"Schloss Johannisburg" является одним из самых важных дворцовых сооружений немецкого Возрождения. Замок в стиле позднего ренессанса с квадратным двором, мощными угловыми башнями и часовней возведен архитектором Георгом Ридингером на высоком правом берегу Майна. Он представляет собой могучую четырехугольную крепость, построенную между 1605 и 1614 годами при архиепископе Иоганне Швейкарде фон Кронберге, которая служила летней резиденцией майнцских курфюрстов.
Главная башня "Bergfried", в качестве пятой башни, сохранилась от средневекового замка-предшественника.
В конце 18 века интерьер замка был перестроен в классическом стиле по проекту архитектора Эмануэля Йозефа фон Херигойена.
В марте и апреле 1945 года замок сильно пострадал от бомбежек и почти полностью выгорел. Восстановить Йоханнесбург помогли оригинальные рисунки Георга Ридингера. Интерьеры замка не сохранились. В 1964 году замок был вновь открыт для посетителей. В нём находятся различные музеи и библиотека, которая располагает ценными средневековыми рукописями, такими как Фульдское Евангелие. Музейной особенностью является самая большая в мире коллекция архитектурных моделей из пробки. Она воспроизводит 45 самых известных древних архитектурных памятников "Вечного города" в невероятных деталях. Пробковый материал идеально имитировал каменные поверхности, "изъеденные временем." Такой способ резьбы называется феллопластика (новое для меня слово).
Модели выполнены придворным кондитером (!) Карлом Майем и его сыном Георгом в конце XVIII в. Среди римских достопримечательностей, воссозданных в моделях, можно увидеть Колизей, Пантеон, триумфальные арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина, Порта Маджоре, пирамиду Цестия и др.
(фото из интернета)
Замок с 2015 г. находится на реконструкции и часть экспозиций закрыта, поэтому в замок я не пошла. Меня смутила "копеечная цена" в три евро. Резонно предположить, что за такие деньги многого не увидишь. Восстановленные интерьеры меня не интересовали, тратить время на осмотр современного немецкого искусства мне тоже не хотелось, а полной информации о том что можно увидеть, от тётеньки в кассе мы добиться не смогли. Что я хотела посетить в первую очередь, так это библиотеку, но она как раз таки находится на реставрации. Меня интересовал ещё один экспонат, который вроде бы находится в коллекции музеев замка - это "Maulaff", но и здесь вразумительного ответа я не получила. Маулаф является одним из символов Ашаффенбурга.
Карикатурная фигурка изображает бюргера с открытым ртом в традиционном шпессартском костюме. В качестве мишени он стоял на лугу в "Долине игр" (Tal der Spiele) в парке Шёнбуш недалеко от Ашаффенбурга и служил развлечением для избранного общества при дворе курфюрста. Господа упражнялись в меткости, пытаясь забросить в широко раскрытый рот Маулафа подобие бильярдного шара, который затем (при попадании ) снова выкатывался через трубку внизу на спине фигуры.
Иногда можно встретить и "живого" Маулафа на улицах Ашаффенбурга.
Сегодня я жалею, что отказалась от осмотра замка, но отсутствие внятной информации всегда сбивает с толку. Фотографировать в замке не разрешается, поэтому без интернетных снимков всё равно не обойтись.
Возвращались к парковке на Театральной площади, двигаясь зигзагами, через новую и старую застройку города.
В Ашаффенбурге невероятное количество музеев. В одном из них предлагалась экспозиция Ман Рэя, но и здесь меня ждал облом. Музей работает до пяти часов, но вход только до четырёх.
От старых крепостных сооружений осталась только башня "Herstallturm", которая теперь одиноко торчит на оживлённом перекрестке.
Ещё один уголок сохранившегося довоенного Ашаффенбурга находится в районе "Sandkirche" , в просторечии - песчаной паломнической церкви, посвящённой Деве Марии. Её же называют "Церковью Белой Лилии". Построена она в XVII в. для хранения чудотворного образа, с которым связана легенда: на месте, где сегодня стоит церковь, пастух нашел белую лилию - цветок необычный для этого местности. При попытке выкопать цветок вместо корня он обнаружил образ Скорбящей Богородицы. Первоначально на этом месте возникла часовня для хранения чудесного образа, а затем уже построена церковь.
Колокольню возвели над воротами " Sandtor"( 1381 г.) являющимися частью средневековых городских укреплений.
Чудотворный образ нам увидеть не удалось - церковь была закрыта.