На всякий случай для тех, кто не в курсе, сообщаю - никаких лицензий или прав для аренды такого катера не нужно, управлять им не сложно, если арендуете в первый раз - вам все показывают, рассказывают и проводят контрольный заплыв. Сами катера вполне комфортны, есть холодная и горячая вода, туалет (чисто, без запахов), душ, электричество, газ, холодильник. Цены не космические - бургундский катер обошелся нам в 1500 евро на 10 дней. Фото катера внутри не выкладываю, кому интересно - можете посмотреть в моем итальянском или ирландском отчете. Там катера другие, но это не очень-то и важно - все они по большому счету одинаковые.
Вот наш катер:
Такой вид отдыха нам очень нравится. Если не любите сидеть на одном месте - самое то. С обычной арендой авто это не сравнится, разве что с кемпером. Но катер гораздо больше и комфортнее. Где хочешь - остановился и живи. Воды полные баки, газа полные баллоны, жратвы полный холодильник, интернета полный модем, душ работает - что еще надо?
Аренда начиналась в бургундском городишке Saint-Jean-de-Losne. Мы хотели проплыть по реке Сона вниз до Tournus, потом пройти по реке Сель до Louhans и вернуться обратно. В каналы заходить не планировали - не очень хотелось связываться с многочисленными шлюзами. Мы думали, что их будет трудно проходить вдвоем. Однако природе было пофиг на наши планы. В день начала аренды на реке началось наводнение - уровень воды за сутки поднялся до 6 метров. Позже, удрав от наводнения в канал, мы посмотрели статистику на сайте французской навигационной службы Voies Navigables de France - за всю историю наблюдений с 19 века в апреле более высокая вода вообще-то была, но только пару раз, не больше. Вот, посмотрите на опоры моста на двух фотографиях в разные дни. Вода уже пошла на спад, но метра три разницы видно.
Бурлящая река понесла вниз деревья, ветки, куски скамеек и прочий мусор. Посмотрите, сколько его набралось возле нашего катера за одну первую ночь.
Казалось бы - какая разница, что наводнение? Ты же на лодке! Не-а, плыть по реке запретили любым посудинам, и все шлюзы были закрыты. При таком течении и уровне воды очень трудно (а иногда и невозможно) пройти под мостами. Вот под этим, к примеру, мы буквально в самый последний момент успели прошмыгнуть и уйти в канал. Рискнули, потому что не хотелось весь отпуск провести на одном месте, хотя оставшиеся в порту посмотрели нам вслед, как каким-то недоумкам. Да я и сам, если честно, то же самое про себя подумал, когда при подходе к арке моста катер начало болтать и кидать из стороны в сторону. Выручило то, что шли против течения и можно было, если вдруг что, перейти на холостой ход - бурлящий поток мигом бы нас назад вышвырнул.
А баржа вот стоит, ждет, когда вода схлынет. Когда они швартовались, все канаты были еще над водой. Ну а теперь - либо ныряй, либо руби.
Либо стой. Там еще много чего под водой - скамейки, урны...
А шлюзов, как оказалось, можно было и не опасаться. В Ирландии на реке Шеннон мы уже проходили их вдвоем, но это было несложно - те шлюзы были большие, со смотрителем, и он помогал при швартовке. Один из нас стоял с веревкой на носу, другой - на корме, и мы как-то справлялись. Во Франции на каналах многие шлюзы автоматические. Смотрителя на них нет, нужно швартоваться самому - а забросить веревку без помощника на земле не всегда получается. Можно высадить одного члена экипажа на берег - но как, если вас двое, один оставшийся будет две веревки одновременно и на носу, и на корме держать?
Ответ был случайно найден в мануале Не, я понимаю, что документацию читают только трусы, но в данном случае, как ни странно, это помогло - там все было написано про швартовку в одиночку. Цеплять корабль нужно за середину, всего-то и делов. Правда, при этом труднее держать его на месте, когда в шлюз наливается вода - катер все время хочет начать болтаться, как дерьмо в проруби. Зато тебе предоставляется прекрасная возможность маленько подкачать бицепс. Так вот и начали мы действовать - самый механически быстрый и акробатически шустрый член экипажа (жена) заранее выпрыгивает на берег и скачет к шлюзу по дорожке, а другой геометрически длинный и физически сильный член экипажа остается на борту.
