Летели хорошо. Благородный «Вест Джет» разрешил провезти аж целое место бесплатного багажа на рейсах вне Канады и Штатов. Правда, кормежка, как и везде нынче на нашем материке, полагалась только за деньги – или приносите с собой, а мы вам нальём выпить и дадим салфеточку. Мы так и сделали. 5-часовой полёт все-таки разбивает дневной режим.
Девица в прокатной конторе «Авис» оттопырила нам видавшую виды Тойоту «Ярис», при осмотре обвела всю картинку в кружочек – типа, изъяны найдёте везде. Правда, до этого она предлагала всякие виды страховок, но мы отказались ото всех: наш Американ Экспресс покрывает всё и вся только при условии письменного отказа от этих сервисов. Девица была черненькая, наверняка симпатичная даже по европейским меркам, стройная, но фигуристая, с тугими женскими формами. И еще имя у нее содержало, как почти у всех черненьких, слог «ша» в окончании. Обожают они называться «Лакиша» или даже «Наташа».
Туземцы ЭТО едят.
Долго блуждали по местным запутанным дорогам, хотя, как оказалось, сразу ехали правильно, просто было достаточно далеко и мы думали, что уже едем по дну Карибского моря. Включенный на 5 минут навигатор на телефоне показал истинное положение дел, но тут же звякнул и предупредил, что эти 5 минут обошлись в 75 долларов. Ну, это мы еще посмотрим, когда вернёмся.
Вилла, арендованная на неделю за 740 долларов, находилась в комплексе «Джолли Харбор», вместо заднего дворика имела причал, на 2 этаже 2 спальни, балкон и ванную комнату, на 1 этаже – гараж, способный вместить тележку для гольфа, кухню, и столовую, совмещенную с гостиной, веранду, выходящую на причал, с барбекю и столиками-стуликами. В гараже покоились плавательные доски, спиннинги, рыболовные снасти и стиральная машина. Ключ, как обещано, был оставлен под ковриком.
Виллы были обсажены всякой бугенвиллией и прочими тропическими растениями.
Мы остались очень довольны своим жильем, единственным недостатком был слабенький интернет и вообще какая-то потенциальная «яма», в которой наши сотовые телефоны отказывались работать. Нам кажется, это из-за скопления навигационного оборудования, потому что вдали от берега все работало. Остров вообще знаменит своими яхтами и яхтсменами, регатами и парусами.
Стемнело, и мы не решились искать дорогу на близкий пляж в темноте. Сгоняли в местный супермаркет на территории Джолли Харбора, купили выпить-закусить, расселись на веранде и расслабились, слушая тихий плеск воды и смотря на крупные тропические звёзды. Температура ночью была +22+24, а днем +27+30 градусов. Морская вода очень приятной температуры, +26.5 градуса – самая холодная вода в году! В 9 вечера над нами почти бесшумно проплыл Боинг-777 «Бритиш», вечерний рейс из Лондона, и чуть позже выползла полная луна. Постепенно, вечер за вечером, она стала уменьшаться сверху (а не сбоку, как в наших широтах), чтобы через 2 недели превратиться в тонкий серп, обращённый краями вверх.
За всю неделю несколько раз принимался дождик, который обычно заканчивался через 15 минут, и только как раз в тот день, когда мы решили посмотреть, как садятся в местом аэропорте V.C.Bird пузатые 777 «бритиши», дождик усилился и сопроводился таким туманом, что дневной лондонский рейс целый час пролетал над головами и не мог приземлиться, а когда мы поехали прочь, спокойно зашел как по ниточке и нарисовался прямо над дорогой на высоте метров 15. Снять не успели, ага.
После дождя воздух был столь прозрачен, что на закате был виден остров Монсерат, другое британское владение, а еще необитаемый островок Редонда, который ближе к Ст. Китсу, но административно отсносится к Антиге.
В нормальную погоду очертания Монсерата практически не угадываются. Зато самолеты садятся и взлетают, как по маслу. Мы всё же немножко посмотрели.
Конические каменные сооружения по всему острову – основания прежних ветряных мельниц для переработки сахарного тростника – раньше остров кормился этим. А это – развалины сахарного завода.
