Милан – Болонья – Феррара – Верона – Падуя - Венеция.
И это не совсем маршрут, но почти он. Пока это просто перечисление. Чтобы вы для себя могли решить прямо со второй строки, есть ли тут что-то интересное для вас. Ну как, есть?
Рассказ этот – про нашу с женой поездку этой весной, в конце апреля, по нескольким городам и городкам севера Италии «своим ходом» – на поездах. В Милане мы пробыли полтора дня, в Болонье провели два с половиной, в Вероне – сутки, с ночевкой. Ну, и пять дней мы прожили в Венеции. В Феррару мы ездили на один день, с утра до вечера, из Болоньи; и таким же образом ездили из Венеции в Падую.
С некоторым опасением начинаю этот рассказ… Поездка получилась очень насыщенной, и хочется многое записать здесь для памяти… А среди читателей, я знаю, будет множество весьма искушенных в Италии людей. Такой расклад меня каждый раз почти останавливает – ну что я могу рассказать такого, что будет интересно не только мне одному?
Начну, пожалуй, с небольшой предыстории. Нужен, так сказать, «контекст». Это была наша третья итальянская поездка. И ее маршрут возник из желания снова побывать в Венеции. В первый раз мы там были пять лет назад, в 2013-м году. Тогда мы вообще в первый раз оказались в Италии и проехали по «каноническому» маршруту: Рим – Флоренция – Венеция. Примерно по три дня на город, плюс из Флоренции на денек съездили в прекрасную Сиену. Ну, то есть, сколько могли успеть, опять же, на поездах, за десять или одиннадцать свободных весенних дней.
Позапрошлой зимой мы вновь на несколько дней оказались во Флоренции. Встретили Новый год на площади Синьории, вкусив перед этим праздничный ужин в заранее забронированном ресторанчике; первого января сделали себе «оливье» в «нашей» квартире, посмотрели с планшета «Иронию судьбы»... В общем, классика. В один из первых январских дней отправились на автобусе в Лукку, побродили по ней (было пасмурно, и почти полдня шел дождь, что очень украшало булыжные мостовые). И потом, на обратном пути на Родину провели пару дней в Риме (было солнечно, холодно и ветрено).
Та зимняя, по большей части флорентийская, поездка имела довольно сильно «образовательно-искусствоведческий», а конкретно, «микеланджеловский» уклон. Возникло как-то у нас желание, раз уж будет возможность, целенаправленно побывать (иногда и повторно) в местах, связанных с Микеланджело, и посмотреть (иногда и повторно) именно его работы. В этом смысле готовились мы к вояжу основательно и с удовольствием, перечитали всякие книжки по искусству, посмотрели разные интересные видеолекции на Youtube. Вообще, я теперь убежден, что ездить по итальянским городам хорошо подготовленным гораздо интереснее, чем наоборот. Получилось очень продуктивно.
…Помню, искал на «Озоне» известную книжку о жизни Буонаротти «Муки и радости» Ирвинга Стоуна (и нашел, и купил). В результате какового поиска искусственный интеллект «Озона» стал мне активно предлагать купить также форму медсестры, полицейской, школьницы, что-то еще подобное. Ну, вы же понимаете: «муки и радости», очевидное сочетание, Захер-Мазох и так далее… Чем бы еще я мог заинтересоваться при таком поиске…
И вот прошло еще полтора года, и, выбирая цель весенней поездки, я вдруг осознал, что хочу снова в Венецию, спустя пять лет. Но хочу ехать существенно более подготовленным по части искусства - и ранне-, и поздне-венецианского Возрождения - от которого Венеция просто трещит по швам. Ну, и пофотографировать ее снова очень захотелось – для меня это мощный побудительный фактор. Жена сочла, что мой каприз не так глуп, и она «в деле»! Ну, а дальше я уже подбирал города, которые тоже давно хотелось посмотреть, но как-то они не ложились на наши пути (например, давно хотелось взглянуть хоть глазком на Болонью).
Так и сложился наш маршрут. Сразу скажу – все получилось. Везде, где хотели побывать – побывали. Но на Венецию снова времени оказалось мало, даже четыре дня. Правда, опасаюсь, что и двух недель бы не хватило.
