Охрид, Саранда, Берат 2014

Впечатления, отчёты о стране от побывавших в странах Балканского полуострова: Сербия Косово Македония Босния отзывы, горы и треккинг, Исторический и гастрономический туризм

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Охрид, Саранда, Берат 2014

Сообщение: #1

Сообщение potomok » 01 окт 2014, 09:35

Начало


http://osrm.at/8E6

Македония встретила нас типичным украинским асфальтом - наплывы, тряска. В первом же городке мы попытались поменять немного денег и неожиданно услышали музыку из-за угла. Там вовсю трубили трубачи и гупали барабаны.
Денег мы так и не поменяли, поехали дальше. В пгт Македонска Каменица судьба опять сыграла со мной злую шутку. В повороте мы красиво заваливаемся на масле. Мот в одну сторону, мы с Лерой в другую, Коля пытается нас объехать и одновременно не шлепнуться самому.
Мы вскакиваем, все целы-здоровы, только локоть я потёр малёха. Все местные вокруг немного в шоке, подбежал один дедок и вручил нам пластырь и всячески пытался помочь нам, спасибо ему.
Мы отдыхаем, собираемся с мыслями и едем дальше. Масляные пятна в поворотах тянутся еще километров 30 по трассе, я немного нервничаю, Лера придумывает разные пытки для урода, который засрал всю трассу маслом.
Деньги мы меняем в чудном городе Велес. Полдень субботы - не лучшее время для этого, банки почти уже все закрылись, в городе ужасно жарко. Нахожу банк, кассирша мне говорит что надо паспорт, бегу за паспортом - а банк уже закрылся, час дня )). Встречаем какого-то америкоса, который подсказывает нам что на рынке есть обменка. Едем на рынок, едем медленно, обменки не видим. Спрашиваем у таксистов, говорят - на рынке. И в свою очередь предлагают поменять, спрашиваю курс. Говорит типа 100 баксов = 450 денаров. У меня мозги плавятся от жары, вроде курс выгодный, но я шлю его подальше, все таксисты в мире - подлецы. Каким-то чудом мы находим эту менувачницу. Оказывается, что внешне обменка никак не выделяется, кроме надписи “Менувачница”, курс валют есть только всередине мелким шрифтом на листке А4. Меням деньги и тут до меня доходит что таксист хотел меня обмануть в десять раз, курс был около 1 доллар = 44 денара, получается 100 баксов это 4400 денаров.
Едем дальше.
Хочу сказать, что в Македонии существенно поменялись ландшафты, стало больше желтых цветов, меньше зелени, стало жарко, а горы стали идти не сплошняком, а отдельными цепями. Дорога оказалась вполне себе равнинная, которая иногда прерывалась довольно скоростными перевалами.
В Охриде сдается очень много жилья. Мы поселились в Apartmani Treneski, за 20 евро в сутки. Я думаю в Украине нигде не найдешь такие апартаменты за такую цену. Две комнаты, гостиная, кухня с газом, холодильник. Есть всё, чтоб нормально жить неделю или две.
У хозяина раньше был мот
Зовут его Мило, а его жену - Милка. Не могу не привести забавный диалог:
