дело в окрестностях Щецина
Оказалось, что дядя моего мужа, гвардии лейтенант, командир роты тяжелых танков, погиб в марте 1945 в возрасте 29 лет недалеко от Одера. Была похоронка, а точное место захоронения было неизвестно.
Но спасибо интернету и людям, которые не теряют памяти: появился обобщенный банк данных «Мемориал» ( _pomorze1945.com) и мы узнали, что дядя был похоронен в местечке Krapiel. А затем хороший человек Ярек – эксперт поиска с форума про ВВС СГВ подсказал нам, что дядя перезахоронен на воинское кладбище в Старгарде Щецинском. Сделали мемориальную табличку и отправились в путь, благо шенгенские многократные визы в паспортах стояли. Состоялась поездка в начале мая 2014 года.
Самый короткий путь оказался довольно замысловатым: на самолете до Берлина, там мы заночевали в хорошем деловом отеле InterCity Hotel Hauptbahnhoff рядом с Центральным вокзалом Наутро сели в поезд до Щецина, как оказалось в Angermunde нужно пересесть в другой состав и через 2 часа прибыть на место. Все это было указано в распечатанном в автомате билете, но без волнения не обошлось: вопреки хваленой немецкой точности поезд шел с 13-минутным опозданием, и 15-минутная стыковка сократилась до 2 минут и превратилась в пробежку на другую платформу. Утешало, что впереди бежал человек в форме железнодорожника: похоже, машинист этого состава ☺
В новом составе прошла проверка паспортов, но где закончилась Германия и началась Польша, я не заметила. Совсем близко от Щецина язык вывесок и объявлений сменился на польский. В Щецине пришлось сбегать в кассу и взять билет на электричку до Старгарда (40 минут в пути). Я порадовалась, что купила злотые еще в Москве и не пришлось объясняться в кассе про карточку или искать обмен. Электричка удобная, мягкие сиденья, понятное табло. Но если места не досталось, придется стоять. Вокзал в Старгарде порадовал тем, что не очень боялся террористов: там были камеры хранения. Разменяв в кассе монеток (9 злотых цена за сутки), мы забросили их в щелку, поставили чемоданы в ячейку, закрыли и унесли с собой большой ключ. Теперь можно было оглядеться.
У вокзала стояла вереница такси, А я-то опасалась, что трудно будет найти машину в аэропорт… Но пока что мы пошли бродить пешком
Увидели улицу с оживленным движением и двинулись к ней. Улица как улица, похожа на любой маленький город: торговый центр, мелкие магазинчики., незамысловатые вывески. Кстати, хочется есть, а вывеска обещает фермерские продукты и пиво.
Зашли в харчевню, получили по куску хорошего мяса с картошкой и салатом и по бокалу пива, заплатили около 700 рублей за двоих и ушли желудочно удовлетворенными. Теперь можно было неторопливо осматриваться и замечать красивые фасады, привлекательные кофейни и интересные магазины
Улица, идущая от вокзала, приводит к площади Свободы, где стоит старый монумент, давно требующий реставрации.
За площадью – парк и собор, но мы направляемся в другую сторону, берем такси и едем в предместье, на воинское кладбище. С таксистом удается объясниться с помощью распечатанной карты, русского и украинского языков. Приехали, попросили «Зачекайте, пану» - и все было понятно.
Воинское кладбище в Старгарде существует с 1914 года, со времен первой мировой. Здесь хоронили умерших русских военнопленных, и с тех пор стоит вот такой обелиск.
А еще много крестов с польскими именами и братских могил с пятиконечными звездами: с одной стороны аллеи польские могилы, с другой – советских воинов.
Кладбище поддерживается в порядке: пострижена трава, обрезаны кусты, есть схема расположения могил, по которой находим №37, где похоронен дядя.
Погода в этот день, 8 мая, была очень переменчивой, то нас накрывало ливнем, то тучи расступались и светило солнце.
Таксист привез нас обратно в центр города, по дороге нам удалось договориться о поездке вечером в аэропорт и даже выяснить примерную цену, опять на смеси русского, украинского и английского. Теперь можно было гулять до вечера.
