Остров Аруба, входящий в Малые Антильские острова, Подветренные острова и острова ABC (Aruba, Bonaire, Curacao), является составной независимой частью Нидерландов, и лежит на 17 миль севернее Венесуэлы, что в Южной Америке. Эти 17 миль надежно отделяют цивилизацию от Гуго Шавеза, от нищеты и преступности. (Это к моменту поездки там был Гуго Шавез, а к моменту написания – уже нет). Остров небольшой – километров 30 в длину и 8 в ширину.
На этот раз мы опробовали концепцию отдыха «всё исключено», т.е. купили билеты на самолет, сняли отель с кухней, взяли машину напрокат, и делали все, что нам хотелось. На таком, как Аруба, острове, это оказалось весьма экономически оправданным – курорты «всё включено» начинаются от 7 тыс. долларов на неделю на двоих. Но – по порядку.
Лететь пришлось на Air Canada, которую почему-то считают чуть ли не лучшей авиакомпанией в Северной Америке, прежде всего потому, что там не продают билетов больше, чем мест в самолете, и разрешают провозить бесплатно аж целое одно место багажа. Да, не смейтесь, сейчас на всех американских рейсах багаж платный, еда платная, да еще можно и с билетом в руках не улететь. Оттава – сравнительно небольшой аэропорт, хотя и «лучший в Северной Америке», как гласит соответствующий плакат. Может быть, не спорю, новый аэропорт и правда неплох, а вот ВПП не мешало бы удлинить, и навигационное оборудование по высшему классу поставить, а то на какую-то там категорию не дотягивает.
Канадцы – неторопливые существа, и мы просидели в самолете лишний час ожидая, пока его обольют антиобледенительной жижей. Но мы (вернее, наш трэвел агент) хитрые, взяли билетик на час раньше, чем нам нужно, и в Торонто прилетели как раз удачно для последующей пересадки. В аэропорту Пирсон достали свои бутерброды, купили чаю, и закусили под бормотание пассажиров и вполне себе бесплатный интернет.
Потом уселись в самолет, и посреди 5-часового перелёта еще раз закусили, смотря одновременно киношку на походном нетбуке и на экране полётного развлекалова. Через 5 часов, по расписанию, показался берег Арубы, который мы попытались запечатлеть на фото через мутные стёкла.
Мучительно долго ждали багажа. Островитяне шевелятся еще медленнее канадцев. Вышли из аэропорта в последних лучах закатного солнца и оказались не встреченными прокатной конторой ACE. Которая божилась и клялась, что работает в воскресенье до 7 часов и встретит непременно, если все по расписанию, а время было еще 6.30, когда их там не оказалось. Услужливый местный абориген из другой прокатной конторы позвонил в АСЕ со своего мобильника и сообщил, что на том конце «не берут трубку». Ясно, свалили по домам. Абориген поинтересовался, какую цену они нам заломили, я показал письмо с цифрой 266 долларов в неделю, и он сокрушенно сказал, что так дешево нам машину не найдет. И посоветовал взять такси, и добивать их наутро, чтобы пригнали машинку в отель, а потом вычли стоимость такси. Мы так и поступили, и в 7 часов вечера были уже «дома».
Нас встретил владелец отельчика Стефан, и показал, что и как. Вручил ключи, объяснил как пользоваться охранной сигнализацией, рассказал, как пройти к морю без машины, потому что машины у нас не было, а купаться уже хотелось. Отельчик был этакой «асьендой» квартирок на 15, студий и 1-спальных квартир, в каждой были полностью оборудованная кухня, интернет, телевизор, кондиционер, ванная, кровать, кресло, маленький и большой диван. Еще были пляжные раскладные стулья, которые можно было кинуть в машину, и запорная «клюка» на руль, чтобы эту машину не свистнули. На входе в «нумер» стоял стол и плетеные кресла, если захочется посидеть на вольном воздухе. Стефан объяснил, что все пляжи на Арубе общественные и бесплатные, а за лежаки и зонтики надо платить, если они расположены на территории курорта. При этом отель выдал нам карточку на бесплатное пользование лежаками на одном из пляжей. Впрочем, мы нашли и бесплатные «палапосы» на берегу, и этой карточкой так и не воспользовались.
Отель располагался в 15 минутах ходьбы от моря и от района фешенебельных отелей и ресторанов. Чем мы и воспользовались – дошли до моря и жадно в него окунулись в темноте. После этого по пути в отель забрели в маленький магазинчик и купили хлеба-воды, достали привезенную с собой бутылку и отпраздновали приезд с поеданием остатков бутербродов.
