Основной целью было - купаться и загорать (не были на море два года) желательно в как можно менее многолюдных местах. Вот такие мы мизантропы! :-) ; и получить чистое тёплое море и красивую природу вокруг за относительно скромные деньги. Плюс ко всему, хотелось на пару дней остановиться в Риме.
Поездку мы начали планировать за полтора месяца до предполагаемой даты вылета. Сначала купили билеты на рейс Вильнюс-Рим-Вильнюс у Ryanair. Как обычно, они старались запугать тем, что мест осталось совсем мало и надо спешить, в общем билеты нам обошлись в 200 евро на двоих туда и обратно, а если бы мы проявили выдержку и подождали 2 дня, то урвали бы их за 150. Ну вот, билеты на руках, назад дороги нет! Едем на Сардинию!
ДОРОГА ИЗ РИМА.
Добраться из 'Матери городов итальянских'— Рима — до Сардинии можно двумя способами: морем и воздухом, ибо остров. Воздушный вариант не подходил по причине неудобной стыковки, поэтому пристальному изучению подверглись паромы. Паромы отходят из Чивитавеккии - большого порта в часе езды от римского Термини. После долгих уговоров, Гугль поведал нам, что кроме монстров MOBY и Tirrenia, по маршруту Чивитавеккия - Сардиния ходит малоизвестная агрегаторам типа directferry компания Saremar, чьи цены показались нам привлекательнее всего. Забегая вперёд, скажу, что паромы оказался вполне приличными, большими, как и все остальные, удручала только толпа 'экономных' людей, которые не стали платить за кресло или каюту и на чьи тела, распростёртые на полу мы натыкались в самых неожиданных местах корабля, но это распространённая практика и то же самое происходит, по-видимому, и на борту Моби и Тиррении.
ЖИЛЬЁ
Итак, паром в закладках, маршрут его заканчивается в Олбии, значит пора определиться с жильём. В случае с жильём, как мне показалось, срок в полтора месяца - маловат. И, наверняка, самые лакомые кусочки были растасканы уже давно, тем не менее, нам удалось забронировать симпатичные аппартаменты за 36 евро в сутки в районе Isola Rossa.
АВТО
Аппартаменты находились, судя по карте, в полутора километрах от пляжа в посёлке именуемом Падуледа, на горе, к тому же форумы о Сардинии дали чётко понять, что без машины там будет грустно и одиноко - идём изучать рент-а-кары! Хертц + 'всем-известный-секретный-код'... и вуаля: машина забронирована и дожидается нас в аэропорту Олбии - Коста Смеральда (213 евро на 11 дней, класс 'эконом') . От порта до аэропорта легко добраться городским транспортом за 10-20 минут, если не случится пробок или ещё каких непредвиденных обстоятельств.
Собираем документы для посольства, записываемся на приём (несмотря на сезон, ажиотажа не наблюдается), при подаче документов выясняется, что посольству требуется подтверждение для ночей, которые мы собираемся провести на пароме - в срочном порядке выкупаем билеты (148 евро на двоих туда и обратно) и доносим их позже. Ну теперь только попробуйте не дать визу:-) !
В ПУТЬ!
Как вы уже наверное догадываетесь, визу нам дали (мультик на 17 дней с коридором в месяц:-) ), и в назначенное время мы прибыли в аэропорт Вильнюса. Мы живём в Минске, до Вильнюса 3,5 часа на поезде или 200км на машине, поэтому литовские хабы Ryanair и Wizzair нам подходят как нельзя лучше:-) Ещё лучше, конечно, было бы если б лоукосты летали прямо из Минска, но спасибо и на этом! Как обычно, Рианэир проявил себя просто отлично и, без задержек и проволочек, доставил нас в прекрасный аэропорт Чампино. Мне нравится Чампино потому что он компактный, в отличие от огромного Фьюмичино, который является одним из мировых лидеров по проценту утерянного багажа, что как бэ намекает на организацию работы...
В этот раз мы решили испробовать новый способ добраться до Рима и не стали пользоваться услугами Шаттл-басов (время в пути около 40 минут, если не встрянешь в пробку, цена от 4 евро), а сели на городской автобус и за 1.20 евро и 5 минут доехали до ж/д-станции Чампино, а оттуда ещё за 1.5 евро и 15 минут на электричке до Термини. Получилось быстро и удобно, можно иметь в виду такой вариант про запас. Билеты на автобус можно купить прямо у водителя, а билеты на поезд в автомате на станции, только обязательно прокомпостировать их в специальных автоматах.
