В средние века каждый десятый житель Европы был монахом. Несмотря на строгие требования к монашеству и ограничения в питании и духовной жизни, этим людям тоже надо было есть, зарабатывать на жизнь и поддерживать монастырское хозяйство. В те времена монастыри были не только центрами грамотности, науки и культуры, но и прибежищем многочисленных паломников и странников, которые помимо пищи духовной нуждались и в чем-то более приземленном. Поэтому монахи были просто вынуждены заботиться и о материальной пище. Так уж получилось, что пивоварение, наряду с производством хлеба, сыра и других продуктов питания, стало для монастырей крайне важным родом деятельности. Церковь превратилась в одного из крупнейших производителей пива.
Любое общество состоит из элит, формальных или неформальных. Церковное общество не является исключением. Многие монастыри входят в церковные ордена или следуют житию и заветам какого-нибудь святого. Среди них выделяются траппистские монастыри, этот орден в свое время отделился от цистерцианцев. Устав траппистов отличается редкой для католиков суровостью. Они не имеют собственности и проводят время в молитвах и трудах. Именно они варят несколько видов пива, которые именуются Trappiste («Траппист»). Многие ценители этого напитка считают «Траппист» королем всех пив.
Пиво варят семь монастырей. Хотя их больше 160! Шесть из этих семи находятся на территории Бельгии. Это Chimey, Achel, Orval, Rochefort, Westmalle, Westvleteren и есть и еще один La Trappe, который находится в Нидерландах. В начале 90-х годов прошлого века вводится квалификация «Trappistenbier». С этого момента трапистское пиво может быть произведено только в стенах действующего монастыря трапписта с непосредственным участием монахов. Самым редким и, по мнению многих любителей пива, лучшим «траппистом» является Westvleteren (Вестфлетерен).
Вестфлетерен – самый маленький производитель траппистского пива. Пиво этого монастыря можно купить только по предварительному заказу в самом аббатстве, а попробовать в кафе «DeVrede» (http://www.indevrede.be) напротив монастыря Sint-Sixtus Brouwerij, Donkerstraat 12, В – 8640 Westvleteren. На сайте монастыря (http://www.sintsixtus.be) есть информация, как надо заказывать их пиво. Для этого надо заранее связаться с представителем монастыря по телефону (причем у них должен определиться ваш номер), назвать номерной знак машины, на которой вы приедете за пивом, и записаться на конкретную дату и время. Пиво монахи отпускают ящиками. Вроде как пару на одну машину. Когда я был в Вестфлетерене, ящик выглядел, как картонная упаковка на дюжину (может больше) бутылок. По крайней мере, именно с такой тарой заходили счастливчики, купившие пиво по предварительному заказу.
Вам не кажется странным, что такой успешный бизнес не хочет расширяться, не хочет развивать дистрибуцию, не хочет заработать много денег? Для второго десятилетия ХХI века, согласитесь, нонсенс. Это пиво не выдерживается по нескольку лет в уникальных бочках, варка не происходит в строго определенные дни календаря, а сырье для него не собирается годами по всему миру. Давайте заглянем в недавнюю историю аббатства...
Вскоре после Второй мировой монахи монастыря Святого Сикста в Вестфлетерене решили поставить варение пива на коммерческие рельсы и передали промышленную варку во внешнее производство. Местный сырозаводчик г-н Деконнинк строит пивоварню рядом со своим сырным заводом в поселке Вату (Watou) и, под присмотром и по рецептам монахов, начинает варить пиво под маркой "St. Sixtus". В самом же аббатстве пиво продолжили варить для собственных нужд, продажи паломникам и нескольких «городских» баров. В 1962 году аббатство продлило действие лицензии на 30 лет. Уговор был такой: в стенах монастыря траппистов пиво будет вариться исключительно для собственного потребления, для продажи у ворот монастыря и для снабжения нескольких таверн.В 1992 году соглашению пришел конец, поскольку траппистские монастыри решили, что квалификация «Trappistenbier» должна применяться только к пиву, которое варится собственно в монастыре. Таким образом, начиная с 1992 года, в Вату вариться все тоже пиво, но под новым названием бренда «St. Bernardus».