В первый день на острове мы обычно объезжаем всю территорию по кругу и ищем места, в которых нам бы хотелось побывать. Потому что бывает, что найдешь самое чудное место в последний день, и жалеешь, что не нашел раньше. Осматривали пляжи и береговую линию. Виды. Горы. Посёлки. Точки питания. Искали пляжи, где можно заняться снокрелингом. За смотровую площадку «Ширли» с нас хотели поиметь 32 доллара, но мы отказались. Потому что, как показывает практика, в 5 часов вечера все сборщики податей наяривают по домам, и остается еще прекрасный час на закате, с 5 до 6, когда можно приехать бесплатно. Мы пользовались этим приемом на Кюрасао, воспользовались через пару дней и на Антиге, успешно.
На смотровой площадке наливали и кормили, играл туземный оркестрик на железяках, причем очень прилично играл.
https://youtu.be/uIa9v_cTgo4
https://www.youtube.com/watch?v=TvbBhOBz5-A
Сноркелинг на острове был неважнецкий, рифов мало, больше песка. Зато пляжи на любой вкус, практически без камней, медуз и прочей пакости. Иногда приносит обрывки водорослей из Атлантики. На хороший сноркелинг предлагали отвезти на лодке за 55-130 долларов… мы даже попытались забронировать такую поездку, но интернет подвел под монастырь.
Считается, что на Антигуа и Барбуде 365 пляжей, и каждый день можно купаться в новом месте. Может быть, оно и так, но несколько очень хороших пляжей мы облюбовали.
[img]http://i1325.photobucket.com/albums/u626/borontario/Antigua%202016/0083antigua_zps0bphzj3z.jpg
[/img]
К ним относятся, прежде всего, лежащие (близко) к югу от Джолли Харбора, Darkwood Beach и Turner's Beach.
Вообще за каждым поворотом дороги возникали чудесные лагуны и пляжи, а потом дорога свернула вглубь острова и стала подниматься серпантином по Fig Tree Dr. Там была куча растительности, место для зип-лайна, прудики с утками, повоторы и, с другой стороны холма, деревни и местные жители.
Услужливые местные охотно соглашались показать по карте наше местоположение аж целых 3 раза, когда мы прибегали к их помощи.
Falmouth Harbour и English Harbour являли скопление яхт самых разных калибров, начиная от «Одессы-2», до маленьких скорлупок.
Попивая кокосовую жидкость на пирсе, мы наблюдали картинки из жизни обитателей яхт. Они подплывают к берегу на надувных «тузиках», делают покупки в магазинах и уединяются опять на своих плавсредствах.
[img]http://i1325.photobucket.com/albums/u626/borontario/Antigua%202016/0109antigua_zpslyyeuvpa.jpg
[/img]
Многие пляжи мы не посетили, но нам и не надо было купаться на каждом. Просто было здорово каждые 2-3 часа залезать в море, а потом продолжать свой обзор береговой черты.
На Атлантической стороне острова мы посетили «чертов мост» - подобные местечки есть на всех карибских островах: волна подмывает берег и вырывается на волю, оставляя нетронутым маленький перешеек… впрочем, через несколько лет он обламывается.
Столица Сэйнт Джон весьма туземного образца, хибары, узкие дороги, негде остановиться. Но попадаются современные здания – город преображается быстрыми темпами. На окраинах появляются торговые центры и развлечения. Это – ихний «папа», при котором возникла независимость.
Дороги, мягко скажем, неважнецкие. Узкие, без обочин, часто с арыками, обрывающимися глубоко и бетонно. Кому приспичит, останавливаются прямо на дороге. Остальные пытаются объехать. Везде на дорогах «лежачие полицейские», причем часто такие, что скребут брюхо машины и пороги. Тем не менее, даже большие скопления машин надолго не застревают. Очень длинные циклы у светофоров. И да, ездят с левой стороны.
Ночью ездить очень неприятно: дороги не освещены, множество закрытых поворотов, местные ездят абы как, фары светят куда попало, свет мало кто переключает, а еще черные местные люди ходят по дорогам без камуфляжа, иной раз только белки глаз блестят в темноте, только и уворачиваешься.
Ужасно дорогой бензин, по 13.5 восточно-карибских долларов за галлон. 1 доллар США = 2.6 EC.