- What’s your name?
- Milka.
- Like a chocolate??!! ))
Сложилось впечатление, что хозяйка немного смутилась, от такого замечания ))
Охрид прикольный городок, много туристов со всех концов Европы. Само езеро очень красивое. Я никогда не видел, чтоб вода в озере до такой степени напоминало море.
И конечно же, тут издавна жили люди. От греков остался театр, со средних веков осталась крепость на холме и множество церквей. С церквями, кстати, македонцы ведут себя довольно хм…, по-еврейски. Вход во многие церкви 100 денаров. Почему грузины не берут деньги за вход в свои намного более древние церкви? Почему турки не берут денег за вход в мечети?
Ну вы поняли, в середину мы не пошли из принципа, церковь - это не место для откровенной коммерции.
А еще по приданию тут жил Климент - ученик Кирилла и Мефодия. Последние двое в своё время придумали глаголицу - алфавит, похожий скорее на грузинское письмо, чем на современную кириллицу. А вот Климент, в свою очередь, придумал Кириллицу.
В Македонии поменялась кухня. Шопский салат все еще присутствовал в меню, но какой-то он был маленький. А вот мясные блюда тут были на высоте. Плюс, если вы заказали какие-то колбаски, то большая вероятность, что это подразумевает и гарнир к ним в виде картошки и овощей. Правило “двух блюд” тут тоже работало.
К нашему удовольствию в Охриде было пару пахлавятен. Пахлава просто супер, плюс удивительный турецкий чай.
Ну еще немного про еду. В Охриде мы в конец запутались в название кисломолочных продуктов в магазине. В Румынии выбирали просто наугад, тут же вроде и понятно написано:
“Йогурт”
или
“Киселе мляко”
Но. Что йогурт в Румынии и в Македонии - это просто кефир. А вот с Киселе Мляко вышла хохма.
Взяли мы две пачки этого мляко, одно “овче”, а другое “краве”. Так вот, то что овче - оказалось сметаной, довольно густой, а то что краво - оказалось обыкновенным желеподобным кисляком.
Пиво местное мне не пошло, при чем цена на него была довльно высокая по сравнению с другими продуктами.
Также в Охриде было много миленьких машинок - Zastava 750.
А были и не особо миленькие, как это самоходная циркулярная пила. В Охриде топят дровами, сами видели как эта адская машина, пиляла бревна прямо на улице, а потом преспокойно ребята на ней ехали по следующему вызову.
На следующий день мы собирались покидать Македонию и пристать на берегу Ионического моря в Саранде. Вся соль была в том, какой дорогой лучше ехать. Вариантов было три. Через Эльбасан, через Корчу и Лесковик и через Грецию по автобану. Шенгена у нас не было, и че-то я еще с Киева решил, что будем ехать через Лесковик. Мило нас отговаривал, что там плохая дорога, там никто не ездит, но асфальт есть.
Но мы такие бравые ребята, плохими дорогами нас не испугаешь! Чесно говоря, на тот момент мы уже просто забыли что такое плохие дороги.

