22.07.2018. VeronaПолезные ссылки:Городской портал ВероныСайт городского транспорта ВероныТуристический портал ВероныТуристические маршруты ВероныТуристическая карта Вероны - загрузкаМой маршрут по Вероне на OutdoorActiveМаршрут по Вероне в Google Maps.12:26 – наконец мы в Вероне, на вокзале Porta Nuova!
В начале улицы Corso Porto Nuovo находятся Новые ворота (Porta Nuova) — городские ворота в Вероне (Италия), построенные архитектором Санмикели в 1535—1540 годах при возведении оборонительных укреплений города.
Улица уставлена типичным рядом старинных итальянских домов в 3-4 этажа на 1 подъезд, стоящих встык.
Верона – это снова сонм туристов, как в Венеции. Повсюду их толпы, и всюду их преследуют лавочки с сувенирами, а в них главная тема – Ромео и Джульетта. Складывается впечатление, что именно это и только это знают о Вероне все приезжающие сюда туристы, и именно эту тему умело и усиленно эксплуатируют торговцы сувенирами. Что ж, такую золотоносную жилу нельзя не эксплуатировать – она приносит миллионы. Миллионы – в буквальном смысле, ежегодно в Верону приезжает 3 млн. туристов, цена самой дешевенькой и скромненькой финтифлюшки в лавочке – 3 евро, вот и получается минимум 9 миллионов, поскольку уж одну-то финтифлюшку с Ро&Дж каждый турист увезет – иначе его не пустят на родину.
Подходим к площади Пьяцца Бра – наследие римских времен, коммерческий и общественный центр города.
Главный вход на площадь с Корсо Порта Нуова открывают Портони дела Бра — две зубчатых арки, составлявших часть городских стен, построенных в период правления герцога Джана Висконти (конец XIV века). Рядом с арками расположена также сохранившаяся от городских стен пятиугольная башня (Torre Pentagona).
Пьяцца Бра
Центр площади занимает сквер, в котором расположены: фонтан Альп с мемориальными досками от городов-побратимов Вероны; конный памятник Виктору Эммануилу II (1883 год); памятник итальянским партизанам, «павшим за свободу», возведённый после Второй мировой войны.
На площадь выходят фасады: Палаццо дела Гран-Гуардиа (дворец, построенный Доменико Куртони, строительство было начато в 1610 году, а завершено лишь в 1820 году); Палаццо Барбьери или Палаццо дела гран-Гвардия-Нуова (построен в 1838 году архитектором Дж. Барбьери в неоклассическом стиле, в настоящее время в здании расположен муниципалитет города).
На краю площади расположен знаменитый веронский амфитеатр и примыкающая к нему церковь Сан-Николо-алл'Арена (San Nicolò all'Arena).
Амфитеатр в Вероне - третий по размеру из аналогичных римских построек (после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII—XIX веках — бои с быками. С 1913 года амфитеатр стал местом регулярного проведения оперных спектаклей.
Здание было построено за пределами городской черты и состояло из четырёх эллиптических колец (внутренние оси 44,43 и 73,68 метра; внешние (включая несохранившееся четвёртое кольцо) — 109,52 и 138,77 метра). Первоначальный фасад был облицован белым и розовым известняком из Вальполичелла. Сохранившийся фасад амфитеатра выполнен из камня, цемента, речной гальки и кусков кирпича. Строение было рассчитано на более чем 30000 зрителей, зрительские места сделаны по греческому обычаю в форме мраморных лестниц в 44 яруса.
Дома, обрамляющие Via Giuseppe Mazzini
Piazetta Scalette Rubiani, уходящая от Piazza Bra
Via Guglielmo Oberdan
Chiesa Dei Santi Apostoli
На Corso Cavour
Порта Борсари (Porta Borsari) был построен в I веке в качестве военной заставы на юге города. В настоящее время строение представляет собой фасад несохранившегося здания, выполнявшего функции казармы гарнизона, охранявшего главный вход в город. При строительстве использовался белый камень из каменоломен Вальполичелла. Строение выполнено в три яруса: на первом расположены два арочных проёма, служивших въездными воротами, два верхних яруса содержат по шесть арочных проёмов, обрамлённых полуколоннами. На фронтоне нижнего яруса сохранилась надпись 245 года, содержащая древнеримское название города: COLONIA VERONA AUGUSTA.
