Сремски-Карловци, Петроварадинская крепость.
Последний день пребывания в Сербии начался с теплого прощания с хозяйкой отеля и долгожданной мойки автомобиля за 500 динаров. Парень смыл не только грязь-пыль, но и многочисленные царапины, которые мне самому затереть не удавалось. С легкой душой теперь можно не только на других посмотреть, но и себя показать. Мелодично позвякивая в багажнике изделиями «Бенишека Веселиновича», я и отправился на поиски главной смотровой площадки Сремски-Карловци. Добрался до кладбища на самой вершине горы, откуда прекрасно видна Капелла мира, построенная на месте здания, где велись переговоры о заключении Карловацкого мира. Сам городок тоже немного виден.
А вот вход на «видиковац» со стороны кладбища закрыт, висит объявление – идите на улицу Пупинова. Я съехал в указанном направлении. Улица под самой смотровой оказалась заселена цыганами, которые долго обсуждали мой вопрос «как попасть на видиковац?» между собой и с проходящими местными жителями, но пришли к заключению, что «никак». Времени, отведенного себе на посещение смотровой площадки, не осталось. Поэтому искать место для парковки, а затем лестницу наверх не стал, а поехал в Петроварадинскую крепость. Не нашел заранее информацию, можно ли заезжать в верхнюю крепость, поэтому увидев туристические автобусы и легковушки у лотков с сувенирами, свернул к паркингу. А зря. Мог бы подняться, в крепости есть две парковки, - сэкономил бы на дороге туда-обратно минут 30. Но пешком лучше ощущаются размеры, сразу верится, что фортификационное сооружение 17-18 веков «занимает площадь 112 гектаров и обладает необычной системой подземных коридоров общей протяженностью 16 километров, которые размещаются на четырех уровнях». Вход-въезд - через узкий тоннель со светофором.
Крепостные здания, за исключением часов с большой часовой и маленькой минутной стрелками, ничем особенным не запомнились.
Зато какие открываются с крепостных стен виды. Посмотрел на крошечный Петроварадин с серыми крышами, по-быстрому выпил чашку кофе под виды Нови-Сада, прогулялся по стене вдоль Дуная с остатками Старого Варадинского моста, разрушенного немцами (американцы, вроде, бомбили "новый" Варадинский мост, действующий и сейчас), да и поспешил к «савраске».
Покрутился вокруг в поисках удачного вида, но его (вид) не нашел.
Стрелки на Петроварадинских часах непривычно показывали половину двенадцатого. А самолет – в три часа.
Maps.me привели меня к мосту через Дунай, забитому фурами. Долго не думая, повернул туда, откуда приехал, и мимо родного Сремки-Карловци доехал до Инджия, в которой свернул на прямую, как стрела, и пустую дорогу до автострады. В аэропорту заехал на заправку, долил бензина до полного бака по той же цене, что и на всех предыдущих заправках, и в час дня сдал машину. Наколесил 1900 километров, потратив 120 литров бензина.
Прощаясь с Сербией через 7 суток и 1 час после прилета, немного загрустил от того, что в качестве туриста я вряд ли когда-нибудь сюда вернусь. Но вспоминать буду с удовольствием.
P.S. Вернулся с удовольствием в качестве туриста. И не раз.