Албанская граница - это просто будка и шлагбаум. Никаких тебе заборов, талончиков, 100500 окошек. Хотя еще 25 лет назад эта страна была аналогом Северной Кореи.
Перед поездкой я где-то читал, что местные погранцы иногда забывают ставить штампы в паспорт.
Поэтому мы внимательно проверили штампы, и таки да, Коле не поставили штампик.
В Поградце мы сразу же познакомились с спецификой местных дорог. Соль в том, что в любом месте асфальт может закончится где-то на метр или на метров на 20. Едешь себе, а потом, бац, грунтовочка.
Хотя до Корчи дорога была норм(Лера даже высмотрела, что она якобы построена турками). В Корче мы проехали через какой-то центральный базар. Это просто ад какой-то: люди, машины, звери… все ходят случайными векторами, мне сразу вспомнились фильмы про Индию. Ощущения были очень похожие. Завидев ексчендж, я быстренько рванул менять деньги. Поменяв деньги, у меня было только одно желание - убраться отсюда подальше, снующие вокруг люди не внушали доверия.

http://osrm.at/8Ma

После Корчи начался тот ахтунг о котором нас предупреждали.
- дикие наплывы. Причине те же, что и у нас - слой асфальта тонюсенький.
- много песка на дороге и ямы.
Машин было очень мало. Буквально машина раз в пять минут.
Сёл очень мало, это реально глушь. Там не было ничего, ни людей, ни заправок, даже знаменитых албанских мерседесов там не было. Только перевалы и перевальчики.
Круто!, скажите вы.
Но было совсем не круто, убитая дорога не доставляла удовольствия, плюс она постепенно сужалась и наконец дорога стала реально однополосной, чтоб разъехались две машины одна из них должна была выезжать на обочину.
А вы ж не забыли про перевальчики? Сотни закрытых поворотов, из-за которых в любой момент может выскочить тачка. Но легковушек там почти не было, раз в полчаса встречались местные грузовички. Прямо перед нами пара македонцев(которые наверное как и мы решили поехать коротким путём) на машине чуть не столкнулась в слепом повороте с грузовиком. Потом эти македонцы ехали очень аккуратно, перед каждым поворотом скидывали чуть ли не до 10 км/ч. Мы ехали чуть быстрее, но всё равно, наша скорость движения составляла не более 45 км/ч без остановок.
Через пару часов этих мучений, я уже проклинал Албанию, эту чертову дорогу, жару и жалел 1000 раз что мы поехали этим путём. Горные пейзажи как-то не радовали.
Кстати, тут очень интересный философский вопрос, насколько людские постройки влияют на пейзаж? Для меня оказалось, что очень влияют. На фоне убогой дороги, полумертвых сёл, окружающие пейзажи совсем не радовали.
Перед Лесковиком открылся чудесный вид на скалистую гору, который хоть как-то разбавил унылую действительность. За Лесковиком дорога иногда становилась вполне приличная, но только иногда. Сам же Лесковик - село-селом.
Я не знаю почему, но тот район Албании не цеплял абсолютно, а наоборот хотелось поскорее оттуда уехать. Может быть всё дело в плохой дороге или жаре, я не знаю.
Мучались мы аж до основной трассы, которая ведет в Грецию. Тут наконец-то начался людский асфальт, опять появились тучи гаишников на дороге, которых мы в последний раз видели в районе Корчи. А гаишников в Албании действительно много. Тут, на юге, они стояли без радаров, они просто... стояли. Причем машины у всех были гражданские и разных марок. Коля пошутил, что ездят на том, что сумели отжать у населения. По дороге на Гирокастру нас чуть не остановил один табор гайцов, их там было человек семь наверное. Самый бухой на вид гай взмахнул палкой в нашу сторону, но другой более трезвого вида, наверное поняв, что мы явно не местные махнул нам ехать дальше.
В Гирокастре и в Голубом глазу останавливаться не было желания, хотя если верить википедии, в городе есть что посмотреть, но время нас уже поджимало.
На перевале в сторону Саранды мы увидели воочию самое главное правило ПДД Албании - мерседес всегда прав. Чем новее и больше мерседес, тем он правее. На перевале перед нами ехал новый мерс и ехал этот гад ровно посредине дороге, обойти его не было никакой возможности.
Остановились мы в отельчике Globus на окраине Саранды. Плюс в том, что на окраине были пляжи нормальные, в отличии от центра. Отельчик приятный, номера оформлены как полноценные квартиры, даже духовка была.
Саранда - это что-то среднее между Крымом и Египтом. Трудно описывать, проще посмотреть

Ни табличек въезда в город, ни знаков приоритета, ни названий улиц. Наш отель не имел никакого адреса, даже в букинге нет адреса. Отелей построено много, но вокруг них просто пустырь, валяются булыжники, иногда арматура, растут бурьяны по пояс. Лестница к мору из обычного бетона. Полное отсутствие каких либо украшений, ни тебе газонов, ни цветов, ничего. При этом, Саранда - самый крутой курорт в Албании.

Море. Женская часть нашей экспедиции наконец-то получила своё. Я коварно перевёл часы в номере, в итоге мы пошли на пляж уже в семь утра по киевскому времени, или в шесть по местному. Море классное: чистое, соленое, с рыбками, без медуз. Только большие камни на дне портили картину.
Хорошо поджарившись на солнце, мы пошли досыпать в номер, а после обеда отправились на песочный пляжик в соседнее село Ксамели. Там народу гораздо больше, и вода оказалась более соленой.

