Применительно к Гданьску эта идиома могла бы звучать «a pearl next door» – Жемчужина по соседству. Почему? Среди прозвищ Дрездена, который от Гданьска не за горами, фигурирует «Жемчужина на Эльбе». Гданьск ничуть не меньшая жемчужина, чем Дрезден, а «next door» ёмко отражает сущность города. Гданьск радушно распахивает свои ворота для всех. Да и может ли исконно торговый город вести себя иначе?
Ворота – лица города. Гданьских ворот хватит на пол-Польши. За лицом ухаживают особенно – все ворота шикарно оформлены и уверенно проходят за достопримечательности, а «Журавль» и вовсе главный символ Гданьска. Две круглые башни и почерневшая деревянная надстройка между ними, по совместительству играющая роль подъёмного крана. Остальные ворота из другого, более изящного семейства. Фактически замки с аркой посредине. Собственно, воротами.
Перспективу «Королевского тракта» – улиц Длуга и Длуги Тарг, по которому цокали кортежи монархов, открывает целая процессия ворот: Высокие, Тюремная башня и компенсация за холодок по спине от неё в виде следующих – Золотых ворот. Хотя золотого в них только лепка да надписи.
Сегодня раздавшийся центр открывается новым общегородским порталом. Это – железнодорожный вокзал. В уважительном подходе к оформлению ничего не меняется – ворота торгового города должны заманивать, как Сирены. Гданьский неоренессансный вокзал со своей феноменальной башенкой, зубастыми гаргульями-водостоками и большим витражом – один из самых стильных в мире.
Декоративность Золотых ворот задаёт тон жилым кварталам. Домики Гданьска – адепты барокко. Завитки на аттиках причудливей, чем на париках той эпохи. Стиль недаром назван голландским. В Гданьске трудилось немало тамошних умельцев. От сугубо голландского местный стиль отличает доминация особого покрытия – шероховатой штукатурки, в которую вкраплено множество мелких камешков. Не более полусантиметра величиной, они растворяются на расстоянии вытянутой руки. Длинные шеренги стоящих плечо к плечу узких мрачных домиков грязно-серого цвета сообщают центру уникальную самобытность. Секрет серости – в лицемерии приличного с виду климата северной Польши. Изначально бледно-розовые, цементно-серые или голубые дома покрываются непонятным налётом и отчаянно темнеют. В результате оригинальные оттенки едва различимы. О подчистке не думают, но итог кажущегося равнодушия непредсказуем – неповторимость города.
Своё веское слово в своеобразии говорят лишённые козырьков и карнизов внушительные оконные проёмы с голландскими переплётами. Благодаря своим размерам они выглядят лысо, а для кого-то и зловеще. Но это просто с непривычки.
Обычное, поданное под необычным углом, подготавливает к фирменному знаку Гданьска. Водосточные трубы – невольная эстетика утилитарного. Острые треугольные скаты крыш, покрытые рыжей черепицей, надёжно спрятаны за аттиками и с тротуара не видны. У основания аттиков трубы соседних домов выводятся через отверстия на фасады. Там они на манер литеры «Y» сливаются в общие водостоки, которые служат своеобразными разделителями домов. И хотя окрашены они редко где, стальной цвет ничуть не режет глаз. Как, кстати, и ржавый. Оставлять дыру на фасаде, пусть и с эрогенно торчащей из неё трубой – не в духе поляков. Недостаток всегда можно обратить в изюминку: наряду с банальными четырёхугольными кожухами встречаются слоновьи головы, изогнувшиеся рыбины и даже гитары.
На главной улице Длуга (Длинная) серый цвет приобретает окраску. Витрина города обязана быть цветной! Здесь всё блестит. Насыщенные зелёные, коричневые, голубые пятна фасадов. Лепнина, сграффито, пилястры, барельефы, скульптура в нишах. Не скажешь, что на других улицах этого нет, но на Длуге фотообъектива заслуживает каждое здание!
У готической ратуши, главной жемчужины Гданьска, улица Длуга расширяется вдвое и превращается в Длуги Тарг – Длинный рынок. Наряды зданий с произошедшей аберрацией не меняются, разве что ещё добавляют в пышности. Длуги Тарг готов свидетельствовать: деловые корни Гданьска не только не отмирают, но и крепнут. Практически все улочки исторического центра, с Длуги Тарг начиная, забиты палатками, навесами и лотками! Торгуют всем! Драгоценности, деревянная посуда, игрушки, сувениры, ковры, одежда, открытки...
Таким образом, исторически складывается, что в деловом Гданьске практически нет памятников монархам и дворцов. Редкий, надо заметить, для европейского полумиллионника случай. Короли сюда приезжали покрасоваться и напомнить о себе, но почти не жили. А жили только их наместники, которым памятников не ставят.
Храмы – другое дело, неотъемлемое для каждого жилого пункта. Золотой век Гданьска (1580-1650) выковал антиномичную архитектуру: Гданьск – город нарядных барочных домиков и строгих готических костёлов.
Гданьские костёлы органично вписаны в окружающее пространство и служат для отправления культа, а вовсе не для щеголянья роскошью перед соседом, что создаёт для туристов ряд проблем. Все перспективы замкнуты, перед костёлами нет просторных площадей, и ценители обречены созерцать детали вместо целого. А внешнее оформление большинства костёлов не блещет богатством. Похожие друг на друга, давящие тёмно-кирпичные громады, как на подбор громоздки, с минимумом украшений. Но и повода кривить губы нет: стрельчатые окна, кометами уходящие куда-то в небо, ажурные башни, острые шпили, покрытые патиной, и точёные фиалы.
Говорят, главный Гданьский костёл, Мариацкий, самый большой кирпичный костёл в мире. Поэтому поймать его в объектив целиком на Гданьских мостовых невозможно. Во время прогулки раз за разом выплывают отдельные части этого 105-метрового монстра, стоящего сразу на нескольких улицах. В свете некоторых его элементов уже не так сокрушаешься о целом – единый образ верно сшивается из лоскутков деталей. Тем более главная башня всё равно на реставрации.
Возвращаясь к дословному переводу «next door», отмечу территориальную близость Гданьска к Калининградскому кусочку России. Каких-то два часа от границы. Самая, что ни на есть «соседняя дверь». Так что, Добро пожаловать в Гданьск, его двери всегда открыты!