Да здравствуют колонизаторы!
Довелось мне побывать в очень красивом месте - на острове Синт Маартен. Это очень небольшой островок в Карибском море неподалеку от Пуэрто Рико , Доминиканы, Гаити ну и т.д. Остров входит в группу антильских островов. Настоящий маленький рай на земле. Мне могут возразить, что таких "раев" - полное Карибское море, но мне есть что на это возразить.
Я бывал на разных островах, в разных государствах карибского бассейна - все они очень похожи друг на друга: прекрасная природа, умопомрачительные ландшафты, лазурное теплое море, чудный климат, миллионы сувениров и сотни тысяч их продавцов на каждом шагу и.... нищета местного населения, отсутствие нормальных дорог, убогие машины на этих колдобинах, трущобы и шалаши, в которых прозябают многодетные семьи и, как следствие, не совсем нормальная криминогенная ситуация. Это примерно, как два разных мира: один для туристов, кормящих экономику этих маленьких государств, и второй кошмарный мир местных жителей, для которых самая большая мечта выучить английский язык, чтобы попасть на работу в какой нибудь отель на побережье.
Синт Маартен же, как оказалось, совершенно другой случай. Мне пришлось поездить по многим островным закоулкам, и посмотреть на нетуристическую жизнь острова. Первый приятный шок по прилету - на острове никто не говорит по испански, местное население говорит на родном для них английском (это верно на 40%, об остальных 60% чуть ниже). Вторая приятная, но известная заранее новость - на острове официально ходят и доллары и евро и местные флорины поэтому отсутствует необходимость обменивать валюту, считать курс и т.д. - на магазинных чеках стоят обычные цены в американских долларах. Следующий приятный момент - на дорогах я практически не видел машин-развалюх, вообще отсутствовали мотороллеры с кузовным прицепом, в которых стоя набивается 15-20 человек (кто бывал в Доминикане, на Гаити могут вспомнить эти мотоциклы и содрогнуться) - на дорогах нормальные, нестарые, непобитые, нормально покрашенные автомобили, современные хорошие мотоциклы и мотороллеры. Я естественно поездил и по туристическим местам и, о боже - никаких уличных приставал с сувенирами - если вам нужны сувениры, то вы еще потратите время и силы, чтобы найти сувенирную лавку. Естественно нет и людей, прыгающих под колеса туристических автобусов, машин с туристами в поисках каких либо подачек.
Вдоль дорог я не увидел трущоб и лачуг - везде стоят нормальные, ухоженные каменные/бетонные/кирпичные дома, на крыше которых не стоят уродливые черные емкости для естественного нагрева воды (кто бывал в Мексике. те знают о чем это я). Ездил я по разным городкам, и районам и естественно должен был проезжать по местам проживания обычных сант-мартинцев - лачуг не видел. Чтобы быть до конца объективным могу сказать, что полуразрушенные дома можно увидеть - но это пара отелей и резортов, несколько лет тому разрушенных одним из ураганов. Хозяева же по каким то причинам не восстановили и не перепродали эти земли и строения.
По неволе задумаешься а в чем причина такого контраста по сравнению с "соседями"? Ответ у меня есть только один - отсутствие социальных потрясений в виде революций и прочих национально-освободительных движений, которыми так богат этот регион. Остров принадлежит одновременно и Голландии и Франции. Голландская сторона получила "независимость" буквально несколько лет назад, да и не совсем это независимость, а скорее "филиал" нидерландского королевства с широчайшей автономией, но под общим голландским протекторатом. И, насколько мне известно, инициатива этой "независимости" исходила от Голландии, а не от островитян. Поучается, что не было в истории острова своих доморощенных желающих "подеребанить" общее достояние на фоне какой-нибудь революционной смуты и как результат - хороший уровень жизни населения по сравнению с соседями
Граница между голландской и французской зонами чисто условная в виде дорожных знаков, оповещающих о пересечении этой самой "границы", но разница все же чувствуется. Во первых, на французской стороне все говорят в первую очередь по французски, а уже потом по английски (вот они 60% - французская часть больше голландской). Во французской части электрическая сеть 220В с европейской розеткой, на голландской же сеть 110В с американской розеткой, у "французов" общеевропейские номера на машинах, на голландской - свои номера. Телефонный разговор между сторонами острова приравнивается к международному, при пересечении границы на местных мобильных телефонах начинается международный руоминг (поэтому местные жители, как правило, имеют по 2 телефона - французский и голландский) И это при том, что весь остров по периметру можно объехать где то за час-полтора со скоростью 30-40 км/час (ну это если без пробок). Больше скорость набрать при всем желании не получится - лежачие полицейские установлены на дорогах примерно через каждые 100-200 метров.
продолжение следует...