«А нам повезло!», подумал я, зацепившись взглядом за творящееся на экране телевизора. Передавали о беспорядках в Риме. Сквозь дымовую завесу метались неясные человеческие силуэты и что-то малиново вспыхивало. Иногда из нее материализовалось закутанное в шарф и скрытое под капюшоном лицо и тут же вновь исчезало. В другой раз камера выхватывала из исскуственного тумана напряженные спины полицейских-гладиаторов. «Нет, нам откровенно повезло!», - повторил я мысленно и представил себе, какие воспоминания о первом посещении Рима у нас бы остались задержись мы там всего на два дня...
Поездка в столицу Италии удалась во всех отношениях! Хотя начиналось все с напряженной (в 3:00 утра) и заснеженной трассы в аэропорт Франкфурт (Хан). Особо неприятным оказался участок дороги у злополучного «Собачьего загривка» (Хунсрюк). Не знаю, попадался он «под руку» аномальщикам или нет, но это место их бы наверняка заинтересовало. Рассказывают, что температура воздуха у местечка Хунсрюк (есть также предположение, что название произошло от словосочетания «вал гуннов») иногда может отличаться от таковой в округе на целых... 10-12 градусов. Оставшиеся 20 км до аэропорта ехали под обстрелом летящих с неба хлопьев снега. Впереди, подстать ледоколу, двигался дальнобойщик и в меру своих возможностей расчищал «лыжню».
Аэропорт Франкфурт-Хан с известным франкфуртским аэровокзалом кроме названия не имеет ничего общего. Расстояние между ними 115 км. Но авиакомпании типа Ryanair, специализирующиеся на недорогих рейсах по Европе, для своих стальных птиц облюбовали именно ангары Хана.
С Ryanair мы после затянувшегося душа из химикалиев и взлетели.
Из Германии (Франкфурт / Франкфурт-Хан) в Рим лететь всего два часа. Толком и не расслабишься. Но зато за эти два часа под тобой проплывает столько географического «материала», что его с лихвой хватило бы на десяток уроков географии.
Практически сразу, как на небо вскарабкалось солнце (вылет в 7:45), за иллюминаторами показались грандиозные горные массивы.
Широкая полоса Альпов минут сорок развлекала пассажиров Боинга 737-800 видами заснеженных пиков и глубоких ущелий.
Но в районе Милана она резко перешла в равнину, практически по середке пересеченую знаменитой итальянской рекой По...
Уверен, что если бы сидевшие в салоне немцы сориентировались, где именно мы в тот момент пролетали, салон озарился бы веселыми улыбками, и не один приправленный солью и перцем анекдот поменял своего владельца (словом «по» (нем. Po) в немецком языке называют мягкое место пониже спины). Так и есть, кто-то из соседей все-таки сориентировался... и тут же вспомнил анекдот! Да еще и самый соленый из всех. До слуха долетели слова «блондинка» и «четыре реки». За этим сразу же последовал приглушенный мягким гулом винтов смешок.
Да простят мне мою вольность потомки, однако, если уж я упомянул о том анекдоте, то теперь уж его и расскажу...
Вопрос:
Какие 4 реки известны любой блондинке?
Ответ:
Райн (Rhein), Инн (Inn), Майн (Main), По (Po).
Если сконцентрировать внимание на немецком произношении этих четырех слов друг за другом (при прочтении смысл, как уже было сказано, исключительно речной), выходит довольно забавная и где-то даже пошлая комбинация. Приведу лишь смысловой перевод каждого из четырех слов, получающийся при слуховом восприятии, а уж свести их воединое и в нужной форме каждый сможет сам: Райн — входить (в повелительном наклонении), Ин(н) - в, Майн - моя/мой, По - попа...
Грандиозный ландшафт у нас под ногами вновь вздыбился.
Но на этот раз горы – а это были Апеннины - выглядели уже не такими высокими и их хребты не такими острыми.
Да и снег там лежал почти исключительно в низинах. Иногда помимо снежной перхоти на склонах и в долинах можно было разглядеть и отдельные поселения.
К западу угадывалось побережье Лигурийского моря (участок Средиземного).
Точнее та его часть, которую окрестили Генуэзским заливом. А это значило, что мы как раз влетали в известный своими характерными очертаниями итальянский «сапог». Открывшийся серп залива долго не отпускал меня. Мне казалось, что вглядываясь в даль, куда извиваясь убегала береговая линия, я ВИДЕЛ тот самый перевал, по которому, перебравшись из Испании в Италию через Альпы, спускалась в долину реки По армия Ганнибала.
