Что ж, прошу прощения у читателей за столь длительный перерыв - к сожалению, дела никак не позволяют писать отчет быстрее. Пока есть небольшая передышка, постараюсь выложить еще несколько частей. Итак, последний раз мы остановились на...
******************************************ЛОРЕТО (Loreto)*************************************Туристический
сайт города.
Как я уже говорила, приехали в Лорето мы на автобусе
АТМА линии
R, следующем через Кастельфидардо из Анконы. Он очень удобно останавливается на Piazza Leopardi, прямо у входа в исторический центр. Также можно добраться сюда из Анконы и на поезде, однако следует помнить, что ж/д вокзал Лорето достаточно удален от центра (по информации из интернета, где-то на 1-2 км), преодолеть это расстояние можно либо на местных автобусах (что, правда, привяжет вас к их расписанию), либо пешком по Святой Лестнице (
Scala Santa). Последним путем мы воспользовались, возвращаясь в Анкону (ж/д расписание туда было удобнее автобусного), и могу сказать следующее: дорога приятная, комфортная, лестница пологая, но
подниматься в Лорето так я бы не советовала, чтобы сэкономить силы, которые еще пригодятся вам в городе и базилике. А вот
спускаясь до вокзала получите весьма приятную прогулку.
Первым, что мы увидели в Лорето, была
Пьяцца Леопарди, также известная как Площадь Петухов (
Рiazza dei Galli), благодаря расположенному на ней Петушиному фонтану (
Fontana dei Galli) 1614-1616 гг. работы Антонио Марии Галло, фигуры птиц выполнены братьями Якометти (Jacometti). Помимо петухов, фонтан украшает фигура дракона, чье изображение мы еще не раз встретим в стенах города.
С площади в сердце исторического центра можем попасть через
Порта Романа (Porta Romana) - ворота 1590 года. По дороге замечаем памятную табличку, посвященную плетельщицам четок, весьма популярного в этих краях аксессуара.
Здание муниципалитета и очередной дракончик:
После (признаем честно) несколько пресноватого Кастельфидардо сразу взбадриваемся: Лорето нравится с первого взгляда и безоговорочно. Пожалуй, это один из самых туристических городов Марке - на улицах оживленно, в лавках прекрасный выбор магнитиков и сувениров, - но все же не
слишком туристический, то есть никакого дискомфорта от толп или фальши в атмосфере не ощущается.
Такая популярность неудивительна, ведь Лорето приобрел мировую известность благодаря своему святилищу - Святому Дому, или Святой Хижине (
Santa Casa), жилищу Девы Марии из Назарета, где она воспитывалась, росла и получила Благую Весть. Согласно преданию, в 1291 г. после отступления крестоносцев из Назарета, дабы спасти дом Девы Марии от разрушения при нашествии мусульман, ангелы подняли его и перенесли по воздуху сперва в окрестности современной Риеки (Хорватия), а затем и в Италию. (Что любопытно, в Италии до 1924 г. Хижина тоже сменила несколько локаций и успела постоять под Анконой, около Порто-Реканати и в двух местах в районе Лорето, так что ангелам скучать не приходилось.)
На Площади Мадонны (
Piazza della Madonna) нас встречают базилика Святой Хижины (
Santuario della Santa Casa), возведенная вокруг дома Девы Марии (XV-XVII вв.),
колокольня Ванвителли высотой 67 метров (XVIII в.),
Palazzo Communale, ранее называвшийся Апостольским дворцом (
Palazzo Apostolico, XV в.), где можно полюбоваться работами Лоренцо Лотто, Симона Вуэ, Аннибале Карраччи, а также коллекцией майолики, и
Palazzo Illirico, где располагается иезуитская школа-интернат.
В инфоцентре меня любезно снабдили не только картой города, но и сведениями о том, что буквально недавно в базилике организовали новую
экскурсию -
по стенам бастионов. Мы как раз подоспели к началу очередного сеанса, а залезть на верхотуру для меня - излюбленное дело, поэтому первым делом поспешила туда. Однозначно рекомендую: прекрасные панорамы, интересные истории, длительность - 50 минут (не подскажу лишь в отношении возможных языков проведения, у нас подобралась италоговорящая группа). Единственное, на что обращу внимание: подъем и спуск в башню по достаточно крутой винтовой лестнице, так что если у вас проблемы с суставами, стоит тщательно взвесить свои силы.
Вид на море и гору Конеро:
На последнем фото виден мемориал на Польском кладбище, где покоятся свыше тысячи (по данным Википедии - 1 080, по данным местного сайта - 1 112) солдат Войска Польского, павших в сражениях с фашистами в ходе Второй мировой. Здесь останавливался Иоанн Павел II во время своего визита в Лорето в 2004 году.
На последнем фото - помещение, в котором некогда жили стражники, патрулировавшие стены бастионов.
А теперь настало время исследовать базилику изнутри. Минуем памятник
папе Сиксту V (1587 г.) и заходим.
Святая Хижина находится в центре базилики, она облицована
мраморными барельефами, спроектированными Донато Браманте (1509 г.), над которыми трудились лучшие мастера Италии: Андреа Сансовино, Джироламо Ломбардо, Бартоломео Бандинелли, Гульельмо делла Порта, Раньери Неруччи, Антонио да Сангалло Младший. На барельефах представлены сцены Рождества Богородицы, Благовещения, Рождества Христова и прибытия "Святой Хижины" в Лорето.