Римский центральный вокзал встретил нас перманентной суетой и толпами народа, втыкающего в табло с расписанием. Без определённой психологической подготовки довольно трудно сразу вникнуть в сложный и запутанный мир итальянских железных дорог, хотя глядя на их замечательный сайт trenitalia.it, этого и не скажешь:-) Но у нас с собой был... опыт общения с ними, к счастью. Нынешней зимой мы легкомысленно спланировали поездку из Милана в Курмайор с 3(!!!) пересадками, и этот вояж запомним на всю жизнь, хотя, к чести итальянцев сказать, закончилось всё благополучно: каждый последующий поезд дожидался опаздывающий предыдущий, а оптимальный путь для передислокации подсказывала бегущая толпа. Но я отошла от темы, билеты в Чивитавеккию купили без проблем, а вот пункт отправления оказался с секретом:-) Вроде той магической платформы 9 3/4 из Гарри Поттера, наша платформа номер 28 находилась на расстоянии в полкилометра от всех остальных и 15 минут до отправления поезда пролетели с невероятной быстротой. Час унылых и не очень пейзажей — и вот мы на море! Вокзал Чивитавеккии стоит прямо на берегу, поэтому сориентироваться было несложно. Идём искать порт!
ПОРТ ЧИВИТАВЕККИИ
Карты гугля позволили детально рассмотреть гавань, но не дали ни малейшего представления о том, куда идти и как искать свой корабль. У нас был совсем небольшой опыт морских путешествий и здравомыслие подсказывало нам, что у входа в порт должен быть какой-то терминал-накопитель, где можно зарегистрироваться на рейс, получить указание о местонахождении парома или даже удостоиться чести доехать до него на автобусе ( забегая вперёд скажу, что в порту Олбии примерно так и есть). Но это не была бы Италия, если б всё было так причёсано и степенно!:-) На деле, мы проникли в порт через калитку у старинного форта, дальше по пешеходной дорожке прошагали примерно с километр (справедливости ради, какие-то шатлы там всё-таки ходят, назад нас везли именно на нём прямо до ж/д вокзала Чивитавеккии, но где их ловить, чтобы добраться на паром, мы не разобрались) и узрели табло на развилке дорог, которое гласило, что наш паром у причала номер два. Номер причала ничего нам не сказал, ибо какой-то системы нумерации мы не уловили(следующий причал, например, был двадцать восьмым), но зато мы издалека узнали наш паром, на котором красовался гордый сардинский флаг с маврами, он и служил нам путеводной звездой. Доступ к парому был перегорожен воротами (для автомобилей) и небольшим домиком для пешеходов. За три часа до отплытия, из домика вышел человек, открыл нам двери, проверил билеты, просветил сумки, и мы поднялись на судно. (Описываю так подробно потому что саму волновал вопрос посадки, но инфы не нашла.)
Немного о пароме. Большой, высотой с многоэтажный дом ( из-за разницы в цене на билеты Saremar и других компаний, я боялась, что судёнышко будет стрёмное, но мои опасения не подтвердились), автомобили заезжают и в трюм, и на одну из открытых палуб, две палубы отданы под каюты (билеты туда покупаются так, как у нас в купе, то есть большинство кают - четырёхместные и, если вы едете вдвоем, то можете всю ночь прослушать храп незнакомого дядечки-соседа:-), есть, конечно, и двух-трех местные каюты, но они дорогие. Мы же купили сидячие билеты, они, разумеется, дешевле. Сидячие места располагаются прямо за стойкой администрации и представляют собой помещение размером с автобус, уставленное креслами. Во главе всего висит телевизор, пульт от которого мы предусмотрительно запрятали сразу по приходе, так как собирались ночью поспать, а не слушать бессмысленную трескотню (хи-хи!) На той же палубе находится общественное помещение с баром и закусками, которое исполняет к тому же роль спальни для тех, кто купил места на палубе, то есть билет без места совсем, - они заняли все диванчики, а так же пол, ниши под лестницами и местами - палубу (на обратном рейсе вместо части столиков стояли рядами удобные большие кресла, но их, разумеется на всех желающих не хватило). Если надо сэкономить, имейте виду и готовьте спальный мешок! Больше всего нас поразило, что на полу спали не только разного рода хиппи и студенты, но и вполне себе респектабельные люди, семьи с маленькими детьми... Если у кого-то есть объяснение этому социально-экономическому феномену, объясните, пожалуйста.
В общем, отчалили мы в 22:45 и уже в 5:15 капитан разбудил всех по внутреннему радио. Итальянцы сразу ринулись в бар пить свой утренний кофе, без которого и утро - не утро.
Из порта мы добрались на автобусе до аэропорта, пришлось подождать открытия окошек и времени, к которому была заказана машина, и вот наша кибитка (Фольксваген Поло) уже мчится.... ну почти мчится (дороги на гористом острове сплошь серпантинного типа за редким исключением) под сардинским солнцем из Олбии в Изола Россу.