Как заядлый бонист (коллекционер банкнот и бон) я тут же представил себе единственное банкнотное изображение великого полководца, известное по деньгам Туниса.
От сознания того, что это вполне могло быть правдой (до сих пор точный маршрут знаменитого перехода не известен!) захватывало дух. Где-то там вдали, где сквозь дымку полупрозрачных облаков едва угадывались последние заснеженные пики Альп, воины Карфагена ступили на вражескую территорию. Истерзанные непогодой и голодом, потерявшие две трети своего первоначального состава в снежных бурях и глубоких пропастях (в распоряжении Ганнибала находилось до 100 тыс. пеших и конных воинов, а также 37 боевых слонов), они возможно еще не до конца осознавали как им повезло.
Но это было очень давно - во вторую Пуническую войну (218-201 гг. д.н.э.). Сколько же всего происходило в этих местах позже! Взять к примеру Геную, находящуюся на самом изломе известного (и виденного из иллюминатора) залива. В Средневековье она являлась богатейшим торговым городом. Оттуда, задолго до своего открытия Америки, в первые морские путешествия (по Средиземному морю) пускался Христофор Колумб.
А если следовать береговой линии и дальше, то рано или поздно окажешься в знаменитых Каннах...
В салоне самолета взгляду не на чем остановиться. Возможно это проблема всех коротких и недорогих рейсов (и не только внутри Европы). Все предельно скромно. У стюардесс каждое движение, каждое выражение лица выверены и заучены. Такое впечатление, что они только тем и заняты, что бесперестанно демонстрируют пассажирам правила поведения в экстремальных ситуациях. Даже если они развозят напитки и бутерброды или пытаются сбагрить никому не нужные лотторейки, у меня упрямо сохраняется именно это ощущение.
Повернувшись к салону спиной, снова выглянул наружу.
Вот из-за обшивки самолета появилась озерная гладь. То что это не море, становилось ясно при взгляде вдаль, где по прежнему угадывалась береговая линия.
А так как это был первый крупный водоем на нашем пути, я сделал вывод, что это озеро Больсена (итал. Lago di Bolsena). В защиту моего предположения говорило и то обстоятельство, что чаша водоема, имея явно вулканическое происхождение, для кратера вулкана, однако, выглядела слишком большой. Если я не ошибался, подобное геологическое образование называется кальдера. То есть огромная впадина, возникающая в результате провала вулканического кратера.
Известно, что на месте озера Больсена несколько сотен тысяч лет назад возвышался вулкан Вульсини. Его-то кратер, трансформировавшись в результате какой-то геологической катастрофы, и послужил резервуаром для будущего озера.
Вычислить остальные водоемы на пути в Рим уже не требовало больших усилий. Следующим по очереди показался кратер вулкана, в котором затаилось самое маленькое и высоко расположенное озеро севернее Рима – Вико (итал. Lago di Vico).
Этот природный резервуар, однако, можно охарактеризовать как «маленький, но удаленький». Потому как это еще и самое глубокое из озер севера области Лацио. По его берегам и на островках располагается природный заповедник Монте-Венере.
А уже на подлете к итальянской столице мы оказались лицом к лицу с Браччано или Брачьяно (итал. Lago di Bracciano), на берегу которого вырос одноименный город. Это второе по величине озеро после Больсена. Его максимальная глубина превышает отметку в 150 м.
Оно также имеет вулканическое происхождение. Где-то там внизу, в замке 13-го века в 2006 г. играли свадьбу Том Круз и Кэти Холмс. Говорят, за последние века многие знатные особы проводили в том замке брачную ночь. Ну да и бог с ними. Главное, что до Рима осталось не больше 30 км.
Вскоре показались уже и его пригороды.
Честно признаться, поначалу они не произвели на меня никакого впечатления. И лишь когда амбразура иллюминатора выхватила из общей массы построек внизу знакомые силуэты собора святого Петра (Ватикан) и Колизея, настроение подстать столбику термометра прыгнуло вверх.
Тут же последовала команда «Пристегнуть ремни безопасности!».
При заходе на пасадку наш Боинг завалился на крыло. И то ли от того, что я не ожидал в тот момент подобного маневра, то ли по причине предательского щипка со стороны затаившегося в груди страха, но рука моя дрогнула, и останки древнего акведука внизу навсегда утратили резкость (на фото).
Ну да ни беда! Среди великого множества нащелкиваемых в пути кадров обязательно найдется несколько интересных. Лично мне особенно пришелся по душе вот этот, сделанный незадолго до Рима.