Погода, в целом, благоприятствовала – без дождей, почти всегда было солнечно, пару дней даже излишне жарко (до 26). Не люблю жару...
Наверное, пришла уже пора разбавить предисловие, вставив по паре почти случайных фотографий из каждого города на нашем пути. Начнем создавать настрой:
Милан
Болонья
Феррара
Верона
Падуя
И, наконец, Венеция Серениссима:
Готовились мы к этой итальянской поездке тоже очень и очень основательно. Было интересно. Начали где-то месяца за четыре читать всякие книжки, смотреть видеолекции, и т.п. А на Новый год подарили сами себе в качестве новогоднего подарка тяжеленный том «Венеция» издательства «Слово» - это довольно дорогая, но прекрасно изданная серия о музеях мира, и этот том был таким «кумулятивным» - то есть, Венеция как один большой музей. Собственно, это пока единственный том, который мы себе позволили, и то как «взаимный подарок». Отличная книга; беда только, что лежа долго не почитаешь – это как гирю себе на грудь поставить; причем, гирю с острыми углами. Отдельно читали о раннем Возрождении вообще и о Джотто в частности. Про Джотто как раз наоборот, нашлась совсем недорогая, но при этом тоже отлично изданная книжка.
Еще про подготовку. С удовольствием благодарю нашу коллегу hellen-k – автора замечательного и очень информативно-насыщенного рассказа «Это не страна, это божеское наказание! (Милан, Падуя, Равенна, Болонья)». Я почерпнул оттуда много интересного и полезного. Более того, кое-что даже распечатал и взял с собой в поездку…
О Ферраре, которая целиком, весь город, включена в пресловутое «всемирное наследие ЮНЕСКО», искал информацию в интернете; она была довольно скупая, как ни странно; приходилось собирать по крупицам.
Про Венецию, каюсь, я отчетов не форуме не читал совсем - не хотел сбивать своего впечатления, оставшегося после первого раза. Простите меня, знатоки Венеции! Я просто снова внимательно перелистал свой старый путеводитель «Венеция» от The National Geographic Traveller (хороший, не считая подвоха, относящегося к Падуе – я расскажу, когда доберемся до нее) и купил свежий от «Оранжевого гида» (неплохой, но друзья мои, программа «Chorus» – это никак не «Чорус», ну что вы).
Еще хочу похвалить недорогую, но, как оказалось, очень приятную и полезную маленькую, карманную, в буквальном смысле, книжку, которая называется «Три дня в Венеции». Если вы ничего не знаете о Венеции, и у вас крайне мало времени на подготовку – книжка вас выручит. Но даже если вы много о ней знаете – она откроет Венецию с еще одной стороны. (И почему я не работаю в рекламе? Вроде, недурно выходит...) В общем, я получил удовольствие от ее чтения, даром, что она совсем небольшая. Еще одна ее особенность – ни одной фотографии. Только рисунки одного из авторов (архитектора). Из необычного в ней – рекомендации, когда и откуда лучше всего фотографировать те или иные описываемые церковь или мост. Плюс кое-какие советы насчет того, где имеет смысл перекусить в окрестности описываемых им мест (я, правда, воспользовался только одним). Вот как она выглядит, а то на сайте «Озона» непонятно было:
И еще о паре книжек из перечитанного заново незадолго перед этой поездкой. Это, конечно, не путеводители, но я бы очень советовал почитать. Правда, если у вас есть склонность к такому чтиву, то вы это уже, скорее всего, читали, а если нет – ничего страшного не произойдет, если и не прочтете. Все прочесть невозможно. Итак, я про вот эти книжки:
- «Гений места» Петра Вайля; там много и замечательно о разных итальянских (в том числе) городах и итальянских творцах разного рода – от Карпаччо и Палладио до Висконти и Феллини;
- «Набережная неисцелимых» Иосифа Бродского (она же «Watermark» в английском оригинале); можно даже взять ее с собой - создает настроение, пусть и не зима сейчас, как в книжке.