После чтения мануала дело у нас заладилось, и мы лихо начали проходить шлюзы один за другим, как орешки щелкать, все быстрее и быстрее. А потом - в одном из шлюзов встряли намертво. Персонала, как я уже написал выше, там нет. Когда зайдешь в шлюз и пришвартуешься, нужно дернуть специальную веревку, и все начинает работать. Жена дернула ее раз, потом другой. Ничего не происходит. Тогда она подогнула ноги и на этой веревке повисела - реакции нет. Я вылез на берег и повисел тоже. Не-а, ничего не меняется. На этот случай в мануале есть телефон, но звонить по нему и тратить деньги на звонок в роуминге не хотелось. Был и другой способ - на стенке домика возле шлюза висел ящик с оранжевой кнопкой и микрофоном, и надпись на ящике утверждала, что сообщения с него идут прямо в мозг самому Мастеру Шлюзовщику. Жена вздохнула, выкинула из головы, что она в отпуске, а не на работе (она переводчик, по французски говорит свободно, но НЕНАВИДИТ этим заниматься во время отдыха забесплатно), и начала диалог.
- Здравствуйте, это шлюз номер такой-то. Мы дергаем веревку, но у нас ничего не работает.
- Брпр-щщщ-кхх-нщ-щщс, - ответил ящик.
- Простите?
- Хрппр-ссс-рпр-щнщ-щщ!
- Извините, но вас плохо слы...
- Хррпр-щщщ-прр-рнщ-щщ PAS !!!!!
Если кто не знает (я вот не знал), pas по французски - это отрицание. Причем сказано было не pas, а PAS! То есть мало того, что нам сказали не делать этот самый "хррпр-щщщ-прр-рнщ-щщ", но сказали не делать это в совершенно категорическом виде. "Ничего не делаем и ждем", - подвела итог переговоров жена. Я спустился в каюту, достал банку пива и начал ничего не делать, но буквально сразу же к шлюзу подкатил эцилоп с мигалками и надписью VNF. Посмотрел на нас, вынул мобильник, куда-то позвонил - и все заработало. А после этого мы выслушали лекцию о том, как никогда не иметь проблем в автоматических шлюзах.
Оказывается, все дело было в том, что мы слишком лихо начали все делать А датчики реагируют только на медленно заходящие в шлюз степенные корабли. На быстро шмыгающих уток, пролетающих лебедей и на нашу шуструю посудину они не срабатывали. И веревку после швартовки мы дергали практически сразу, а надо было хотя бы 1 минуту подождать - французская автоматика не верит, что можно качественно пришвартоваться за 30 секунд, и не работает. Резюме - не нужно суетиться, и все будет ОК. Так оно после и получилось.
Впрочем, хватит про шлюзы, давайте лучше окрестную природу посмотрим. Все цветет, все красиво.
В одном месте канал по желобу над железной дорогой проходит, забавно.
Живности разной полно.
Все засажено виноградом, который только-только начинает распускать свои листочки. С утра и до обеда на плантациях работники в позе зю - каждый кустик осмотрят, обработают. Причем никаких э... афроевропейцев или арабов там нет - только белые.
Ну а то, что в результате этого труда получается - в каждой окрестной деревушке купить можно.
Из более-менее крупных городов по маршруту побывали в Шалоне и Дижоне. Красиво, но ленивые сонные деревушки мне по вкусу как-то больше нравятся.
В одном из соборов на службе поприсутствовали. Впечатляет (звук включить не забудьте).
Сдать корабль там же, где и брали, не получилось - Мастер Шлюзовщик в Сону нас так и не выпустил. По нашей просьбе он позвонил в арендную контору и объяснил им ситуацию. Контора предложила нам продлить аренду на три дня в надежде дождаться конца паводка, но, к сожалению, так изменить свои дальнейшие планы мы были не готовы. Нужно было ехать в Женеву и лететь домой. Контора прислала за нами такси, а кораблик повелела бросить посреди канала как есть, закрыв на ключ. Так что теперь хотим на следующий год вернуться - немного по другим местам поплавать и пройти там, куда так и не попали. А шлюзы теперь совсем не пугают.
В Женеве перед отлетом домой были три дня, съездили на разведку на соседнее озеро (Lac de Neuchâtel), там с этого года теперь тоже можно катер в аренду взять.
Пока раздумываем, стоит ли туда плыть, попросили одного мужика с биноклем понаблюдать за погодой, за уровнем воды - может, и вернемся. Сидит, наблюдает.