После этого у меня появилась версия, что у аббатства в Вестфлетерен просто никогда не было достаточных мощностей для крупной промышленной варки пива. Ну, а чтобы это проверить, ищите различия между упомянутыми марками пива. Для этого всего-то надо ехать в Бельгию, заехать в Вестфлетерен, предварительно сделав заказ на пиво, потом оттуда отправится в Вату, купить пива и сыра на пивоварне Бернарда и в каком-нибудь живописном месте провести сравнения и найти различия. Так я считал три года назад, когда описывал свои первые впечатления о Бельгии. Бельгия июнь-июль 2009 Пиво и не только В апреле 2012г. лично решил их проверить...
Ближайшим городом рядом с аббатством Синт-Сикстус является Поперинге (Poperinge) – он же конечная железнодорожная станция в регионе Вестхук. Особых примечательной информации о Поперинге, помимо разведения хмеля, в Интернете я не нашел, но в городе существует почти культ этого растения. Например многие рестораны при приготовление своих блюд используют хмель. Подробную информацию об этих местах и других достопримечательностей города и окресностей вы сможете узнать в местном турбюро (Grote Markt, 1). Я решил остановиться в Ипре – это последняя станция перед Поперинге. Каждый час из Брюсселя отправляется поезд в Поперинге с остановкой в Ипре (в расписании ищите фр. Ypres или нидерл. Ieper), время в пути около двух часов.
Сейчас в Ипре живет около 35 000 человек, а в VIII веке Ипр был одним из самых богатых городов средневековой Европы, с населением в 80 тысяч жителей. В XII—XIV вв. он оспаривал у Брюгге и Гента звание главного центра цехового сукноделия во Фландрии. В память об этих седых столетиях в центре города возвышается грандиозная Палата суконщиков Ипра — одно из крупнейших светских готических сооружений Европы. Она была построена между 1200 и 1304 годами. Семидесятиметровая беффруа (вечевая башня) была завершена в 1230 году. Для сравнения: в 1237 году началось наступление Орды на Русь.
Бои за Ипр не стихали практически всю Первую мировую войну, город был разрушен, в сражениях за него погибли сотни тысяч солдат и офицеров. Памяти павших британцев посвящены новые Мененские ворота, построенные на средства правительства Великобритании и открытые в 1927 году.
На величественной арке над воротами лежит лев, являющийся символом не только Великобритании, но и Фландрии. На внутренних стенах укреплены огромные плиты с именами 54896 солдат и офицеров, пропавших без вести в боях за Ипр. В этом месте испытываешь особые ощущения: почти столетие куда-то уходит и этот камень с именами, званиями, названиями полков остается наедине с тобой. Все это люди и вдруг около какого-то имени цветок! Прошло почти сто лет, а кто-то приехал, нашел имя своего прапрадеда и воткнул цветок. А я даже не знаю, куда мне ехать, как найти место, где может быть имя моего прапрадеда... и около этих стен мне было стыдно....
Когда-то в Ипре людей жило больше чем в Париже, но прошли времена и теперь это всего лишь небольшой бельгийский город с великой историей. Ближе к вечеру я начал искать бар, в котором можно было бы скоротать время и продолжить пивные дегустации. Однако ассортимент большинства заведений на Суконной площади меня не впечатлял. Почти везде продавался скучный бельгийский лагер в розлив и стандартный набор элей в бутылках. Я уже собрался отправиться в новую часть города, в поисках интересного места, как в самом конце площади набрел на бар «TheTimes» (KorteTorhoutstraat 7, http://www.the-times-ypres.be). В разлив предлагался «KapittelWatou», 8-ка «Св. Бернардуса» и пшеничный «Бернардус». Неплохая подборка бутылочного пива, включая старые крики и всю линейку «Бернардуса». Если вы помните начало данного рассказа, то основная цель поездки – это сравнить пиво «Westvleteren» и «St. Bernardus». Сама судьба указала мне тем вечером дорогу в сей паб!