ОСТРОВ
Как я уже говорила, выбор жилья был обусловлен пунктом прибытия на остров. Изола Росса находится в 77-120 км (в зависимости от выбора дороги) от Олбии, вокруг неплохие песчаные пляжи в уютных скалистых бухтах, недалеко городок с замком - Кастельсардо, есть возможность съездить на север в Санта Терезу ди Галлура или на юг в Сассари и Порто Торрес. У нас не было задачи объехать весь остров, не хотелось делать длинные утомительные переезды, с этой точки зрения район Изола Росса - довольно удачный выбор. Удачным выбором оказалось и время, которое мы выбрали для поездки: в июле-августе у итальянцев сезон отпусков, и пляжи, наверняка, просто забиты под завязку (мы ощутили приближение наплыва уже в 20-х числах июня), а вот в середине июня вода уже достаточно теплая, погода отличная: солнечные дни и прохладные вечера, и людей в будние дни на пляжах совсем немного, а собственно за этим мы и ехали на Сардинию.
В заключение - лирическая часть:-) Сардиния произвела на меня неизгладимое впечатление, хоть я и видела лишь малую её часть: море и пляжи с кристально-прозрачной водой, такой лазурной, что не веришь собственным глазам; живописные скалы - красные, белые, чёрные; спокойствие, разлитое в воздухе; ароматы трав, цветов и мёда, когда шагаешь среди сосен к пляжу; тишина и прохлада маленьких ресторанчиков; живописные дороги с разномастными мини-машинками. Не задумываясь вернусь сюда ещё, а может даже присмотрю домик, чтобы жить тут на пенсии:-D !
------------------------------------------------------------
РАСХОДЫ на двоих(евро):
200 - авиабилеты
120 - визы
30 - доехать до Вильнюса
148 - билеты на паром
360 - аппартаменты на 10 дней
213+80 - аренда машины+бензин
------------
ИТОГО 1151
Еду мы готовили сами или ходили в кафешки, на это и другие накладные расходы типа парковок, пляжных прибамбасов и прочего уходило около 50 евро в день, ни в чём себе не отказывая, то есть ещё около 500 евро.
P.S.
Здесь хочу добавить немного инфы про тот район, где мы обитали. Может быть, это будет кому-то полезным при планировании путешествия. Всё нижесказанное находится под грифом ИМХО!
Итак, Изола Росса (далее ИР) - это небольшой посёлок, расположенный на мысе. Пляжи там есть, но один сильно загрязнён водорослями и вообще какой-то неуютный, а второй довольно маленький. Севернее ИР (думаю, что можно дойти пешком, но на машине, конечно, удобнее) есть деревенька Ла Маринедда, вот там пляж просто отличный, небольшая скалистая бухта, песок, есть пару баров и прокат, несколько бесплатных стоянок. Достаточно многолюдно. Южнее ИР находится посёлок Бадези(Badesi) вдоль него расположен очень длинный и прекрасный пляж.
До этого места от ИР можно добраться только на машине. К пляжу с шоссе можно подъехать в нескольких местах (расстояние от шоссе до моря около трёх километров). Самая развитая часть пляжа называется Бадези Маре. Там есть вся инфраструктура и платная парковка (50 центов в час), но если проехать дальше вдоль побережья, то можно обнаружить ещё несколько подъездных дорог к более пустынным местам пляжа с дикими парковками. Если же поехать ещё дальше, то можно приехать в маленький живописный городок Кастельсардо.
Там приятно побродить по развалинам замка и в старинной части города, есть в городке и маленький симпатичный пляж. За Кастельсардо - много каменистых бухточек, ближе к Порто Торрес есть длинный песочный пляж, но людей там, даже не в сезон, как сардин в банке:-).
Если же уехать на север от ИР, то по пути к Санта Тереза ди Галлура можно найти много красивых песчаных пляжей с дюнами, поросшими соснами и можжевельником.
Есть там и очаровательное местечко Коста Парадизо, где там можно покупаться и позагорать мы не нашли, но побережье с живописными скалами там просто сказочное.
Приятно посидеть на террасе в кафешке среди марджентовых гераней, глядя на бесконечную синь моря.
В самой Санта Терезе есть фантастический городской пляж с видом на Корсику, песчаный, с плавным входом в воду, там даже есть душ(!), но опять-таки - черезчур многолюден
хотя по справедивому замечанию мужа, здесь в разы больше интересных девок:-). Да-да! На пустынных сардинских пляжах редко встречаются фигуристые индивиды и индивидки, на которых приятно посмотреть).
Что касается магазинов и прочих благ цивилизации, то в ИР есть пару небольших продуктовых, супермаркеты побольше - в Бадези и в Санта Терезе, огромные Ашаны - в Олбии и Сассари. Кафешек и баров хватает везде, и с голоду умереть здесь невозможно. Редкие птицы - банкоматы, в Изола Росса видали только один. Ну вот вроде бы и всё, что я хотела рассказать. Надеюсь, мой рассказ окажется полезным.