В подготовке, как обычно, активно использовались отчеты по поездкам с этого форума. Фотографий по каждой из контрольных точек на форуме в избытке, так что не вижу смысла много их выкладывать, постараюсь сделать упор на полезную информацию, которая может пригодиться при планировании похожего маршрута.
Уточнение: я обычно стараюсь впихнуть в программу поездки максимум возможного, потому что усталость потом пройдет, а впечатления останутся. И то в результате была пара мест, которые посетить не успели, хотя устали как следует. Если кто-то предпочитает более комфортный формат, посидеть тут, посидеть там, пару часов попить пива и т.д., наша компания рекомендует использовать менее интенсивный режим)
На старте, кроме авиабилетов, были забронены один переезд и гостиницы на два дня. Варианты возвращения изучали по дороге, в том числе рассматривался наземный с заездом к другу в Варшаву. Так что после выполнения основной цели поездки в заголовке маршрут ушел в полную импровизацию, прошел через Берлин, Дрезден, Саксонскую Швейцарию и закончился в Карловых Варах)
День 1
Прилетели в Лейпциг после обеда. На этот город особых планов не было, рассматривали чисто как перевалочный пункт, провести остаток дня, слегка адаптироваться и вечерней лошадью уехать в Гамбург. Смотреть особо и нечего - центр проходится насквозь минут за 10-15, на неторопливый осмотр нужно ну может часа полтора. Пока не стемнело, прыгнули в трамвай и доехали до монумента Битве народов 1813 года - без особого восторга, но на безрыбье сгодится. Вспомнили битву при Брайтенфельде, которая произошла с противоположной стороны от центра. Остаток вечера провели на главной площади, где проходил концерт в честь конечно же Баха, который полжизни тут отработал и теперь висит на каждом втором здании. Концерт, кстати, очень неплохой, и, как я понимаю, проходит чуть ли не каждый вечер.
День 2
Гамбург-Бремен-Гамбург
Возможно, это был последний раз, когда я ездил ночным автобусом - как-то раньше это легче переносилось) Впрочем, недосып снимает рукой сразу по приезду в новый город, а если передохнуть полчаса-час в середине дня, то нормально можно дотянуть до вечера.
Насчет Бремена были легкие сомнения, потому что впечатления на форуме разнятся от "очень круто" до "город как город". Уже с утра на подъезде к Гамбургу наконец решили, что все-таки хотим и поедем примерно на полдня, так что забронил билеты, и через 10 минут после приезда в Гамбург мы уже катили дальше на запад.
Вообще немцы, подтверждая свои национальные особенности, учат нас планировать все заранее, а не устраивать экспромты) Сейчас уже не восстановлю все точные цены, но билет в Бремен стоил примерно 9 евро на двоих, а обратно - уже 18, потому что брали в последний момент. В нашем случае, правда, альтернативы не было, потому что по приезду мы еще не знали, сколько времени тут проведем. Но вообще, если брать билеты заранее, даже за день, экономия выйдет существенной. Автобус из Гамбурга в Бремен идет 1.30.
Автовокзала как такового не оказалось, была просто остановка на улице, так что дошли до ЖД вокзала и бросили рюкзаки там. Автоматические камеры хранения есть в любом городе, но почему-то работают не круглосуточно, а то ли до 9, то ли до 10 вечера.
Посмотрев карту, решили не ломиться сразу в сторону главной площади, а обойти центр кругом вдоль канала, выйти на набережную Везера и с нее уже заходить в старый город. Дорога оказалась весьма симпатичной, рекомендую, набережная, правда, ничего особенного не представляет, так что с нее быстро свернули в глубину города.
Вроде бы уже сколько видел таких прянично-мимимишных центров европейских городов, но вот именно бременский почему-то понравился до крайности. По этому поводу решили подняться на башню собора, откуда открывается отличный вид в три разные стороны, но, к сожалению, немного съедается решеткой с мелкой сеткой. Хлопнули пива, догуляли по центральным улочкам, где проходили ярмарки с цветами, фруктами и антиквариантом, вроде бы и ничего особенного, а атмосферу всегда создает.
В общей сложности мы тут провели часа 4. Вердикт - на полдня заехать однозначно стоит.
Гамбург, конечно, совсем другая история. По сравнению с Бременом кажется просто огромным, хотя на самом деле больше только раза в три. Заселились в гостиницу, которая оказалась чуть в стороне от центра, но зато у самого причала, так что мы сразу же побежали кататься по реке. Есть, кстати, вариант использовать для этого обычные местные паромы, что будет существенно дешевле, но мы решили не дергаться с составлением маршрутов на ходу и взять обзорную экскурсию за 20 евро. Станций, откуда идут такие экскурсии, всего 5 или 6 (возле метро Landungsbruecken), так что уплыть можно каждые 20 минут, а может и чаще.