Обстановка в пабе весьма простая, но я люблю подобные заведения. Потому что атмосферу в них создает не обстановка, а люди, самые разные, которые заходят сюда. Пенсионеры, чтобы не умереть от скуки и одиночества, компания молодых девчонок, чтобы посплетничать и сыграть в карты, служащие после работы, чтобы встретиться на нейтральной территории и за разговором отдохнуть от рабочей и домашней суеты, молодые парни, просто потому что им надо где-то встретиться и поговорить. А пиво? Пиво это обязательное украшение таких бесед. Хотя в «TheTimes», как и везде в Бельгии, демократия. И если Вы любите вино, или шампанское, хотите минеральной воды, или холодного чая. Для всего этого найдется чистый стакан, а для вас персональное «здравствуйте!» от владельца и одновременно бармена заведения Алайна. Несмотря на постоянную занятость – ведь стакан клиента не должен быть пуст – он найдет для вас пару слов и немного личного внимания. В «TheTimes» никому не должно быть скучно. И мне не было скучно и одиноко, я стал одним из участков этой ночной суеты, когда люди протестуют против сна и хотят несколько часов провести в компании других людей, заряжая и подпитывая друг друга энергией позитива, радости и сопричастности: ощущения, что ты совсем не один в этом большом, разном и таком интересном мире. Уже далеко за полночь я покинул это замечательное место с улыбкой до ушей и мешочком подарков.
Следующим утром я выехал в Поперинге. Поезд ходит раз в час, это тот же поезд, что едет из Брюсселя в Ипр. Выехал – громко сказано, потому что ехать от Ипра до Поперинге всего 10 минут. Первоначально мои планы были следующими: добраться из Поперинге до Вестфлетерен (Гугл утверждает, что это 1,5 часа пешком), выпить там пива, оттуда отправиться в Вату на пивоварню Святого Бернардуса (чуть больше двух часов пешком) и уже с пивоварни вернуться в Поперинге (еще полтора часа).
Поперинге встретил меня серым небом, надвигающимся дождем, пустой привокзальной площадью – автобусной станцией. Хотя про автобусную станцию это тоже громко сказано. Всего три места для остановки автобусов. В расписании я нашел Вестфлетерен, но автобус туда отправлялся в 15.00, а в Поперинге я приехал вначале 11-го. Приехал минибас. Я попросил водителя объяснить мне, как попасть в Вестфлетерен, а точнее в бар Ин ДеВреде. Водитель вылез из машины, изучил расписание автобусов и сказал, что он не знает, как мне быть. Я могу дождаться автобуса, но он довезет меня только до трети нужного мне пути. После чего скрылся в кабине. Развернув распечатку маршрута с Гугла, я попробовал сориентироваться на местности, чтобы дойти пешком до монастыря, но покружив по прилагаемым к вокзалу улицам, так и не смог найти точку начала маршрута. Попеняв себе за невнимательное отношение к формированию маршрута, я отправился в центр города, чтобы взять такси.
Центр Поперинге уютный и симпатичный. Большой готический собор соседствует с маленьким современным фонтаном. Бьющим практически из брусчатки. Вокруг них расположились барочные домики, занятые гостиницами, кафе и барами. Что делают и смотрят туристы, останавливающиеся в местных отелях, для меня осталось загадкой. Я зашел в пару гостиниц, и попросил план города. Думал по нему сориентироваться и найти точку начала маршрута, а заодно узнать о местных достопримечательностях. Увы, никаких планов, схем и карт города у них не оказалось. Прямо Арзамас-16 какой-то. Тогда я зашел в один из баров, заказал пиво и попросил вызвать мне такси. Бармен и сосед по стойке были очень удивлены и сказали, что выполнить мою просьбу не могут, так как в Поперинге нет такси... Возможно, такси есть в Ипре, но точно ни они, не я, в этом не были уверены. Ребята предложили мне взять напрокат велосипед, но в отсутствие 15 летней практики, эта затея показалась мне рискованной.
Пришлось возвращаться к вокзалу. Wi-Fi не работал, Интернет от МТС тоже вылетел, а вот роуминг функционировал. После нескольких консультаций с товарищем в Москве, который сверялся с картой, мне удалось выйти на начало маршрута. Улочка Ieperstraat оказалась малюсенькой, вдобавок на ней меняли дорожное покрытие, из-за чего я ее не замечал и несколько раз прошел мимо нее. Можно было отправляться в дорогу. Минут через десять я покинул Поперинге. Кстати, во время пути меня не обогнал ни один автобус, так же как и на встречу, тоже не проехал. Хотя одну автобусную остановку я прошел, где-то минут в 30-ти от города.
Дорога проходит все время мимо полей, порой на обочине встречаются жилые постройки, иногда из-за их заборов кидаются собаки, иногда за ними пасутся овцы. Придорожный пейзаж достаточно скучный. Качество дороги, конечно, не центр Мюнхена, но и не наше бездорожье. Бетонными плитами выложено подобие тротуара, по нему я и двигался. Многие представляют поселок, как скопление жилых построек, по принципу забор к забору. Вестфлетерен это другой случай. Несколько громадных полей а-ля колхозы «Богатырь», «ХХХ лет без урожая», «Заветы Ильича». В этих полях хаотично стоят домики. Когда один, когда несколько, образуя небольшую улицу. По краям скопища этих полей проходят местные трассы, с которых в поля уходят дороги. Какие-то пронизывают их насквозь, какие-то в них обрываются.
