Green Velo протянулся на 2000 км. В прошлый раз из них мы проехали всего 300 от Замостя до Перемышля. В этот раз я выбрала отрезок, проходящий по территории бывшей Восточной Пруссии. Во-первых, хотелось хоть немножко прокатиться вдоль Балтики. Во-вторых, в этой части Польши мы еще не бывали, и она отличается от востока и юга. В-третьих, очень уж живописные места ждали нас на пути. Решающим стало открытие рейса Гданьск-Харьков, на который мы взяли билеты еще в начале осени по 400гр. Выходило, что конечным пунктом путешествия должен стать Гданьск. А вот точку старта нужно было еще определить. Сначала я думала ехать от Белостока. Но расстояние выходило слишком уж большим, а во времени мы были ограничены. Основная проблема в том, что в тех краях далеко не везде есть железнодорожное сообщение. Можно было бы, например, часть пути проехать на поезде, сократив тем самым расстояние. Но поездов не было, а автобусы с велосипедами — не вариант: велосипеды всякий раз пришлось бы разбирать и паковать в чехлы, что занимает время, да и не слишком приятно.
Выходило, что нужно искать крайнюю точку, до которой можно доехать поездом, и уже от нее стартовать в сторону Гданьска. Да, к началу маршрута решили добираться поездами. Можно было бы, конечно, лететь до Варшавы, а уже оттуда ехать поездом. Но прикинули, что это не настолько уж облегчит нашу жизнь (все равно придется еще сначала добираться поездом до Киева) и выйдет дороже (учитывая оплату спортивного оборудования в самолете). К тому же, не имея опыта перевозки велосипедов самолетом и, особенно, грамотной их упаковки и защиты, был риск на выходе получить велосипед с каким-нибудь серьезным повреждением. Тогда вся затея просто накрывалась медным тазом. Потому что некоторые поломки не всегда получается устранить быстро и просто. Еще хотелось «протестировать» поезд Ковель-Хелм, на котором мы еще границу не пересекали. Ну и, наконец, путешествие поездами не доставляет мне неприятных ощущений. Скорее, наоборот: после напряженных рабочих будней я просто мечтала сидеть у окошка, слушать любимую музыку, пить кофе и смотреть на бесконечные польские рапсовые поля, не думая вообще ни о чем…
…Августов был городом на Green Velo, до которого можно было добраться от Варшавы поездом. Поэтому, стартовать было решено из него. Как потом оказалось, доехать можно было и дальше, до Сувалок, и начать поход оттуда. Тогда дневные пробеги получились бы короче и, наверное, в целом легче. Но мы не увидели бы массу интересных мест. И тут уж получилось, как получилось. История не знает сослагательного наклонения )))
…Итак, общий план путешествия выглядел так: интерсити Харьков — Киев, ночной поезд Киев — Ковель, интерсити Ковель — Хелм, поезд Хелм — Варшава, ночевка в Варшаве, прогулка по городу и вечером поезд Варшава — Августов. От Августова начинается семидневное велопутешествие до Эльблонга, затем переезд на поезде в Гданьск, ночевка там и отлет домой.
Общий план я набросала еще в начале осени. А вот «оттачивала» детали в середине ноября, лежа в больнице после операции — артроскопии бедра. Диагноз мне поставили неутешительный — асептический некроз головки бедренной кости, коксартроз 2-3 ст. и предложили подумать о замене сустава вот уже прямо сейчас. Наверное, это выглядело совершеннейшим безумием — планировать велопутешествие в моем положении. Существовала большая доля вероятности, что оно так и останется точками на карте и файлами в компьютере. Но мне было это необходимо. Чтобы не раскиснуть окончательно. Это был своего рода вызов самой себе.