Сначала повезли в доки на запад по реке, причем это, хоть и было весьма любопытно, продолжалось довольно долго, а поскольку поездка была заявлена как часовая, возникло легкое опасение, что на этом все и закончится. Но нет, после выхода из доков дошли до самого центра, по факту катались не меньше полутора часов. Был еще вариант расширенной экскурсии с заездом куда-то еще, но, по-моему, это уже перебор.
Вернулись обратно на причал и переулками пошли пешком в сторону центра, идти там всего минут 20-25. Должен сказать, что у меня с детства любовь к портовым городам, а Гамбург уж такой портовый, что дальше некуда) При этом и попадавшая по дороге старинная архитектура весьма впечатляла, и я с огромным удивлением узнал о многодневной бомбардировке Гамбурга, в результате которой большая часть центра была уничтожена. Что за красота тут была раньше тогда?
Вышли на набережную озера Альстер, и в очередной раз удивились. Натуральная Женева, только без Монблана на фоне, впрочем все равно не хуже) На берегу несколько концертов, народ сидит и культурно распивает, лето, жара, красота)
Уже под вечер, когда силы оставили окончательно, вернулись на метро к своему причалу, и под пиво с сосисками расслабленно созерцали вечернюю движуху на набережной Эльбы.
День 3
Гамбург-Люнебург-Любек
Наутро решили догулять по центру, но сам план был довольно смутный, потому что как-то так получилось, что за вчерашний день мы этот центр уже едва ли не весь обошли. Чтобы не ходить одними и теми же путями, пошли по зеленой зоне от парка Альтер Эльб до самого моста через озеро. И должен заметить, что прогуляться там крайне приятно, а если бы я там жил, бегал бы по этому парку каждое утро. Куча всякого всего, органично вписанного в ландшафт, не в старом советском духе "длинная прямая аллея-клумбы вдоль нее-фонари", впрочем, у нас в столице Вселенной теперь делают не хуже)
Пока шли, подруга вспомнила, что много лет назад, приехав с круизом в Гамбург, видела на другой стороне озера какой-то очень симпатичный район, правда сейчас уже не уверена, настолько ли он симпатичный, чтобы специально туда ехать. Как раз мы подошли к берегу и обратили внимание на паромы. Билет 3,5 евро с носа, первое отправление через 20 минут - ну чего бы не сьездить. Правда, поднимаясь на борт, мы выяснили, что на цена самом деле указана за одну остановку, так что она резко перестала быть такой гуманной) Но уже настроились, так что поехали.
Был выходной, так что по всему озеру сновали яхты и байдарки, непостижимым образом не сталкиваясь друг с другом) Минут за 20 доплыли до причала Muehlenkamp, и в этот момент сомнения в целесообразности поездки в эту часть города полностью рассеялись. Очень приятное и красивое место, явно недешевые дома с ухоженной прилегающей территорией, набережная с видом на весь центр все с теми же яхтами на переднем плане. В общем, тут можно было бы жить) А ведь немецкий я когда-то знал очень хорошо, но в последние годы совершенно его не использую. В результате понимаю практически все, что мне говорят, но свою мысль могу сформулировать только со скрежетом зубовным и кипением мозговным) Наконец мы решили, что в полной мере удовлетворены Гамбургом и пора ехать дальше.
Как обычно, по приезду на вокзал выяснилось, что самый удобный нам поезд уходит через 7 минут, так что вопросы с билетами нужно решать очень срочно, а потом на всех парах мчать на нужную платформу. Успели, опять же как обычно, но эта сцена в значительной степени характеризует наш подход к решению транспортных вопросов по ходу всей поездки)
Кстати, насчет поездов. В некоторых случаях билеты в приложении/терминале стоили в 3-4 раза дороже, чем те, которые нам предлагали кассиры. В других - в пару раз дешевле. Плюс есть всевозможные карты, предназначенные для дневного перемещения по конкретной федеральной земле (типа Mecklenburg-Karte, Sachsen-Karte и т.д.) и их комбинации с нормальным билетом. Сам черт ногу сломит, да что там черт, пару раз недоумевали даже контролеры. Но и контролеры не лыком шиты, на одном из переездов они подсказали, как сэкономить очень нужные нам минут 40 времени, используя две региональных электрички вместо одной прямой). В общем, проверяйте все варианты и не стесняйтесь общаться с людьми)
Дорога в Люнебург заняла минут 40, а он сам изначально планировался на несколько часов. Впрочем, этих нескольких часов он вполне стоит. Специально, наверное, рассказывать про него ничего не нужно, потому что он настолько маленький, что там сложно что-то не найти. Единственное, мы поднялись на холм Kalkberg с неплохим видом, он чуть в стороне от центра, и чуть не пропустили красивое место с краном на реке, потому что оно тоже чуть в стороне от центра и дороги на ЖД станцию.
Догуляв, сели на поезд и уехали в Любек. Поскольку приехали уже под вечер, решили просто отдохнуть, а осмотр оставить на следующий день.