Corso Porta Borsari
Chiasa di San Giovanni in Foro
Пьяцца делле Эрбе (Piazza delle Erbe — «площадь трав») расположена на месте античного форума.
Площадь прямоугольной формы обрамляют здания различных эпох:
Домус Меркаторум (итал. Domus Mercatorum — Дом купцов) — здание в готическом стиле, служившее в Средние века резиденцией профессиональных корпораций. К зданию в 1301 году по указанию Альберто делла Скала была пристроена лоджия на арках, а при реставрации здания в XIX веке на его кровле появились гибеллинские зубцы.
Дворец Маффеи (итал. Palazzo Maffei) — барочная постройка, построенная на месте здания XIII века. Балюстрада украшена статуями античных божеств: Юпитера, Аполлона, Венеры, Минервы, Меркурия и Геркулеса.
Перед дворцом расположена мраморная колонна Leona della Serenissima, увенчанная крылатом львом — символом Венеции, под властью которой город был 400 лет.
Башня дель Гарделло (Часовая башня) примыкает к дворцу Маффеи. Построена в 1370 году по указанию Кансиньорио делла Скала. В 1626 году над ней был возведён аттик с гибеллинскими зубцами.
Дом Маццанти (итал. Case Mazzanti) — фасад здания в XVI веке был расписан фресками на мифологические сюжеты.
Башня Ламберти высотой в 83 метра. Построена в 1172 году веронской семьёй Ламберти от которой и получила свой название. Известна также как «Башня с колоколами» благодаря установленным на ней в 1464 году колоколам Регно и Марангона.
В центре площади находится фонтан Веронской Мадонны (итал. Madonna Verona). Его возвели в 1368 году по указанию Кансиньорио делла Скала. Для фигуры Девы Марии была использована римская статуя, датированная 380 годом.
Рядом с этой площадью находится Площадь Синьории (Piazza dei Signori) — одна из центральных исторических площадей Вероны. Площадь получила своё название благодаря тому, что на ней располагались здания, в которых в разные периоды размещались власти и органы самоуправления города, в настоящий момент — одни из главных достопримечательностей средневековой Вероны.
Арка, ведущая от Piazza delle Erbe к Piazza dei Signori
Дворец Подеста (Palazzo del Podestà) построен в конце XIII века по указанию властителя Вероны Альберто делла Скала, с 1311 года становится главной резиденцией самого могущественного из Скалигеров — Кангранде I. Именно по его приглашению во дворце в течение 13 лет жил Данте.
Лоджия Совета (Loggia del Consiglio) — строительство здания было начато по заказу городского совета Вероны в 1470-е годы, окончено в 1493-м году, но ещё долгие годы велись работы по оформлению как внутри, так и снаружи здания. На кровле здания были установлены скульптуры знаменитых уроженцев Вероны — Катулла, Плиния Старшего, Витрувия, Корнелия Непота, примыкающую слева арку ворот венчает фигура Джиро́ламо Фракасторо.
Дворец общин или Дворец правосудия (Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione) выходит своими фасадами и на Площадь Синьории и на Пьяцца делле Эрбе, в нём размещались городское правление и суд. Построен по одним данным в 1138 году, по другим — в 1193-м. Здание выделяется характерным для Вероны видом, благодаря чередующимся в кладке светлым туфовым блокам и красному кирпичу. В период вхождения Вероны во владения Венеции в здании также размещался суд и нотариальная коллегия, а также тюремные помещения. В 1447 году во внутреннем дворе дворца была пристроена двухпролётная готическая лестница, получившая имя — Лестница Разума (la Scala della Ragione). Комплекс Дворца общин включает в себя также Башню Ламберти (Torre del Lamberti). Башня была построена семьёй Ламберти в 1172 году, имеет высоту 83 метра и по сей день остаётся самым высоким зданием Вероны. На вершине башни — смотровая площадка, доступная для посещения туристами.
Памятник Данте был возведён на Площади Синьории в 1865 году на месте существовавшего с XVII века, но не функционировавшего долгое время, фонтана. Монумент был изготовлен из каррарского мрамора скульптором Уго Дзаннони.