Все заправки – полный сервис, никакой самодеятельности. Компрессоры для накачки колёс – бесплатные. Когда-то они были бесплатные и в Канаде.
Принимают местные тугрики и американские доллары. Вообще все дороговато, кроме, пожалуй, курятины и выпивки в магазине. На разлив тоже будет дорого. Раз уже зашла речь о продуктах и выпивке, дадим небольшой список цен в местных супермаркетах. В местных ЕС долларах. Мы для пересчета в канадские доллары, делили на 2 и было близко.
Хлеб (ватный) до тостера – 6.95 за 675 граммов;
Хлеб съедобный – 14.00 за 350 граммов;
Пита 6 штук – 4.95;
Сыр – от 13.50 за фунт и выше, до 45-60 за фунт;
Куриные грудки без костей – 3.50 за фунт (Бразилия);
Куриные крылышки или ножки – 3.95 за фунт;
Масло сливочное – 12 и выше за фунт (Н.Зеландия, Ирландия, Англия)
Рыба свежая потрошеная на базаре – 12.50 за фунт (снаппер, окунь)
Морские улитки (conch) – 16.50 за фунт;
Яблоки – 1.10 штука, мелкие
Картошка – 9.95 и выше за 5 фунтов (США),
Апельсины соковые – 1.95 за штуку;
Сметана (450 г), Йогурт (1 л) – 12 и выше;
Молоко ½ галлона – 12.50;
Яйца, 12 штук – 10.80;
Кетчуп 450 г – 6.95;
Помидоры свежие местные – 9.95 за фунт;
Лук репчатый – 2.50 за фунт;
Ром 0.75 л – от 14 (Ст.Люсия), 18 (местный) и выше
Ром 80 градусов 1 л – 22.00;
Шампань Франция – 20.50;
Бренди Франция 0.5 л – 10-12.50
Газировка 2 литра – 6.95;
Сок из концентрата или нектар 1 л – 4.95;
Сок не из концентрата 1.75 л – от 14 и выше;
Как показывает практика и аналогия со всякими посещенными нами барбадосами и арубами, через пару месяцев овощи-фрукты подешевеют раза в 2 – подтянутся местные производители.
Несколько раз мы покупали готовую еду в супермаркете «Эпикуриан» в столице. В таком же супермаркете в Джолли Харборе выбор был ничтожно мал. А в столице можно получить образчики кухни азиатской, местной и пиццу… Ломтик пиццы стоил чуть ли не 15 долларов, а приличная порция вермишельного или мясного блюда от 15 до 22 долларов (восточно-карибских), то есть на американскую десятку можно взять еды на вынос. Рыбы не встречали, только креветки – в 20-долларовой порции попадется штук 6.
Рыбу (красного снаппера) я купил на местном рыбном рынке. Очищенный от чешуи и внутренностей, он стоил (как и любая прочая рыба) 12.50 ЕС за фунт. А с другой стороны рынка продавали нечищеную рыбу, и хотя там мы даже видели 3 маленьких (и очень вкусных!) барракуды, покупать не стали из-за обилия мух и необходимости чистить и разделывать рыбу самостоятельно. Никакого сравнения с прошлогодним Барбадосом, где продавали и на твоих глазах разделывали шикарное филе рыбы-меч, тунцов и голубых марлинов, летучих рыб и прочих прелестей, не было.
Тем не менее, я разделал снапперов дома, филе обжарил с луком, а из голов-хвостов-плавников сварил уху, и всё получилось очень достойно.
Кроме того, мы несколько раз покушали в местном общепите. Всё мясное имело вкус карри: и баранина, и козлятина, и курятина. Всё рыбное было запечено в остром и солёном соусе… в принципе, вполне съедобно, но в этом соусе всё бы имело вкус одинаковый: этого самого соуса.
На Барбадосе тоже грешили этим подходом. На Антиге лучше было в том смысле, что рыба была в соусе, а не сухая, как подмётка.
Тем не менее… вот такой перекус на двоих (в пластиковом стаканчике – местный ром «Кавалер») обошелся в 110 ЕС. У нас за 55 канадских долларов – да я бы задавился. Хотя, если пить ром стаканчиком, тоже бы ободрали, как липку. Только у нас в Канаде ром стоит 30 долларов бутылка, а тут – 6.
