интереса, сбросил до 400 (21$), потом грит, ну, черт с тобой, твоя цена? Думаю, согласился бы он и на 300, но я все равно поехал автобусом за 20 . Итак, в силу развитости и дешевизны общественного транспорта и такси в Никарагуа нам не понадобилось арендовать машину, не взирая на плотный маршрут. В общем-то, если бы не Копан, который находится совершенно в стороне от всего остального, что мне было интересно в Гондурасе, то и в Гондурасе машина бы не понадобилась. Если уделить Копану 2 дня, а не 1, то в остальном я мог бы проехать совершенно тем же маршрутом и совершенно в те же сроки и без машины. Но не было у меня этого лишнего дня, так что, выходит, что машина бралась исключительно ради Копана, который дороговато мне обошелся . Про целесообразность посещения Копана из Гондураса писал, кстати, тут: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=35519
Аренда авто и вождение (Гондурас)
В Гондурасе машину брал тут: https://www.advancerentacar.com (спасибо Andy за наводку), бронировал заранее на сайте. При бронировании сразу списали с карты что-то около 15$, которые, разумеется, потом были включены в контракт. Andy бронировал в этой же конторе, но через какой-то другой сайт, где не списывали ничего . Цены на сайте правдивые. Тариф на эконом класс что-то около 20$, но со всеми страховками машина обошлась в 44$ в сутки (включала 3 страховки: автогражданка, вейвер и стекла + резина). Контора выбиралась не только по принципу цены, но и по наличию офиса в самой Тегусигальпе, а не только в аэропорту (не хотелось терять время на разъезды в аэропорт), а так же по наличию возможности сдать машину во внеурочное время (ночью и в выходные) – у меня сдача приходилась на субботу. Собственно, во внеурочное время контора-то закрыта, но есть дежурный, который примет у вас машину и выдаст вам бумагу, что машина принята, а уж потом в будний день сотрудники офиса закроют ваш контракт. Мне через 9 дней пришел еще е-мейл с подтверждением, что контракт закрыт. Процедура получения авто стандартная: оформляется контракт, платите (я платил кредиткой, не знаю, берут ли налом) сумму контракта + депозит, что все вместе в моем случае (эконом-класс на 5 суток) составило 750$, идете принимать машину. Естественно внимательно осматриваете ее на наличие царапин и прочих внешних дефектов, убеждаетесь, что все они отражены в контракте. Ну, и, разумеется, все прочее проверяете: запаска, домкрат, треугольник (у меня его не было, в результате чего полиция развела меня на 5$), исправность световых приборов, тормоза, радио, кондей и т.п.
Контора произвела хорошее впечатление. Когда меня штрафанула полиция на 5$ за отсутствие в машине треугольника, я высказал претензию ренткару, и они меня заверили, что эта сумма будет вычтена из уплаченной мною 8) И ведь-таки вычли, не забыли, хотя и закрывали контракт без меня. Мелочь, конечно, но из таких мелочей и складывается общее впечатление.
Бензин в Гондурасе продается на галлоны, цена за литр regular выходит что-то около 1$ (но меньше доллара, а не больше, если я не ошибаюсь). В Никарагуа, кстати, насколько я помню, цена примерно та же. Заправки в Гондурасе встречаются неравномерно: иногда их по нескольку штук на километр, а иногда 50км нет ни одной. Имейте это в виду, а так же учтите, что на заправке, куда вы кое-как доедите уже на лампочке, может не оказаться нужного вам типа бензина (даже если это regular, а не super). Так же имейте в виду, что большинство дорог – то вниз, то вверх, так что если торопитесь, особенно на подъемах, то горючка ощутимо улетает в трубу. Я бы рекомендовал заправляться не ниже, чем на четверти бака.
Еще одно замечание про бензин. В ренткаре машина выдается с неким количеством бензина в баке. Сдать надо с таким же количеством. Количество это не полный бак, как было бы логично предположить, а чуть более половины, в контракте обозначается как 5/8 бака или что-то типа того. Делается это в расчете на то, что богатенький гринго не станет париться, вымеряя эти 5/8, а сдаст машину с бОльшим количеством, работникам ренткара это будет радостно . Если вы, как и я, и как уважаемый Laktaev против того, чтобы «кормить бездельников по всяким развивающимся странам» – приезжайте сдавать машину с меньшим количеством, потом езжайте на ближайшую от ренткара заправку и скрупулезно доливайте по литру, по пол-литра, пока стрелка не поднимется на нужную высоту 8) .
Состояние дорог. Дорожное покрытие на всех дорогах на моем маршруте было хорошего качества (асфальт без колдоебин, дорожная разметка). Исключение – проселок Tela – Miami (произносится так же, как и одноименный город в США), просто песчаная колея вдоль берега моря длиной около 7км, но и по ней я проехал, не увязнув, напевая: «Там где пехота не пройдет, где бронепоезд не промчится…» . Так что, если вы не планируете ехать куда-то совсем в ебеня, а хотите перемещаться по основным дорогам, то джип вам не понадобится. В противном случае, джип проще взять в аренду на день на месте, чем переплачивать за его невостребованную функциональность большую часть поездки. Все развилки на дорогах обозначены, в городах в значительном количестве присутствуют указатели направлений, что весьма помогает не заблудиться. Большая часть дороги от Тегуса до Сан Педро и от Сан Педро до Копана – горный серпантин, на котором на спусках нет ни тормозных карманов, куда можно съехать, в случае, если отказали тормоза, ни даже бокового ограждения (редко-редко, на самых крутых поворотах), и не на всех подъемах сторона дороги, идущая наверх имеет две полосы (для обгона медленно ползущих фур). Время прохождения таких дорог сильно зависит от наличия трафика и погодных условий. Иногда, когда идет дождь, дорога не только мокрая, но и может идти прямо через облака, видимость в таком случае падает до 15м. Учитывайте это при планировании и будьте осторожны! Я проходил повороты и совершал обгоны на этих дорогах, в целом, с низкой степенью риска, но все равно пару раз мысленно перекрестился.
В городах, даже в Тегусе, трафик не идет в сравнение с Москвой и Питером, так что у имеющих опыт вождения в этих городах никаких проблем с городским вождением не будет.
Про еду и напитки
Gallo pinto (дословно «крашеный петух») – это не что-то из курятины, как может показаться из названия, это рис с бобами
Tortilla в этих странах означает не омлет, как в Испании, а лепешки из кукурузной муки. Это-то, надеюсь, все знают