От вокзала до жилья (небольшой квартиры в старом городе у набережной Арно) меньше километра, поэтому эту часть пути идем пешком. Проблем с заселением и с обеспечением себя продуктами (чтобы потом о еде не думать) нет, соответственно оставшиеся полдня отдаем свободному гулянью по городу. Конечно же все пути ведут сюда...
Норвежский погодный сайт, которым я по привычке пользуюсь, давно, ещё с момента попадания дня 21 мая в зону его прогноза, твердо обещал нам посадку в аэропорту под проливным дождём (пять или шесть капель на пиктограмме), но солнце продолжает светить как ни в чем не бывало. Лишь на подходе к Площади Чудес погода все-же "подстроилась" под прогноз, и к такому повороту мы оказались не готовы, хотя в квартире в дорожной сумке остались лежать все необходимые на случай дождя вещи, вплоть до специальной защиты для фотоаппарата и непромокаемых брюк. Поэтому приходится от непродолжительных дождиков укрываться под разными навесами, стараясь не сильно сливаться с другими туристами, коих огромное количество.
В промежутках, когда перестаёт капать, все вновь устремляются на Площадь. Умиляет всеобщая жажда увековечить себя на фото в роли спасителя Башни, этот штамп видимо вечен!... Очередной дождевой заряд вынудил нас нырнуть в помещение билетных касс. Народу толпится очень много, а касса, к моему удивлению, при этом свободна и легко покупаем билеты на завтра.справочно: билет на башню - 18 евро, билет в собор, баптистерий и в Кампосанто - 8 евро На Башню (ее открытие в 9 утра) "записываемся" в первую группу посетителей, остальные объекты по времени не регламентированы, билеты действуют весь день. Спасибо дождю, подсказал оптимальное решение!
На следующий день на площади мы уже в 8 утра и можно без помех и спокойно осмотреть и баптистерий, и кафедральный собор.
Фрагмент боковой двери собора:
Баптистерий Сан-Джованни оказывается уже открыт с восьми, то есть, если не ошибаюсь, за час до открытия касс. Видимо по этой причине в течение следующих минут тридцати мы были в нем единственными посетителями, во что накануне было трудно поверить, и демонстрацию акустики этого огромного зала под куполом провели тоже только для нас одних. Выглядело так: двери на вход и выход закрыли, источник_звука-исполнитель, прошел в центр купели и стал петь-распевать на разный лад простые трезвучия. Эффект произведённый описать не могу, равно как ни с чем не могу сравнить, как голос заполнил все пространство!!! Надо услышать и прочувствовать самому, воспроизвести достоверно невозможно. В википедии же эффект определили так - "акустический резонанс и реверберация". Кстати, земной вопрос от недоумения, зачем при такой акустике на кафедре установлен микрофон? А также любопытно, если во время обряда крещения младенец начинал плакать, то как он реагировал на собственное "пение"?
Баптистерий славен шедевром - мраморным пульпитом (кафедрой) работы Никколо Пизано. Сделано в 1260 году. Джорджо Вазари спустя лет триста напишет, что Никколо вложил в нее "всю тщательность, дабы оставить о себе память отечеству", а многие фигуры, "отличающиеся если не совершенным рисунком, то во всяком случае выполнены с терпением и бесконечной тщательностью".
Про необычную для тех времен форму кафедры (не просто "ящик" на ножках-колоннах, как обычно делалось, а в виде шестигранной призмы), что три колонны короче и опираются на спины львов, про первую со времен античных "обнаженку" (скульптуру Геркулеса как аллегории Силы) и про то, какие сюжеты изображены на рельефах и что мадонны на них напоминают античных богинь, он ничего не сказал, сосредоточился только на тщательности. А мог бы для профанов из будущего и обратить внимание на эти и другие детали. Вот что, например, означает сценка на рельефе: в углу, где козлики, один из них голову копытом чешет? Видимо Никколо был просто в хорошем настроении! ... Исследователи его творчества находят сходство изображённых лиц с лицами античных фигур на скульптурах и надгробиях, которые были свезены пизанцами со всего Средиземноморья в качестве трофеев, и хранящимися рядом на поле, ставшим вскоре кладбищем (Кампо Санто). То есть не испугался позаимствовать подход к изображению, или другим словом возродить. Странно, но других известных (про которые много пишут) работ Никколо Пизано, после кафедры, вроде как и нет. Во всяком случаемые они мне не открылись по дилетантским запросам. Уж не намекнул ли ему церковный заказчик, что не надо нарушать каноны и самовольничать, да ещё за казенный счёт?...