Я пропустил нужный поворот и, наверное, прошел лишний километр, пока не встретил женщину, вынимавшую почту из ящика, она развернула меня в обратную сторону и показала нужное направление. О самом кафе «DeVrede» дама не раз слышала, но сама в нем не бывала... Мне надо было свернуть в поля, но я боялся, что это будет не та дорога. Остановил выезжающую машину с парой старушек, они подтвердили, что это нужная мне дорога. Пошел по ней, а с неба пошел дождь. Следующим я остановил трактор. Тракторист дал самую точную наводку. Мне надо было дойти до ближайших домиков и за ними повернуть направо. От цели меня отделяло меньше километра пути. Когда подходил к домикам увидел справа очертания монастыря. Ура! Почти добрался! Гордость за себя позволили не замечать усилившийся дождь. По мере приближения к кафе окрестности стали меняться и принимать цивилизованный облик. Появились столбики с указателями: туалет, кафе, монастырь, парковка. Фонари, урны, флагштоки, пешеходные дорожки, размеченная парковка и другие прелести цивилизации.
Из-за дождя летняя веранда пустовала. Когда зашел в кафе, пиджак был мокрый почти насквозь. Поэтому не стал проходить вглубь зала. Расположился не далеко от входа, повесив пиджак сушиться на спинку пустого стула. Тут же подошел официант с пачкой салфеток. Попросил виски и черного чаю, чтобы согреться и в качестве профилактики простуды. Тут же получил ответ, что из напитков есть только пиво и кофе! Ну да, совсем забыл, я же сюда пиво пришел дегустировать.... Несите «Westvleteren 8»...
Пиво «Westvleteren» разливают только в бутылки. Они не имеют этикеток и различаются цветом пробки и номером на ней, а всего их три:
«Westvleteren 8» – с синей крышкой, 4,2 евро за бутылку.
«Westvleteren 12» – сжелтой крышкой, 4,8 евро за бутылку.
«Westvleteren Blond» – сзеленой крышкой, 3,7 евро за бутылку.
Итак «Westvleteren 8» – с синей крышкой (8 vol.% alс.) – аромат фруктовый, дынный. Вкус очень мягкий, нежный, сливы и изюма. Потом бьет сладость солода, но на нее тут же накатывает сухость хмеля. Баланс сладости карамели и хмеля поистине идеальный. Я никогда не пил такого законченного пива. Просто замечательно. Промокший пиджак и стоптанные ноги стоили того. В послевкусие проступает миндаль.
Из закусок в «DeVrede» предлагается традиционный для Бельгии ломоть тонкого ржаного хлеба и различные вариации к нему. Я выбрал сыр, и мне принесли ломоть сыра в пару раз толще хлеба. Почему дома все наоборот? Под сыр пиво пошло просто на ура! Кстати до кафе я добирался почти два часа. Желание из Вестфлетерена опять пешком по незнакомой местности добираться до св. Бернарда, а от туда новой дорогой в Поперинге у меня отпало. Благо «St. Bernardus» много где продается и уже был продегустирован накануне в Ипре. В кармане подсыхающего пиджака лежал сложенный файл со вчерашними впечатлениями. Я хотел и обещал сравнивать, пожалуйста:
«St. Bernardus Prior 8» (8 vol.% alс.) – Запах у «Бернардуса» сильный и сложный. Аромат фруктовых эфиров, слива и изюм (нам это уже знакомо, но более разнообразный), чувствуется сахар и яблоко, оттенки хлеба и какая-то кислинка (у «Westvleteren» никакой кислинки в аромате нет, как и хлеба, я специально еще раз понюхал, когда читал эти строки). Во вкусе хорошо выражен изюм, за ним проступает чернослив, нотки гвоздики и шоколадные оттенки. Конечно сильная сладость солода и коричневого сахара, но она уравновешивается не сухостью хмеля, как «Westvleteren», а некой дрожжевой кислинкой. Очень интересное и вкусное пиво.
Попробуем и сравним блонды или виты.
