Первая остановка на Мурано – Колонна. На ней и нужно выходить, чтобы не отправиться в морское путешествие вокруг острова. Мурано – столица стеклодувов, которых в 1291 году переселили из Венеции, чтобы обезопасить город от возможных пожаров. Здесь и сейчас расположен завод, со своим музеем и магазином. И множество частных мастерских, а улица вдоль канала – сплошные витрины с изделиями из муранского стекла. Для кого-то – магазины, для кого-то – настоящие музейные экспозиции разных стилей, идей, красок. А еще то тут, то там встречаются городские скульптуры из стекла.
Симпатично, необычно. Забегая вперед, скажу, что на следующий день я повторила поездку – все-таки не удержалась от соблазна подобрать себе украшение на память о Венеции, и если в первый день это больше было знакомство с островом, то во второй – музейно-магазинный тур.
Стилевые особенности предлагаемых изделий можно отличить сразу, на входе в магазин. Если играет громкая ритмичная музыка, витрины переполнены – это ширпотреб, через два магазина уже смотреть неинтересно – одно и то же. Есть другие, с восточной музыкой и таким же жарким восточным парфюмом в воздухе – в них встречаются интересные образцы украшений из стекла. Но этот стиль не для меня, слишком ярко, броско. А вот в тех лавочках, где звучала тихая музыка, слышался едва уловимый изысканный парфюм, можно было подолгу стоять, рассматривая редкие образцы стеклодувного искусства. Было, было несколько таких «магазинов-музеев»… И еще – лавочки, очень напоминающие каморку часовщика – где сам хозяин и создает, и продает свои творения. В общем, если вы неравнодушны к украшениям и просто hand-made поделкам – запасайтесь временем для Мурано.
Прогуливаясь по острову, случайно забрела в подворотню, откуда виднелись диковинные скульптуры из стекла. Прошла дальше – ого, да это целый стеклодувный цех! А красота какая вокруг!
Я, конечно, за фотоаппарат… Хорошо, успела хоть пару кадров сделать – меня тут же попросили не снимать. Оказалось, что я сюда попала случайно – кто-то вышел покурить и не закрыл дверь. Пообещали, что все это я смогу увидеть «потом»… эх!…
Хочу сказать и про сам городок, - вдали от туристических троп он очень уютный, камерный, немного даже игрушечный.
Кажется, здесь очень приятно живется его обитателям, несмотря на ежедневный наплыв туристов, которые вглубь острова, как правило, забредают редко.
Дальше в планах у меня были острова Торчелло и Бурано. Однако, сопоставив расписание всех стыковочных маршрутов, пришлось от Торчелло отказаться. На Бурано и то до заката оставалось не так много времени. Отправлялась на Бурано от пристани «Маяк» (Faro). Народу на пристани было очень много и даже возникла некоторая путаница – люди ожидали сразу несколько рейсов и приходилось каждый раз спрашивать у стюарда, куда идет его борт.
Плыли долго, почти час. Остров приближался постепенно, поворачиваясь к нам своим разноцветным боком с покосившейся колокольней.
Бурановские бабушки:
Бурано славен своими кружевами, которые иногда еще плетут вручную. Ну и фабричного кружева в магазинчиках предостаточно. Но после Муранского стекла кружева уже не так впечатляли. Цены на них впечатляли больше. Что и позволило спокойно наслаждаться сказочной, веселой красотой островка, не обращая внимания на магазины. Говорят, жены рыбаков, живших на Бурано, окрашивали дома в разные цвета, чтобы их мужья издали видели свои дома и легче находили к ним дорогу. Сейчас цвет каждого дома жестко регламентируется городским начальством и перекрасить дом по своему усмотрению собственник не может.
Кстати, 52-хметровая колокольня церкви Сан Мартино действительно наклонена. Ее строили в XI веке, ожидая конец света. Поэтому торопились и что-то упустили при строительстве. Конец света не наступил, а вот колокольня до сих пор стоит и «падает». А может, мода у них, в Италии, такая. Сейчас колокольня отклонена от нормы на 1,8 метра и удерживает ее только здание церкви.
С острова уезжала в приподнятом настроении. Мне кажется, в таком ярком, разноцветном городе жители могут быть только позитивными, жизнерадостными. И никакой подлости, злобы здесь быть не может в принципе.
И, наверное, не у меня одной были такие ощущения. Потому что в той тесной компании, в которой мы с Бурано возвращались в Венецию, все были предупредительны друг к другу. В общем, такое международное братство)))
Да, хочу предупредить, на воде всегда прохладнее, чем на суше, да еще встречный ветер на открытых палубах. Т.ч. для поездок на вапоретто лучше запастись теплой одеждой. Я об этом забыла и здорово промерзла во время обратной поездки.
А дальше нас ждал очередной подарок – венецианский закат. Именно под него я и подгадывала свое возвращение с Бурано.
На площадь Рима вернулась аккурат перед закрытием универсама (прямо напротив пристани, - еще один плюс расположения отеля). Успела прикупить кое-какой еды и отнести в отель. После небольшого отдыха и перекуса (решила не тратить время на поиск и сидение в кафе), утеплившись, отправилась на прогулку по ночному Гранд каналу (маршрут вапоретто №1). Конечная точка моего маршрута – площадь Сан Марко, в надежде на ее ночную малолюдность.
