На площади перед Палаццо дей Приори установлена сцена, музыканты готовятся к вечернему концерту.
Мимо пройти было невозможно. Муж всегда с интересом и легкой завистью рассматривает аппаратуру, инструменты, звукорежиссерский пульт.
Скорее всего, это ностальгия по музыкальному прошлому.
В его молодости о "Fender"(ах) и "Gibson"(ах) можно было только мечтать. Но был необыкновенный голос. Своего мужа я сначала услышала, а вот увидела только пару лет спустя.
Мне же музыкальная "кухня не очень интересна".
От Пьяцца-дель-Пополо магазинная улица Виа-Мадзини идет к площади Умберто I и большой францисканской церкви, посвященной Св.Фортунату, покровителю города Тоди.
Широкий лестничный пролет ведет к церкви. Между длинными рядами ступеней, по слухам, скрывается люк, через который можно попасть в подземелья Тоди.
Вид со ступеней.
Tempio San Fortunato начали строить в 1230 г., при этом фасад так и не завершили.
Заслуживает внимания красивый центральный портал со спиральными колоннами, украшенными виноградными листьями и смоковницами, олицетворяющими, соответственно, добро и зло.
Его охраняют два каменных льва этрусского происхождения, взятые из стоявшего здесь ранее романского храма.
Боковые скульптуры приписывают последователям Якопо дела Кверча.
Весьма необычна для Италии форма этой зальной церкви - ею она обязана епископу д'Акваспарта, знакомому с французской готикой.
Внутренне убранство состоит из трех одинаковых по высоте нефов и апсиды со стрельчатыми окнами и датируется XIII в.
Кафедра проповедника XIV в.
Боковые часовни обычно выкупали аристократические семейства и затем превращали в семейные склепы, а церкви получали за это немалые деньги.
Богато украшенные и содержащие художественные сокровища, они были в значительной степени разграблены в XIV в. Людовиком Баварским, императором Священной Римской империи.
Расписанные фресками, выполненными умбрийскими последователями Джотто в XIV в., от которых остались только фрагменты.
Фреска в четвертой капелле с изображением Мадонны работы Мазолино да Паникале 1432 г.
Инкрустированные скамьи, созданные А. Маффеи в 1590 г.
Романская капитель, приспособленная под чашу для святой воды.
В крипте находятся гробницы Св.Фортуната и Якопоне да Тоди, выдающегося средневекового поэта-мистика который написал пасхальный гимн "Stabat Mater".
Попасть в нее мне не удалось.
Якопо де Бенедетти, более известный как Якопоне да Тоди, родился в 1236 г. в состоятельной семье. Вероятно, изучал право в Болонском университете, где получил степень адвоката. Вел беззаботную и веселую жизнь.
В 1267 г. женился на девушке из аристократической семьи по имени Vanna.
Согласно легенде, его жена погибла в следующем году во время танцевальной вечеринки из-за обрушения пола. Когда тело молодой женщины извлекли, под роскошным платьем обнаружили власяницу, которую она тайно носила на светских мероприятиях.
Власяница, вретище или рубище - рубашка из грубой колючей шерсти, одевается в знак покаяния, смирения. Для молодого мужа это стало своеобразным откровением и он, убитый горем, отказался от мирской жизни, раздал свое имущество бедным и скитался в течение десяти лет, пока не вступил в Орден "Духовных Братьев Младших," т.н. спиритуалов, самый суровый францисканский орден. Резко выступал против Папской власти и был посажен в тюрьму. Проникшись беспощадной аскезой и самозабвенным экстазом, обратился к поэзии, пронизанной глубоким религиозным мистицизмом.
Якопоне да Тоди является автором множества лауд - восхвалений Христа, продиктованных пылкими мистическими порывами. Писал он на так называемом "вульгарном" языке, который позднее лег в основу современного итальянского.
Памятник Якопоне да Тоди слева от церкви.
Структура города похожа на все города расположенные на холмах, но есть и отличие. Вершина холма плоская и в центр Тоди можно беспрепятственно заехать на автомобиле. А вот по улочкам, которые разбегаются круто вниз, словно ручейки со склона горы, только пешком.
Фонтан Чези с неизменным орлом, больше похожим на надменную курицу.
Улицы - лестницы.
Chiesa Santa Maria del Campione своим названием обязана образцам мер и весов, хранившихся в ней.
Почитаемое изображение "Святого семейства " в алтаре первоначально было фреской, которая находилась в нише по Ратушей. Со временем она выцвела и осыпалась. В 1753 г. фреску заменили художественным полотном и поместили в церковь, пока его не похитили в XIX в. Сейчас на этом месте копия.
Il Nicchioni - четыре монументальные ниши, сложенные из блоков травертина в I в. н.э., очевидно, это остатки какого-то римского фундамента.
К " Vecchio Mercato" - старому рынку, улица ступенями поднимается вверх.
Тоди показался мне самодостаточным городом, независящим от туристических пристрастий. Несмотря на ограничения, чувствовался пульс города и определенная оживленность: автомобильное движение, народ на улице, работающие кафе, бары. Рестораны готовились к открытию. Возможно, это связано с вечером пятницы и предстоящим концертом, как знать?
А мы вынуждены покинуть город. Полиция уже закрыла въезд, в связи с предстоящим вечером, но пока свободен выезд. Остаться на ужин, конечно, очень заманчиво, но возвращаться ночью по мало знакомым дорогам в горах, в последнее время мы стали опасаться.
Последний взгляд на площадь.
От площади Гарибальди в Тоди добрались до площади Гарибальди в Сполето, в надежде найти ресторан для ужина.
Но в нижнем городе, несмотря на вечер пятницы, было пустынно и абсолютно все закрыто. И мишленовский ресторан "Il Tartufo", знакомый нам по предыдущей поездке, и
"Vecchio Camino", который накрылся "медным тазом". В поисках где бы поужинать, мы дошли до Масляной Башни и совсем было отчаялись, когда заметили светящуюся
вывеску.
Название ничего нам не говорило, но на без рыбье и "Pecchiarda" - рыба.
За каменной стеной с железными воротами обнаружился уютный садик.
Большая часть столиков была занята, но нас поразила тишина, совершенно несвойственная шумным итальянцам. Атмосфера была, прямо скажем, камерная.
Обслуживание быстрое, еда простая, но вполне приличная. Винной карты нет. Только "Vini sfuso della casa" - домашнее разливное. Назвать это вином у меня язык не
поворачивается, да и что ожидать от вина за 8 евро - литр ?
В заключение - panna cotta ai frutti di bosco.
На этой десертно-фруктовой ноте закончился десятый день нашего путешествия. Это ровно - середина!
Неужели, я когда нибудь допишу этот отчет...?