На следующий день мы поехали дальше по побережью и зависнули в кемпинге у моря. Все селения от Саранды до Влёры находятся на слонах гор, а к пляжам ведут серпантичники вниз. На пляжах стояли рестораны-хибары с заоблачными ценами, почти как в Крыму.

Утром мы собрались ехать дальше, уже оделись и тут нежданчик, пропали Лерины наколенники. Искали мы их везде. Перелопатили все палатки, все кусты. Не знаю куда мы их дели, очень сомневаюсь, что они понадобились кому-то с местных.
Делать было нечего - поехали дальше. До перевала на Влёру асфальт был хороший, на дороге было полно туристов со всей Европы.
Перевал на Влёру - очень красивое место. Вид открывается практически до материковой Греции.

http://osrm.at/8Mb

От Влёры начался Албанский автобан - четырёхполосная дорога, при чем висел знак, что мотычкам меньше 250сс въезд запрещен. Длилось это счастье всего 23 км )).
После автобана мы остановились в придорожном ресторане, явно свадебного профиля.
Ресторанчик был с претензией на высокую кухню, но на деле мы опять столкнулись с албанским восприятием окружающего мира. Принес официант еду Коле и Лере, а мои салат и макароны не приносит и не приносит. Я уже жую хлеб, запиваю водой. И тут приносит мне салат “от шефа”. Что там только не было, все виды мяса и зелени и даже сладкая кукуруза. Но по вкусу оно не сочеталось вообще никак.
И через минуту он приносит мне мою огромную порцию пасты. Хотелось ему высказать, что он осел, но он всё равно бы нихрена не понял.
Но пасту албанцы готовить умеют и порции везде большие.
От Фиери мы свернули с основной албанской дороги в сторону Берата.
Через пару км началась грунтовка. Было впечатление, что асфальта тут отродясь не было, но он все таки начался через пару км, но потом опять закончился. Всю дорогу до Берата асфальт периодически сменялся грунтовкой и наоборот.
Я смотрел на мимо проезжающие мерседесы-седаны и думал: зачем они это делают? Эти ж седаны явно придуманы не под грунтовки, зачем эти понты?
В центре Берата нам под колеса бросился дедок и начал предлагать своё жилье. Дедок очень милый, быстро решил вопрос с нашёй парковкой - побежал к соседу, дал ему денег и мы загнали свои мопеды в бывшую кафешку или что-то такое. С нас никаких дополнительных денег не взял.
Берат - это самый “исторический” город в Албании(вместе с Гирокастрой), город “тысячи окон”. Кстати, “аутентичные” домики в Берате были точно такие же как “аутентичные” домики в Трявне или в Охриде, ведь раньше это всё была одна страна - Османская Империя.
Над старый городом возвышалась крепость, мы конечно же полезли туда, на входе с нас взяли 100 леков(1 доллар), хотя есть и бесплатные входы в эту крепость. В крепости оказался вполне жилой квартал и пару гостишек, несколько заброшенных церквей.
С крепости открывался чудесный вид практически на весь город. Справа были "новые" кварталы коммунистических времен, выглядели они мягко говоря страшно, по центру - старый город, слева еще кварталы, центральный сквер и здание в американском стиле. Мы спустились с горы и потопали к этому зданию, - оказалось что это местный универ, построенный при участии америкосов. Сразу возле универа стояло несколько особо страшных сараев, неприхотливо пася конь и гуляло много людей.
Людей гуляло реально много. Коля начал выдвигать гипотезы, о том что у них выключили инет и тв )). Для нас, конечно, немного диковато, что столько людей просто гуляет вечером по городу.
Начали приглядываться в толпу и стали замечать типичные мусульманские черты общества. Нет, никаких паранджей - девушки, ходили в довольно откровенных нарядах. Но разделение по полам было четкое, мальчики гуляли с мальчиками, а девочки с девочками. В кафешках сидели только мальчики и попивали разные напитки.
На следующее утро мы узнали, что нам еще и завтрак положен от нашего хозяина. Мы замяли типичный турецкий завтрак, замяли свою дыньку, а шкурки скормили домашней черепахе.
Путь с Берата до нормальной трассы мы опять ехали со скоростью 40 км/ч. Дело было в том что асфальт начал исчезать еще чаще, буквально каждые 500 метров начиналась грунтовка. На трассу мы выехали все в белой пылюке.