Наутро дозвонились в прокатную контору… они всяко виляли хвостом – «мы не могли до вас дозвониться» - куда, они, интересно, звонили? В Канаду на дом? Мда… и Тойоты «Ярис» мы вам дать не можем, потому что вы живете в таком отеле, что… Не больно-то нам хотелось этот «*уярис», мы его утробно ненавидим, просто это была самая маленькая у них машинка с автоматической коробкой. Мы с легкостью согласились на КИА «Пиканто». Нас забрали из отеля в 10.30 на следующее утро… пока довезли до прокатной конторы и все оформили, еще и пытались оправдываться, что «самолет ваш задержался» - нет, не вышло у них, пришлось скостить цену и отдать «животное» за 199 долларов. Забегая вперед скажу, что машинка попалась потрепанная, но не развалилась за неделю, и отъездила без приключений. Но все равно мы обиделись на контору АСЕ и написали им плохой отзыв – все-таки они у нас своровали полдня свободного передвижения на Арубе. Мы сели и поехали обратно в город, по пути заправились и купили продуктов.
Одной из причин, по которой мы остановились на отеле с кухней, была необходимость ограничений в диете для одного из нас, поэтому готовая ресторанная еда на ежедневной основе отпадала. Разок сходить – можно, а чтобы постоянно – лучше не надо, особенно вдали от дома. Поэтому мы прихватили с собой немного еды: 2-кг упаковку говядины в вакууме, бутылку масла виноградных косточек, 2 бутылки крепкого алкоголя, самодельные блинчики с мясом, тоже в вакууме, 3 английских длинных огурца и еще по мелочи. Оставалось купить кочанного салату, моркови, луку желтого и луку сладкого, помидоров, фруктов, хлеба, молока, сметаны, яиц, макаронных изделий, рыбы, сока и газировки. Всё это мы закупили в супермаркете Super Food, тихо шалея от голландских сыров и паштетов и прочего изобилия по вполне приличным ценам. Продукты были из Европы (сыры, колбасы), Штатов (молоко, сметана, мясо), Канады (овощи и ягоды) и местные (всякая папайя-маракуйя, рыба). Были такие редкости, как консервированные осьминоги, которых я не пробовал со времён СССР, и которых в Канаде не найдёшь, но не было достаточно распространенных вещей типа овощных консервов из баклажанов и перцев. Томатный сок тоже попадался лишь в баночках размером с пепси-колу и стоил выше доллара за штучку. С трудом нашли американское растворимое картофельное пюре без добавок – только в занюханном китайском магазине. Но! Какой вкусный получался группер (рыба), панированный этим самым растворимым пюре!
Приведя в порядок съестные припасы, мы отправились изучать остров. Начали исследовать берега на север от нашего жилища. Доехали до северной точки острова – маяка Калифорния. Маяк, построенный в 1914-1916 годах, получил такое название из-за ближайших скал, на которые напоролся корабль «Калифорния», следующий из Ливерпуля в Маракайбо. Ровно в полночь он налетел на берег Арубы, народ как раз сидел на палубе и веселился. Команда побросала груз за борт и народ спасся. Местное население узнало о крушении только на следующий день. Как местные жители, так и бывшие пассажиры Калифорнии растащили плавающий в воде товар и с прибылью продали его на базаре, да так и остались жить на Арубе.
С маяка прекрасный вид на остров и на бурный прибой дикого атлантического берега. Следует сказать, что на острове постоянно дует ветер с востока на запад. Поэтому наветренная сторона (Атлантическая) пустынная и каменистая, а подветренная сторона (Карибская) – тропическая и населённая. Пляжи тоже находятся вдоль Карибской стороны.
Мы попытались подъехать ближе к бурному берегу под маяком, но сразу сделать это не смогли. Потыкались в разные проезды, но всякий раз упирались в колючий кустарник, камни или песчаные дюны, в которых боялись завязнуть. В конце концов нашли плохонькую дорогу, проложенную по самому берегу, въехали на нее, остановились возле скрюченного дерева и долго не могли оторвать глаз от волн, разбивающихся о берег. Сильный накат, примерно 4-метровые волны, смотреть на них жутковато. Хотя кто-то штормует по гребням на доске с парусом.