От души советую почитать подробный материал о Святой Хижине по ранее найденной
Innokentia ссылке, для стимулирования интереса приведу небольшую выдержку оттуда:
«...Раскопки в Лорето показали, что первоначальное ядро Санта Каза состояло всего из трех стен (исключая восточную, где возвышался алтарь, которого не существовало в Назарете, так как он был частью входа в пещеру) и что нижние части стен были сложены из камня, а верхние, построенные позднее, – из местного кирпича.
В ходе дальнейших исследований архитектурных особенностей Святого Дома стало очевидно, что он сооружен вопреки строительным традициям области Марке и в этом отношении являет собой скопление нелепостей: у него нет фундамента, в отличие от других домов городка; часть его сложена из камней, не использующихся в этих местах по причине отсутствия каменоломен, и только один фрагмент сложен из кирпичей, доступных в поселении; домик поставлен на общественной дороге вопреки правилам того времени; его единственная дверь расположена на северной стороне, не защищая от непогоды, а единственное окно находится на западе, обеспечивая малую освещенность и противореча самым элементарным приемам местных строителей.
Если же Дом был перенесен в Лорето из Назарета, то все эти строительные нелепости не имеют значения и лоретанское сооружение вполне соответствует Назаретской пещере во всех ее частях. К тому же изучение обработки поверхности камней в Лорето показало, что она совпадает со специфической техникой набатеев, которая была распространена также и в Палестине.
Специальное исследование читаемых надписей на многих камнях Святого Дома в Лорето показало их большое сходство с надписями, обнаруженными на Святой Земле, в частности в Назарете». Что касается ангелов, научная версия гласит, что хижину перевезли в Италию на корабле представители знатного, ведущего происхождение из Византии рода
Анджели-Комнено - однако тут тоже не всё просто, поскольку подкрепляющие эту гипотезу документы вызывают определенные сомнения. Ну а пока ученые выясняют, какие исторические лица действительно доставили сей ценный груз, папа Бенедикт XV объявил в 1920 г. Деву Марию Лоретскую
покровительницей авиапассажиров и пилотов.
Внутри Святой Хижины на месте отсутствующей стены сейчас находится
алтарь, на котором установлена деревянная
статуя Черной Мадонны с Младенцем. Это выполненная в 1922 г. копия оригинальной статуи из ливанского кедра XIV в., которая была уничтожена пожаром в 1921 г. Считается, что Черная Мадонна из Лорето обладает даром исцеления.
В XIX в. в росписи базилики приняли участие художники со всего света, так появились капеллы, носящие имя определенной нации (например, Немецкая или Французская).
На стенах
Польской капеллы изображена победа над турками войск под командованием
Яна III Собеского, короля Польского и Великого князя Литовского в ходе
Венской битвы 12 сентября 1683 г., что положило конец продвижению Османскй империи на европейские земли.
Покровительницей (во всяком случае, одной из) христианских войск в этой битве была Дева Мария Лоретская.
А вот и
капелла, рассказывающая легенду о
переносе Святой Хижины в Лорето. Надо заметить, весьма современная: несмотря на не лучшее освещение, я вижу среди персонажей не только представителей авиации, но и космонавтов.
Экзотическая капелла Святых Игнацио Лойолы и Филиппо Нери, также называемая
Капеллой индийских католиков:
На этом осмотр великолепной базилики наконец закончен! Возвращаемся на улицы Лорето.
В центре Площади Мадонны расположен барочный Большой фонтан (
Fontana Maggiore) 1604-1614 гг. Его создатели Карло Мадерно и Джованни Фонтана (как нельзя более подходящая для этого фамилия!) по почти пятикилометровому туннелю подвели сюда родниковые воды из района Реканати, чтобы удовлетворить потребности (в том числе гигиенические) многочисленных паломников. Украшен фонтан в 1622 г.
бронзовыми скульптурами братьев Якометти (уже знакомых нам по Петушиному фонтану). Бедных дельфинов, правда, зачем-то безжалостно тыкают вилкой... то есть трезубцем, а вот пузатые дракончики симпатичны без всяких оговорок.
Работа уже современного скульптора Флориано Ипполити (2015 г.)
"Посещение Марии" (встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы, также здесь изображена Святая Анна, мать Марии):
Через ворота
Порта Марина (их не сняла, мое упущение) мимо
бастиона Сангалло (1518 г.) выходим на променад с обзорной площадкой. Заходящее солнце ласково золотит пейзаж, хочется просто присесть на лавочку и помедитировать, хотя бы ненадолго...
Поскольку Мадонна Лоретская является покровительницей воздушных путешественников, в здесь просто обязан был появиться
Музей истории авиации. Туда мы, конечно, не попали бы уже при всем желании, а вот на выставленный у городских стен
самолет полюбовались:
На этом месте переполненная впечатлениями батарея моего фотоаппарата разрядилась окончательно, поэтому оставшиеся фото пришлось делать на телефон - что я не очень люблю и не очень умею. А жаль, потому что завершающий аккорд этого дня был еще впереди: после пары шагов по улицам вечернего города...
...мы вышли к очередной обзорной площадке, откуда виднелись совершенно дивные краски заката над морем. Боюсь, телефон не смог передать всё волшебство цвета, но я старалась, как могла.
Когда погасли все оттенки розового и зажглись первые фонари, мы спустились по Святой Лестнице до ж/д вокзала, купили билеты и вернулись в Анкону.