Domus Nova
Рядом с площадью находится еще один уникальный шедевр средневековой архитектуры - Арки Скалигеров (Arche Scaligere; гробницы Скалигеров) — готические надгробия трёх представителей рода Скалигеров, управлявшего Вероной в XIII—XIV веках.
Расположены рядом с церковью Санта Мария Антика.
Арка Кангранде I делла Скала. Расположена над входом в церковь в Санта Мария Антика и выполнена в форме табернакля. Является одним из самых выдающихся образцов веронской скульптуры XIV века. Скульптор неизвестен, авторство ряд исследователей приписывает Джованни Риджино, но традиционно автора называют «мастер арок Скалигеров». Кангранде I дважды изображён на ней: лежащий, объятый вечным сном и на вершине надгробия сидящим на лошади как участник турнира. В настоящее время оригинал гробницы находится в музее Кастельвеккио, а над входом в церковь установлена копия.
Арка Мастино II. Мастино II делла Скала, скончавшийся в 1351 году, начал строительство надгробия ещё при жизни. Саркофаг украшен фигурами ангелов и святых, сам правитель, одетый в доспехи, изображён на коне.
Арка Кансиньорио. Выполнена в 1375 году мастерами болонской школы Гаспаре Броаспини и Бонино да Кампионе. Надгробие шестиугольной формы поддерживается витыми колоннами. Грани украшены скульптурой, рельефами. На вершине установлена конная статуя Кансиньорио.
А потом мы зашли на самый попсовый аттракцион Вероны – дом Джульетты (Via Cappello, 12). Это – хит. В небольшом дворике толпится уйма народу, даже в самый дворик протолкаться очень трудно. Сам дворик, правда, выглядит очень мило и аутентично – высокие правдоподобно обшарпанные кирпичные стены, средневековые венецианские (мои любимые!) окна, с тяжелыми решетками на окнах (“сижу за-а-а решеткой в темнице-е-е сырой …”), коваными фонарями на стенах, густо-обильно увитая плющом стена, классические гибеллинские зубцы над ней,
очень старомодные балконы под крышей,
и - маленький “средневековый” балкончик под ними. Это – балкон Джульетты. За небольшую мзду (кажется, 6-8 евро) можно зайти в здание, пройти на балкон, покрасоваться перед всеми и сфотографироваться на нем.
А во дворике – бронзовая статуя Джульетты, очень юной и очень грустной на вид. И ее, как бы это выразиться, все по очереди обнимают и … лапают. И этот волнующий момент положено запечатлевать на фото. И это – бесплатно. Считается, что прикосновение к груди Джульетты приносит удачу в любовных делах. И грудь Джульетты, извините, весьма потерта.
Еще в этих делах помогает приклеить на стену прохода во дворик свою собственноручную записочку с изложением своих проблем (озабоченностей). Правда, с точки зрения муниципалитета Вероны это – нарушение порядка, и за это положен административный штраф, но это никого не останавливает. И копов-carabineri я в этом дворике не видел. И кто это им разрешит туристов отпугивать, хотел бы я знать? Правда, известно (тому, кто интересуется), что этот дом не имел отношения к семьям Монтекки и Капулетти, и балкон этот вроде бы был сделан в 19 веке, но это опять же никому не интересно.
На Piazza Idipendanta
Церковь San Giorgetto на Piazza Santa Anastasia
Chiesa di Santa Anastasia (Церковь Святой Анастасии) – готическая базилика, самая крупная из городских церквей. Воздвигнута в честь христианской святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Ранее на этом месте существовала более древняя церковь, посвящённая той же святой. Базилика была построена по проекту двух доминиканских монахов Фра Бенвенуто да Болонья и Фра Никола да Имола. Строительство началось в 1290 году и продолжалось до 1481 года. Изначально предполагалось посвятить собор веронскому святому мученику Петру, однако горожане продолжали называть базилику именем святой Анастасии.
Базилика имеет высокую апсиду с пристроенной к ней колокольней, завершающейся островерхим щипцом с белыми нервюрами. Главный фасад церкви остался незавершённым (верхняя часть лишена облицовки). Портал церкви имеет два дверных проёма и украшен барельефами работы Риджино ди Энрико на сюжеты Нового Завета и житий святой Анастасии и апостола Петра, а также истории доминиканского ордена.