Малолюдность, правда, была относительной. Но это уже была расслабленная атмосфера ночных гуляний, а не торопливое стремление всюду успеть. Спящие гондолы мерно покачивались на волнах.
Тени, скользящие вдоль набережной, навевали воспоминания о похождениях Казановы. В знаменитом кафе Флориана, на площади Сан Марко, ласкали слух и сердца бархатные джазовые композиции.
День седьмой. Венеция.На следующее утро, встав пораньше, но не затемно, отправилась по тому же адресу, пытаясь застать пл. Сан Марко просыпающейся, безлюдной. Радостно вскочила в вапоретто №3, которое идет с мЕньшим количеством остановок по Гранд Каналу.
А на расписание внимательно не посмотрела! Каково было мое удивление, когда нас всех высадили за мостом Риальто!
Ну что ж, тоже неплохо – прогуляюсь до площади, познакомлюсь с городом с суши. Желтые указатели должны привести к площади Сан Марко… правда, тех, кто на них смотрит. А над теми, кто с любопытством сворачивает во все попадающиеся по пути улочки и канальчики, Венеция лукаво подшучивает. Думаю, излишне говорить, что я заблудилась… А еще и навигатор «растерялся», пришлось выбираться самой и с помощью местных жителей. В общем, на площадь я пришла, когда солнце уже поднялось над горизонтом.
И застала как раз тот миг, когда она начинает заполняться людьми. Интересный контраст. Только что пусто было и вдруг – все задвигалось, поехали тележки с сувенирами, загораживая панораму лагуны, организованные и не очень группы вышли с разных сторон на площадь, будто бы при съемке фильма по команде режиссера статисты стали заполнять кадр. А я поспешила ретироваться. Тем более, можно было еще успеть на завтрак.
Благодаря суточному проездному на вапоретто я свободно перемещалась по городу и любовалась Венецией.
Затем был Мурано, часть 2я. И в оставшееся время – прогулка по району Сан Паоло. Его я выбрала для того, чтобы постепенно, гуляя, продвигаться в сторону вокзала. Особых целей что-то такое посмотреть я себе не ставила. Зашла в базилику Санта-Мария Глориоза деи Фрари (13й век). Слово «фрари» на венецианском диалекте означает «братья», так называли себя монахи ордена францисканцев, которые прибыли в 1225 г. в Венецию, получили землю и возвели на ней церковь «Во имя Пречистой Девы Марии».
Здесь находится могила Тициана, а напротив – надгробие Кановы, им же самим и спроектированное по образцу древнеримских храмов.
Я была потрясена ее необычностью, мощью и в то же время какой-то естественностью, даже обыденностью (наверное, это из-за неожиданных для церкви композиций со всадниками в одном из нефов).
Снимать в церкви было нельзя, но я немного похулиганила, правда, больше из-за своей невнимательности – не сразу увидела запрещающий знак.
А еще меня удивил – Триптих «Мадонна на троне со святыми» Джованни Беллини, из которого словно выходят живые люди.
После собора, напитавшись впечатления, просто бродила, все же стараясь придерживаться направления в сторону вокзала. В конце концов взяла себя в руки и заставила идти строго по карте. Мука-мученическая, скажу я вам! Заставляло придерживаться карты только расписание поезда, на который ну никак не следовало опаздывать. Не представляю, как ориентируются в городе сами венецианцы, попав в чужой район.
Зато, передвижение по карте принесло свои плоды – у меня осталось время еще и на район Каннареджо. Очень хотелось попасть на площадь морейских купцов (campo dei Mori) и посетить могилу еще одного великого итальянца – Тинторетто. С Каннореждо было проще – там не такие путанные улички, да и места, запланированные для посещения, находились недалеко от вокзала. И так странно было, пройдя сквозь людную ул. Rio Terra' Lista De Spagna вдруг очутиться на тихой, совершенно пустой площади. И на минуту даже показалось, что сейчас из-за угла выйдут венецианские купцы в своих складчатых одеждах…
Площадь названа в честь 3х братьев Мастелли – купцов, приехавших в XII веке из Мореи (материковой Греции). Мастелли владели всем этим кварталом. Считается, что и статуи на площади изображают их же. Стоят статуи XIII века на фрагментах римских жертвенников, а вот 4я статуя, которая относится к XV веку, стоит на набережной канала рядом с «домом Тинторетто» - в нем художник родился и умер.
Церковь, в которой он похоронен, Мадонна-дель-Орто (
http://www.churchesofvenice.co.uk/canna ... #madellort), находится рядом, нужно только пройти через площадь и перейти через небольшой канал. На входе берут символическую плату в 2,5 евро. Наверное, потому, что Мадонна-дель-Орто находится не в самом туристическом месте, в ней было пустынно и камерно. Здесь представлены впечатляющие работы Тинторетто, в частности «Введение Марии во храм», «Страшный суд» и другие. Помимо Тинторетто, в церкви похоронены и его дети, тоже художники – дочь Мариетта и сын Доменико.
Ну вот и все, прощаюсь с Венецией, понимая, что сюда нужно обязательно вернуться на несколько дней, чтобы осмотреть все красоты и просто побродить, насладиться атмосферой города.
Мой последний переезд Венеция – Милан.