Береговой риф подтачивается волнами, он такой ноздреватый, с острыми краями. Удар волны приходится под основание рифа и берег как бы нависает над морем. Иногда попадаются сквозные отверстия, и через них со стонами и вздохами, с шипением и бульканьем выходит воздух, который проталкивает волна. На диком восточном берегу острова это явление приводит к образованию «естественных мостов» и «натуральных бассейнов» - когда морская волна промывает себе место на суше из-под нависающего берега. Пару таких мест мы посетили двумя днями позднее.
На западной стороне острова пляжи чередуются с каменистыми участками, но песчаных пляжей много. На каменистых участках хорошо плавать с маской и трубкой, зайти по песку, а потом отплыть немного в сторону к камням. Много красивой рыбы, мальков и крупняка. Предприимчивые конторы вывозят любителей сноркелинга на катамаранах, с которых они ныряют в море и плавают. Но мы с успехом делали это с берега, не тратя зеленые бумажки с портретом президента Гамильтона.
Кроме таких катамаранов вдоль берега курсирует подводная лодка – сидящая глубоко в воде с иллюминаторами в подводной части. Она отправляется из центра города из морского порта, где останавливаются круизные лайнеры и медленно движется вдоль побережья, зависая на интересных местах. Черный проворный баркас подвозит пассажиров из курортов и высаживает их на лодку – прямо с борта на борт. Над всем этим нырятельным делом кружат пеликаны. Иногда они садятся на катамаран и их там чем-то прикармливают.
У берегов Арубы много разбившихся кораблей, в том числе полузатопленных. В районе Палм Бич севернее столицы – скопление высотных отелей. Ночью там оживают палатки с сувенирами, украшениями, одеждой. Куча ресторанов. Мы зашли всего в один, уже уезжая, остались довольны.
Ближе к столице идут отели «малоэтажные», потом начинаются постройки морского порта, а потом пассажирский причал – там швартуются лайнеры. Туристы выбегают из них большими толпами и углубляются в город. Торговые улицы, приближенные к порту, насыщены дорогими магазинами – ювелирными, часовыми, обувными…
По городу проложены таинственные ЖД пути, по которым никто вроде бы не ездит, кроме автомобилей. Создается впечатление, будто какой-то грузовой трамвай развозит товары по лавкам ночью из порта. Мы не видели, и не спросили, кто там ездит.
Уже позже выяснилось, что через месяц после нашего отъезда, по рельсам пустили туристический прогулочный трамвай.
Ораньстед (столица Арубы) – чистый город с парламентом, старым фортом и статуями исторических личностей. Анна Франк – жертва холокоста, написавшая известный дневник, тоже изваяна в камне на Арубе. Встречаются панно «Я люблю Арубу». Действительно, отчего бы не любить. Остров чистый, повсюду стоят урны, все территории подметаются и вылизываются, никто не пристаёт и не уговаривает купить товар, никто за руки не тянет, сервис просто на американском уровне. Один единственный торговый представитель подошел к нам у маяка и спросил без обиняков, согласны ли мы ознакомиться в условиями таймшера клуба Мариотт, если он сделает нам хороший ценный подарок. Мы вежливо отказались. Не потому, что нам кажется невыгодным иметь таймшер на Арубе, а потому, что это противоречит нашему духу свободного перемещения в пространстве. Я знаю, что есть люди, которым нравится лежать на песке на пляже и вкушать яства из шоколадного фонтана, и не осуждаю их. Но мы ездим в отпуск для смены обстановки, и не выдержали бы длительного лежания на одном и том же месте из года в год. Более того, мы твердо знаем, что вряд ли хотели бы повторить предыдущее путешествие в точности, ничего не меняя.
На следующий день мы отправились далеко на самый юг острова и достигли монументального якоря, вокруг которого бродили дикие ослики. Затем мы подъехали к «Бейби Бич», где можно было плавать с маской (там все кишело пловцами) и откуда открывались виды на нефтеперегонный завод Valero. Нефть на Арубу привозят из Венесуэлы. На лежащий рядом остров Кюрасао тоже привозят, там тоже есть нефтеперегонный комбинат. И на небольшой остров Бонэйр привозят, но там нет нефтеперегонки, там нефть из танкеров река-море перегружают в морские танкеры. Эти танкеры и сухогрузы стоят в очереди на бункеровку и часто видны на горизонте между Арубой и Венесуэлой. Как-то мы насчитали 12 бортов, еле видных на закате солнца.