Сноркелинг был добыт на пляже Long Beach, там можно хорошо зайти с берега и подплыть близко к рифу. Но трудно удержаться у самого рифа – сильное течение. А купаться там мелко и иногда бывает много народу. Там мы вкусили кокос у местного мужика, который, обрубив верхушку, всунул туда соломинку и робко спросил – не плеснуть ли рому внутрь? – Конечно, плеснуть, - ответил я и отпил приличный глоток из кокоса. Мужик из-под полы, прячась, набулькал рому в кокос, и даже денег за это не взял. Потому что какой же кокос без рому? Я ему высыпал местную мелочь, которая болталась в кармане. Доллара 3. Когда сок кокоса был выпит, я принес остаток ореха обратно, и мужик вынул из него приличное количество мягковатой белой мякоти, вымыл ее водой и упаковал в мешочек.
После этого нами был обследован пляж Jabberwock, там как раз был парасерфинг.
Затем мы поехали в Дикенсон бэй (скопление народа) и остановились на Fort James Beach, где, наконец-то, была хоть какая-то волна. Днем туда приводили лошадей и круизники на них катались. Когда Лариса изъявила желание прокатиться на лошадке, ей сказали «да, конечно», и стоило это 45 американских долларов, что нас вполне устраивало. Но когда мы увидели, что предлагается за эти деньги, то передумали: люди скакали галопом 100 метров, а потом возвращались шагом обратно. Полторы минуты на всё про всё.
На Сент Мартэне за 50 долларов можно спокойно целый час ехать по полосе прибоя.
На следующий день мы сделали ответвление от столицы на запад на полуостров Five Islands и доехали до очень приличного пляжа Hаwksbill Beach. Он расположен перед въездом на одноименный курорт и за шлагбаум не пущают, но и до шлагбаума есть прекрасное место. Мы там зависли почти на весь день. Я сгонял в «Эпикуриан» и приволок еды на вынос.
Характерной деталью местности на этом пляже была скала-мышка или, если смотреть с моря, скала-мишка. На эту тему вспомнился рассказ одного нашего ученого, путешествовавшего в Китай. Там в ресторане им объяснили, что единственное мясное блюдо было «мишка». Русские, для которых пельмени из медвежатины не представляли большой поедательной проблемы, с лёгкостью согласились, а когда покушали, спросили, отчего «мишка» был такой маленький. «Ну как же», - объяснили китайцы… - «маленькая, серенькая, в половую щель – шмыг!»
[/img]
На третий день мы, наконец, добрались до Half Moon Bay, да там и засели плотно.
Была хорошая волна, не слишком опасная, но и не мелкая. Иногда давала такую затрещину, что катился я кубарем – с полным восторгом – выкарабкивался и вставал на ноги, чтобы принять следующий гребень.
На берегу находились развалины курорта, разрушенного ураганом в 1995 году. Немного водорослей по кромке прибоя. Эти водоросли приносят ураганы из Африки по осени. Если их скапливается слишком много, власти убирают их экскаваторами вывозят. А отель владельцы хотели восстановить, но местное правительство вставляло палки в колеса. А потом даже попыталось передать право собственности местному прихлебателю, только американцы отказались продать. Дело затянулось, курорт разграбили, и вроде бы, земля перешла в пользование народа… Прошение исключить Антигуа из списка стран, с которыми США заключило договор о признании взаимного права на частную собственность, давно лежит на столе предшественников Обамы. Но… воз и нынче там, а прецедент является вопиющим фактом присвоения американской частной собственности властями иного государства.
Мы засели на Half Moon до конца нашего путешествия.
Из которого привезли домой полчемодана ракушек для внучки, а еще 4.5 литра рому и несколько сувениров.
Нам понравился остров. Доброжелательное неприставучее население. Английский язык. Шикарные пляжи. Может быть, еще вернёмся.
Затраты на поездку составили (в долларах США):
Авиабилеты: 1470
Аренда виллы: 600
Прокат машины: 280
Еда, бензин, выпивка и все прочие затраты: 500
Итого: 2850 на 4 человек.