WestvleterenBlond зеленой крышкой (5,8 vol.% ale.) – сильный аромат луга, хмеля, очень слабые оттенки яблока и цитрусовых. Вкус очень мягкий и легкий. Хмель проступает сразу во всем своем многообразии из луговых трав, цветов, земли, наполняя рот приятной сухостью. Видимо использование пшеничного солода снимает излишнюю сладость и делает пиво мягким и легким. Это лучший вит, который я пил в жизни, а я пил очень много и разных витов.
Посмотрим, что предлагает пивоварня из Вату, до которой я пока не добрался.
St. Bernardus Witbier (5,5vol.% ale.) –в аромате гвоздика, банан, цитрусовые и кориандр. Вкус кисло-сладкий, цитрусовый. Благодаря кориандру освежающий, хорошо ощущается хмель. Но как же ему далеко до блонда «Westvleteren»...
Свой блонд монахи Вестфлетерена варят с 1999 г., а сотрудничество монастыря и пивоварни в Вату было прекращено в 1992 году. Св. Бернардусу помогал в разработке их блонда Пьер Селис, крестный отец «Hoegaarden» и «CelisWhite».
Мы подходим к цифре 12 и знаменитому bourgogne flamand. «Westvleteren 12» с желтой крышкой (12,0vol.% ale.) – аромат сухофруктов, в первую очередь чернослива и изюма, сладкого солода, специй (гвоздика), немного дрожжевой. Вкус просто потрясающий, бархатный и мягкий. На первом глотке: сухая волна хмеля смешивается с сухофруктами и невероятной сладостью солода и ириски, все это вступает в баланс и к ним добавляется не большой букет гвоздики. Пиво очень сбалансированное. Послевкусие не сильно сухое, травяное, со вкусом шоколада, винограда и инжира! Чтобы все это почувствовать мне потребовалось выпить три бутылки!
Предложение пивоварни из Вату!
St. Bernardus Abt 12(10,5 vol.% ale.) – запах похож на «Westvleteren». Тот же чернослив и изюм, дрожжевые оттенки, печенье. Во вкусе сильная солодовая сладость, сухофрукты (инжир, изюм, чернослив). Горечь очень слабая, умеренная.
Несомненно «Westvleteren» и «St. Bernardus» - очень хорошее пиво, но, как вы видите из сравнения, это все-таки разное пиво. Какое из них лучше? Я не берусь судить. Мне больше понравился «Westvleteren». Один из критериев, который используется на пивных дегустациях – это полнота вкуса. Вот за полноту вкуса я ставлю всем трем маркам «Westvleteren» 10 с плюсом! Все три марки представляют собой абсолютно законченное пиво с долгим приятным вкусом и неописуемым восторгом от употребления.
До поездки я встречал в Интернете рассказы, что в сувенирной лавочке при кафе «DeVrede» продают наборы один бокал плюс две бутылки пива. Два набора в одни руки. На самом деле это не так. Бокалы продаются, пиво нет. Хотя я не исключаю, что какая-нибудь девушка состроит глазки официанту или мужчина будет рыдать за столом, от того, что его отец умрет, так и не попробовав «Westvleteren», то у официанта или официантки не выдержит сердце и они случайно принесут пиво в закрытой бутылке. Все мы люди, они тоже. Может быть персонал «DeVrede» тоже не понимает этих монахов, которые говорят: «Мы не пивовары. Мы монахи. Мы варим пиво, чтобы иметь возможность позволить себе оставаться монахами».
Обратно тоже пошел пешком, тем более, что дорога была уже известна. На выходе из монастыря прошел мимо автобусной остановки. Вроде как до аббатства ходит 69 автобус. Откуда, не знаю. Для себя я совершил, то, что давно хотел и задумывал. Сам без всяких посредников и тур фирм съездил не просто в Бельгию, а в это загадочное и так желаемое для любого любителя пива место – Westvleteren Sint-Sixtus!
Вы можете приехать в Брюссель, зайти в кафе Au Bon Vieux Temps (Impasse Saint-Nicolas 4) и за 10 евро купить бутылку «Westvleteren 12». Оно даже есть в меню. А если будете в Генте, то после знаменитого литра Квака в таверне Dulle Grie (Vrijdagmarkt 50), спросите у официанта «Westvleteren». Мне предложили бутылку блонда за 12,5 евро. И вы тоже попробуете настоящее произведение в мире пива, вам понравится. Вот только не называйте это паломничеством.