Вроде бы ничего особенного. Но ведь это как посмотреть. Меня заинтриговало довольно крупное образование (выпуклость) на распаханном поле. Оно явно искусственного происхождения. Древнее захоронение? Остатки какого-то укрепления? Мне вряд ли доведется приподнять завесу этой маленькой тайны. Но возможно это удастся сделать археологам... на основании этого снимка. Знаю, мечтать – не вредно!
Аэропорт Рима не впечатлил. Показался продолжением Франкфурт-Хана. Во всяком случае с пристанищем для самолетов во Франкфурте-на-Майне ему не потягаться. Весовая категория не та...
Таксист ругался настолько смачно, что я заслушался. Итальянского я не знаю. А посему ничто не нарушало великолепия звучания этого прекрасного языка. Девчата на заднем сиденье (вместе с нами в Рим ехала и супруга моего кузена. Он прилетел из России и уже ждал нас в отеле) допекали водителя вопросами на английском, не без удовольствия повторяя брошенные им итальянские ответы. И как и я, ничего не понимая.
Впрочем, когда он вдруг все-таки переходил на язык туманного Альбиона, коммуникация временно налаживалась. Таким образом он успел в самых общих чертах (насколько позволял язык Шекспира) описать красоты своего города. Не забыл и предупредить о недремлющих воришках, которые промышляют в местах скопления беспечных туристов. Посоветовал женщинам покрепче держаться за свои сумки. Ибо вероятность того, что их могут неожиданно выхватить проезжающие мимо моторизированные грабители в Риме весьма высока. Кстати, об этом упоминают и путеводители по столице Италии.
Под конец водитель такси настолько к нам проникся, что, лишь мельком поглядывая на дорогу и продолжая материть мешавших ему жить автомобилистов, записал название и адрес «рыбного» ресторана, который сам считал лучшим в Риме.
Мы с благодарностью приняли его подсказку, уверенные в том, что если туда и попадем, то почти наверняка встретим кого-нибудь из родственников или знакомых нашего общительного перевозчика. Забегая вперед скажу, что отведать рыбки в Риме у нас так и не вышло.
От таксиста же мы узнали и о «конкретном» различии между римскими полицейскими (Polizia Municipale) и карабинерами – «Carabinieri is very good! Polizia Municipale is very badly! Tarrible!» (перев. Карабинеры – очень хорошо! Полиция – очень плохо! Ужасно!).
Хм, ему виднее. Ведь это он живет в Риме, а мы здесь только гости. Впрочем, для себя я объяснил его категоричность следующим образом. Муниципальная полиция занимается в Италии в основном транспортными заморочками (их и в самом деле очень много на улицах итальянской столицы!). Видимо, они здорово гоняют и штрафуют в частности таких таксистов как наш. А у карбинеров другие задачи. Это, судя по всему, тот же ОМОН. Так что для таксистов они не опасны. Разве что, когда Carabinieri ищут совершенно определенного таксиста...
Пока добирались до центра, Рим утомлял. Обычный набор обычного южного города. Неопрятные, загромажденные безликими, нередко панельными зданиями улицы. Столпотворение машин и яркая палитра шумов. Но стоило нам проникнуть за мощную оборонительную стену в сердце древнего Рима, и все вокруг преобразилось. С того момента мы только тем и занимались, что крутили по сторонам головами, стараясь не пропустить ничего интересного.
Придерживаясь мнения, что отель (гостиница и пр.) в чужой стране (городе) призван выполнять функцию места ночевки, и главное, чтобы там были чистая и удобная постель, а наутро достойный завтрак, мы сразу же и покинули свои нумера и с головой окунулись в водоворот страстей ROMA AETERNA (Вечный город).
По воле случая первой в объектив моей камеры попала Капитолийская волчица.
За последующие два дня этот древний, как сам Рим, символ встречался нам не раз. Выходит, что вскормивший основателей города зверь продолжает незримо охранять их детище. Кстати, существует легенда, что тень огромной волчицы по-прежнему можно заметить на улицах Рима, если городу грозит какое-то несчастье.
В половине одиннадцатого мы уже толкались у фонтана Треви (итал. Fontana di Trevi).
Благо, что ходу до него от нашего временного жилья было от силы минут семь. Первым делом я пересчитал сходящиеся на площади улицы и убедился, что их действительно три (Trevi – «три улицы»). Треви - крупнейший фонтан Рима (строился с 1732 по 1762 гг.). И с этим трудно не согласиться, когда знаешь его истинные габариты - высота 26 м, ширина 50 м. Кроме того, он входит в плеяду самых известных искусственных каскадов мира. Основу композиции составляет гигантская фигура Нептуна (Океана) в колеснице из раковины молюска тридакны, в которую запряжены тритоны и морские коньки.