Рядом со входом в базилику установлен висячий саркофаг Гульельмо ди Кастельбарко. Создание саркофага относят к 1320 году, он считается предшественником веронских арок Скалигеров у церкви Санта Мария Антика.
Via Doumo 7
Chiesa Valdese на Via Doumo 11
Кафедральный собор Вероны (Duomo di Verona, или Cathedrale di Santa Maria Matricolare, на Piazza Duomo) — местонахождение кафедры епископа города. Строительство храма в романском стиле было начато в первой половине XII века, освящение состоялось в 1187 году. В середине XV века он был надстроен и расширен, в результате чего приобрёл позднеготичекие черты. От первоначального романского облика остался входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Он создан мастером Николо, автором входного портала базилики Сан-Дзено Маджоре. Над порталом в люнете находится рельефное изображение Девы Марии в сцене поклонения пастухов и волхвов. Портал украшен скульптурными изображениями ветхозаветных пророков, сценами охоты и фигурами двух рыцарей из каролинского эпоса — Роланда и Оливьера.
Собор трёхнефный, внутреннее убранство выполнено в готическом стиле, который подчёркивают колонны из красного веронского мрамора, стрельчатые аркады, крестовые своды с золотыми звёздами на голубом фоне. Боковые алтари и приделы устроены в особых секциях, расписанных в XVI веке Джованни Фальконетто.
Дом на фото левее (там же, на Piazza Duomo) - Parroccia Santa Maria Assunta: Канонические музей и пинакотека коммуны Верона, Biblioteca Capitolare
Via Arcidiacono Pacifico
Вид на реку Адидже на север c Ponte Giuseppe Garibaldi, круглый купол в центре - San Giorgio in Braida. Слева вверху - холм с Santuario Nostra Signora di Lordes
Вид на Ponte dalla Vittoria с севера
Вид с моста на Campanilla (звонницу) Duomo
Еще один вид на Duomo - Cathedrale di Santa Maria Matricolare, через Адидже, с запада:
За северной излучиной Адидже на холме видна Castel San Pietro
Вид на северный берег Адидже - бывшая крепость, прикрытая с севера крепостными стенами, место расположения San Pietro Martire и San Stefano
Duomo с Campanilla - вид с Lungadige San Giorgio
Porta San Giorgio
Сан-Джорджо-ин-Браида (итал. San Giorgio in Braida) — бенедиктинский монастырь в городе Верона (Италия). Основан в XI веке, в 1440-е годы перешел к венецианскому братству святого Георгия в Альге. Во второй половине XV века был полностью перестроен и монастырский комплекс стал состоять из главного храма и пристроенных к нему небольших жилых помещений.
Понте Пьетра («мост-камень») — римский арочный мост через реку Адидже в итальянском городе Верона. Мост был построен около 89 года до н. э. Изначально назывался мост Мармореус, а позднее после перестроек получил своё текущее название. С правобережной стороны моста возведена сторожевая башня. Длина моста составляет 120 метров. В 1945 году при отступлении из города немецкой армии был полностью разрушен, как и остальные мосты города. В 1957 году каменный мост был восстановлен с использованием оригинальных фрагментов, поднятых со дна реки.
За мостом возвышается звонница Chiesa di Santa Anastasia
Santo Stefano
Неглубока в это время года, но быстра послегорная река Адидже с каменистым дном
Римский театр (Teatro Romano) — античный римский театр, построенный в последней четверти I века н. э. Расположен на склоне холма Кастель Сан Пьетро, бывшего центром римского поселения. Ансамбль театра состоит из полуциркульной кавеи со ступенями, схены с задником, выложенным из кирпича и орхестры с местами для знатных зрителей. Театр, находящийся близко к берегу реки Адидже, страдал от наводнений, а к периоду раннего Средневековья площадка была засыпана землёй и застроена новыми зданиями. На месте театра находилась резиденция Теодориха, а позднее лангобардских правителей. Театр был открыт в 1830 году при сносе ветхих строений, возникших на его месте. Были откопаны амфитеатр с местами для зрителей, широкая лестница, ведущая от театра к вершине холма, многочисленные арки и незначительные остатки сцены.
