От Кастильоне-дель-Лаго короткая и прямая дорога к тосканским холмам.
Поля подсолнухов вплотную подступают к дороге, повернув головы к солнцу.
Это желтое море тянется за горизонт.
Красивое зрелище, слов нет.
За полями начинаются холмы. Мягко очерченные, пологие с пашнями и виноградниками.
Мне очень хотелось заехать в Монтепульчано. Когда мы в нем были в последний раз, цифровую камеру еще не изобрели, зоны "ZTL" могли привидиться только в кошмарном сне, а штраф за неправильную парковку можно было смело выбросить в мусорную корзину.
В Монтепульчано на парковке ногу негде было поставить, не говоря уже о транспортном средстве. Машины с бельгийско-голландскими номерами оккупировали ее полностью. И от этого скопления людей и машин нам предлагалось подняться в гору по жаре.
"Да ну его на фиг" - сказали мы дружно и поехали дальше.
Но тосканские холмы так просто вас не отпускают, и Монтепульчано нас еще долго дразнило и всячески зазывало, показываясь за каждым поворотом.
Церковь " Мадонна ди Сан-Бьяджо", спроектированная Антонио Сангалло.
Один живописный холм сменяется другим, не менее привлекательным.
Дорога, обсаженная еще молодыми кипарисами, красивым изгибом вела к " Palazzo Masaini".
Винное хозяйство и агритуризмо - два в одном.
Парковку для гостей мы не заметили и проскочили. Припарковались прямо под стенами палаццо, больше похожего на укрепленный замок.
На территории никого не было, и мы бродили осматривая его снаружи.
В одном из помещений рядом с основным зданием увидели открытую дверь, а за ней винный магазин.
Поместье производит в основном красное кьянти и немного белого. Вино на основе винограда санджовезе (Sanguis Jovis), что означает "Кровь Юпитера" отличается высокой кислотностью.
Раз уж мы вторглись в частные владения, ничего не купить все же было неудобно.
Белое "Luna in Leone", красное "Sangue di Leone" и "Chianti Reserva", несмотря на красивые названия, оказалось вином ничем непримечательным, невыразительным и как ожидалось - "кислым".
И снова волнистые изгибы холмов, и на каждом обязательное одинокое поместье или сельский дом.
PIENZA.
Дорога неизбежно приводит к воротам Пьенцы. Свободное парковочное место нашлось прямо у входа в эти ворота.
"Porta al Murello"
Про Пьенцу написано много, поэтому никаких дополнительных сведений я искать не хочу, да и мало кому это будет интересно, поэтому писать дальше буду по памяти, не особо заморачиваясь.
Папа римский Пий II из рода Пикколомини решил перестроить свою родную деревню Корсиньяно, превратив ее в "идеальный город". Идея очень популярная в эпоху Возрождения, ее основы были заложены еще Платоном. Попытки создания такого города в Италии предпринимались и прежде, но лишь Пьенце удалось приблизиться к этому идеалу ближе всего.
Но вернемся к Папе римскому ... Для решения этой задачи он пригласил архитектора Бернардо Росселлини, который построил площадь и десяток зданий, но его грандиозный проект так и не был завершен. Кто из них растратил деньги, я точно не помню, но думаю, что не благочестивый Папа. Возможно это клевета на выдающегося архитектора, но это не я, а моя память. Она у меня почтенного возраста, может что-то и перепутать.
Папу же вскоре хватил удар в городе Анкона, куда он направился для организации Крестового похода. Отчего хватил, история умалчивает, надеюсь, не от известия о растрате "бюджетных средств"... Впрочем Папа всегда отличался слабым здоровьем.
Бернардо скончался в том же году.
Туристов в городе было немного. Видимо все рванули в Монтепульчано.
От ворот до архитектурного творения Бернардо Росселлино, внесенного в список ЮНЕСКО, всего сотня метров.
Церковь "San Francesco" сохранилась со времен деревни Корсиньяно, до того когда она не превратилась в город под названием Пьенца.
Кстати, а почему не ПИенца ? На мой взгляд второе логичнее, ведь это город Папы Пия.
Святой Антоний с колокольчиком, отпугивающим демонов-искусителей. Пустынник, основатель отшельнического монашества, жил в пещерной гробнице, питался хлебом и водой, пребывая в уединении.
Сегодня другие времена, другие нравы, другие искушения.
Клуатр соседствует с рестораном и баром.
С террасы отличный обзор окрестностей Пьенцы.
Чуть ниже - плавательный бассейн с видом на бескрайние золотистые поля "Val d'Orcia".
Часть архитектурных шедевров на площади - в строительных лесах, поэтому в полной мере оценить гармонию раннего ренессанса сложно.
Колодец "Pozzo dei Cani" фигурирует в фильме "Английский пациент". У стен Палаццо Пикколомини их аж три. Два других находятся на смотровой площадке.
Сама Пьенца неоднократно использовалась как съемочная площадка для художественных фильмов.
Франко Дзеффирелли снимал здесь "Ромео и Джульетту" - культовый фильм моей молодости.
Смотровая площадка расположена между дворцом и собором.
С нее можно полюбовались на гору Амиата в синеватой дымке - любимый вид Папы Пия.
Апсида собора.
Знаменитая лоджия Палаццо Пикколомини, с которой Папа наслаждался видами на долину "Валь д 'Орча" и конус давно потухшего вулкана.
Собор "Санта-Мария-Ассунта" - зальная готическая церковь построена на обрыве и земля под ней недостаточно устойчива, поэтому храм постоянно "сползает" вниз. Внутри можно заметить характерный уклон в сторону апсиды.
Живописные шедевры, заказанные Пием II относятся к XV в.
Размещены они неудачно, напротив окон и сильный задний свет не дает рассмотреть их как следует.
Маттео ди Джованни
"Мадонна с Младенцем" и "Бичевание".
Il Vecchietta (Лоренцо ди Пьетро)
"Вознесение".
Сано ди Пьетро
"Мадонна на троне".
Маттео ди Джованни
"Мадонна с Младенцем и святыми".
Трапециевидная площадь, как утверждается, лучше позволяет смотрящему оценить перспективу и совершенство пропорций зданий, возведенных на ней.
За пределами этой площади Пьенца - тихий провинциальный городок, торгующий товарами местного производства, такими, например, как пекорино (сыр из овечьего молока).