Догуляли мы до ближайшего бара, который был совершенно пуст по случаю дневного времени, и попросили кофе. Хотелось спрятаться от дождя и отдохнуть. Парень неторопливо включил чайник и стал что-то сыпать в стаканы. «Неужели растворимый?» - подумала я – но кофе оказался очень вкусным, хоть и был заварен прямо в стакане. А в баре по стенам висели старые пластинки, репродукторы, лампы и даже кажется старый велосипед. А еще большой телевизионный экран. Нормальный такой спортбар с очень демократичными ценами: разливное пиво по 4 злотых, а еще за стойкой стояли 2 котелка с надписями «Бигос» и «Фляки» - и ценником тоже 4 злотых. То есть за 8 злотых (меньше 100 рублей) здесь можно получить пиво и хорошую порцию еды. (Что бигос это тушеная капуста c мяcом я знала, а вот что фляки это густой суп из субпродуктов пришлось узнавать из словаря)
Как раз напротив этого спортбара высился новенький собор, он своим красным кирпичем подчеркивал свежую зелень соседних дересьев. перед ним – памятник Папе Иоанну Павлу II, которого очень увжают в Польше.
Туда мы и пошли, и правильно сделали. Мы попали как раз в тот Старгард, который отмечен в цепочке городов Кирпичной Готики : старинный, с крепостными стенами и огромными соборами, и вместе с тем с уютными небольшими современными домами и зелёными газонами.
Город прусской провинции Померания был включен в состав Польши в 1945 решением Потсдамской конференции. Он был на ¾ разрушен во время 2й мировой, но затем памятники архитектуры были восстановлены, за что низий поклон польскому правительству.
Вначале на нашем пути был парк с разнообразными детскими площадками вдоль крепостной стены, потом ворота в старый город
И мы попали на улочку со множеством ресторанчиков – кафешек самого привлекательного вида. С тыльной стороны этой замечательной цепочки были верандочки – клумбы и лесенки,
и вела эта улочка к огромному по меркам городка собору святого Яна, или Иоанна, или Джона. Построен он был на месте часовни монастыря Иоаннитов (госпитальеров) существовавшей еще в 12 веке. В том же веке в городе поселились и монахи ордена Августинцев.
Вообще история городка уходит в 8 век, а поселения здесь были и раньше, стоит он на торговых путях и процветал, начиная с Х века и после, пока по реке шли товары ганзейских купцов. И переходил он из рук в руки, владели им князья и герцоги польские, немецкие и шведские.
А сейчас в старом городе, восттановленном после военной разрухи, милые небольшие домики. Клумбы, и какое-то очень спокойное настроение.
Конечно же, есть и старые (или восстановленные) дома
Конечно. есть ратушная площадь с пряничными домиками и их отражением в каменной мозаике на мостовой
На углу площади - симпатичный отель
На площади рядом с ратушей музей, который уже был закрыт, и бюро туристической информации. И пивная.
Над площадью возвышается кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Царицы Небесной XIII века, он не уместился у меня в кадре. Он очень хорош снаружи, затейливой кирпичной ладкой, решетками, узорами из камня.
Но еще лучше он внутри. Я еще ни разу не видела такого светлого и воздушного католического собора. В нем легко и спокойно.
До отлета еще оставалось время, которое мы провели в ресторанчике "Sabat" .
Там красиво, меню и цены ресторанные, еда хорошая, но не могу сказать, что много вкуснее, чем в фермерском кафе. Опять хлынул дождь, мы видели на веранде, нам было хорошо и хотелось остаться подольше в этом городке. Но пора было ехать в аэропорт, который равно далеко и от Щецина, и от Старгарда: в 30 км, возле Голенова. Аэропорт маленький: прилетел самолет из Варшавы - разгрузился - погрузил новых пассажиров - и улетел. В Варшаве у нас была самая короткая стыковка, 35 минут, и перелет в Вильнюс. на встречу с форумчанами. Но это уже другая история