Вид на Teatro Romano снизу с Regaste Redentore
Вид на Ponte Pietra с юга. Возвышаются слева направо: колокольня Duomo, сторожевая башня Ponte Pietra, купол в центре - San Giorgio in Braida
Городской археологический музей Teatro Romano
Ristorante Redentore
… Тут наступила небольшая эмоциональная разрядка от культурной части. Внизу в бурных водах реки Адидже заметили молодого человека, упрямо бредшего по потоку. Если бы он встал, то ему было бы по колено, но поток сбивал его с ног, и он присаживался на дно отдохнуть. Вероятнее всего, молодой человек был навеселе, что косвенно подтвердила увиденная нами на плитах у самой реки компания, около которой стояла внушительная батарея бутылок. Они приветственно перекликались с ним (сын утверждал, что по-русски), и он, скорее всего, был одним из них – самым храбрым, или самым послушным, выполнившим указание старшего товарища: “Молодые люди, думаю, вам пора освежиться!”. А чуть далее мы встретили и их – карабинеров, в крутых сапогах, в портупеях, вылезших из машины и громко кричавших, чтобы он вылезал (наверняка планируя вчинить ему административку). Молодой человек готовно перекликался с ними по-английски, но вылезать на берег абсолютно не спешил, справедливо полагая, что в речку они за ним при всем параде не полезут. Чем закончился поединок меча и орала, мы не узнали, так как пошли дальше.
Вид на Chiesa di Sant'Anastasia с северо-востока, с левого берега реки
Monumento a Daniele Comboni на Piazza Isolo
Встретили церковь Санта-Мария-ин-Органо (Santa Maria in Organo), построенную монахами-бенедиктинцами. Церковь построена как романская базилика, в XII — XIV веках при многочисленных реконструкциях ей предали готические черты. В 1592 году Санмикели перестроил готический фасад в классическом стиле, добавив три мраморных входных портала. Верхняя часть фасада сохранила свой внешний вид с аркатурным пояском и кладкой из чередующихся полос туфа и кирпича. Церковь имеет колокольню, построенную в 1533 году по проекту Фра Джованни да Верона.
Piazza Isolo
San Tomaso Cantuariense
По Ponte Nuovo del Popolo вернулись на правый берег Адидже,
прошли к Piazza Bra,
а затем по Via Roma Ciclovia Pedemontana Alpina прошли к замку Кастельве́ккьо и Ponte Scaligero.
Памятник графу Cavour (Камилло Бенсо Кавур), герою Итальянского Рисорджименто (объединения). "Настоящий отец Италии", первый президент Совета министров Королевства Италии, созданного в 1861 году.
Кастельве́ккьо (Castelvecchio — старый замок) построен в качестве фортификационного сооружения на берегу реки Адидже в период правления Скалигеров, строительство продолжалось с 1354 по 1376 год. Изначально замок носил имя Сан Мартино аль Понте в честь находившейся рядом с ним древней церкви святого Мартина (её фрагменты были обнаружены при археологических раскопках). Своё текущее название замок получил после того как в XV веке в Вероне был построен новый замок на холме Сан Пьетро.
Строение выполнено из красного кирпича и лишено каких либо украшений. Внутренние дворы и башни Кастельвеккьо включают в себя фрагменты городских стен эпохи Древнего Рима. По периметру замка расположены шесть башен, в том числе и донжон. Замок соединён с левобережной частью города мостом Скалигеров, построенном в 1355 году.
В настоящее время (с 1923 года) в замке располагается Городской музей Кастельвеккьо (Museo Civico di Castelvecchio) с богатой коллекцией средневековой живописи и скульптуры.
Мост Ponte Scaligero, ведущий из Кастельве́ккьо на северный берег Адидже
Вид с моста на северо-восток - мост Ponte dalla Vittioria
Кастельве́ккьо с реки
Австрийский Арсенал на Borgo Trento
Вид с Ponto del Risorgimento на север на Ponte Catena
Сан-Дзено Маджоре (San Zeno Maggiore) — романская базилика, построена над местом захоронения первого веронского епископа — Зинона Веронийского (умер ок. 380 года). Над ней в V веке по указанию Теодориха Великого была построена первая небольшая церковь. В IX веке она была разрушена и по указанию короля Пипина при участии епископа Ратольдо было построено новое здание, куда в 807 году поместили мощи святого Зинона. Оно было разрушено в начале X века во время венгерского нашествия и мощи святого Зинона временно перенесли в кафедральный собор, но в 921 году их вернули в сохранившуюся крипту церкви.
