- Кто: мы с женой, как обычно (тьфу-тьфу-тьфу, как положено говорить идейным материалистам)
- Когда: давным-давно, в конце лета 2016-го года.
- Где: по Эльзасу от Страсбурга до Кольмара и обратно. Точнее примерно так: два с половиной дня в Страсбурге, полтора дня в Барре, два дня в Селесте (а оттуда в Верхний Кенигсбург), три дня в Кольмаре (оттуда в один из дней - в Riquewihr, откуда пешком до Ribeauvillé рукой подать, а в другой день - в Eguisheim), и через Страсбург домой. В общем, довольно обычный маршрут в окрестностях Винной дороги Эльзаса. Не мы первые, не мы последние.
- Как: где-то на электричках, где-то на автобусах, но в основном на своих двоих (то есть, четверых). Никаких автомобилей.
Вы все еще читаете? И, что, вы серьезно намерены убить свое время чтением этого рассказа? Хм. Ну тогда начнем…
Предисловие
Жаркий август в Эльзасе. Дорога, вьющаяся вдоль бесконечных виноградников. Приземистые, похожие друг на друга компактные деревушки в коричнево-розовых тонах и шпили их церквей. Непременные бокалы с зелеными ножками и капли воды, оседающие на их прохладных округлых боках. Душистые грозди винограда, нагретые полуденным палящим солнцем. Развалины старинных замков на склонах темно-зеленых холмов. Городки в фахверках и цветах. Аисты в гнездах на черепичных крышах.
Примерно такой калейдоскоп ярких картинок отпечатался у меня в памяти.
Как мы попали в Эльзас вообще? Если говорить про мой опыт выбора очередного направления путешествия с помощью этого форума, то это обычно происходит так: я натыкаюсь на отчет, где меня цепляют фотографии. Еще круче, если это хорошие фотографии плюс живой текст. И я вдруг ощущаю, что мне это близко. И раз автору там понравилось, и он там такое и так увидел, то и мне наверняка там понравится тоже. Тогда решение поехать в те же края возникает практически сразу, без долгих раздумий.
Оглядываясь назад, вижу почти за каждой нашей поездкой такой рассказ, который решительно потянул за собой. Ну а уже потом, конечно, я начинаю читать и другие отчеты, иногда (но далеко не всегда) даже более информативные и полезные для технической части подготовки. Но главное уже случилось – решение уже принято – я увидел почти вживую это место. Видимо, автор постарался, чтобы это произошло, и у него получилось. Ну что ж, я тоже буду стараться. Вдруг кто-то увидит далекие места моими глазами, и ему тоже туда захочется.
Это и будет моей целью.
В случае Эльзаса, мне помнится, для меня таким текстом совершенно точно явился первый эльзасский рассказ «Пешком по винной дороге Эльзаса» уважаемой luchar. И фотографии маков у дороги были, как ни странно, последней каплей. Уже после, бесповоротно решив тоже попутешествовать по Эльзасу, по окрестностям винной дороги, я с удовольствием почитал Винная дорога Эльзаса. Пикник на обочине 2015 и, наверное, пару других.
И мы поехали в Эльзас.
Москва - Страсбург
Ну, не то чтобы я встал из-за компьютера и начал паковать чемоданы. До поездки было еще полгода. Так что, для начала я купил билеты (и собственно, это все, что я покупал заранее в этот раз, помимо бронирований жилья). Сейчас проверил - похоже, и сегодня один из самых приемлемых способов добраться до Страсбурга из Москвы – это комбинированный рейс Люфтганзы: из Домодедова до Франкфурта самолетом, а оттуда экспресс-автобусом Люфтганзы – до Страсбурга (https://www.lufthansa.com/ru/ru/lufthansa-express-bus). Билет покупается один на оба плеча. Времени после посадки на то, чтобы пройти погранконтроль, получить багаж, подняться по эскалаторам наверх и дойти до площадки отправления автобусов вполне достаточно – согласно текущему расписанию на следующий август (это пишется в феврале 2018-го), сейчас это от полутора до двух часов. Водитель автобуса просто сверяет ваши билеты со своим списком. В сумме получается на все путешествие от 8 до 10 часов.
Вот здесь висит схема, где можно найти площадку отправления Express Bus в аэропорту Франкфурта (желтый кружок в центре ее верхней части). Не скажу, правда, что она (схема) идеальна для понимания того, как туда дойти. Но, в принципе, желтые большие указатели на Lufthansa Express Bus в зоне прилета хорошо видны, и нужно просто следовать за ними. Однако где-то в средней части пути они куда-то пропали, и я на всякий случай, чтобы не промахнуться, спросил дорогу у служащего аэропорта (он все одно бездельничал, болтая с коллегой). И получил вполне исчерпывающие указания в духе «прямо, за поворотом - направо и вверх по эскалатору». И правда, не обманул. А дальше указатели снова стали попадаться часто, и мы уже шли вполне уверенно.
Итак, в Страсбург мы прибыли уже в сумерках. Автобус останавливается прямо около ж.д. вокзала; практически от этой же точки мы и будем уезжать через полторы недели обратно в аэропорт Франкфурта.
Страсбург. Вечер.