Сюжет каскада рассказывает такую легенду. После морского сражения и победы над Клеопатрой (31 до н.э.) римский консул и талантливый военачальник Марк Випсаний Агриппа возвращался со своим войском домой. Перед триумфальным вступлением в Рим он решил как следует отдохнуть и сделал привал в Сабийских горах. Там римлянам повстречалась таинственная незнакомка, указавшая утомленным воинам источник с чистейшей и вкусной водой. С тех пор он стал называться Aqua Virgo – т.е. источник девствиницы.
Позже от него в Рим был проведен акведук Acqua Vergine, который до сих пор снабжает город водой. И, кстати, до 2007 года фонтан Треви также наполнялся с этого акведука. Сегодня в нем обычная водопроводная вода. Рассматривая фигуры на фонтане можно увидеть и римских солдат и прекрасную незнакомку, указавшую путь к воде.
Еще одно забавное предание связано с крайним окошком на фасаде здания, к которому пристроена композиция Треви.
Там без труда угадывается каменный выступ, почти наполовину загородивший окошко за ним. Рассказывают, что архитектор Никола Сальви таким образом намеренно лишил света цирюльника, чья рабочая комната находилась как раз за этим окном. Чем уж несчастный парикмахер насолил Сальви - неизвестно. Может быть слишком часто жаловался властям на шум, идущий со стройки, а может просто неудачно постриг мастера.
Треви смотрится великолепно. Однако словно бы не на своем месте. Связано это с тем, что фонтан с трех сторон сжат массивами многоэтажных зданий. И только с одной стороны (прямо перед ним) к нему примыкает весьма неширокая площадка (Интересно, что многие гораздо более скромные по габаритам и убранству фонтаны Рима вокруг себя имеют куда больше свободного места.).
На этом-то пятачке (да еще непосредственно у самого бассейна) и разворачивается основное действо у Треви – идет продажа сувениров (одинаковых по всему Риму).
И предоставляется возможность увековечить свой лик у одного из уличных художников. Или сфотографироваться в обществе «самого настоящего» римского легионера. Кстати, эти ходячие фотокулисы (их можно встретить у всех значительных исторических памятников Вечного города) мне было откровенно жалко.
Они явно подмерзали в своих бутафорных панцирях и шлемах, но не подавали вида. Из-под их коротких юбок совсем не по-римски выглядывали темные трико...
Местами, вероятно чтобы согреться, они начинали тыкать своими деревянными гладиусами (лат. gladius – короткий меч у римских солдат) и без того шарахающихся от них туристов. Своеобразная прелюдия к предстоящей «фотодуэли»?
В какой-то момент я обнаружил, что исчезла жена. Осмотревшись, довольно быстро вычислил ее на ступеньках перед каким-то портиком. Античная колонада, а на коньке крыши крест. Все понятно – церковь.
Двигаясь в том направлении, сделал несколько снимков по разным сторонам, а на углу одного здания обнаружил двух ангелов, выполненных в виде геральдических щитодержателей.
Между ними, под каменными балдахином и венком, в обрамлении стилизованных солнечных лучей была помещена фреска какой-то святой.
Подобных реликвий по Риму очень много. И по принципу своего расположения и представления они в основном очень похожи на эту.
Жена сообщила, что, заглянув в храм, услышала, что там идет служба на старорусском. Сделав несколько снимков интерьера (без вспышки, чтобы не мешать!) мы потихоньку удалились.
Часы только-только пробили 11, а количество народа у Треви удвоилось. Непосредственно у фонтана было совсем не протолкнуться. В воду летели десятки монет. То и дело вспыхивая на солнце, они походили на резвящихся солнечных зайчиков. Было решено вернуться к Треви позже. Мы не оставляли надежды, что оккупация фонтана когда-нибудь пойдет на убыль, и у нас появится возможность, подкормив ненасытных спутников Нептуна мелочью, загадать свои желания (по официальным данным из фонтана ежегодно вынимается до 600 – 700 тыс. евро!).
Столица Италии заполонена зданиями самых разных эпох. И поэтому прогулки по ее улицам оставляют сильнейшее впечатление.
И это не смотря на то, что приходится постоянно отвлекаться на какие-то мелочи типа спешащих по своим делам мотороллеров, маленьких машинешек (джипам и вэнам в большинстве улочек просто не развернуться). Иногда прямо-таки создается впечатление, что тебя преследуют. В какой бы переулок ты не шагнул, в каком бы дворике не оказался, сзади почти наверняка будет предупреждающе тарахтеть какой-нибудь мотоцикл или обиженно пыхтеть малолитражка.
Но вернусь к зданиям. Нередко на их фасадах можно увидеть отдыхающих птиц.