Туристы с лайнеров арендуют машины, джипы, трициклы и 4-колесники, и на этих драндулетах разъезжают по всему острову группами. Еще им устраивают экскурсии на крытых грузовиках по диким труднодоступным местам. Высаживают на одном из пляжей и народ купается, если хочет. Я не очень представляю удовольствие от поездок в мокром соленом виде на грузовике по каменюгам… даже если тебе дают бутылку воды и пачку картофельных чипсов раз в 4 часа. Кстати, в отличие от мексиканского острова Козумель, на Арубе нет на пляжах душа с пресной водой. На Козумеле вода артезианская, а на Арубе только опреснённая. С другой стороны, именно поэтому на Арубе можно пить водопроводную воду, а на Козумеле ею даже зубы не чистят. Мы ездили на пляж по 2 раза в день – утром и вечером, после пляжа быстро заезжали в отель, смывали соль под душем и переодевались.
На южной оконечности Арубы было кладбище животных. Были своеобразные зачатки пещер. И еще там с пушечными выстрелами разбивались волны о рифы. Поскольку движение волны совпадало с направлением ветра, солёные брызги летели на сотни метров над берегом и заливали нам объективы, и мы не могли подойти близко и снять как следует это буйство стихии.
Потом мы продолжили свой путь вдоль дикого берега и посетили Национальный Парк Арикок. Увидели и даже сняли (против солнца) местного хищника – каракару, еще больше осликов и диких коз, а также прободение берега в виде моста и бассейна в одном лице. Дорога, если ее можно так назвать, ужасная, только на подъемах выложена камнями, чтобы не размыло дождем. И есть одна центральная асфальтированная дорога, но через каждые 50-100 м ее пересекают складки местности, по которым во время дождя тоже бегут стремительные потоки – эти места старательны вымощены булыжником.
Холмистая местность парка Арикок заросла кактусами и прочими колючками, своеобразный рельеф, надо сказать.
В более цивильных местах острова растет знаменитое дерево диви-диви с плоскими низкими кронами – под такими деревьями хорошо укрываться от солнца на пляже.
Еще мы посетили часовню Алто Виста на диком берегу, проехали немного по дороге, ведущей к развалинам золотого прииска и плавильни, но до конца не доехали – пожалели машину (или себя, на случай, если машина развалится?)
Там, кроме диких видов прибоя, нам попалась парочка местных птиц – трупиалов. Эти твари выглядят элегантно, но они – захватчики чужих гнезд, в которых и выводят собственных птенцов.
Считали дни до отъезда, не хотелось уезжать от этого моря, от приветливого народа, от принятого на веру и подкрепленного действительностью лозунга Арубы – One Happy Island.
В день отъезда немного посмотрели на самолеты
И погрузились в свою Air Canada. Последний закат встретили в самолете на высоте 10 км…
Справка: поездка «дикарями» обошлась нам в 1400 (билеты) + 820 (отель) + 200 (мащина) + 200 (еда) + 50 (бензин) = 2670 долларов. Это весьма экономно для Арубы – дорогого и престижного места отдыха.
P.S.
История с прокатной машинкой имела продолжение. Я написал отзыв, и как честный пионер, выставил его на страничку VisitAruba.com, где как раз всякие арубские сервисы рекламируются. Естественно, мы спокойно проглотили эту НеТойоту, мы вообще противники тойот, но сильно обиделись на НЕвстречу в аэропорту и украденные у нас 18 часов без средств передвижения по острову. Поэтому и отзыв получился плохонький, на троечку по десятибалльной. И сразу их рейтинг снизился, потому что там только два отзыва с 2011 года висели, хороших. Ну, как говорится, заработали – получайте.
Что же вы думаете… через день захожу я на ту страничку посмотреть, нет ли там какого опровержения или извинения, знаете, иногда владельцы пишут, но… не обнаруживаю своего отзыва. Ага, думаю, глюк… Ну, еще раз повесил. Но уже недоверчиво так. Через день снова исчезает. Пишу в третий раз, сгущая краски, добавляя про исчезновение отзывов. Снова пропадает. Тогда пишу на этот туристический сайт правительства Арубы – жалобу, вот, мол, не только с прокатом подвели, но еще и честный отзыв устраняют. Подписываюсь своими поэтическими регалиями и намекаю, что буду каждый день возобновлять отзыв, если потребуется, а еще и про всю их шатию-братию напишу всенародно.
И что же… не прошло и 12 часов, как у меня зазвонил телефон… Мне принесли самые достойные извинения и пообещали в течение 3 дней перевести 100 долларов на кредитную карточку (весь прокат на неделю стоил 199 долларов). И в самом деле… на следующий день на карточку упал 101 доллар возвратных денег. Ага, ладно, учтём и это.