Но даже если вы их не читали и не собираетесь – я вас расстрою. Как писали на транспарантах ранней послереволюционной эпохи, «железной рукой загоним народ к счастью!». Я с удовольствием рассыплю по своему рассказу небольшие кусочки как из П.В., так и из И.Б.
И, наконец, итальянский язык. Вообще, признаюсь, я, скорее, франкофил и франкофон. Так сложилось исторически. Но и другие языки мне тоже очень интересны. Я изучал Italiano пять лет назад довольно интенсивно, несколько месяцев. Но, поскольку после первого путешествия в Италию я его больше не использовал, все мои познания, конечно, неизбежно деградировали за эти несколько лет почти до нуля. Увы. Так что месяца за четыре до этой поездки я решил снова им плотно заняться – самоучитель, аудиокурсы (восстанавливать, правда, было намного легче, чем начинать с нуля). А где-то недели за две до отъезда нашел замечательную преподавательницу (Варя, привет!), за десяток занятий с которой я смог получше «разговориться» - по моему опыту самостоятельного изучения других языков, такая интенсивная практика с живым собеседником через несколько занятий помогает сломать (ну, или хотя бы, погнуть!) некий барьер внутри. В общем, худо-бедно, с хозяевами квартир я и переписывался и общался лично по-итальянски. Такой приятный бонус – позволить себе обмануться и почувствовать себя как бы не совсем уж чужим…
Что еще входило в подготовку с технической стороны:
- покупка авиабилетов: Аэрофлот из Москвы (SVO), прилет в Милан (Мальпенса), возвращение в Москву из аэропорта Венеции (Марко Поло);
- покупка почти всех ж.д. билетов на сайте Trenitalia:
Frecciarossa («Красная стрела») из Милана в Болонью - 39.80 за двоих. Время в пути – 1 час ровно. С билетами на Frecciarossa ничего делать не надо – распечатать и показать проводнику, если будут проверять.
EuroCity из Болоньи в Верону – 19.80 за двоих. Время в пути 50 мин. Такой билет нужно обменивать на станции на настоящий перед поездкой.
Frecciarossa из Вероны в Венецию - 39.80 за двоих. Время в пути – 1 час 10 мин.
Билеты из Болоньи в Феррару/обратно и из Венеции в Падую/обратно покупались прямо на месте, на вокзалах в автоматах. Не забывайте компостировать такие билеты – часто зеленые коробочки компостеров стоят прямо в подземных переходах около выхода к нужному пути.
В Милане и Болонье у нас были аппартаменты, зарезервированные через Букинг; в Вероне – гостиница на одну ночь, тоже через Букинг, ну а в Венеции – квартирка через Эйрбиэндби на пять ночей.
Ну, и наконец, раздел «прочее», он же «культпросвет»:
- Билеты на крышу Миланского собора. Куплены на www.ticketone.it. Можно пешком - чуть дешевле - или на лифте – чуть дороже. Я покупал «без лифта», о чем потом немного пожалел (в районе пятнадцатого лестничного пролета), по 9 евро с человека, в сумме 18, плюс всякие сборы, итого 22. Билеты «на лифте» стоили, кажется, по 12 евро. Обмениваются эти билеты на «настоящие» в кассах, расположенных справа от Собора (если стоять лицом ко входу).
- Билеты в капеллу Скровеньи в Падуе. Вот их точно надо заказывать заранее, здесь. Есть два вида билетов – только в Капеллу, но только по понедельникам (8 евро с человека), и «комплексные», включающие Капеллу и музеи Eremitani – по 12 евро – в другие дни недели. Нам понедельник как раз подходил идеально по нашим планам. Хотя музей, думаю, тоже интересен.
Вроде ничего не забыли... Стоп – фумигатор от комаров! Фумигатор... где же он... вот он! А то вдруг у хозяйки в Венеции не будет? (Был). Ну, все, что ли, поехали?
Содержание:
Милан
Болонья. День первый
Болонья. День второй
Феррара
Верона
Венеция. День первый
Венеция. День второй
Венеция. День третий
Падуя
Венеция. Последний день перед отъездом