Колокольня церкви Св.Николая Вазари названа "самой прекрасной, самой удачной и самой причудливой архитектурой, когда-либо созданной Никкола". Всех удивляла конструкция внутренней лестницы, когда те, кто наверху, могли видеть находящихся и внизу, и в середине. И, соответственно, наоборот, то есть не спрячешься. Посмотреть на это не удалось, трижды в разное время подходил, но каждый раз двери были закрыты и никаких объявлений. Рисунок ниже переснял в нашем жилище, висел на стене, а вид на колокольню с улицы мой:
Но сегодня считается, что отсюда, с кафедры, а также с бюстов на арках внешней лоджии баптистерия, украшенных скульптурами Джованни Пизано (сыном Никколо), и началось то самое Возрождение.
Площадь формировалась не сразу, а более 200 лет. Хронология закладки сооружений такая:
- Кафедральный собор - 1064 год;
- Баптистерий - 1152;
- Колокольня - 1173;
- Кампо Санто - 1277 год.
На следующем фото фасад или кладбищенская стена Кампо Санто (что в переводе - "святое поле").
Мраморная стена с последовательными дугами, напоминающими стены расположенного напротив собора, смотрится аскетично в сравнении с богатым табернаклем (шатра со скульптурами святых), укарашающим вход ...
Кто был главным архитектором? Некий Джованни. По одним источникам (Вазари) - Джованни Пизано, получивший этот заказ после того как отличился перед пизанцами своими скульптурами в церкви Санта Мария делла Спина. По другим - Джованни ди Симоне (). Авторство табернакля в готическом стиле приписывается тоже разным людям. То Джованни Пизано, то его лучшему ученику Лупо Ди Франческо...
Входим, внутри сразу наступает тишина, будто многолюдной площади не существует.
По периметру галерей находятся длинные линии саркофагов, представляя необычный обзор древней скульптуры. Словно музей античного искусства, некоторые экспонаты которого стали для знатных особ атрибутами кладбища.
Порою теряешься, глядя на скульптуры, из какой они эпохи....
Здесь покоятся и известные всему миру пизанцы. Например, Леонардо Пизанский, по прозвищу Фибоначчи.
На кладбище, но вернее будет сказать, что здесь, как в музее, проводят школьные уроки. Мы были свидетелями, как стоя перед этой (на фото выше) скульптурой, ученики дружным хором на вопрос учителя кто это, ответили кем он был. И даже совсем уж малышам-детсадовцам о чем-то рассказывают:
Стены галерей были украшены фресками. В 1944 году от взрыва загорелось деревянное перекрытие крыши. Во время боя потушить пожар вряд ли кто-нибудь был способен. От огня стала плавиться кровля, сделанная из свинцовых пластин. Расплавленный свинец и нанёс самый большой ущерб. Все эти годы шло и продолжает идти восстановление и спустя 70 лет фрески начинают возвращаться на свои места. Одна из наиболее известных - "Триумф Смерти", приписываемый Буаномико Буффалманко (Buanomico Buffalmancco). И сейчас над ней трудились реставраторы. Известен факт, что под впечатлением от нее Ференц Лист создал свое знаменитое произведение “Пляску смерти”.
Ниже на фото, слева - правая часть фрески (с беззаботными в саду, которым надо бы "помнить о смерти"), которая не поместилась на первом снимке, и фрагмент другой расположенной рядом фрески "Страшный суд".
На одном из снимков выше можно было увидеть, что рядом с красивыми фресками висит большая ржавая цепь. Оказывается это не просто своеобразное декорирование интерьера, а один из признаков морских традиций в Пизе. Цепь перекрывала кораблям вход в пизанский порт. Она была захвачена как военный трофей генуэзцами, но возвращена в Пизу в 1860 году после объединения Италии. Кстати, я слышал, что про пизанский флот (и не только) создаётся ещё один музей. Были найдены корабли, их реставрируют и покажут. Если кого интересует, то больше информации можно найти по словам MUSEO DELLE NAVI ROMANE (ARSENALI MEDICEI).
Немного отсебятины про Пизанскую башню. Строилась долго, с большими перерывами. Как мне кажется, если бы она дала крен в сторону собора, то ее бы не стали достраивать, а может быть и снесли. И интересно, устояла бы она, если бы была квадратной в сечении, а не круглой?
Чтобы подняться на башню потребуется сдать в камеру хранения практически все, что есть у вас в руках или висит на плече. Только фотоаппарат не возбраняется. Все пакеты, рюкзачки, сумки и сумочки - туда! Потом пройдёте персональный визуальный досмотр со сканированием одежды ручным металлодетектором. Тут же, у прохода к башне, расположен армейский пост из джипа с парой автоматчиков. Значит так надо для всеобщего спокойствия...