Тут ведь вот какое дело. Что обычно советуют врачи пациентам со схожими диагнозами? Забыть о спорте (о велосипеде — в первую очередь), ограничить ходьбу и прочую нагрузку на сустав, взять палочку… Одним словом, полностью поменять привычный образ жизни и медленно ползти в сторону кладбища… Парадокс заключается в том, что синовиальная жидкость внутри сустава (которая не только смазывает суставную поверхность, а и питает хрящ, не имеющий собственных кровеносных сосудов) может вырабатываться только при работе сустава, при его движении. Если же человек начинает по совету врача движения ограничивать, организм понимает это по-своему: значит, движение в суставах хозяину не слишком-то и нужно. И уменьшает выработку синовиальной жидкости, что ведет к дальнейшему разрушению не получающего питания хряща. И я приняла решение вести свой привычный образ жизни не только не ограничивая, а, напротив, увеличив определенную физическую нагрузку. Если все равно итог один — замена сустава, то какая разница, случится это годом раньше или позже? Почему же я должна перестать жить так, как люблю? Пусть это будет своего рода экспериментом: а вдруг, выйдет иначе? И уже через две недели после операции я стала понемногу крутить педали велотренажера, все увеличивая и увеличивая темп, нагрузку и время, «наездив» за зиму полторы тысячи километров.
Я долго думала, писать ли вообще об этом в рассказе. В самом деле, ну, кому это интересно… Потом решила, что все-таки напишу. Для меня самой стала огромным мотиватором история пятидесятилетнего мужчины со схожим диагнозом, который начал бегать, чего никогда не делал раньше. За полтора года тренировок он довел дистанцию до 10 км и стал участвовать в марафонах. При этом состояние его сустава заметно улучшилось и даже, по результатам исследований, появилась тонкая прослойка нового хряща (!!!) Быть может, моя история тоже станет для кого-то мотиватором?
Ну да ладно, хватит грустных предысторий! Перейдем, пожалуй, к более приятным вещам — к путешествию.
…Как и в прошлом году, в этот раз не обошлось без переживаний, связанных с поездами. Все билеты на наши и польские поезда были куплены заранее, все стыковалось как нельзя лучше. И даже польские железные дороги не «порадовали» неожиданными ремонтами железнодорожного полотна. Зато «порадовала» наша родная Укрзалізниця. 29 апреля нам выезжать из Харькова на интерсити, а с 9 апреля вступает в силу закон о том, что перевозить велосипеды в поездах интерсити запрещено! Причем, появляются рассказы людей, которых действительно не пустили в поезд… Мы пребываем в растерянности, начинаем думать, как разобрать и упаковать велосипеды так, чтобы они могли подойти под разряд крупногабаритного груза (который до 200 см суммарно во всех измерениях). Но это довольно сложно — что делать с рамой? Причем, читала о ситуациях, когда людей не пустили даже с супер-разобранным велом: проводники восприняли закон буквально — не пускать с велосипедами вообще! Как же это по-нашему! Главное — запретить. Вместо того, чтобы решить проблему и оборудовать-таки вагоны местами и креплениями для велосипедов, как это делается в цивилизованных странах…
Ладно, пытаемся решить проблему. Читаю, ищу информацию и — вуаля! На билеты, купленные до 9 апреля, новый закон не распространяется. Звоню на горячую линию, задаю вопрос, на что девушка очень вежливым и приятным голосом отвечает, что «вам абсолютно не о чем беспокоиться, это действительно так, все проводники получили соответствующее распоряжение». Ну, слава Богу, одной проблемой меньше… Главное, чтобы проводники таки действительно «получили распоряжение». К слову, как раз вчера все вернулось на круги своя — запрет отменили. Правда, правила перевозки велосипедов изменились, там вроде теперь что-то платить за них нужно (раньше было бесплатно), но это второй вопрос, решаемый…
…Но имелся и второй момент, который нас слегка тревожил — погода. Прогнозы были не то, чтобы не утешительными. Они были просто какими-то адскими: все дни поездки дожди, холод (самая высокая температура +10) и сильный северный ветер. Вспоминая прошлогодний опыт, с солнцем и жарой до +30, я как-то немного подвисла, совершенно не понимая, какую одежду нужно брать с собой. Особенно, когда ее количество ограничивается небольшим велобагажником. Вообще, это путешествие стало для нас невероятно ценным в плане приобретения самого разного опыта. Потому что прошлогодняя поездка, по сравнению с нынешней, оказалась никаким не велопоходом, а просто курортом… Я все наделась, что прогнозы, как всегда врут, и что все будет преотлично. И хорошо, что мы пересмотрели свой гардероб, отдав предпочтение теплым вещам взамен футболок и легких велосипедок. И что заказали мне в Декатлоне большой дождевик-пончо, укрывающий багажник и руль. Вот все, что добавили в рюкзаки в последний момент, в том и проездили почти все время… Но лучше обо всем по порядку…
Варшава
День первый: от Августова до Вигр. 85 км
День второй: от Вигр до Станчиков. 75 км
День третий: от Станчиков до Венгожево. 90 км
День четвертый: от Венгожево до Семпополя. 69 км
День пятый: от Семпополя до Гурово-Илавецке
День шестой: от Гурово-Илавецке до Фромборка
День седьмой: от Фромборка до Эльблонга
Эльблонг и Гданьск
…Итак, 29 апреля. С утра разобрали и упаковали велосипеды, собрали вещи, проверили билеты, брони жилья и документы — эта процедура уже привычная, так что слишком много времени не заняла. Пес все еще надеется, что его тоже берут. Но нет. Баффи остается дома с Машей.