Где-то тут, капитан Никола выдумал правильное название для страны шиптарей - Великі Албани. Всё это разгильдяйство, понты, бурьяны и строительный мусор уж больно напоминали какое-то украинское село.

По трассе мы в который раз убедились, что местные вообще не дружат с головой на трассе. Несколько раз нас пытались щимить и подрезать. Нам пару раз приходилось ускорятся до 150 км/ч и уходить от местных идиотов. Что радовало, что дорога до самого Шкодера шла по равнине и дорога была хорошая.
В Шкодере была крепость, с видом на Скадарское озеро, но местные аборигены нам так надоели, что мы хотели побыстрее выехать с Албанов в какое-то более логичное и цивилизованное место.

http://osrm.at/8Mc


ps:
Чуток мыслей об Албании.
Албания - это страна победившего хаоса. Албания яркий пример того, что чем сильнее был коммунизм, тем больший след он оставляет в умах людей, и след отнюдь не хороший.
Что сразу бросилось в глаза в Черногории - это цветы, это пальмы, это то, что люди пытаются как-то украшать свои дома, свой город. В Албании всего этого нет, там как и в совке, есть свой дом за высоким забором или квартира, там где у них порядок, а все общественные территории типа ничьи, и по славной коммунистической традиции, там можно срать.
Перед поездкой я читал разные отзывы об Албании, процентов 80% была негативными, потому я настроился на позитивный лад. Но действительность не была такой радужной. Каким-то непостижимым образом Албания распространяет негативные флюиды. Я до сих пор не могу понять откуда они берутся...
Много разных мелочей накладываются друг на друга, те же плохие дороги, хаос в дорожном движении, непонятное обслуживание в ресторане, туристические магнитики за 2(!!) евро, тотальная "неухоженность" городов, плохой бензин на небольших заправках, большое к-во гайцов на дорогах.

Но хорошего хватает в Албании. Пляжи шикарные на Ионическом море. Я уже писал, что климат там очень напомнил крымский, на небе ни облачка, но вода изумительного цвета, людей мало. Нет мух, комаров и прочей фигни.
Кто любит повалятся на пляже в окружении гор, то ионическое побережье Албании - то что надо! В Албании недорогие цены на продукты и кафешки. В Албании нет никаких мусульманских заморочек как Турции, муэдзина за четверо суток мы слышали всего раз.


Немного легенд об Албании.
Легенда: 80% всех машин в Албании - мерседесы.
Ложь. Их много, но даже не больше половины.

Легенда: в Албании везде кучи мусора и ужасно грязно
По сравнению с западной Европой - да, по сравнению со странами снг - нет. Точно так же как у нас. В основном много строительного мусора.

Легенда: В Албании не знают иностранных языков.
Скажем так, в туристических местах языки знали, у нас проблем не было. Но самый популярный иностранный язык - итальянский, его могут знать даже в селах типа Лесковика.

И просто пару заметок:
- почти везде принимают евро, много где цены пишут в евро
- заправляться лучше на больших заправках, мы заправлялись на Kastrati.
- есть 500 леков, поменяю на гривны
Путешествую на мотоцикле
potomok
участник
 
Сообщения: 127
Регистрация: 19.05.2014
Город: Киев
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 15 раз.
Возраст: 37
Страны: 25
Отчеты: 5
Пол: Мужской
путешествие поездка туристическая на балканы



Список форумовЕВРОПА форумСербия Македония Босния и Герцеговина, Косово форумОтзывы Сербия Босния и Герцеговина Косово Македония



Включить мобильный стиль