Заселились мы в гостиницу на полпути между вокзалом и старым городом и, будучи уже весьма голодными, отправились искать, где бы утолить это чувство. Чем-нибудь, желательно, сразу прямо-таки страсбургским… Двигаясь в сторону набережной, по направлению к La Petite France, мы вскоре наткнулись на местечко, называемое Rive Gauche. Место без особых претензий, но как раз чтобы накормить голодных путников. И вкусили мы в первый раз за поездку (а таких «разов» будет еще много) знаменитый эльзасский «tarte flambée» (она же «Flammekueche»). Первая мысль, конечно – это же пицца! Но, как мудро замечено на одном сайте, «it looks like a pizza, it cooks like a pizza, but don't make the mistake of actually thinking it's a pizza». Классическая начинка тарт фламбе — белый сыр (fromage blanc, похожий на мягкий творог), иногда с добавкой сливок (crème fraiche), сверху лук и кусочки бекона. Вот здесь можно прочитать еще один рецептик.
Но понятно, что туристов надо заманивать, поэтому теперь этих tarte flambée везде предлагается более десятка разновидностей с начинкой на любой вкус. Помимо классического, нам обоим еще понравился с сыром Эмменталь. Ну, и по бокалу Гевюрцтраминера к этой пиц… простите, - la tarte flambée мы тоже не могли не заказать, раз мы в Эльзасе, правда? Мы – люди принципиально пешие, а это дает известную свободу в выборе напитков!
Ну, а затем мы перешли Le Canal des Faux-Remparts, огибающий исторический центр с северной стороны, и пошли гулять по вечерней Маленькой Франции... Я всегда особенно люблю и ценю вот этот вечер первого дня поездки; утром ты еще был в своей квартире в Москве, на условной «3-ей улице Строителей, дом 25 квартира 12». А вечером идешь по вымощенной камнем улице среди средневековых фахверковых домов, мимо готических соборов, вдоль рядов освещенных окон ресторанчиков и кафе, в городе, где ты еще ничего не видел... В общем, контраст.
Вот он – мой первый снимок в вечернем Страсбурге:
Почти сразу после того, как Страсбург стал французским (1681 год), а именно, в 1686 году, инженер Вобан начал строительство плотины, чтобы иметь возможность заполнять водой оборонительные рвы вокруг города. Плотину строили до 1700 года, а потом, спустя почти два века, с 1865 по 1870 год ее надстраивали. По ней можно прогуляться (мы это сделаем потом, днем), ибо с нее открывается симпатичный вид на каналы La Petite France со Страсбургским собором вдали. Вечером она красиво подсвечена:
Три канала, просматривающиеся с плотины Вобана, названы по названиям трех водяных мельниц, на которые из них подавалась вода. Четвертый канал уже был вполне себе «водной артерией», плюс, как водится, использовался для полоскания шкур кожевниками.
Не торопясь, мы прошли от плотины Вобана через весь квартал La Petite France…
Как многие знают, происхождение названия «Маленькая Франция» не такое романтическое, как может показаться, - примерно настолько же, насколько и слово «французская болезнь» из лексикона русской литературы. Тут в XVI веке располагался профильный госпиталь по лечению соответствующих заболеваний.
Популярное место – маленькая площадь Place Benjamin Zix у каналов:
«La Maison des Tanneurs» рядом с этой площадью:
И незаметно мы дошли до главного собора Страсбурга.
Страсбургский собор – характерного розового цвета эльзасского песчаника. Одной башни у него нет, и он, конечно, в этом не одинок – взять, хотя бы, асимметричный Собор святого Стефана в Вене или Собор Антверпенской Богоматери в, соответственно, Антверпене. И вообще – одна башня – еще не признак недостроенности, ведь могло быть так и задумано. Однако Страсбургский собор именно недостроен, и именно он мне почему-то показался каким-то несчастным и страдающим из-за своей очевидной недоделанности. Вообще я думаю, что ничего страшного не было бы, если бы его достроили сейчас – уже через пару веков это будет точно такая же часть его многовековой истории. Ведь в любом случае такие средневековые соборы (а Страсбургский начал строиться в 1277 году) уже, как правило, состоят из частей, которые создавались с огромными временными промежутками… Вот такая крамольная мысль.
Но я отвлекся.
Фасад собора, хоть и искусно освещенный, трудно оценить во всей красе – к нему подходишь по довольно узкой улице.
Когда мы обошли его справа, то неожиданно вовремя попали на очередной сеанс красочного светового шоу – на боковую стену собора проецировался, назовем это, «мультфильм». Со звуком, конечно. Мой рюкзак осмотрели, и нас пропустили на соборную площадь (между самим собором и дворцом Rohan) . Не знаю, кто был первым, но эта тема с Light shows стала «вирусной» - во многих городах Франции и вообще Европы в последние годы делают такое зрелище. Но я бы сказал что то, что мы увидели, было сделано очень талантливо. Картинка четко вписывалась в архитектурные элементы собора; я бы даже сказал, что именно собор был главным героем повествования. Фотографировать с рук ночью, конечно, получается не очень, но вот несколько фотографий.
И вот только что нашел для вас видео на официальном канале Страсбурга:
Световое шоу 16-го года (но это не совсем то, что видели мы):
и новое шоу, 17-го года:
Так что первый вечер наших прогулок по городу оказался даже насыщенней, чем я ожидал.