Собираемся на перроне — участники путешествия (я, Дима и Андрей), провожающие и сочувствующие…
До Киева доехали без приключений. Погода — полный мрак: холод, дождь, все небо обложено тучами. Но настроение хорошее. Правда, внутри шевелится легкий холодок неуверенности: что ждать дальше?
Вечером загрузились в поезд Киев — Ковель, разместили велосипеды на третьих полках, поужинали и легли спать. А утром — уже в Ковеле. Правда, мы сильно опоздали: ночью случилась поломка локомотива, поезд простоял в чистом поле часа два, пока поломку не устранили. Хорошо, что у нас был большой зазор по времени, и опоздание оказалось кстати — меньше на вокзале сидеть. Погода, правда, лучше не стала…
…До следующего поезда три часа. Посидели на вокзале, побродили по окрестностям, купили кое-что из еды в дорогу… А дождь все моросит…
…В самом начале планирования путешествия я думала добраться до Августова одним днем. Это было возможно, потому что ходило два поезда Ковель — Хелм: один утром, второй — в час дня. Мы бы успели с утреннего поезда пересесть на поезд Хелм — Варшава, а затем, Варшава — Августов. Но потом расписание поменялось, и утренний поезд отменили. Подумали-подумали, и решили переночевать в Варшаве. Почему бы и нет? По Варшаве мы на велах еще не катались…
Интерсити Ковель — Хелм (точнее, Здолбунов — Хелм), это поезд, который называется «рельсовый автобус». В Польше мы много ездили на таких поездах. Но там они очень комфортные, и масса места для велосипедов есть. У нас же, похоже, в вагон натыкали дополнительных сидений: теснота страшная, приходится буквально протискивать свои колени между колен сидящего напротив человека. Такой себе «поезд дружбы». Велосипеды пристроили возле одной из не открывающихся дверей.
…Поезд идет около трех часов, хотя расстояние там — всего ничего. Основное время занимает прохождение границы. Но еще до отправления поезда начался аттракцион «провезите, пожалуйста, сигареты»: по вагону бегали какие-то люди и просили всех, кто не везет сигарет, взять к себе несколько пачек. Кроме этого, они распихивали пачки в разные «укромные» места в поезде, открывая какие-то дверцы и решетки. Такого мы еще не видели…
…Сначала документы и багаж проверяют наши таможенники и пограничники. Тут все без проблем и быстро. Затем начинается польская проверка. О, тут все затянулось больше, чем на час, хотя поезд совсем маленький. Таможенники быстро понаходили «схроны» с сигаретами и стали слишком уж придирчиво проверять все и вся: открывались все рюкзаки и сумки, наши велосипеды почти вытаскивались из чехлов и придирчиво осматривались. Брони жилья и обратные билеты никого не интересовали, цель визита (путешествие на роверах) всех устроило, но потом началась всеобщая проверка наличия денежных средств. Причем, три имеющиеся карты никого не интересовали, интересовала только наличка, и она должна была быть достаточной. У нас с собой было около 300 злотых, остальное планировали тратить с карт. Хорошо, что в последний момент взяли еще и евро. Так, на всякий случай. А то поход мог закончиться не начавшись. Из-за отсутствия наличных денег с поезда ссадили человек восемь. Я такое впервые видела… Поляки, конечно, бывают дотошными, но чтобы так… При этом все — очень вежливо, корректно и даже с шутками… Девушка, проверяющая у нас документы, сказала, что в следующий раз нужно брать свежую справку из банка о наличии на карте денежных средств. Тогда проблем не будет.