... Наверху ощущений, что башня сильно накренилась, нет. Видимо потому, что последнее "кольцо" с колоколами так ограждено металлической сеткой, что посмотреть прямо вниз и увидеть основание, ушедшее из под ног, нет возможности... А если глядеть по сторонам, то горизонту без разницы... Что ещё? Да, колокола. Их семь, у каждого свой голос (если интересно, то ноты: си, до диез, ре диез, ми, фа диез, соль диез, ля диез). Ещё бы один и была бы гамма си-мажор. Мы были наверху, когда после нескольких предупреждений на разных языках, они начали бить.
Исламский бронзовый грифон (копия) на крыше:
Деталь ограждения, точнее перил, наверху башни. Но и стойки ограждения (современного) тоже в кадр по бокам влезли.
На многих фотографиях можно было заметить, что покрытие купола баптистерия неоднородное: красная плитка со стороны, что к морю, а на остальной части - свинцовые листы.
... В 1944 году на колокольне располагался наблюдательный пункт. Говорят, что он уже был под прицелом американских артиллеристов, оставалось лишь отдать команду "fire" и тогда все!.. Но ее не последовало. Такую историю я услышал в каком-то из многочисленных видео о пизанской башне...
... В 1990 году состояние башни стало критическим, исследования говорили о том, что она реально может упасть, переломившись на первом ярусе. Вход для посетителей был закрыт и 10 лет решали задачу как предотвратить падение, а потом как остановить крен и стабилизировать ее положение. Сейчас приборами фиксируют каждые пять минут сотни две показаний с различных датчиков.
Фасад Кафедрального собора
Ворота Св. Раньери (по названию капеллы, куда они ведут. Расположены в части собора, обращенной к башне)
Интерьер Кафедрального собора. Кафедра Джованни Пизано, мозаика круглой апсидной ниши с Христом на троне:
Что еще в Пизе? Небольшая, но наряднейшая церковь Санта Мария делла Спина.
Её многочисленные украшения выполнены Джованни Пизано и нельзя не поверить Вазари, когда он пишет, что эта работа в те времена должна была почитаться чудом. Сегодня, наверное, тем более...
Внутри - копия "мраморной поясной Богоматери, кормящей грудью младенца Иисуса Христа, завернутого в тонкие ткани". Так скульптуру Нино Пизано описывал Д.Вазари. Сейчас сослаться на неё можно проще - Мадонна дель Латте. А оригинал находится теперь в Национальном музее Сан-Маттео в Пизе (к сожалению туда мы не сходили).
Там же (в церкви) и скульптура другой Мадонны, матери, протягивающей розу сыну: - "столь прекрасная, что можно сказать, что Нино поистине начал лишать камни их твердости и превратил их в живую плоть" (Вазари). Этого снимка у меня не осталось, так как из-за частых дождей и большой влажности на улице неожиданно стало запотевать переднее стекло объектива (изнутри) и кадр получился размазанным, удалил. Соседние пострадали не так сильно, а объектив пришлось сушить, обдувая холодным феном.
Остекление окон в церкви, сделанное словно из бутылочных донышек, пропускало лишь свет с красками неба и фасадов домов, расположенных на набережной Арно. Такие стекла показались знакомыми, и действительно, в музей-квартире Дюрера в Нюрнберге окна были почти такие же, в чем потом убедился, взглянув на снимок 2006 года (он приведен для сравнения чуть ниже)
Набережная в густой вечерней тени:
На Piazza Dei Cavalieri (архитектор Вазари) все время монтировали сцену и места для зрителей под какое-то представление.
Фасад Палаццо деи Кавальери (Вазари) и статуи Козимо 1 Медичи (Пьетро Франкавилла). Ныне дворец отдан студентам:
Университет Пизы занимает не одно здание. Здесь, например, кафедры философов и историков...
Церковь Святого Стефана с колокольней (Вазари). В церковь хотели бы заглянуть, но опять ни разу не застали ее открытой и не было никакой информации на ее дверях.
Герб Пизы на металлических решетках?
Галилей, не забываем, тоже пизанец...
Такая жасминовая терраса рядом с площадью Витторио Эмануэле II.
Почти там же - стена церкви Святого Антония, расписанная в 1989 году американцем Keith Haring. Название - 'Tuttomondo". Делают достопримечательностью, помещая на туристические карты Пизы.