В 967 году при поддержке императора Оттона Великого было построено современное романское здание базилики. В 1117 года церковь пострадала при землетрясении, но к 1138 году была восстановлена и расширена. В 1398 году была заменена крыша базилики, создан плафон главного нефа и построена апсида в готическом стиле.
Колокольня церкви была построена в XI веке, а находящаяся рядом башня XIII века принадлежит не сохранившемуся бенедиктинскому монастырю. К началу XIX века базилика была заброшена и оставлена верующими, обветшала и была восстановлена только к 1993 году.
Вид на монастырь из Vicolo Abazia
Сан-Дзено
Вид с Regasta San Zeno Ciclovia Pedemontana Alpina на мост Скалигеров, по которому мы недавно прошли
Chiesa di San Zeno in Oratorio
Кастельве́ккьо с запада
Stradone Porta Palio, 31
… По Вероне можно гулять долго - и несколько дней тоже, на вышеупомянутом сайте имеются
рекомендованные маршруты разных тем и продолжительности. Но всё когда-то кончается, и наша прогулка по Вероне тоже. В 16:25 мы вернулись на вокзал – пробежка по древним улицам, храмам и мостам заняла 4 часа. Купили в автомате билеты, вышли на платформу к поезду, и – опять нам улыбается итальянская Ferrovia! Поезд на 16:42 отменили – об этом нам сказал прибежавший на платформу кучерявый молодой служитель. Вернулись в подтрибунное помещение, там нас догнала с платформы группка русскоязычных туристов и попросила по-русски объяснить, что мы поняли из объявления. Объяснили и показали, что знали, вернулись на вокзал, еще раз поговорили с возрастным консультантом, и он нам зачитал с табло то, что мы и так видели: поезд 16:42 Cancellato, ближайший Regionale в 17:21. Прошли на указанную платформу, переспросили у всех, кого встретили, сели в поезд с надписью Venezia на табло. Нас долго не отправляли, мы бегали по очереди к выходу из вагона – выглядывать, не сменилась ли надпись на табло, – нет, не сменилась. Наконец, в 18:05 поезд выехал домой.
… Приехали в Падую. Я пошел было сфотографировать остатки восточной крепостной стены Падуи, но ничего не получилось - было уже поздно, освещение очень плохое, и вдобавок начал капать дождь – еле успел вернуться до начала серьезного ливня.
.. Назавтра предстояло покинуть гостеприимную Италию, вылет Победой из Бергамо в 15:30. Ранее планировал доехать до Бергамо не торопясь, поездом Trenitalia. Но, здорово напуганный итальянскими железными дорогами в течение этих трех дней, я после недолгого совета с Юркой решил попытаться приобрести билет на FlixBUS до Бергамо, чтобы не рисковать завтрашним попаданием на самолет. И представьте – FlixBUS не подкачал, приготовил нам нужный автобус на 23.07 – от Padova до Bergamo Aeroporto, выезд в 6:50, прибытие в 9:00, 11,99 евро за билет. Сын без колебаний согласился на столь ранний выезд, подразумевавший ранний подъем – настолько людям хочется надежности в жизни! Подключился к хозяйскому интернету, зашел на сайт FlixBUS через мобильное приложение, и с помощью VISA Сбербанк купил два билета. Перевозчик "любезно" предоставил и “возможность” выбрать места - причем бесплатно, я и выбрал с радостью, но впоследствие это оказалось обманкой – не было в салоне предложенных системой и выбранных мною мест, и садиться пришлось “в порядке живой очереди”.
Как обычно, нервные сборы закончились заполночь. Договорились с хозяином о выселении – он разрешил оставить ключи в квартире, захлопнув дверь. Переупаковали заново вещи, аккуратно уложив драгоценные сувениры, и спать.