…Наконец, поляки ушли, и поезд поехал дальше. Мы уже опаздывали и немного нервничали: на пересадку по расписанию у нас всего 40 минут. Услышала, что соседи говорят о варшавском поезде. Поинтересовалась, тоже ли они собираются им ехать. Да, говорят, тут две трети вагона на него. «Успеваем?» — спрашиваю. «Пока, да,— говорят.— Как-то было такое, что поезд сильно опаздывал, так варшавский двадцать минут ждал…» Даже не удивляюсь. Это Польша, детка…
Вообще, этот поезд оставил несколько гнетущее впечатление. И своей не комфортностью, и контрабандистами, и пограничной проверкой. Киев — Перемышль в прошлом году был гораздо приятнее… Ну да ладно…
Выгрузились в Хелме, узнали платформу, перетащили велики. Впрочем, можно было платформу и не узнавать, а просто идти следом за основным потоком пассажиров.
На вокзале в Хелме мы раньше не были, а вот в самом городе были — ездили в прошлом году на денек машиной во время отдыха на Шацкеих озерах. Очень милый городок.
И вот мы в поезде. И все, как мечталось: кофе, музыка…
Ехать от Хелма до Варшавы довольно долго. Но заскучать как-то не успели. За окном стало распогоживаться, даже солнышко появилось. А вот и Варшава: Национальный стадион и Висла…
…Выгрузились на вокзале Варшава-центральная. Оказалось, здесь подземный перрон. Начали собирать велосипеды. Хозяйка забронированной квартиры уже нас ждала, так что не хотелось возиться слишком долго…
Стали подниматься наверх, таща велосипеды по эскалатору. И только на следующий день, когда уезжали из Варшавы, заметили что, кроме обычных лестниц и эскалаторов, с перрона можно подняться еще и на лифте. Ну, ладно, не поднялись, зато хоть спустились потом…
Выбрались на улицу, а там — сталинская высотка, Дворец культуры и науки. В прошлый раз мы на смотровую площадку на ней поднимались, но я тогда даже не обратила внимания, что высотка находится совсем рядом с вокзалом.
…Ориентируясь по карте, покатили в сторону нашей квартиры. До нее — около двух километров. На улице тепло, и это не может не радовать…
Приехали по адресу — большой многоквартирный дом. Встретились с хозяйкой, забрали ключи, деньги на тот момент уже были списаны с карты. Квартирка-студия совеем маленькая, но все необходимое есть. Велосипеды пристегнули на лестнице — все жильцы так делают, поэтому решили не париться…
Быстренько помылись, переоделись и пошли гулять, намереваясь где-нибудь перекусить по пути. Время — около девяти вечера…
По пути натыкаемся на арабскую закусочную, заглядываем и остаемся: цены весьма умеренные и еда выглядит аппетитно. Заказали еду, сели за столик ждать. При этом нам выдали такие вот штуковины, которые должны запищать, когда все будет готово.
Еда оказалась очень вкусной: и шаурма, и фалафели, и баклажаны, и рис, а порции — такими огромными, что мы с трудом доели. Одним словом, рекомендую. Кафе называется Amrit Oriental Food. Их по городу несколько. В центре — по адресам aleja Solidarności, 117 и Warecka, 8. Еще потом видели такое же возле вокзала Варшава-вильнюсская. Очень вкусно!
Ну, теперь можно и по вечерней Варшаве погулять! Топаем к Старому городу…
На центральных улицах довольно людно. Завтра в Польше выходной — 1 мая, День труда. Так что народ уже начинает потихоньку расслабляться. Так же, как и в Познане, в Варшаве полно прокатных электросамокатов. Молодежь на них просто гонки устраивает по вечерним улицам.
Чем дальше от главных улиц, тем пустыннее становится Варшава. Дошли до Рыночной площади, поздоровались с Сиренкой, побродили по улочкам, заглянули на смотровую площадку над Вислой, да и потопали назад. Времени было уже почти 12 (по нашему — час ночи), поезда и переезды утомили, так что шли уже почти на автопилоте. Пора отдыхать…